Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая законность и правопорядок
План темы: 8. Понятие законности как торжества закона и ее принципы. Конституционная и правовая законность. Верховенство конституционного закона. Равенство всех перед законом. Точное и единообразное применение закона. 9. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления. 10. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия. 11. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности. 12. Гарантии осуществления правовой законности и правопорядка (юридические, политические, экономические, общественные). Законность – широкая сквозная категория комплексная – государственно-правовая. Государствоведы: законность под углом зрения функционирования государства (метод государственного руководства, принцип деятельности государственного аппарата и т. д.); правоведы: с точки зрения эффективности права (принцип осуществления правовых требований, конституционный принцип верховенства права, неукоснительное соблюдение законов и др.). Допустимо и одноплановое рассмотрение. подходы к пониманию законности «Законность» в тоталитарных системах: «Законность» (т.е. узаконенный произвол) была и при тиранических, тоталитарных режимах (массовые репрессии во времена культа личности). "Законность" в тоталитарной системе соответствует формуле: "приказ начальника — закон для подчиненных. Государство законности - это полицейское государство, где " все - от выпуска носков до рождения детей регулируется государством". Право не масштаб свободы, а правила, регламентирующие весь процесс общественной жизни (даже «неправовые» отношения). Отсутствует конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения. В процессе формирования правового государства и правового гражданского общества, объективно подразумевается именно правовая законность, а не законность вообще. В современной отечественной и зарубежной науке наряду с правовой законностью, оперируют понятиями конституционная законность, диктатура закона как ключевой элемент демократического государства.
Н.В.Витрук: конституционная законность - реально действующая система конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции. Конституционная законность 1. Правовой характер Основного Закона государства (должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, права и свободы человека и гражданина, отраженные в международных нормах, принципы правового государства). 2. Верховенство Конституции в правовой системе государства. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. 3. Прямое действие Конституции. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции. 4. Конституционный контроль как специфические функция госорганов и институт обеспечения конституционной законности. Введение конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти. Законность – (советская трактовка) точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права (или только должностными лицами) всех действующих на территории государства НПА (или только содержащих право?). ЗАКОННОСТЬ - комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах. Требования законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и, наоборот, реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства. Правовая законность – (правозаконность по Алексееву) это верховенство, непререкаемость, торжество правовых законов в правоустановлении и правореализации. Правовая законность существует, если: а) издаются правовые законы; б) на их основе устанавливаются подзаконные акты; в) организационно предусматривается механизм реализации действующего законодательства; г) действует система профилактики, предупреждения, недопущения правонарушений; д) правонарушители изобличаются и наказываются в точном соответствии с правовыми законами;
е) права и законные интересы потерпевших восстанавливаются, гарантируются.
Нарушается ли законность при нарушении закона? И да, и нет. Да, нарушается законность, если преступления не наказываются, неправосудный приговор не отменен, незаконное решение государственного органа остается в силе и т. д. Нет, не нарушается законность, если в установленном законом порядке права потерпевшего восстановлены, преступник наказан, незаконное постановление отменено и т. д., т. е. когда закон восторжествовал. Принципы законности: · Единство законности,точность и единообразность в применении правовых законов- единство юридической (нормативной) основы законности, единообразное понимание НПА, их толкование и применение; · Верховенство правого закона и верховенство конституционного закона в правоустановлении и правореализации, определение способов их охраны; · Общеобязательность, реальность и непререкаемость законности- неуклонность исполнения законов всеми, обязательность законов для всех без какого-то ни было исключения; · Равенство всех перед законом и судом; · Гарантированность прав и свобод личности- конституционная обязанность государства защитить эти права; · Беспрепятственная реализация юридических прав и обязанностей; · Неотвратимость наказания за нарушение законности- любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание; · Недопустимость подмены законности целесообразностью и непротивопоставление законности, справедливости и целесообразности- субъектам права должны принять наиболее целесообразное и справедливое решение в границах юридической нормы, категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности; · Неразрывная связь законности с общей и правовой культурой граждан и должностных лиц государства; · Постоянный и эффективный контроль и надзор за осуществлением правовых законов; · Профилактика, предупреждение правонарушений; · Исключение произвола в деятельности властных органов и должнocтных лиц.
2. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления.
Государственная дисциплина – Воинская дисциплина – это дисциплина по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами. Трудовая дисциплина – это дисциплина в процессе производства материальных благ, регулируемая нормами трудового законодательства.
Финансовая дисциплина – это дисциплина по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний. Технологическая дисциплина – это дисциплина в процессе производства при соблюдении субъектами технологических норм. Договорная дисциплина – это дисциплина при соблюдении субъектами правоотношений обязательств по договорам. Государственная дисциплина - это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами. это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим. Законность — более узкое понятие, чем дисциплина. Законность — соблюдение лишь правовых норм. Дисциплина - соблюдение всех социальных норм. Результат законности - правопорядок, результат дисциплины - порядок общественный. Дисциплину связывают непосредственно с трудовой (учебной) деятельностью.Законность служит основой, ядром дисциплины, т.к. одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других НПА. Законность — способ защиты дисциплины, т.к. основные требования дисциплины оформляются в виде норм НПА. Т.е., задача законности состоит в поддержании и укреплении дисциплины. Юридические средства укрепления законности одновременно являются средствами укреплния дисциплины. Без дисциплины невозможна и законность. Правопорядок — это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Это основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности. Дисциплина нужна для регулирования правомерного поведения, свободного и непринуждаемой реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений. Элементы понятия дисциплины: наличие определенной системы правил, норм поведения людей; практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы; Система контроля и привлечения к ответственности за нарушение. Отсутствие любого элемента исключает само понятие порядка и дисциплины. Способы обеспечения законности в сфере государственной власти:
пресечение малейших нарушений закона; предупреждение их; принятие мер к ликвидации причин, их порождающих; восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций; наказание виновных; создание атмосферы неотвратимости ответственности; воспитание работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения закона. Контроль это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Признаки контроля: Между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности; Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого. Контролирующий имеет право вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого; Контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные нарушения. Контроль органов исполнительной власти а) общий б) ведомственный в) надведомственный Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Общий надзор прокуратуры Предметом прокурорского надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами. Деформации законности — эҭо такое искажение права в любом его легальном проявлении, которое ведет к разрушению права, утраты им фундаментальных категорий гуманизма, равенства и справедливости. Например, искажение принципов законности, когда при сохранении внешних форм, изменяется сущность правоотношения, которое пеҏестает отвечать требованиям законности, оставаясь формально легальным. Самые опасные деформации от государства (деформации по ветвям власти), а не от общества. Объективные (падением правовой культуры общества, негативные изменения в структуҏе правосознания, низкое качество законодательства, правовые коллизии) и субъективные (сознательное «отторжение» правовых установлений и дефекты (намеренными и ненамеренными) правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики). Формы деформации законности злоупотребление правом, и нарушение права действиями или бездействиями уполномоченного государством правопрᴎᴍеʜᴎтеля (внутриотраслевой дефект). Виды дефектов законности: дефекты правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики (коррупция, дефекты судебных ҏешений или актов государственных органов); коллизии (противоҏечия между НПА, ҏегулирующими одни и те же смежные общественные отношения, а также противоҏечия в процессе осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий); низкий уровень правовой культуры граждан;
правовой нигилизм. Причины деформаций законности законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Там главенствует Закон, а не воля начальника, где «вертикаль» власти высҭҏᴏена так, ҹто «вниз» пеҏедаются не команды, а полномочия. Такое государство защищает граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, где чиновник – слуга народа. Коррупция. Бюрократизм. законность невозможна без четко отлаженных механизмов защиты прав человека. качественное законодательство. законность существует, лишь опираясь на массовое общественное сознание, на поддержку населения страны. «Жить по праву», а не по понятиям. Правовой нигилизм власти особо опасен. Методы обеспечения законности: это политические, организационные и иные способы обеспечения действия права: «прозрачность» государства; открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось; широкое использование независимой судебной системы в укреплении законности; активная защита гражданами своих прав; персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений; Методы обеспечения законности: воплощение идеи господства права в жизни общества и государства; равенство всех перед законом и судом; неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми; обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод; верховенство закона - осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законом прав и свобод личности; Методы обеспечения законности: обеспечение конституционной законности специальными структурами (Конституционным судом); введение механизма конституционной ответственности должностных лиц всех ветвей власти; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» в деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа; решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили; неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; гарантированность от необосновательного привлечения к ответственности или незаконного лишения благосостояния; искоренение коррупции и бюрократизма. Для укрепления законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества необходимо: 1. укрепить белорусскую государственность; 2. создать условия для экономического развития государства; 4. обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан; 5. повысить качество законодательства; 6. формировать правосознание и правовую культуру граждан с использованием различных форм правового воспитания. Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Необходимые пҏедпосылки и важнейшие пути укҏепления законности и правопорядка: стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укҏепление социальных связей, развитие демократии. 3. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия Целесообразность - соотношение между целью права и деятельностью субъекта права по ее достижению; соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Быть целесообразным означает быть способным к воплощению цели в реальной действительности. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Соотношение законности и целесообразности: Законность и целесообразность едины. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности. Целесообразность не допускает принятия произвольных, субъективных решений государственным органом, и уж тем более нарушения требования закона под видом его нецелесообразности. Все законы и правоприменительные акты считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации до их дополнения, изменения или отмены. Это влечет строгий контроль за соблюдением законности и обязывает нормативные органы вовремя устранять расхождения права и реальной жизни. При отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действует, исходя из целесообразности; При наличии правового предписания недопустимо руководствоваться целесообразностью. Целесообразность вторична к законности и допустима только в рамках законности. В рамках законодательства орган управления или должностное лицо, избирает оптимальный, т.е. наиболее целесообразный вариант действия. Например, санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания. Недопустимость подмены законности целесообразностью и их противопоставления. Диспозиция (санкция), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но свобода ограничена требованием целесообразности. Целесообразность проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. «Aequum et bonum est lex legum»справедливость и общее благо есть закон законов. Древние римские юристы определяли право как науку о добром и справедливом. Проблемы законности нельзя воспринимать вне концепции современного правопонимания, выдвигающего требования соответствия права гуманистическим идеалам добра и справедливости. Правовая законность и справедливость Справедливость - социальный и этический критерий права, отражающий нравственную природу законности. Однако нельзя их отождествлять: правовое не всегда справедливо, а справедливое шире права. Воплощаясь в действующем праве и практике его реализации, справедливость приобретает юридические черты. Закон определяет ее официальный уровень. Справедлив тот закон, что соответствует принципам права. Человек чувствителен к (не)справедливости. Через осознание справедливости личность определяет для себя нравственные обязанности, осуществляет самоконтроль и, в конечном счете, правовое поведение. Действовать по справедливости означает действовать по праву. Совершенствование нормативной стороны законности означает, что содержание законодательства должна соответствовать прогрессу в обществе, моральным основам общества, в т.ч. справедливости. Учет требований справедливости необходим не только в правообразовании, но и на уровне правореализации (правоприменении), особенно при назначении наказания. Справедливо соответствие меры наказания и правонарушения с учетом личности виновного. Если акт правоприменения соответствует закону и справедливости, то достигается не только правовая, но и моральная цель права. Понятие справедливости правоприменения близко к понятию "целесообразность". Нарушение справедливости - это одновременно и нарушение целесообразности. Взаимодействие законности, справедливости и целесообразности важно особенно в ситуациях, когда человеческое поведение трудно поддается однозначной нравственной и юридической квалификации. Вынесение законных и справедливых решений требует от правоприменительных органов высокой профессиональной подготовки. С позиций нравственности и справедливости законность - это средство защиты прав, свобод и законных интересов каждой личности. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От состояния законности, уровня его соответствия принципам морали, справедливости и целесообразности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень реальной демократии. Законность и демократия Е.А. Лукашина: связь демократии и законности неоднозначна, но внутренне необходима, закономерна в условиях правового государства: Общее - Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение правовой законности не демократично; Отличия: через соблюдение законности (средство) достигается проведение воли большинства, полновластие трудящихся (цель). содержание (власть народа) и форма его воплощения (законность). явление (демократии) и его свойство (законность). Законность выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия. Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые не запрещенные правом действия. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола. 4. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК — в широком смысле это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих социальных норм (морали, права, корпоративных, религиозных и т.д.); это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК – В УЗКОМ СМЫСЛЕ порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий и др.). Такой подход обоснован и служит решению правоохранительными органами практических задач. Правопорядок —состояние упорядоченности общественных отношений на основе права и законности; система общественных отношений на основе принципов права, естественных прав человека;это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления правовых норм всеми субъектами права; режим реально действующего права; реализованная законность. В.В. Борисов: «Правовой порядок – это состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулирован-ностью системы правовых отношений, основанных на нормах права, его принципах и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права». Р. Паунд – как режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества. Цицерон: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Г. Кельзен: достигший определенной степени централизации централизованный правопорядок и олицетворяется государством, и есть государство. Правопорядок проявляется в: Правовой идеологии и психологии; Сущности и форме права; Правотворчестве; Реализации права; Правосудии; Законности. Признаки правопорядка: Запланирован в нормах права; Возникает в результате реализации норм права; Обеспечивается государством; Создает условия организованности общественных отношений; Выступает итогом законности. Их нельзя отождествлять, но и разделять! Основой правопорядка является не законность, а право! Законность - условие правопорядка! Принципы правопорядка: конституционность; законность; определенность; системность; единство и множественность; организованность; целостность и структурированность; субординация и соподчинение; упорядоченность и нормативность; справедливость и нравственность; гарантированность; простота, оптимальность и универсальность; у устойчивость; подконтрольность. СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА: правовая система общества; правоотношения и связи; НПА.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.074 с.) |