Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сотрудничество учителя и учащихся как предпосылка развития детского самоуправления
(Методика воспитательной работы. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2010. – 368 с.) Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социума. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Исследователями выделяются две социально-педагогические задачи школы как института социализации: 1. освоение ребятами нормативного поведения и 2. построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий, при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Для формирования детского коллектива в начальной школе значимы такие признаки коллектива, как: · наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; · атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; · сознательная дисциплина, которая, по А.С. Макаренко, укрепляет коллектив и др; · сотрудничество учителя и учащихся. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную функцию – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; воспитательную функцию – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; функцию стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. В исследованиях В.Ф. Пирожкова и М.П. Стуровой отмечено, что групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями.
По мнению Е.В. Сидоренко, основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, т.е. то, что признается наиболее важным и значимым. Учитель задает нормы поведения, требования, предъявляемые учебным заведением, демонстрирует образцы, на которые надо ориентироваться. Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких-либо точек зрения формирует общественное мнение, которое является не только характеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогического взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив. Сотрудничество учителя и учащихся младших классов как предпосылка развития детского самоуправления предполагает: · обоснование содержания тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяются большинство его членов; · готовность учащихся класса оказывать помощь друг другу и вступать в сотрудничество; готовность поступиться своими интересами ради интересов всего класса, школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»); · согласованность во мнениях (особенно при принятии важных решений, оценке поступков сверстников и их действий); · готовность младшего школьника проявлять в каком-либо деле инициативу и брать на себя повышенную ответственность; · правильную ориентировку каждого ученика в жизнедеятельности класса; · определенный психологический климат классного коллектива – преобладание определенного психологического настроя («мажорный», приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытка унизить достоинство личности, равнодушие); · эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются коллективом; или разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.
Социометрическая структура коллектива – система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между учащимися класса. Большую роль в жизни класса играют лидеры – школьники, которые своим поведением, мобилизующим воздействием на других, инициативностью, усилиями по достижению учебных и воспитательных задач обеспечивают успешность групповой деятельности. В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно на основе эмоционально-психологических отношений. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы. Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. По уровню развития этих признаков можно судить о развитии группы как коллектива. Постепенно по мере формирования данных способностей коллектив становится на одну ступень выше в своем развитии. Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной развивающей работы учителя. Возможности учителя начальных классов в создании разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса и т.д. Именно педагог воспитывает в детях нормы и ценности общения, учит правильному взаимодействию, показывает образцы поведения, организации сотрудничества. Учитель способствует повышению статуса некоторых детей в коллективе, у которых проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; помогает лидерам, активу класса в организации деятельности. И самое главное, педагог проводит работу по созданию «мажорного», приподнятого настроения, что, по мнению А.С. Макаренко, является необходимым условием укрепления коллектива. Задача учителя начальных классов – способствовать объединению учащихся в микрогруппы на деловой и здоровой нравственной основе. Необходимо добиваться установления сотрудничества с учащимися, оказывать своевременную помощь отдельным микрогруппам, что способствует повышению организованности коллектива класса в целом. Микрогруппы (2 – 5 человек) выполняют защитную роль для личности учащегося: многочисленные требования учителя и коллектива в целом к данной личности как бы амортизируется микрогруппой и ученик ограждается от чрезмерной психической нагрузки. Класс в начальной школе – это первая ступень в формировании детского коллектива. Для его становления необходимо пройти ряд этапов развития от низшего уровня – «диффузной группы» - до высшего – организованного коллектива. Сотрудничество учителя с детьми оказывает сильное воздействие на взгляды детей, принятие ими решений и поведение. Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детский коллектив формирует собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в их социализации. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связанны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Если учитель начальных классов стимулирует активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности, то это обусловливает воспитательную силу и воздействие коллектива, дети обучаются иметь свое мнение и считаться с мнением других. В конечном счете, коллективное отношение выражено тем ярче, чем активнее члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Итак, класс выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие каждого ребенка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.004 с.) |