Культура как предмет философского анализа. Понятие культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как предмет философского анализа. Понятие культуры.



Категория культуры в современном социогуманитарном и философском знании. Философия культуры как наиболее общее осмысление феномена культуры, ее сущности, места в системе мироздания и человеческого бытия. Функции культуры. Универсалии (парадигмы) культуры. Универсалии как базисные ценности культуры.

Культура – одно из самых сложных, многозначных понятий, имеющее множество интерпретаций.

Этимология (происхождение) слова “культура” в европейской традиции. Слово “cultura” (лат.яз.) производно от глагола “colere”, означающего “возделывать, почитать, населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться”. От “colere” соответственно производны слова “colonus” (“то, что населяется”) и “cultus” (“то, чему поклоняются”). Слово “cultura” использовалось древнеримскими авторами (Цицероном и др.) в значении “возделывание, культивирование, выращивание” (растений, животных), “придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний”, т.е. применялось преимущественно к аграрной сфере. Понятие “cultura”, обозначающее нечто искусственное, возделанное, обработанное человеком, в древнеримском контексте противопоставлялось понятию “natura” (“природа”), характеризующему искусственное, первозданное, дикое состояние.

В древнекитайском языке понятие “вэнь” (культура) происходит от слова “татуировка”. Соответствующий иероглиф схематически изображает человека статуировкой на груди и имеет значение “украшение, цвет, изящество, красота”. Таким образом, в противовес естественному культура рассматривается как нечто изящное, утонченное, очеловеченное.

В европейской интеллектуальной традиции слово “культура” приобретает следующие смыслы (значения):

1) развитие, культивирование, совершенствование природы человека, в первую очередь, в ментальном, умственном отношении;

2) состояние общества, основанное на праве, порядке (в этом значении употребляется также понятие цивилизация);

3) формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности;

4) особенности образа жизни и деятельности, свойственные группе людей или присущие обществу в конкретный исторический период.

В истории европейской мысли развивалось множество интерпретаций и концепций культуры, оформился ряд принципиальных подходов к ее пониманию. Выделим наиболее значимые и характерные

Эпоха античности. Культура есть собственно “paideia” (греч.) и ”humanitas” (лат.), или совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека; один из главных предметов теоретических дискуссий. Согласно “культурологическому” мифу Протагора, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны, помимо всего прочего, помощи богов. По мнению других софистов, а также Демокрита, только человек является творцом культуры, которую он создает, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Аристотель вслед за Анаксагором указывает, в чем состоит превосходство человека над животным: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом культуры, а с нею – искусства в широком смысле слова. В этом выразился гуманизм классической древности, отличавший ее от Древнего Востока, где, напротив, подчеркивалась зависимость человека от природы. Достижения людей, связанные с производительными способностями, направленными на удовлетворение материальных потребностей (например, ремесло) или отдых (музыка, поэзия), Аристотель ценил ниже, чем “практическую” общественно-политическую деятельность, цель которой – совершенное общественное устройство; право на эту деятельность имеет только свободный человек. Для достижения высшей ступени культуры, которую Аристотель видит в духовном воспитании и которая заключается в чистом созерцании и теоретическом мышлении, необходим досуг, следовательно, она доступна только состоятельному свободному человеку, который довольствуется досугом как таковым, не преследуя какой-либо практической пользы. Единым мерилом всякой человеческой деятельности (кроме ремесленного труда, считавшегося низким) в классической античности являлась paideia – всестороннее гармоническое развитие личности и общества, или humanitas. В античности сосуществовали две противоположные культуры: культура большинства, к которой принадлежали экономически и политически зависимые свободные люди, т.е. свободные лишь наполовину, и культура меньшинства, господствующего над большинством. Это приводило к усилению противоречий между практической культурной деятельностью (vita activa), характерной для времени расцвета Греции и Рима, и деятельностью по преимуществу теоретической (vita cotemplativa), которая особенно ценилась в более позднее время. Это противоречие было определяющим на протяжении всей античности и продолжало существовать вплоть до нового времени.

В концепции пайдейи (образованности, воспитанности), развитой в классическом древнегреческом обществе, культура ассоциируется с образованностью, универсальным, многосторонним развитием, подготовленностью человека к различным формам общественной деятельности.

Древнеримская концепция “humanitas” (образованности, человечности) утверждала достоинство гражданина, получившего разностороннее развитие, обладающего чувством долга, способного занять любой государственный пост, владеющего ораторским искусством и высоким художественными вкусом.

В идеале учености, получившем развитие в эпоху эллинизма, подчеркивается начитанность, владение искусством интерпретации, комментирования. Этот образ культурности перенимается христианской традицией.

В эпоху Возрождения идеалом культуры становится творчество, создание ценностей, в первую очередь, художественных. Культура трактуется как сфера гуманитарных занятий – “studia humanitatis” (поэзия, живопись, зодчество, ваяние, риторика).

В новоевропейской философии XYII- XIX вв. были созданы различные концепции культуры. В философских учениях XYII в. культура трактовалась как качество ума, как хорошо возделанный разум. Английский мыслитель Ф.Бэкон (1561-1626) связывал культурность с преодолением всех ложных авторитетов, предрассудков, верований, а француз Р.Декарт (1599-1650) основным измерением человеческого развития считал освобождение разума от влияния страстей и аффектов. В концепции общественного договора английского философа Т.Гоббса (1588-1679) культура трактовалась как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, совокупность созданных людьми условий для совместной жизни. Например, Гоббс утверждал, что государство, язык, мораль, искусство, обычаи и другие общественные установления являются продуктом целенаправленного человеческого созидания. Немецкий мыслитель И.Г.Гердер (1744-1803) трактовал культуру как совокупность человеческих умений, создаваемую человеком вторую природу, воплощенную в многообразных, исторически развивающихся формах человеческой деятельности. И.Кант (1724-1804) понимал культуру как сферу человеческой свободы, отражающую безграничные возможности человека. Часто культура трактовалась как сфера духовности, как совокупность символических систем (искусства, мифологии, религии), которые представляют собой специфические формы человеческого мировосприятия.

Современные подходы к пониманию культуры

В современной философии культуры существуют разнообразные трактовки культуры, среди которых наиболее важными являются следующие:

1) культура – это мир ценностей, совокупность лучших творений человека (аксиологический подход);

2) культура – это совокупность артефактов, искусственных, созданных человеком предметов и феноменов, все то, что сделано людьми и характеризует их жизнь, отличает человеческое общество от природного мира (антропологический подход);

3) культура – это система нормативных технологий, социальных отношений и взаимодействий, обеспечивающая различные стороны человеческой жизни и удовлетворяющая многообразные потребности (функциональный подход);

4) культура – это сфера духовности, область идеального, продукты духовного творчества (идеационный подход);

5) культура – это совокупность умений, образцов и форм деятельности, общественно-историческая практика в широком смысле слова (деятельностный подход);

6) культура – это проявление человеческих качеств, характеристика меры человеческого развития (субъектный подход);

7) культура – это совокупность знаков и текстов (семиотический подход);

8) культура – это мир смыслов, система социальной информации, ценности, опыт, образцы деятельности, воплощенные в созданных человеком артефактах, продуктах, сохраняемые и транслируемые человеческим сообществом (информационный подход).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.16 (0.008 с.)