Праны - пять модификаций вата-доши в человеческом теле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праны - пять модификаций вата-доши в человеческом теле





"Три потока в этот девятикратный кремль стремятся,
Они состоят из гун, катятся, проникнутые праной..."
"Махабхарата". "Анугмта", глава 36.



Вата-доша чрезвычайно важна для нормальной жизнедеятельности, и с точки зрения аюрведической традиции, именно она наиболее чувствительна к внешним и внутренним воздействиям, она первая реагирует на любые изменения во внешней или внутренней среде.
Движения в человеческом теле невероятно разнообразны, более того - все эти ритмические и единичные сокращения, перистальтические и мерцательные движения происходят с очень разными характерными временами. Из всего многообразия движений традиция выделяет и рассматривает только пять больших групп, по-видимому, полагая, что все остальные движения менее подвержены расстройствам из-за воздействий извне и изнутри. В Аюрведе к названию каждой из пяти разновидностей вата-доши добавляют слово " вата": (прана-вата, самана-вата и т.д.). Дело в том, что понятие пяти "пран" - а слово прана переводится как жизнь, вдох - очень широко использовалось в классической йоге не только в аюрведическом смысле движения и дыхания, но и в мистическом смысле потока жизненной и психической энергии, аналогичной даосской энергии "чи". Добавление к названию одной из пяти пран слова "вата" подчеркив, по-видимому, полагая, что все остальные движения менее подвержены расстройствам из-за воздействий извне и изнутри. В Аюрведе к названию каждой из пяти разновидностей вата-доши добавляют слово " вата": (прана-вата, самана-вата и т.д.). Дело в том, что понятие пяти "пран" - а слово прана переводится как жизнь, вдох - очень широко использовалось в классической йоге не только в аюрведическом смысле движения и дыхания, но и в мистическом смысле потока жизненной и психической энергии, аналогичной даосской энергии "чи". Добавление к названию одной из пяти пран слова "вата" подчеркивает аюрведический, медицинский аспект понятия.
Каждая из пран в Аюрведе носит особое название. Вот их описание. (Во избежание повторов далее в этом описании уже не указывается, к какому аспекту гун - раджасу, тамасу или саттве - относится данное проявление очередной праны, читатель легко разберется в этом самостоятельно).
1. Прана-вата, с нее всегда в текстах начинается описание пран. В "Махабхарате" прана-вату иногда называют просто прана - "дыхание в легких", подчеркивая тем самым ее основную функцию в организме. В "Чжуд-ши" прана-вату именуют "Ветер - Держатель дыхания"
В индо-тибетской традиции считается, что прана-вата влияет на ритм дыхания и глотания, оказывает воздействие на мыслительные способности - прана-вата ответственна за ясность мышления. При ее равновесии хороню работают все органы восприятия, но особенно она связана с остротой слуха и тонкостью осязательных ощущений.
К прана-вате можно отнести группу движений, связанных с легочным дыханием и малым кругом кровообращения - движением крови по сосудистой системе легких, которое позволяет осуществлять транспорт и обмен дыхательных газов. Акты вдоха и выдоха, мышечные сокращения, необходимые для этого, движения в кровеносных сосудах и капиллярах малого крута кровообращения - все это можно отнести к системе прана-ваты. Ее нормальное функционирование обеспечивает организму необходимый уровень кислорода и своевременный вывод углекислого газа. К ней же относится группа мышечных сокращений, осуществляющих акт глотания. В "Чжуд-ши" отмечают: "Невозможно вдыхать и глотать одновременно".
Ветер и холод, тревога и беспокойство особенно расстраивают именно прана-вату, симптомами ее расстройства служат бессонница, умственное переутомление, головные боли, респираторные заболевания.
2. Удана-вата. В "Чжуд-ши" ее называют "Ветер, бегущий вверх", в Аюрведе - "Идущая вверх". Удана-вата анатомически связана с бронхиальным древом, и, кроме того, она как бы след эмбрионального дыхания зародыша в чреве матери. После рождения ребенка пуповина перерезается, прекращается плацентарный газообмен между кровью плода и матери, в крови у новорожденного возрастает содержание углекислого газа, который раздражает клетки дыхательного центра в мозгу, и маленькое существо делает первый вдох, переходя на ритмическое легочное дыхание... В аюрведической медицине считается, что и после перехода на легочное дыхание удана-вата остается полноправным физиологическим партнером, поскольку она контролирует речевые процессы, отвечает за память и развитие мысли.
В "Чжуд-ши" указывается: "... Бегущий вверх ветер извлекает звуки речи, от него бодрость и ясность памяти. "В китайской даосской традиции считают, что удана-вата черпает энергию из "основного резервуара жизненности", находящегося ниже пупочной области, и передает ее далее; для нормализации этого процесса существуют специальные дыхательные упражнения, но особенно популярны обеты молчания и прекращение "мысленной речи".
Общая усталость может быть первым признаком расстройства удана-ваты, кроме того, при нарушении ее нормальной работы поступающий через бронхи осенью и зимой холодный и сухой воздух недостаточно согревается и увлажняется, что может привести к различным заболеваниям бронхов.
3. Самана-вата. В аюрведической традиции ее называют еще "Дыхание в желудке", ее считают самой саттвичной из пран, в "Чжуд-ши" самана-вату поэтически именуют "Ветер - ровный огонь". К ее функциям относится вся группа перистальтических движений, связанная с желудком и кишечником, она контролирует поступление пищи и ее дальнейшее прохождение через пищеварительный тракт. Усиление и ослабление самана-ваты равно неприятны, поскольку это приводит либо к несварению, диарее (поносу) и нервным спазмам в желудке; либо к образованию газов, урчанию в желудке и кишечнике. В любом случае ее расстройство ведет к неправильному усвоению пищи и ухудшению роста тканей.
На самана-вату влияют пища (ее качество, вкус и мера) и различные эмоции - гнев, напряженность, страх
Нормализуют самана-вату питанием, образом жизни и лекарствами.
4. Апана-вата. Слово "апана" переводится как "выдох", или "дыхание, идущее вниз" В "Чжуд-ши" эту прану именуют "Ветер, очищающий вниз".
К апана-вате относится та группа движении, в том числе и перистальтических, которая связана с нижней частью живота, прямой кишкой и половыми органами. Апана-вата обеспечивает экскрецию в организме - "она подвозит мочу и кал". Вне пищеварительного тракта апана отвечает за все движения, связанные с продолжением рода, в том числе с менструацией и родовой деятельностью у женщин, семяизвержением - у мужчин.
Холод, долгое сидение на влажной земле, нерегулярное или неподходящее питание, сильные эмоции, чрезмерные физические усилия, половые излишества могут расстроить апана-вату.
О ее расстройстве свидетельствуют запоры, колиты, гинекологические нарушения, заболевания мочевого пузыря, воспаление простаты, сексуальные дисфункции. Боли в пояснице - характерный симптом нарушения нормальной работы апана-ваты.
5. Вьяна-вата. В упанишадах ее называют "дыхание, разлитое по телу". С вьяной связаны потливость, осязательные ощущения кожи, в том числе реакции на холоД и тепло, давление, прикосновение.
К вьяна-вате можно отнести систему движений, обеспечивающую кожное дыхание и периферийное кровообращение, а также пульсации сосудов, подвижность суставов и сжатие-разжатие сфинктеров.
При ее расстройстве повышается или понижается давление, возникает тахикардия, ухудшается кровообращение. К расстройствам вьяна-ваты в аюрведе относят неврологические нарушения, возникающие из-за стрессов; в тибетской медицине - нарушения "сжатия - разжатия и открывания - закрывания" (например, тугопо-движность суставов, недержание мочи).
Каждая из этих пран, или групп внутренних движений, может быть "услышана" при пульсовой диагностике.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.70.79 (0.006 с.)