Глава 11 . Выбор и использование наглядных пособий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11 . Выбор и использование наглядных пособий.



 

"Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут... Если же траву на поле... Бог так одевает, то тем более вас" (Лук. 12:27,28).

 

I. Зачем нужны наглядные пособия?

А. Мы живем в мире наглядности.

Наше зрение не отдыхает. Мы запоминаем из того, что слышим 10%, из того, что видим - 50%, из того, что делаем - 70%, а из того, что видим, слышим, говорим и делаем - 90%. Всем известна поговорка: "В одно ухо влетает - из другого вылетает". Но этого нельзя сказать о наших глазах. Не получится, чтобы в один глаз влетало, а из другого вылетало. Остановимся на примере Библии.

Б. Пример Библии.

Иисус Христос избрал лилию в качестве иллюстрации к истине. В качестве иллюстрации Он называл также семя, землю, овцу, свет, хлеб, виноградную лозу. Он брал на руки ребенка, чтобы подтвердить высказанную мысль.

 

II. Виды наглядных пособий.

А. Фланслограф.

У фланслографа безграничные возможности. Без него просто нель­зя обойтись, когда нужно проиллюстрировать библейский рассказ. С ним легко прорабатывать страноведческую, миссионерскую тема­тику, иллюстрировать библейские книги, таблицы, золотые стихи и т. д.

Б. Классная доска.

Доску можно использовать для выписывания отдельных стихов из Библии, вопросов к дискуссии, акростихов, для уроков и других простейших рисунков.

В. Таблицы.

Таблицы нужны готовить заранее. Они полезны тем, что графичес­ки дают полную информацию, после чего уже не требуется слов.

Г. Карты.                                                                         „

Карты можно изготавливать на бумаге или картоне. С помощью карт ученики получают представление о географическом положе­нии древних государств и могут сравнивать его с современной геог­рафией.

Д. Рисунки и вырезки.

Вырезайте нужные вам иллюстрации из журналов и других печат­ных изданий и наклеивайте на картон или плотную бумагу. Хра­ните вырезки в коробке или папке. Черно-белые изображения луч­ше будут смотреться, если подклеивать цветную рамку.

Е. Сигнальные и раздаточные карточки.

У сигнальных и раздаточных карточек самое разнообразное приме­нение. Ими можно, сценка за сценкой, проиллюстрировать рассказ. Изображение предмета или действующего лица может послужить основой для разговора при закреплении материала. На карточках удобно размещаются библейские стихи, псалмы. Если на одной стороне карточки вы укажете ссылку на стих, то на другой стороне напишите начало стиха.

Ж. Иллюстрированные сборники песен.

Подобные сборники можно изготовить не только для песен, но и для золотых стихов.

3. Технические средства обучения (ТСО).

Фильмы и звучащие тексты нужно подбирать в соответствии с их обучающими достоинствами и в зависимости от вашего плана.

И. Другие пособия.

Это могут быть марионетки, фигурки из картона, куклы, диарамы, индивидуальные экранчики для слайдов.

 

III. Методика подбора и использование наглядных пособий. А. Наглядные пособия - вспомогательное средство обучения.

Не полагайтесь лишь на наглядные пособия, не ставьте учебный процесс в зависимость от них. Мы можем полагаться лишь на Сло­во Божье, через которое Святой Дух воздействует на человека, производит работу в его душе. Как семя, упавшее на добрую зем­лю, так и Слово Божье, запавшее в душу человека (Лук. 8:11). Наглядные пособия - это инструмент, с помощью которого произ­водится посев и сбор урожая. Крестьянин использует самые разные механизмы, чтобы сеять в землю, но он также знает, что жизнь -лишь в семени, не в тракторе или комбайне.

Б. Используйте наглядные пособия разумно, с молитвой.

Не перегружайте учебный процесс наглядными пособиями. Плани­руйте их использование так, чтобы не идти у них на поводу.

В. При выборе наглядных пособий учитывайте их обучающую цен­ность. Каждый раз задавайте себе вопрос: Какую обучающую цен­ность имеет это наглядное пособие? Поможет ли оно в достижении цели или же послужит лишь для развлечения?

Г. Пользуйтесь ими умело.

Правильно размещайте на фланелевом экране фигурки и предме­ты.

Не упускайте возможность потренироваться до начала урока, что­бы не путаться потом.

Д. Вкладывайте в изготовление наглядных пособий все ваше старание. Изготовленные вами наглядные пособия должны выглядеть эстети­чески привлекательно. Пусть это будет самое несложное пособие, но оно должно быть аккуратным, красивым, без помарок.

РЕЗЮМЕ. Планируйте наглядные пособия так, чтобы они работа­ли на цель урока. Помните, что они - лишь вспомогательное сред­ство, и вы не должны зависеть от них. Применяйте самые разнообраз­ные наглядные пособия, овладевайте умением пользоваться ими

разумно и в меру.

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Что заставляет нас пользоваться наглядными пособиями?

2. В каких случаях наглядные пособия становятся неэффективны­ми?

3. Сопровождал ли Иисус Христос свои проповеди наглядным примером?

4. Помогают ли наглядные пособия завладевать вниманием учени­ков?

 

Глава 12. Работа с песней.

 

"Милости Твои, Господи, буду петь вечно" (Псал. 88:2).

Пение - эффективное средство обучения, врученное Богом учите­лю воскресной школы. Его воздействие на человека нельзя сравнить ни с чем другим. Каждый, кто проповедует духовные ценности, кото­рые могут быть выражены музыкальными средствами, должен овладе­вать искусством песенного исполнения. Музыка, пение занимают осо­бое место в учебном процессе. Это место определяется несколькими условиями.

 

I. Звучит ли музыка в вашем сердце?

Прежде чем предложить мелодию для пения, нужно, чтобы она прозвучала в вашем сердце. Музыка, не исходящая из сердца - просто шум. Несколько раз внимательно прочтите слова песни (псалма), вду­майтесь в них, соотнесите их смысл со своим жизненным опытом. Ес­ли слова песни не будут с каждым разом все глубже и глубже прони­кать в ваше сердце, волновать вас, то не стоит разучивать ее в классе.

 

II. Почему мы поем?

А. О пении часто говорится в Библии. Из Библии мы узнаем, что пе­ние необходимо. Поэтому без песни в воскресной школе не будет послушания.

1. Основания земли были утверждены при общем ликовании (пе­нии) утренних звезд (Иов. 38:6,7).

2. Иоанну было дано знать, что в вечности дети Божий будут про­должать петь (Откр. 5:9).

3. Господь повелел Моисею написать слова песни, научить ей сы­нов Израилевых, вложить ее в уста их (Втор. 31:19).

4. Мы должны "служить Господу с веселием; идти пред лицо Его с восклицанием", то есть пением (Псал. 99:2).

5. Мы должны назидать самих себя "псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших Госпо­ду" (Ефес. 5:19).

Б. К духовной истине - через песнопение. Это одно из самых волную­щих занятий.

Пение доставляет удовольствие. Вместе с тем процесс пения связан с усвоением библейских истин, оказывающих влияние на мировоз­зрение человека.

В. Пение - средство самовыражения.

Знание приобретается через активное участие в учебном процессе, а пение - наиболее доступный путь к участию в нем.

1. Пенис - это движение. Таким образом через пение получаст вы­ход сдерживаемая энергия ученика.

2. Песня дает выход эмоциям, идущим от сердца порывам любви, благодарности. Песней может быть выражена хвала Господу, мо­литва, исповедь и т. д.

Г. Песня порождает настроение, расположение души. Назовем некоторые из этих состояний:

1. Готовность к молитве.

2. Готовность к миссионерской активности.

3. Готовность к свидетельству.

Д. Песня помогает запомнить библейскую истину. Назовем лишь два случая:

1. Библейский рассказ.

К каждому библейскому рассказу можно подобрать соответствую­щий псалом.

2. Библейский стих.

Если нельзя подобрать песню, псалом, спойте стих на свою мело­дию. Е. Песня - средство закрепления материала.

Если песня понравилась ученику, он будет напевать ее повсюду и за пределами воскресной школы. Правильно подобранная песня обязательно запомнится мелодией и словами, а слова донесут и за­ложенный в них смысл текста.

 

III. Какие песни должны мы петь?

А. Песня сама по себе.

Каждая песня имеет две стороны: слова и музыка. Эти две сторо­ны вместе составляют единое целое - песню, псалом во славу Господа.

1. Слова.

Слова должны быть выверены по Библии, ибо в них - содержание пес­ни, ее основа. Если содержание песни смущает вас, разучивать ее не нужно.

2. Музыка.

Музыка подчинена словам. Так как музыка - лишь средство передачи слов, то вместе со словами она должна передавать также их смысл и общее настроение песенного текста. Сегодня, когда на передний план выдвигаются ритм и динамика, нужно особенно подчеркивать слова, несущие смысл, а не музыкальную фразу, которая зачастую их заби­вает.

Б. Песня и дети.

1. Пусть дети владеют песенной сокровищницей.

Ученик, завладевший песенной сокровищницей, получает богатое на­следство, через которое Святой Дух воздействует на него в течение всей последующей жизни. Поэтому учитель должен подбирать лишь такие песни, которые помогают детям духовно возрастать. Это должны быть хорошо написанные, имеющие глубокий смысл псалмы и песни для хорового исполнения, проверенные многолетним звучанием.

а. Разучивайте разные песни, например:

1). Песни восхваления.

2). Песни веры.

3). Песни свидетельства.

4). Молитвенные песни.

5). Миссионерские песни.

6). Призывные песни.

б. Чередуйте псалмы и песни для хора.

в. Разучивайте песни с движением и рефреном.

г. Ваши ученики должны научиться петь по крайней мере два зо­лотых псалма в год.

2. Слова и музыка должны соответствовать возрасту учеников.

Не заставляйте их разучивать то, что им трудно и непонятно.

В. Песня и содержание урока. Песни полезны более всего, когда они соотнесены с содержанием программы обучения.

1. Подбирайте песню к теме урока.

Работая над планом урока, исходите из темы урока. Все остальное должно ей соответствовать.

2. Песня должна соответствовать последующей части урока,

а. Молитве должна предшествовать молитвенная песня,

б. Миссионерскому рассказу должна предшествовать миссионерская песня и т. д.

 

IV. Как разучивать песню?

А. Как должна исполняться песня? Здесь нужно учитывать два момента.

1. Песня должна исходить из сердца (Ефсс. 5:19).

а. Пение - вид богослужения, поклонения Богу.

Всякий поклоняющийся должен делать это от всего сердца, в духе и истине (Иоан. 4:24).

б. Пение — выражение внутреннего состояния, основанного на соб­ственном опыте.

Если отсутствует переживание, голосом его выразить невозможно. Не заставляйте детей петь о том, о чем они знают лишь понаслышке. Ре­комендуем воспользоваться двумя советами:

1). Подбирайте песни в основном библейского содержания, меньше разучивайте песни, основанные на личном переживании.

2). Песни свидетельства могут помочь вам направить детские души к духовным интересам, переживаниям.

2. Пение должно быть осознанным (Псал. 46:7,8). Бессмысленная радость пения не есть суть и назначение песни. Песня должна идти от сердца, но и от разума тоже (1 Кор. 14:15).

Чтобы запомнить смысл, нужно его понять. Старайтесь донести смысл песни до сознания детей. Нужно, чтобы песня произвела действие в душе ученика, способствовала духовному росту.

а. Смысл песни. Объясните каждое слово, фразу, если они могут вызвать вопросы.

б. Движение к духовному росту.

Дети не всегда понимают духовную ценность песни. Поэтому учитель должен коротко, доходчиво, конкретно указать детям на духовную ис­тину, выраженную в песне, и как эту истину можно выразить через поступок, поведение.

Б. Как разучивать песню?

Не существует жесткой схемы для разучивания песен, так как и ученики бывают разные, и учителя не одинаковы, не говоря уже о песнях. Однако есть несколько общих правил, без которых трудно обойтись.

1. Расскажите о песне.

От того, как вы расскажете о песне, будет зависеть отношение к ней ваших учеников. Они должны видеть, что вы хорошо знаете песню и она вам по душе.

2. Спойте песню.

Да, вы должны спеть песню! Не нужно особенно готовиться к испол­нению, пусть она просто прозвучит из ваших уст. Не просите изви­нить вашу неготовность, непрофессиональный голос, ошибки. Пока вы. сами на них не укажите, никто не обратит на них внимание. Если ме­лодия не дается вам, пусть кто-нибудь из ваших учеников споет вмес­то вас. Это нужно подготовить заранее. Иногда здесь может очень пригодиться магнитофонная запись. Если песня имеет несколько сти­хов, спойте первый стих и припев.

3. Объясните слова песни.

Объясните трудные слова и фразы, если они есть. Но не нужно тя­нуть объяснение слишком долго. Проверьте вопросами, все ли слова понятны.

4. Спойте ту часть песни, которую вы намерены разучить сегодня. Разбейте текст песни на равные, логически оправданные отрывки. Начните разучивать первую часть.

5. Предложите детям негромко спеть с вами.

Чтобы слышать ваш голос, дети должны петь тихо. Так им будет лег­че запомнить мелодию.

6. Повторите места, где были ошибки.

Очень важно исправить ошибку с самого начала, потом это будет сде­лать трудно. Спойте еще раз то место, где была допущена ошибка, предложите детям спеть вместе с вами, а затем самостоятельно.

7. Спойте с детьми в полный голос.

Чтобы дать детям почувствовать уверенность в себе, не выделяй­тесь в общем хоре. Слабое место пройдите несколько раз.

Разучивая последующие части песни, руководствуйтесь указания­ми 4-7.

8. Повторяйте песню в последующее время.

Как бы хорошо ни разучили вы песню с детьми, они забудут ее. Поэ­тому обязательно нужно петь ее в последующее время.

В. Наглядные пособия.

Наглядные пособия принесут большую пользу тому учителю, кто умеет работать с ними. Назовем некоторые из них:

1. Книги иллюстраций.                   .                      -»
Легки в обращении, долго не выходят из строя.

2. Классная доска. Основное достоинство: оперативность использования.

3. Фланелевый экран.

Не занимает много места, позволяет ученикам участвовать в процессе разбора песни. На фланелевом экране можно размещать:

а. Слова.

б. Слова и иллюстрации (вырезки из журналов и т. д.).

в. Слова и знаки.

4. Карточки. Основное достоинство: легки в обращении, богаты разнообразием.

а. Карточки стандартного типа. На них могут быть изображены слова, картинки, знаки.

б. Фигурные карточки. Такие карточки могут изображать Библию, сердце, лодку и т. д.

5. Сопровождение движением.

Основное достоинство: высвобождают энергию детей, помогают быст­рее запоминать песню.

а. Рекомендуемое сопровождение движением.

Существует выработанная методика сопровождения движением неко­торых известных песен.

б. Ваша собственная методика.

Если есть возможность сопровождать пение движением, попробуйте изобрести движения сами.

в. Предупреждение.

Движения должны сопровождать и дополнять слова песни, а не отвле­кать от нее.

РЕЗЮМЕ. Общение с Господом побуждает человеческое сердце изливаться песней хвалы и благодарности. Анна, Давид, Неемия и Моисей оставили нам образцы таких песен свидетельств. Учитель воскресной школы призван приобщать детей к богатому музыкальному наследию духовного содержания. Песня должна быть составной частью процесса обучения, направленного к исполнению воли Божьей трудом Святого Духа.

Вопросы к обсуждению по теме:

1. Как запланируете вы расположить в ходе урока короткое хоро­вое исполнение и более длительное пение псалма?

2. Почему нужно тщательно подбирать песни к уроку?

3. Поете ли когда-нибудь "просто так", чтобы заполнить время ожидания или от нечего делать? Как к этому надо относиться?

4. Как сделать пение в воскресной школе более эффективным, бо­лее духовном, молитвенным?

5. Что можно сказать "за" и "против" песен с движением?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.105 (0.072 с.)