Физическое развитие человека: чем обусловлено, показатели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое развитие человека: чем обусловлено, показатели



Измерение окружности головы

Измерение окружности головы производят через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Соответствующие возрасту размеры головы можно найти в таблицах.

Распределение окружности головы (см) по возрасту (юноши).

Динамометрия

Представление о силовых возможностях испытуемого можно получить с помощью динамометрии. Используется для этого прибор динамометр, измеряющий силу сжатия мышц руки.

Билет№2

1. Физическое развитие человека: чем обусловлено, показатели

2. Гипокинезия, гиподинамия: понятия и их влияние на организм человека (на центральную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат)

3. Методы индексов в оценке физического развития человека и его недостатки

Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма

Влияние генов на здоровье неоспорима, каждая функция организма контролируется одним или несколькими генами

Родители могут передавать индивидуальные генетические изменения, в том числе и дефекты, своим детям. Таким образом, большинство наших генетических дефектов передается нам по наследству от наших родителей.

По оценкам экспертов, каждый человек является носителем около 2000 генетических дефектов, которые могут повлиять на его здоровье, а в некоторых случаях могут способствовать развитию серьезных болезней. Изменения в наших генах могут быть вызваны целым рядом различных факторов (также называемых мутациями). В некоторых случаях эти мутации могут идти нам на пользу. Но все-таки их подавляющее большинство либо нейтральны, либо же оказывают негативное влияние на наше здоровье.Генетические черты в значительной степени могут влиять на наше здоровье. Однако, только некоторые генетические дефекты могут вызывать определенные заболевания. Во всех остальных случаях, генетические признаки всего лишь увеличивают вероятность развития болезни.

Факторы окружающей среды, влияющие на организм:

ВОЗДУХ

Содержащиеся в атмосфере вредные вещества воздействуют на человеческий организм при контакте с поверхностью кожи или слизистой оболочкой. Наряду с органами дыхания загрязнители поражают органы зрения и обоняния. Загрязненный воздух раздражает большей частью дыхательные пути, вызывая бронхит, астму, ухудшается общее состояние здоровья человека: появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность. Установлено, что такие отходы производства, как хром, никель бериллий, асбест, многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания.

ВОДА

. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, и гибель огромного числа людей. Особенно загрязнёнными бывают открытые источники воды: реки, озёра, пруды

ПОЧВА

Источниками загрязнения почвы служат сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а также жилые здания.Из почвы вредные вещества и болезнетворные бактерии могут проникнуть в грунтовые воды, которые могут поглощаться из почвы растениями, а затем через молоко и мясо попадать в организм человека.

ОБЩЕСТВО

Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье

 

Факторы окружающей среды

Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней

Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие, например, рН крови 7,36–7,40, температура тела – в пределах 35– 36°С), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемой за одно сокращение – 50–200 см3).

Природные социально-экономические факторы. Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.

Экология (греч. oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, Htae) – это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология рассматривает взаимоотношение организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же как природа зависит от человека. В городах интенсивность солнечной радиации на 15–20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1–2°С, менее значительны суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное давление, загрязненный воздух. Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80% болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они

 

Группа

К 1-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска для их возникновения. Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия. По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Группа

В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых. По итогам диспансеризации лицу назначается план лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с результатами анализов, и при необходимости назначаются лекарственные средства и препараты.

3 группа (а и б)

К группе 3а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни. К категории 3б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но есть другие заболевания, требующие постоянной или высокотехнологичной медицинской помощи.

Группы здоровья для детей

Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых). Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

Группа

К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

Группа

Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

Группа

К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

Группа

Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.

Группа

К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.

Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка. Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.

3 Приемы расчета должной емкости легких и ее дефицита

 

 

 

1. Должную величину ЖЕЛ - ДЖЕЛ рассчитайте по росту и возрасту, используя уравнения Болдуина:

мужчины: ДЖЕЛ (л) = Р(27.63 – 0.112 А),

женщины: ДЖЕЛ (л) = Р(21.78 – 0.101 А),

где: Р - рост, см, А - возраст, годы.

2. По Антони ДЖЕЛ рассчитайте из основного обмена:

ДЖЕЛ мужчин = 2,6 ´ ОО,

ДЖЕЛ женщин = 2.2 ´00.

Рис.. Спирограмма

Для расчета ДЖЕЛ у детей до 16 лет можно использовать уравнения:

мальчики: ДЖЕЛ (л) = 4.53 Р - 3.9,

девочки: ДЖЕЛ (л) = З.75 Р - 3.15,

где Р - рост, м.

Форсированная жизненная емкость (ФЖЕЛ), или объем форсированного выдоха (ОФВ) - количество воздуха, которое может быть выдохнуто при форсированном выдохе после глубокого вдоха. После максимального глубокого вдоха на несколько секунд задержите дыхание, а затем быстро и насколько возможно глубоко выдыхайте. Исследования повторите 2-3 раза и зафиксируйте максимальное значение. ФЖЕЛ определяйте при большой скорости протяжки бумаги (от 600 мм/мин и более) и рассчитайте аналогично ЖЕЛ. Помимо абсолютной величины ФЖЕЛ, нужно учесть объем форсированного выдоха за 1 сек – ФЖЕЛ1.

Должную величину ФЖЕЛ1 у детей высчитывают из уравнения:

мальчики: ФЖЕЛ1 (л/с) = З.78 ´ Рм - 3.18,

девочки: ФЖЕЛ1 (л/с) = 3.30 ´ Рм - 2.79.

Для характеристики механики дыхания представляют интерес как абсолютная величина ФЖЕЛ1, так и индекс Тиффно, т.е. отношение ФЖЕЛ1 к ЖЕЛ в процентах. Пока не существует единого мнения, к какому объекту ЖЕЛ следует относить ФЖЕЛ1 - к фактической ЖЕЛ, ФЖЕЛ данного субъекта или к ДЖЕЛ. Более физиологичным считается отношение ФЖЕЛ1 к фактической ЖЕЛ в данных условиях. В норме ФЖЕЛ1 составляет не менее 70% фактической ЖЕЛ. Снижение ФЖЕЛ характерно дня заболеваний, сопровождающихся нарушением бронхиальной проводимости (бронхиальная астма, распространенные формы хронической пневмонии и т.п.).

Представление о состоянии механики дыхания дает и качественная оценка кривой ФЖЕЛ. Пологая форма верхней трети кривой отражает повышенное сопротивление крупных бронхов, растянутая конечная часть указывает на ухудшение проводимости мелких дыхательных путей и снижение эластичности легких. Ступенеобразный ход кривой отражает клапанный механизм нарушения бронхиальной проводимости.

Максимальна вентиляция легких (МВЛ, л/мнн) - максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано легкими в течение 1 минуты. В течение 12-20 секунд дышите в спирограф с максимально возможной быстротой и глубиной (более длительная гипервентиляция усиливает выделение С02 и способствует гипокарпнии, вследствие чего могут возникнуть головокружение, рвота и даже обморочное состояние). Вычислите МВЛ по сумме величин зубцов спирографа в мм, затем, в соответствии с масштабом шкалы спирографа, сделайте пересчет в миллилитрах.

Должную МВЛ рассчитайте по уравнению:

мальчики: ДМВЛ = 99.1 ´ Рм - 74.3,

девочки: ДМВЛ = 92.4 ´ Рм - 68.0.

Величина МВЛ подвержена значительным индивидуальным колебаниям и зависит от влияния различных легочных и внелегочных факторов. МВЛ, как и индекс Тиффно, позволяет судить о суммарных изменениях механики дыхания (отражает мышечную силу, растяжимость легких и грудной клетки, а также сопротивление воздушному потоку) и характеризует резервные возможности дыхания.

Для выяснения преобладающего влияния на МВЛ обструктивных и реструктивных изменений в легких вычислите отношение МВЛ (в процентах от ДМВЛ): ЖЕЛ (в процентах от ДЖЕЛ), которое называется показателем скорости движения воздуха. Если этот показатель меньше единицы, то это указывает на преобладание обструктивных нарушений, больше единицы - реструктнвных.

Поглощение кислорода (ПО2, мл/мин) - количество кислорода, которое поглощается в легких за 1 минуту. При спирографии с автоматической подачей кислорода П02 определяют по кривой регистрации подачи кислорода, при дыхании воздухом - по наклону записи спирограммы.

Должную величину определите по формуле:

ДПО2 = ДОО: 7.07,

где ДОО - должный основной обмен.

Величина П02 зависит от функционального состояния легких, сердечно-сосудистой системы и уровня окислительно-восстановительных процессов в организме. Снижение П02 при наличии выраженной дыхательной и сердечной недостаточности указывает на истощение резервных возможностей организма.

Коэффициент использования кислорода в легких (КИО2) определяется количеством кислорода в миллилитрах, поглощенного из 1 литра вентилируемого воздуха, и рассчитывается как отношение ПО2 к МОД. Все исходные показатели измеряют в одном отрезке спирограммы. Нормальная величина КИО2 для детей после 6 лет и для взрослых – 35-40 мл/л; до 5 лет - 30-33 мл/л.

Величина КИО2 зависит от условий диффузии кислорода, объема альвеолярной вентиляции, совершенства координации между легочной вентиляцией и кровообращением в малом круге и дает представление от эффективности вентиляции и газообмена в легких. Снижение КИ02 свидетельствует о несоответствии вентиляции и кровотока и встречается при легочной и сердечной недостаточности, при эмоциональных напряжениях, гипервентиляции. Увеличение КИ02 указывает на повышенное использование кислорода вентилируемого воздуха в легких.

Билет№7

1. Понятие адекватности. Адекватность физических нагрузок к функциональному состоянию организма.

2. Какие специалисты должны проводить медицинские обследования спортсменов при допуске к занятиям спортом и при ежегодных углубленных обследованиях.

3. Приемы определения фактической жизненной емкости легких.

1.Адекватная физическая нагрузка -это такая физическая нагрузка, которая является посильной для человека, не провоцирует появление травм, не истощает силы, запасы питательных веществ и витаминов, не снижает иммунитет, а напротив, способствует тренировке всех мышц, органов и систем организма, повышает сопротивляемость инфекции и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Вопрос 2

 

Спортсмены высокого класса Спортсмены сборных команд России и из резервного состава Врач по спортивной медицине Врач по ЛФК Врачи-специалисты: кардиолог, терапевт, хирург, педиатр то возрасту), травматолог-ортопед, невролог, стоматолог, оториноларинголог, офтальмолог акушер-гинеколог, дерматовенеролог медицинский психолог, уролог, эндокринолог то медицинским показаниям). При необходимости привлекаются врачи других специальностей
Спортсмены параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава УМО спортсменов параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава проводится в федеральных учреждениях здравоохранения Врач по спортивной медицине Врач по ЛФК Врачи специалисты: кардиолог, терапевт, хирург. педиатр то возрасту), травматолог-ортопед. невролог, стоматолог, оториноларинголог, офтальмолог, акушер-гинеколог, дерматовенеролог. медицинский психолог, уролог, эндокринолог то медицинским показаниям). По показаниям привлекаются врачи других специальностей
Этапное(периодическое) медицинское обследование Спортсмены, которым на всех этапах спортивной подготовки, а также после кратковременных нетяжелых заболевании организовано оказание медицинской помощи Амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры Центры ЛФК и спортивной медицины Отделения (кабинеты) спортивной медицины Врач по спортивной медицине Врач по ЛФК По показаниям привлекаются врачи-специалисты
Текущее медицинское наблюдение Спортсмены Спортсмены высокого класса Спортсмены сборных команд России и из резервного состава Спортсмены параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава Врачебно-физкультурные диспансеры Центры ЛФК и спортивной медицины Отделения (кабинеты) спортивной медицины Объекты спорта Специалисты по ЛФК и спортивной медицине, медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины
Вид медицинских обследований Контингент обследуемых Медицинские учреждения. в которых проводится обследование, объекты спорта Специалисты, проводящие обследование
Текущее медицинское обследование Спортсмены Спортсмены высокого класса Спортсмены сборных команд России и из резервного состава Спортсмены параолимпийсхих и сурдоолимпийских сборных команд России и из резервного состава Амбулаторно поликлинические учреждения Врачебно-физкультурные ДОС пансэры Центры ЛФК и спортивной медицины Отделения{кабинеты; спортивной медицины Специалисты по ЛФК и спортивной медицине
Предсоревновательное обследование Спортсмены на предсоревновательном этапе и в момент допуска к соревнованиям Амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры Центры ЛФК и спортивной медицины Отделения(кабинеты) спортивной медицины амбулаторно поликлинических учреждений Специалисты по ЛФК и спортивной медицине По показаниям привлекаются врачи специалисты
Дополнительное медицинское обследование Спортсмены Спортсмены высокого класса Спорсмены сборных команд России и из резервного состава Спортсмены параолимпийских и сурдоолимпийских сборных команд России и резервного состава в ходе -проведения УМО с учетом специфики вида спорта или в тех видах спорта, где это регламентируется правилами проведения соревнований Амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры. Центры ЛФК и спортивной медицины Отделения (кабинеты) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений Медицинский пункт объекта спорта Врач по спортивной медицине Врач по ЛФК По показаниям привлекаются врачи-специалисты
Врачебно-педагогические наблюдения Лица, занимавшиеся физической культурой в детских дошкольных учреждениях, школах средних и высших профессиональных учебных заведениях не менее 2 раз в год. Учащиеся детско-юношеских спортивных школ, на тренировочных сборах согласно плану, составленному специалистами по ЛФК и спортивной медицине и тренером Спортсмены Образовательные учреждения ДЮСШ, СДЮШОР; УОР Врачебно-Физкультурные диспансеры Центры ЛФК и спортивной медицины Отдололия (кабинеты) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений Объекты спорта Специалисты, имеющие соответствующую подготовку и сертификаты по специальности -Лечебная физкультура и спортивная медицина». медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины ВФД (центров ЛФК и спортивной медицины) по плану, согласованному со специалистами по ЛФК и спортивной медицине Тренер

 

3.Спирометрия: расчет основных (статических) и динамических дыхательных показателей.

Спирометрия — важнейший способ оценки функции внешнего дыхания. При проведении спирометрии пациент вдыхает и выдыхает с максимальной силой. Измеряют объемную скорость воздушного потока и изменения легочных объемов. Наиболее важные клинические данные дает анализ экспираторного маневра— выдоха. Легочные объемы и емкости определяются состоянием и развитием дыхательного аппарата, степенью физической тренированности обследуемого и называются статическими

Билет№8

1. Адекватность нагрузок и ее связь с восстановительными и адаптационными процессами.

2. Задачи спортивной медицины при осуществлении контроля за состоянием организма при занятии спортом

3. Приемы определения артериального давления и подсчета пульса.

ВОПРОС 1. Основные этапы развития отечественной спортивной медицины:

Спортивная медицина как наука стала развиваться в первой половине прошлого столетия. Сам термин получил широкое распространение в 50-х годах, а с момента своего зарождения эта медицинская дисциплина называлась «врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом». В истории спортивной медицины можно выделить следующие периоды:

· 1918-1929 годы - зарождение и становление спортивной медицины;

· 1930-1941 годы - развитие службы и сети учреждений по медицинскому обеспечению физкультурного движения; формирование общих теоретических и научных основ спортивной медицины и внедрение их в практику здравоохранения и физического воспитания;

· 1941-1945 годы - участие спортивных врачей в лечении и восстановлении здоровья раненых бойцов и офицеров во время Великой Отечественной войны;

· 1945-1948 годы - восстановление службы и сети учреждений, которым был нанесен ущерб во время Великой Отечественной войны, восстановление кафедр, научных лабораторий, поиски новых организационных форм, начало разработки основных научных проблем;

· 1949-1991 годы - создание системы организации спортивной медицины, создание новых учреждений (врачебно-физкультурных диспансеров и врачебно-физкультурных кабинетов), разработка основных научных проблем и направлений, новый качественный уровень практической работы и научных исследований, организация системы медицинского обеспечения ведущих спортсменов страны, широкий выход отечественной спортивной медицины на международную арену;

· с 1991 года по настоящее время - формирование служб спортивной медицины в России и странах СНГ.

Самое начало развития спортивной медицины в нашей стране (тогда еще СССР) связано с такими именами, как Н. А. Семашко, В. В. Гориневский, Б. А. Ивановский, И. М. Сарказов-Серазини, П.Ф. Лесгафт, В. Н. Мошков, И. А. Крячко, С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская и др. С помощью этих людей были заложены научно-организационные основы спортивной медицины как части системы здравоохранения, физической культуры и спорта. В начале самого первого этапа развития спортивной медицины в 1918 году Н.А. Семашко выдвинул лозунг «Без врачебного контроля нет физкультуры». Он указывал на необходимость врачебного контроля при занятиях спортом и стал основой нашей современной системы физического воспитания. Основоположниками научного фундамента спортивной медицины стали отечественные ученые П.Ф. Лесгафт и В.В. Гориневский. Лесгафт разработал очень важную для теории физической культуры дисциплину – динамическую анатомию, заложил научные основы физических упражнений и врачебного контроля над ними. Гориневский, ученик Лесгафта, в своих учениях продолжал развивать идеи своего учителя, рассматривая связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием человека. В.В. Гориневский рассматривал врачебный контроль как необходимое условие научной постановки физического воспитания и придавал огромное значение широкому привлечению врачей к научной работе в этой области. В 1919 году В.В. Гориневский на медицинском факультете Самарского университета организовал первую в стране кафедру физической культуры. Также в 20—30-е гг. были организованы кафедры (лаборатории, отделы) спортивной медицины в научно-исследовательских и учебных институтах физкультуры, 40-х гг. — врачебно-физкультурные диспансеры и кабинеты, осуществляющие врачебный контроль за всеми категориями занимающихся физкультурой и спортом. В.В. Гориневский выдвигал на первый план комплексный характер обследования с преобладанием функционального направления в изучении организма спортсмена. Многие идеи В.В. Гориневского (унификация методов массовых обследований, комплексная методика исследований, мысль о создании «клиники здорового человека» и др.) сегодня получили дальнейшее развитие и практическую реализацию. Гориневский оставил после себя целый ряд замечательных работ и руководств по физической культуре и врачебному контролю над ней. «Руководство по физической культуре и врачебному контролю», «Руководство по врачебному контролю», «Детский спорт и особенности детского и подросткового возраста», «Физические упражнения, соответствующие данному возрасту» не утратили своего значения и до настоящего времени.

Первый этап - характеризовался созданием первых медицинских кабинетов, которые часто назывались антропометрическими. Позже их стали называть кабинетами врачебного контроля. Кроме того, именно в годы первого этапа впервые организуется подготовка врачей-специалистов по физической культуре на врачебном отделении Государственного центрального института физической культуры.

Второй этап - Главной задачей второго этапа развития спортивной медицины стало формирование учреждений по врачебному контролю за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Этот период связан с именем начальника Главного военно-санитарного управления З.П. Соловьева. В это время была создана сеть учреждений врачебного контроля, началась подготовка врачей-специалистов в области физической культуры и разработка методический пособий и указаний.

В этот период развитие получает гигиена физических упражнений, физиология спорта и спортивная травматология. К занятиям физической культурой и спортом привлекаются дети и подростки, создается лечебная физическая культура (ЛФК).

Также наблюдения ведутся согласно полу, возрасту и физиологическим особенностям каждого занимающегося.

Третий этап - Третий период в истории спортивной медицины, как и вообще во всей истории нашей страны, был окрашен мрачными красками. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. прервала ход развития спортивной медицины. Основная масса спортивных врачей в эти годы применяла свои знания для помощи раненым в боях. Особое значение приобрела ЛФК для лечения несерьезных ран и восстановления после более тяжелых. Также свою роль сыграла спортивная травматология, помогавшая раненым легче переносить ушибы, вывихи и переломы.

Четвертый этап - послевоенный период развития спортивной медицины характеризовался восстановлением спортивных лечебных учреждений, спортивных образовательных учреждений, научных сборников, монографий, пособий. Начинается разработка новых научных методов в области физической культуры и спорта. В 1946 году при лаборатории врачебного контроля центрального научно-исследовательского института физической культуры впервые в стране было организовано специальное клиническое отделение - стационар для спортсменов. Врачебный контроль за всеми лицами, занимающими физической культурой и спортом, с 1948 становится обязательным.

Дальнейший период развития спортивной медицины характеризуется созданием большого врачебно-физкультурных диспансеров, расширяется и усложняется подготовка врачей-специалистов в области спорта, вводится подготовка ординаторов и субординаторов. Начинает использоваться комплексная методика при обследовании профессиональных спортсменов, которая формировалась в течение всего времени с начала развития спортивной медицины. В комплексной методике исследования применяются различные диагностические методы, позволяющие определить функциональное состояние спортсмена, влияние физических нагрузок на его организм, подобрать оптимальный график тренировок.

Метод стандартов

Антропометрические стандарты - это средние величины признаков, полученных при обследовании большого количества лиц, однородных по полу, возрасту, профессии (в том числе спортсменов), с учетом, если необходимо, национальности и других признаков. Стандарты содержат общие или групповые средние величины, характеризующие средние значения признаков для всего обследованного коллектива (групповые стандарты) и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам (ростовые стандарты).

Антропометрический профиль - это графическое наглядное изображение отклонений антропометрических признаков от стандартных. Он позволяет судить о пропорциональности развития.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (Х) и среднее квадратическое или стандартное отклонение (σ – сигма), которое характеризует величину колебаний изучаемого признака. Чем меньше стандартное отклонение, тем однороднее исследуемая группа. Оценка физического развития индивидуума производится на основе сравнения признаков физического развития конкретного человека с региональным стандартом, который разрабатывается на основе массовых исследований.
Оценка по стандартам производится следующим образом. Оцениваемый признак сравнивают по таблице с его средней арифметической величиной и вычисляют разницу между ними. Затем определяют, сколько квадратичных отклонений содержится в этой разнице (для этого разницу делят на величину сигмы). После этого устанавливают уровень физического развития обследуемого.
Индивидуальное физическое развитие принято считать средним (типичным), если его показатели совпадают со средней арифметической (Х) или отличаются от нее на величину ±1σ. При разнице между показателями и X от ±1σ до ±2σ физическое развитие, соответственно, выше или ниже среднего, а при разнице от ±2σ до ±3σ – высокое или низкое. Очень высокое или очень низкое более +3σ, или менее –3σ. Для большей наглядности в оценке физического развития применяют график, который получил название «индивидуальный антропометрический профиль».
Для построения графика чертят сетку соответственно количеству изучаемых признаков физического развития. Далее в середине проводят линию Х, соответствующую средней величине этих признаков. Выше и ниже этой прямой наносят линии квадратичных отклонений (+1σ, +2σ, +3σ, –1σ, –2σ, –3σ). Вычисленные величины признаков по стандартам отклонений наносят в виде точек на сетку и соединяют их прямыми линями. График наглядно показывает, какой из признаков физического развития выше или ниже средних данных группы. Затем проводится анализ особенностей построенного профиля, выявляются причины данных отклонений признаков от стандартной величины и на этом основании даются рекомендации обследуемому.
Однако метод стандартов и антропометрических профилей, имеет ряд недостатков, так как в интерпретации признаков используется итоговое квадратичное отклонение. Поэтому, при индивидуальной оценке физического развития спортсменов необходимо учитывать спортивную специализацию и квалификацию и проводить сравнение с аналогичными средними величинами той группы, к которой относится исследуемый спортсмен. В связи с этим в каждом виде спорта должны быть разработаны свои стандарты, т.е. средние величины морфологических признаков с учетом пола, возраста и специализации.

Билет№9

1. Функциональные возможности человека. Функциональные резервы.

2. Виды медико-педагогического контроля при занятии спортом?

3. Приемы расчета росто-весового коэффициента.

1. Функциональные возможности человека. Функциональные резервы.

Человеческий организм представляет собой надежную биосоциальную систему, обладающую неограниченными возможностями приспособления к окружающей среде. Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, условиям измененной газовой среды, высокой и низкой температуре, повышенной влажности, пониженной и повышенной освещенности. Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Выделяются структурные (морфологические) и функциональные резервы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.056 с.)