Е) анализ формирования финансовых результатов предприятия и оценка рентабельности деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е) анализ формирования финансовых результатов предприятия и оценка рентабельности деятельности предприятия



Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги.

. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 20%. Тогда индекс цены составит:

Jц = (100+20)/100 = 1,20.

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:


В' = В1/ Jц, где

 

В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде: индекс цены.

Jц - индекс цены.

Для ООО ТД «Агрегат» выручка в сопоставимых ценах составит:

В' = 500600/ 1,20 = 417166,67 тыс. руб.

Следовательно, выручка от продажи продукции в 2011 году по сравнению с 2010 г. увеличилась за счет роста цены на 83433,33 тыс. руб.

 

∆ВЦ = В1-В1/ Jц = 500600-417166,67= + 83 433,33 тыс. руб.;

 

∆Вколичество товаров = В' - В0 = 417166,67-496857 = -79690,33 тыс. руб.

А сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 79690,33 тыс. руб., а общий прирост выручки (+3743 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 20%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.

. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

 

∆ПР(ц) = ∆ВЦ*R0Р/100

 

∆ПР(ц) = +83433,33*4,07/100 = +3395,74 тыс. руб.

То есть прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 20% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 3395,74 тыс. руб.

. Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».

Влияние на сумму прибыли от продажи (Пп) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

 

∆ПП(К) = [(В1-В0) - ∆Вц]* R0Р/100                                 

 

∆ПП(К) = ((500600-496857) - 83433,33))*4,07 /100= -3243,40 тыс. руб.

Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 3243,40 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров).

. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции»осуществляется следующим образом:

 

∆ПП(С) = В1*(УС1-УС0)/100

 

где УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

∆ПП(С) = 500600*(-1,95)/100=9761,70 тыс. руб.

Здесь при анализе нужно быть внимательными, так как расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если себестоимость в отчетном периоде снизилась на 6214 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 1,95% пункта. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 9761,7 тыс. руб.

. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы».

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

 

∆ДПП(КР) = В1*(УКР1-УКР0)/100

 


где УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расчетов в отчетном и базисном периодах.

∆ДПП(КР) = 500600*(-2,24)/100 = - 11213,44 тыс. руб.

То есть расход по коммерческим расходам в отчетном периоде и снижении их уровня на 2,24 процентного пункта привел к росту суммы прибыли от продажи на 11213,44 тыс. руб.

. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы».

 

∆ДПП(УР) = В1*(УУР1-УУР0)/100

 

∆ДПП(УР) =0 тыс. руб.

Остальные показатели - факторы от прочей и внереализационной деятельности и чрезвычайные - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используются метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида. Влияние фактора определяется в табл. 17 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.

 

Таблица 17. Результаты факторного анализа прибыли ООО ТД «Агрегат» в 2011 г. (тыс. руб.)

Факторы изменения роста прибыли от продажи товаров и оказания услуг Сумма влияния
1.1. Влияние фактора «Цена» +3395,74
1.2. Влияние фактора «Количество проданной продукции (товаров) -3243,40
2. Влияние фактора «Себестоимость проданной продукции» +9761,70
3. Влияние фактора «Коммерческие расходы» -11213,44
4. Влияние фактора «Управленческие расходы» -
Сумма факторных отклонений -1299,40

 

Влияние четырех факторов на прибыль от продаж в сумме составило 1299,4 тыс. руб. Наибольшее отрицательное воздействие на прибыль оказало изменение объема реализации продукции. Следует провести анализ производства и реализации продукции с точки зрения качества, конкурентоспособности, маркетинговых мероприятий с целью выявления конкретных причин.

 

Таблица 18. Показатели прибыли и рентабельности ООО ТД «Агрегат» за 2010-2011 гг.

Показатели

Годы

Отклонение, (+,-)
  2010 2011  
1. Прибыль, тыс. руб. - валовая; - от продажи; - до налогообложения; - чистая  24699 21622 12984 8958  34656 20358 5169 2748 9957 -1264 -7815 -6210
2. Рентабельность, в% к: а) объему деятельности (выручка-нетто): - продаж - общая (прибыль до налогообложения) - рассчитанная по чистой прибыли б) ресурсам в) активам г) собственному капиталу 4,35 2,61 1,81 82,48 71,11 40,17 4,07 1,03 0,55 85,06 87,50 39,59 -0,28 -1,58 -1,26 2,58 16,39 -0,58

 

Из данных таблицы 18 можно сделать вывод, что валовая прибыль предприятия имеет тенденцию роста на 9957 тыс. руб. с 24699 до 34656 тыс. руб.

Прибыль от продажи снизилась на 1264 тыс. руб., прибыль до налогообложения имеет тенденцию спада с 12984 до 5169 тыс. руб. чистая прибыль сократилась на 6210 тыс. руб.

Рентабельность предприятия имеет также тенденцию снижения за исключением рентабельности в% к активам и собственному капиталу.

Расчет показателей, необходимых для построения графиков взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли» за 2011 гг. ООО ТД «Агрегат» отражены в табл. 19.

 

Таблица 19. Расчет показателей, необходимых для построения графиков взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли ООО ТД «Агрегат» за 2011 год (тыс. руб.)

Показатели Сумма
1. Выручка от продаж 500600
2. Полная себестоимость (стр. З+стр. 4) 465944
3. Переменные затраты 302571
4. Постоянные затраты 163373
5. Валовая маржа (стр. 1 - стр. 3) 198029
6. Прибыль (стр. 5 - стр. 4) 34656
7. Коэффициент валовой маржи (стр. 5 / стр. 1) 0,40
8. Точка безубыточности, руб. (стр. 4 / стр. 7) 408432,5
9. Запас финансовой прочности, руб. (стр. 1 - стр. 2) 34656
10. Доля запаса финансовой прочности в выручке от реализации (стр. 9 / стр. 1) 0,07
11. Эффект производственного рычага (стр. 5 / стр. 6) 5,71

 

Из данных табл. 19 следует, что реализация продукции в 2011 г. периоде принесла ООО ТД «Агрегат» прибыль в размере 34565 тыс. руб.

Точка безубыточности находится на уровне 408432,5 тыс. руб., а запас финансовой прочности составил 34656 тыс. руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.006 с.)