Социальная структура общества, выделение различных подсистем (подструктур) социума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура общества, выделение различных подсистем (подструктур) социума



Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействий

- с точки зрения историко-генетического подхода. Возникновение следующих подсистем (подструктур) общества в реальном историческом процессе:

1) социально- этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя 2 формы доклассового общества:

1) род как объединение кровных родственников, обладающей общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями;

2) племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов.

Народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.

Нация – общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма.

Признаки нации

- общность территории,

- языка,

- экономической жизни,

 общие черты психического склада,

- наличие национального самосознания,

- специфическая культура,

- общность духовной жизни.

2) подструктура социальной структуры общества – социально- демографическая.

Фундаментальная общность – народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

3) социально- пространственная как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (например, внутригородские).

4) социально- классовые в рамках марксистского подхода как определенная форма развития производства, либо в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, способу получения доли общественного богатства.

5) профессионально-образовательное общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

Стратификация (лат. stratum – слой, facio – делаю) – система признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальная структура общества. 

Философия истории: основные понятия и этапы развития.

Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории, с другой стороны, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и другим), социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфики исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории. Отмеченные ракурсы философии истории фиксируют, как мы видим, два ее измерения – исследование исторического бытия в целом, или всемирной истории во всем ее многообразии, и философский анализ исторического познания, его форм, методов, границ и особенностей.

Термин "философия истории" впервые введен в философский оборот в XVIII в. Вольтером. Использовал его также И.Г. Гердер в работе "Идеи о философии истории человечества" (1791). В 1822–1823 гг. Г.В.Ф. Гегель впервые прочитал лекции по философии истории, представив всеобщую историю человечества от первобытных времен до современной цивилизации. В соответствии с этим философским подходом история была поднята на более высокую ступень, где она в отличие от чисто эмпирической, то есть устанавливающей факты, стала философской историей, понимающей их, познающей причины того, что эти факты произошли именно так, как они произошли.

Классические версии философии истории, которые принято называть онтологической или субстанциональной моделью философии истории (метафизикой истории) были разработаны Дж. Вико, Гердером, Гегелем, Марксом, Шпенглером, Тойнби, Бердяевым, Ясперсом и др.

Критическая (аналитическая) философия истории: Дильтей, Виндельбанд, Риккерт, Кроче, Коллингвуд.

Предметы философии истории:

  1. Уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории.
  2. Осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, религиозным и др.)

Проблемное поле классической (онтологической) философии истории:

- природа, специфика, причины и факторы движения истории;

- закономерности и случайности в истории;

- направленность и смысл истории;

- движущие силы исторического развития;

- тематизация содержания и ритма истории;

- характер отношения прошлого, настоящего и будущего;

- проблема выбора путей исторического развития.

Проблемное поле критической (аналитической) философии истории:

- природа и специфика исторического познания;

- особенности исторического описания (нарратива);

- понимание и объяснение в истории;

- историческое и донаучное знание;

- социокультурные и ценностные регулятивы исторического знания;

- рациональное и иррациональное в историческом знании;

- структура и методы историческоих фактов;

- детерминизм, случайность и свобода воли в историческом познании.

Становление аналитической философии истории было детерминировано развитием в конце XIX в. дисциплинарно организованной науки, опредмечиванием наук о природе и "наук о духе", когда эти науки приобретали статус самостоятельных дисциплин. Традиция критической философии истории формировалась благодаря усилиям Дильтея, Виндельбанда, Риккерта, Кроче, Коллингвуда, обративших внимание на специфику и природу исторического познания, логику его развития. Существенный вклад в разработку аналитической философии истории внесли в 40–50-е гг. XX столетия такие представители критико-аналитической философии, как Гемпель, Дрей, М.Уайт и др.

Критико-аналитическая философия истории особый импульс развития получает в XX в., когда появляется большинство работ по эпистемологии (гносеологии) и методологии исторического познания. Не случайно критическую философию истории называют гносеологическим направлением (логикой исторического познания) в понимании предмета философии, в противоположность онтологическому, акцентирующему внимание на проблеме исторического бытия.

Русская философия истории:

Н. И Кареев: на историю надо посмотреть глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты. Философия истории есть суд на историей.

Л.П. Карсавин. Задачи философии истории: 1. Исследование первоначал исторического бытия (теория истории). 2. Рассмотрение этих начал в единстве бытия и знания (философия истории в узком смысле). 3. Познание и изображение конкретного исторического процесса (метафизика истории).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.208.206 (0.009 с.)