Появление науки в Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появление науки в Древней Греции



 

Причиной того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла в эпоху архаики, – появление частной собственности. Весь остальной мир, древнейшие цивилизации Востока демонстрировали так называемый «азиатский способ производства» и соответствующий ему тип государства – восточную деспотию. Командно-административная система (восточная деспотия) абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и не имевший никаких гарантий восточный рынок, которые целиком зависели от государства и обслуживали его. Властные отношения в таком обществе являются первичными, а отношения собственности – вторичными. Собственностью в таком обществе распоряжается тот, в чьих руках находится власть. Прежде всего это чиновники разных рангов и, конечно, верховный правитель государства. Такой способ производства и тип государства сформировались в результате разложения соседских общин и стали логическим продолжением существовавших в общине отношений.

При азиатском способе производства экономической основой общества является труд свободных людей – крестьян, ремесленников, но не рабов. Безусловно, рабство хорошо известно на Востоке, но это так называемое «домашнее рабство», не играющее существенной роли в экономике страны.

Огромную роль в восточной деспотии играют многочисленные чиновники – писцы, надсмотрщики, следящие за исполнением распоряжений верховной власти и создающие для этого очень сложную, разветвленную, но хорошо отлаженную систему учета и контроля. Каждый человек в государстве занимает четко отведенное ему место, с соответствующими ему обязанностями, правами и степенью благосостояния. Но при этом человек полностью зависит от правителя и чиновников, общение с которыми невозможно строить на чисто логических и рациональных отношениях. Случай или каприз вышестоящего могут в одночасье изменить судьбу любого человека. Даже верховный правитель не застрахован от этого. В результате переворота его и его приближенных могли убить. Но их места тут же занимались новой знатью из числа восставших, потому что система властных отношений была незыблема. Если человек, живущий в таком государстве, лишается своего места и должности – он лишается всего. В таком обществе просто не возникает вопроса о правах человека и необходимости их защиты. Все это приводит к фатализму, характерному для восточных цивилизаций, а также к отсутствию приоритета личности, отказу от рационального способа познания мира, склонности к мистицизму и эзотеризму – другим специфическим чертам этих цивилизаций.

Совершенно иные отношения возникли в Греции первой трети I тысячелетия до н.э., где появилась частная собственность, товарное производство, ориентированное на рынок, и отсутствовала сильная централизованная власть. Там же впервые зародилось классическое рабство, которое стало экономической основой общества, а также первые антагонистические классы.

Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей политические, правовые и иные институты:

– систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественных делах;

– систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод;

– систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности и появлению гуманистического древнегреческого искусства.

Так, демократия сделала народ властелином государства, кардинально изменила отношения между народом и властью. Теперь каждый гражданин лично обсуждал и принимал законы, по которым жило его государство. Автором этих законов мог быть любой» гражданин. Таким образом, общественная жизнь высвобождалась из-под власти религиозных и мистических представлений, закон переставал быть слепой силой, продиктованной свыше и неподвластной человеку, а становился демократической нормой, принятой большинством голосов в процессе всенародного обсуждения. Обсуждение этих законов основывалось на риторике, искусстве убеждения и логической аргументации. Все, входящее в интеллектуальную сферу, подлежало обоснованию, хотя каждый имел право на особое мнение. Так постепенно формировалось убеждение, что истина – не продукт догматической веры, принимаемой в силу авторитета, а результат рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Не случайно в Греции так высоко ценилось умение словом убеждать людей, и философы-софисты, обучавшие этому искусству греческую молодежь, получали за свои уроки большие деньги.

Таким образом, постепенно сформировался аппарат логического, рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знаний в целом, в инструмент передачи знания от индивида к обществу. Так появилась наука как доказательное познание, теперь она удовлетворяла критерию рациональности знания. Отныне ничего не принималось на веру. Рациональное доказательство неизбежно приводило к требованию систематизации знаний. Не случайно идеалом научной теории стала геометрия Евклида, представляющая собой систему аксиом и выведенных из них по правилам логики теорем.

Важным было и уже упоминавшееся нами ранее отсутствие у греков касты жрецов, монополизировавшей интеллектуально-духовные функции общества, консервировавшей традиционную культуру. Это приводило к доступности знаний для любого гражданина и свободного человека. Так древнегреческое знание стало соответствовать трем критериям научности – системности, рациональности, а также наличию механизма для получения нового знания.

Но важнейшим критерием научности является теоретичность знания, отрыв его от повседневных практических интересов. Формирование этой стороны древнегреческого знания было связано с такой особенностью греческой цивилизации, как рабовладение. Именно классическое рабство было экономической основой античной цивилизации, причем число рабов постоянно увеличивалось. Так, в период расцвета Афин в V–IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Занятия свободного человека и занятия рабов резко различались. Заниматься ремеслом для свободного человека считалось недостойным.

Это был очень важный шаг для становления науки, так как именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию – непременное условие науки (обобщение принципов орудийно-трудовой деятельности порождает лишь абстрагирование, на что способны и высшие животные). Умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли – великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сферы «теоретического» и сферы «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии – планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, апории элеатов, диогеновский поиск сущности челрвека – все это не имеет каких-то очевидных связей с материальным производством. Практика, обусловливая абстрагирование, препятствует возникновению идеализации как его логического продолжения. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Все эти сугубо «непрактические» вопросы весьма далеки как от сферы массового производства, так и от сознания производителей. Но без них подлинной науки возникнуть не может, именно об этом говорит пример Древнего Востока.

Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время.

Тем не менее, это уже была наука, имевшая свой предмет, методы его изучения и познания, свои способы доказательства, что позволяет говорить о появлении первых научных программ. Они сформировались в VI–IV вв. до н.э., выделившись из мифологии, бывшей до этого господствующей формой сознания.

От мифа к Логосу

 

Миф – многослойное и полифункциональное образование. Это обобщенное отражение действительности в фантастическом виде тех или иных одушевленных существ. Он резко отличается от понятийного мышления, современного мировоззрения тем, что всегда принимается за правду, как бы ни был неправдоподобен. Мир мифа одновременно связывает человека с двумя мирами – реальным и сакральным (божественным), отчужденным от обыденного мира. Он -одновременно наглядный, чувственно-данный и волшебный, чудесный; индивидуально-чувственный и обобщенный; очевидно-достоверный и сверхъестественный. Главная его функция – регуляция общественной жизни во всем ее многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где сливаются воедино производственные, социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря, миф – это форма практически-духовного освоения мира, которая преодолевает, подчиняет и преобразует силы природы в воображении и при помощи воображения.

В период античности постепенно меняется отношение к мифологии, которая в Греции времен Гомера и Гесиода была господствующей формой сознания, хотя и не в своем первозданном виде. Она уже была преобразована, систематизирована, переосмыслена в эпосе и теогониях. Космогонические мифы – это высшая форма мифотворчества, которая уже содержит зародыши научного отражения мира. В «Теогонии» Гесиода, излагающей начальные этапы развития мира из хаоса, история мира – пока еще не история естественных, природных процессов, а история рождения и смены поколений богов. Но мы видим, как Гесиод пытается найти в системе мифов рациональный смысл, за художественными образами – вечные и неизменные начала мира.

Так, постепенно начинает разрушаться стройное Здание мифа. Это было связано с отказом от логики мифа, препятствующей появлению таких фундаментальных принципов науки, как универсальность, детерминизм и т.д. Люди все отчетливее начинали видеть разницу, границу между реальным и нереальным, объективным и субъективным. Следующий шаг – представление мира как материального образования, в котором все совершается по естественным причинам и эти причины могут и должны быть познаны человеком.

Результатом разрушения мифа стала первая научная картина мира, сильно отличавшаяся от мифологической. Миф дает человеку ответы на все интересующие его вопросы о мире: его возникновении и развитии, о появлении человека, о силах, действующих в нем. При этом картина мира, формируемая мифом, доступна и легка для восприятия любым человеком. Но при этом в ней действуют различные сверхъестественные силы и существа, являющиеся причиной многого из того, что происходит вокруг. Их существование принимается на веру. Наука же отказывается объяснять непонятные вещи и явления в мире с помощью сверхъестественных или божественных причин. Она пытается для всего найти естественные причины и рационально вывести из них законы нашего мира.

Поэтому переход от мифа к Логосу, от мифологических представлений к теоретическому мышлению является важнейшим достижением древнегреческой культуры. С этого времени рациональность вошла в плоть и кровь западной цивилизации, стала одной из основ современного мира. И не очень важно, что большинство положений античной научной картины мира отвергнуты современной наукой. Попытка объяснить мир исходя только из него самого, без привлечения сверхъестественных сил является одним из важнейших узловых моментов в истории всей мировой цивилизации.

Античная наука

 

Итак, мы с полным основанием можем говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Происходило это в форме научных программ. Ведь прежде чем заниматься собственно научными исследованиями, нужно было ответить на важнейшие вопросы: Что изучать? Какими методами? Почему мы можем познавать мир?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.01 с.)