Суммарная диаграмма тангенциальных сил 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суммарная диаграмма тангенциальных сил



Для многоцилиндрового двигателя строится суммарная диа-
грамма тангенциальных сил. Поскольку для всех цилиндров дви-
гателя кривые тангенциальных сил t одинаковы (отличаются лишь
тем, что смещены по углу поворота ко­ленчатого вала на угловые интервалы между вспышками в отдельных цилиндрах), то для по-
строения суммарной кривой tΣ  достаточно иметь кривую   t  для одного цилиндра.

Для двигателя с равными интервалами между вспышками суммарный крутящий момент будет периодически изменяться:

для четырехтактного двигателя  – через    Θ = 720°/ i;

для двухтактного      – через    Θ = 360°/ i,

где i – число цилиндров.

Обычно tΣ строится графически, при этом кривая за цикл
для одного цилиндра разбивается вертикальными прямыми на i участ-
ков,   что   соответствует   длине  участка .

Рис. 11. Построение сил P, N, S, K и Т по углу поворота коленчатого вала

 

Полученные таким путем участки кривой наносятся на один
из участков диаграммы, и алгебраическим суммированием находится результирующая кривая, которая является суммарной тангенциальной силой tΣ (рис. 12). Она будет такой же и для всех остальных участков диаграммы. Далее находится среднее значение тангенциальной силы,
для чего подсчитывается площадь между кривой tΣ и осью абсцисс.
Если кривая tΣ пересекает ось абсцисс, то площадь выше оси положи-тельна, ниже – отрицательна и среднее значение тангенциальной силы
(Па)

,

где F 1 и F 2 – положительная и отрицательная площади на диа-
грамме соответственно (мм2); l – длина участка диаграммы суммиро-
вания   (мм);   μ F  –  масштаб сил.

По величине Т определяют крутящий момент одного цилиндра (МН∙м):

МКР. Ц = Т ∙ R.                                         (4.15)

Рис. 12. Построение кривой суммарного крутящего момента четырехцилиндрового четырехтактного двигателя Для построения кривой сум-марного крутящего момента М КР многоцилиндрового двигателя гра-фически суммируют кривые мо-ментов каждого цилиндра, сдвигая одну кривую относительно другой на угол поворота кривошипа меж-ду вспышками. Так как величины и характер изменения крутящих моментов по углу поворота колен-чатого вала всех цилиндров дви-гателя одинаковы (отличаются лишь угловыми интервалами, рав-ными угловым интервалам между вспышками в отдельных цилинд-рах), то для подсчета суммарного крутящего момента двигателя до-статочно иметь кривую крутящего момента одного  цилиндра.  

 

Силы, действующие на шатунные шейки коленчатого вала

 

Силы, действующие на шатунные шейки рядных и V -образных двигателей, определяют аналитическим способом или графическим построением.

Рядные двигатели

Аналитически результирующая сила, действующая на шатунную шейку рядного двигателя (рис. 13а):

,                                          (4.16)

где Р К = S + P S – сила, действующая на шатунную шейку по криво-
шипу (Н).

Направление результирующей силы R Ш. Ш для различных поло-
жений коленчатого вала определяется углом ψ, заключенным
между вектором R Ш. Ш и осью кривошипа. Угол ψ находится из соотно-шения

tg ψ = T / PK.                                             (4.17)

Результирующую силу R Ш. Ш, действующую на шатунную шейку, можно получить геометрическим сложением силы Р К, действующей
по кривошипу, и тангенциальной силы Т, либо геометрическим сложением суммарной силы К, действующей по шатуну, и центробежной силы P S . Ш вращающихся масс шатуна (рис. 13а).

Графическое построение силы R Ш. Ш в зависимости от угла по-
ворота кривошипа осуществляется в виде полярной диаграммы (рис. 13б)
с полюсом в точке О Ш.

 
а


б

 

Рис. 13. Силы, действующие: а – на шатунную шейку вала;  б – на колено вала

 

При рассмотрении силы R Ш. Ш как суммы сил Т и Р К по-
строение полярной диаграммы производится следующим образом
(рис. 14).

Из точки О Ш – полюса диаграммы – по оси абсцисс
вправо откладывают положительные силы Т, а по оси ординат
вверх – отрицательные силы Р К. Результирующую силу R Ш. Ш
для соответствующего угла поворота коленчатого вала определя-
ют графически как геометрическую сумму сил Т и Р К. Построе-
ние сил R Ш. Ш для углов φ 0 = 0, φ 1 = 30 и φ 13 = 390° показано
на рис. 14а. Аналогично строят силы и для других положений коленчатого вала.

Для получения полярной диаграммы концы результирующих
сил R Ш. Ш последовательно, в порядке нарастания углов, соединяют
плавной   кривой.

Рис. 14. Построение полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку: а – построение R Ш.Ш как суммы Т и Р К;  б – полярная диаграмма;  в – построение R Ш.Ш как суммы S и К R ш

На рис. 14б, в полярная диаграмма нагрузки на шатунную шейку построена геометрическим сложением сил К и Р S. Различие заключается в построении сил К: в первом случае они определены геометрическим сложением сил Т и Z, т. е. , и показано построение силы К 13, соответствующей углу φ 13 = 390° поворота кривошипа; во втором силы К, предварительно подсчитанные аналитически, непосредственно суммиру-ются с силой Р S . Ш.

Построение полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку (см. рис. 14в) геометрическим сложением суммарной силы К, действующей по оси шатуна, с центробежной силой инерции Р S . Ш, действующей по кривошипу, осуществляется следующим образом.

Из точки О, представляющей собой центр условно неподвижной коренной шейки, радиусом, равным в принятом масштабе радиусу кривошипа, описывают окружность. Из точки О' – центра шатунной шейки в в.м.т. – проводят вторую окружность радиусом, равным в том же масштабе длине шатуна. Окружность с центром О делят на равное число частей (обычно на 12 или 24). Через точки деления из центра О проводят лучи до пересечения с окружностью, проведенной из точки О'. Эти лучи представляют собой относительные положения оси условно вращающегося цилиндра двигателя.

Принято, что цилиндр вращается с угловой скоростью, равной
по величине, но противоположной по направлению угловой скорости вращения коленчатого вала. Соединяя точку с концами проведенных лучей, получают отрезки О' 1 ", О' 2 " и т. д. Эти отрезки – относительные положения оси шатуна при определенных углах поворота коленчатого вала. Из точки О' по направлениям оси шатуна откладывают
в определенном масштабе МР с учетом знаков векторы сил К (на рис. 14в показаны силы К 13 при φ 13 = 390° и S 23 при φ 23 = 690°) и концы их соединяют плавной линией. Полученная кривая называется полярной диаграммой сил К с полюсом в точке О'.

Для нахождения результирующей силы R Ш. Ш необходимо переместить полюс О' по вертикали на величину силы Р S . Ш (постоянной по величине
и направлению), взяв ее в том же масштабе μР. Полученная точка О Ш называется полюсом полярной диаграммы результирующих сил R Ш. Ш, действующих на шатунную шейку.

Чтобы геометрически сложить векторы сил К и Р S . Ш для какого-либо положения кривошипа (например, 23), достаточно провести из полюса О Ш вектор О Ш 23. Этот вектор, являющийся геометрической суммой векторов О Ш О' = Р S . Ш и О' 23 = К 23, по величине и направлению соответствует искомой силе Р S . Ш . 23.

Таким образом, векторы, соединяющие начало координат (по-
люс О Ш) с точками на контуре полярной диаграммы сил К, выражают
по величине и направлению силы, действующие на шатунную шейку
при  соответствующих  углах  поворота  коленчатого  вала.

Для получения результирующей силы R К = R Ш. Ш + Р S . К (см. рис. 13б), действующей на колено вала и изгибающей шатунную шейку, необходимо полюс О Ш переместить по вертикали (см. рис. 14) на величину цен-тробежной силы инерции вращающихся масс кривошипа Р S . K = – m KRω 2 в точку О К. Построение результирующих сил R К для углов   φ 13 = 390º показано на рис. 14б, в.  Аналитически сила (см. рис. 14б)

,

где R P. K = P R + P S. K = Z + R S . Ш + R S . К = К + Р S – сила, действующая на колено вала по кривошипу (на рис. 14б показано построение силы R K 1
при φ = 30°).

Для определения средней результирующей силы за цикл R Ш. Ш. СР,
а также ее максимального R Ш. Ш . max и минимального R Ш. Ш . min значений полярную диаграмму перестраивают в прямоугольные координаты в функции угла поворота коленчатого вала (рис. 15). Для этого на оси абсцисс откладывают: для каждого положения коленчатого вала углы поворота кривошипа, а на оси ординат – значения результирующей си-
лы R Ш. Ш, взятые из полярной диаграммы. При построении диаграммы все значения R Ш. Ш считаются положительными. Среднюю величину результи-рующей силы R Ш. Ш. СР находят путем планиметрирования площади
под кривой R Ш. Ш = f (φ).

Рис. 15. Диаграмма нагрузки на шатунную шейку в прямоугольных координатах

V -образные двигатели

При определении результирующих сил, действующих на шатунную шейку V -образного двигателя, необходимо учитывать конструктивное выполнение соединения шатунов с коленчатым валом. Для V -образных двигателей с сочлененными шатунами (с шатунной шейкой соединен только один шатун) результирующую силу R Ш. Ш. Σ, действующую
на шатунную шейку, определяют геометрическим сложением суммарных сил Т Σ и Р К. Σ, передающихся от левого и правого шатунов (рис. 16):

.

Силы Т Σ и Р К. Σ определяют табличным способом с учетом порядка работы двигателя

Т Σ = Т Л + Т П,

Р К. Σ = Р К. Л + Р К. П = Z Л + P S . Ш. Л + Z П + P S . Ш. П = Z Σ + P S . Ш. Σ..

Углы поворота коленчатого вала в V -образных двигателях отсчитывают от положения первого кривошипа, соответствующего в.м.т.
в левом цилиндре от носка при правом вращении коленчатого вала.

 

 

Рис. 16. Силы,  действующие  на  шатунную  шейку  коленчатого  вала
V -образного  двигателя

 

Если интервалы между рабочими ходами правых и левых цилиндров на различных кривошипах одинаковы, то суммарные силы, определенные для первого кривошипа, могут быть использованы и для других криво-шипов.

Для V -образных двигателей с одинаковыми шатунами, расположен-ными рядом на одной шейке, результирующие силы P S . Ш. Л и P S . Ш. П, действующие на соответствующие участки шатунной шейки, определяют-ся раздельно так же, как и для однорядного двигателя. Однако для при-ближенного определения результирующей силы Р К. Σ, действующей
на колено вала, подсчитывают условную силу P Ш. Ш. Σ, действующую
на шатунную шейку сдвоенного кривошипного механизма. Силу P Ш. Ш определяют без учета смещения шатунов аналогично определению этой
же силы для двигателя с сочлененными шатунами. В этом случае

R K . Σ = P Ш. Ш + P S . К.                                    (8.30)

Полярные диаграммы нагрузок на шатунную щеку и на колено вала
V -образных двигателей строят так же, как и для рядных двигателей.        

Результаты динамического расчета заносят в табл. 9.

 

Таблица 9. Результаты динамического расчета
кривошипно-шатунного механизма

j, ° рГ, МПа P Г , Н Pj, Н P, Н T, Н K, Н N, Н S, H R Ш. Ш, Н

Такт впуска

0                          
10                          
20                          
                         
170                          
180                          

Такт сжатия

180                          
190                          
                         
350                          
360                          

Такт расширения

360                          
370                          
                         
530                          
540                          

Такт выпуска



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.032 с.)