Перечень используемых программ, пособий для коррекционно-развивающей работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень используемых программ, пособий для коррекционно-развивающей работы



Младшие группы: дети раннего возраста «Паровозик из Ромашково» - программа адаптационно-развивающих занятий для детей 2-4 лет, методическая основа А.С. Роньжиной, О.Л. Князевой, И.П.Афанасьевой, Л.Г.Пыжьяновой. Детство-пресс Санкт-Петербург 2013 г.
Средняя группа Программа на развитие эмоционально-волевой сферы детей 4-5 лет. Волгоград «Учитель» 2011г. Сост. Ю.Е.Веприцкая
Старшая группа «Запоминай-ка» коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет Н.И.Невзорова Москва НКЦ серия «Психологическая служба» 2015 г
Подготовительная группа Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т.В. Ананьева С-Пб Детство-Пресс 2011 год Психологический тренинг для будущих первоклассников И.Л. Арцишевская Москва НКЦ «Психологическая служба» 2015 г

 

 

II.8. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ.

Младший возраст

ЦЕЛЬ: снизить напряжение в период адаптации; помочь освоиться в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми; оказать коррекционную помощь малышам в период адаптации.

Образовательная область            Задачи
Физическое развитие Снятие психомышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; стабилизация эмоционального состояния детей.
Социально-коммуникативное развитие Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе. Развитие коммуникативных навыков, создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом, предпосылок для групповой сплочённости
Познавательное развитие Создание условий для освоения детьми пространства своей группы как предпосылки освоения пространства всего детского сада. Создание условий для оптимальной социализации, то есть взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, состоянием окружающей среды; индивидуальный опыт субъекта и социокультурная среда развития.
Речевое развитие Развитие речи детей
Художественно-реченвое развитие Развитие навыков продуктивной деятельности.

 

Тематическое планирование

В августе-сентябре проводится анкетирование родителей вновь поступивших детей, заполнение индивидуальных карт детей, проведение адаптивных игр.

Название темы Задачи занятия Используемые игры и упражнения Дата проведения
1. «Паровозик из Ромашково» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие голосового аппарата, активизация речи малышей, закрепление знаний основных цветов. Знакомство с детьми, Знакомство с паровозиком. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Мчится поезд», игра «Позови паровозик». Упражнение «Вагончики». Рефлексия. Игра «Паровозик» Сентябрь
2. «Путешествие в страну Листопадию» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие речевого дыхания, выразительности, координации движений, моторики рук, слухового внимания, воображения, речи. Игра «Паровозик». Игра «Шагают ножки». Игра «Кап-кап-кап». Игра «Дождик и солнышко». Игра «Листопад». Рефлексия. Игра «Паровозик». Сентябрь
3. «Мышка-норушка» Развитие воображения, умения подчиняться правилам игры, голосового аппарата, активизация речи, формирование позитивной самооценки. Игра «Паровозик». Загадка про мышку. Пальчиковая гимнастика «Мышка». Упражнение «Мышка». Физкультминутка. Упражнение «Прятки с мышкой». Упражнение «Тихий час для мышат». Рефлексия. Игра «Паровозик» Октябрь
4. «В гости к лошадке» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации движений, моторики рук, творческого воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игра «Паровозик». Загадка про лошадку. Игра «Позови лошадку». Физкультминутка. Упражнение «Покатаемся на лошадке». Рефлексия. Игра «Паровозик».  Октябрь
5. «В гости к Мишке» Создание в группе эмоционально-комфортной атмосферы, воспитание стремления любить и бережно относиться к животным и игрушкам, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации движений, восприятия, внимания, воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игра «Паровозик». Загадка про мишку. Рисунок «Мёд для мишки». Упражнение «Мишки». Игра «Мишка, догоняй!». Рефлексия. Игра «Паровозик». Ноябрь
6. «Путешествие в страну Разноцветию» Создание в группе эмоционально-комфортной атмосферы, обогащение сенсорного опыта детей, обучение группировке однородных предметов, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игра «Паровозик». Загадка про пирамидки. Упражнение «Собери пирамидку». Упражнение «Разложи колечки по цветам». Упражнение «Разноцветный заборчик». Рефлексия. Игра «Паровозик». Ноябрь
7. «Путешествие в Снежинию» Создание в группе эмоционально-комфортной атмосферы, Развитие речевого дыхания, выразительности, умения ориентироваться на листе бумаги, координации движений, моторики рук. Игра «Паровозик». Игра «Снежинки». Игра «Снежинки-пушинки». Игра «Снеговик». Игра «Погреем ручки». Рефлексия. Игра «Паровозик». Декабрь
8. «В гостях у зайки» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знания основных цветов. Игра «Паровозик». Загадка про зайца. Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки». Физкультминутка. Игра «Ищем цвет». Рефлексия. Игра «Паровозик» Декабрь
9. «В гостях у матрёшек» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, формирование умения действовать по сигналу, контролировать свои движения, развитие ориентировки в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, творческого воображения. Игра «Паровозик». Загадка про матрёшек. Игра «Матрёшка». Физкультминутка. Игра «Матрёшка, ты где?». Рефлексия. Игра «Паровозик». Январь
10. «В гостях у мячика» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, повышение эмоционального тонуса, развитие ориентировки в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения. Игра «Паровозик». Загадка про мячик. Игра с мячом-хоппом. Игра «Мой веселый звонкий мяч». Игра «Превратимся в мячик». Игра «Мячики в мешочке». Рефлексия. Игра «Паровозик»  февраль
11. «В гостях у Бурёнки» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знания основных цветов. Игра «Паровозик». Загадка про коровку. Упражнение «Собери колокольчик». Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Колокольчик». Рефлексия. Игра «Паровозик». Февраль
12. «В гостях у мыльных пузырей» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, обучение детей установлению контактов друг с другом, сплочение группы, развитие координации движений. Моторики рук, восприятия, внимания. Воображения. Игра «Паровозик». Загадка про мыльные пузыри. Упражнение «Надувные пузыри». Игра «раздувайся, пузырь.» Игра «Баночка с пузырями». Упражнение на мячях-хоппах. Рефлексия. Игра-паровозик. Март
13. «Путешествие в страну цветов и бабочек» Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы, Развитие ориентировки в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, слухового внимания, творческого воображения, закрепление знания основных цветов. Игра «Паровозик». Загадка про ромашку и бабочку. Игра «Найди цветочек для бабочки». Физкультминутка. Игра «Бабочка, лети!». Рефлексия. Игра «Паровозик». март
14 Психодиагностика.   Выявление понимания речи, общей осведомленности, сенсорного развития (умение различать цвета, величину, форму), умение группировать предметы, развитие мелкой моторики. «Узнай и покажи». «Заборчик». «Угощения для друзей». «Закрой окошко». «Разберем вещи». «Подбери по цвету» май

Педагог- психолог оставляет за собой право менять и дополнять занятия в зависимости от ситуации в группе и степени усвоения детьми предложенных заданий.

Средний возраст

ЦЕЛЬ: Психопрофилактика дезадаптации детей среднего возраста.

Образовательная область Задачи
Физическое развитие Формировать умение совершать точные прицельные движения, дифференцировать движения рук, передавать в движении заданный ритм. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсорной потребности.
Социально-коммуникативное развитие Стимулировать положительное самоощущение. Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать поведение в соответствии с гендерными различиями. Побуждать к самостоятельному выполнению задач. Формировать умение применять вербальные и невербальные средства общения. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми.
Познавательное развитие Поощрять исследовательскую активность, радость познания. Формировать умение умозаключения. Развивать способность замечать противоречия. Формировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные ситуации.
Художественно эстетическое развитие   Формировать устойчивый интерес к прекрасному, стимулировать чувство радости.

В средней группе проводится индивидуальная диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми, нуждающимися в психокоррекции, по запросу родителей (законных представителей) и (или) педагогического коллекттива.

 

Старший возраст.

ЦЕЛЬ: Психопрофилактика дезадаптации детей старшего возраста.

Образовательная область Задачи
Физическое развитие Формировать умение совершать точные прицельные движения. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсорной потребности.
Социально-коммуникативное развитие Стимулировать положительное самоощущение. Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний и эмоций. Формирование положительного отношения к сверстникам. Формирование поведения в соответствии с гендерными различиями. Стимулировать самостоятельное выполнение задач и преодоление трудностей. Формировать умение применять вербальные и невербальные средства общения. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми. Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события.
Познавательное развитие Развивать исследовательскую активность, радость познания. Формировать способности к мыслительному экспериментированию. 
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Формировать умение точно выражать свои мысли. Учить объяснять некоторые зависимости причинно-следственного характера. Стимулировать переживания, разнообразные по содержанию в процессе слушания произведений художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие Стимулировать яркие переживания при восприятии художественных произведений. Формировать умение выразительно отражать образы художественных произведений. Развивать творческое отношение к действительности.

В старших группах проводится индивидуальная диагностическая и коррекционная работа с детьми, нуждающимися в психокоррекции по запросу родителей и педагогического коллектива.

 

Подготовительный возраст

ЦЕЛЬ:  Психопрофилактика дезадаптации детей подготовительного возраста, подготовка детей к обучению в школе.

Образовательная область Задачи
Физическое развитие Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения. Создавать условия для удовлетворения сенсорной потребности.
Социально-коммуникативное развитие Развивать способности к осознанию ребенком собственных переживаний и эмоций. Стимулировать самовыражение и взаимопонимание. формировать поведение в соответствии с гендерными различиями. Поощрять стремление принимать активное участие в образовательном процессе. Формировать умение принимать участие в беседе. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми.
Познавательное развитие Поощрять исследовательскую активность, радость познания. Формировать умение планировать разные виды познавательной деятельности. Развивать способность понимать эмоциональное состояние, мотивы и последствия героев художественной литературы.
Речевое развитие Продолжать развивать звуковую сторону речи, грамматический строй, лексику, связную речь. Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, отражать свои эмоции. Стимулировать активное употребление  обобщающих существительных, синонимов, антонимов, прилагательных и т.д.
Художественно-эстетическое развитие Формировать умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведения. Формировать умения творчески преобразовывать знакомые способы Художественно-творческой деятельности. Стимулировать потребность в творческом самовыражении. Развивать творческое отношение к действительности.

Тематическое планирование.

Название темы Задачи Содержание Время проведения
1 Психодиагностика   «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок Человека», «Разрезные картинки», «На что похоже?», «Запрещенные слова», «Графический диктант». Сентябрь-октябрь
2 Занятие 1 Развитие групповой сплоченности и продолжительного эмоционального отношения участников друг к другу; знакомство со школьными правилами; развитие произвольного поведения; диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. Упражнения «Вежливые слова», «Школьные правила». Игра «Трутень и пчелы». Физкультминутка. Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. Заключительный этап. Октябрь
3. Занятие 2 Повторение школьных правил; развитие произвольного поведения; развитие внимания и мышления; развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. Упражнения «Вежливые слова-вежливые ответы», «Школьные правила», «Отгадывание загадок». Игра «Пол-нос-потолок». Физкультминутка. Упражнение «Фигурки из счетных палочек». Диагностическое задание «Рисунок человека». Заключительный этап. Октябрь
4. Занятие 3 Развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; развитие фонематического восприятия. Упр. «Вежливость». Упр. «Школьные правила». Тест «Корректурная проба». Задание для диагностики пространственных представлений. Физкультминутка. Упр. «Звуковые прятки». Октябрь
5. Занятие 4 Развитие внимания и произвольности; повышение уровня школьной компетентности; развитие восприятия и мышления; диагностика зрительно-моторной координации. Игра «Трутень и пчелы». Тренинг навыков школьного поведения. Упр. «Потопаем, похлопаем». Упр. «Складываем и считаем». Физкультминутка. Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации. Заключительный этап. Октябрь
6. Задание 5 Развитие групповой сплоченности; тренировка тонкой моторики; развитие слухо-моторной координации и внимания; диагностика самооценки. Игра «Паутинка». Упр. «Школьные правила». Пальчиковая гимнастика. Упр. «А в школе...» Упр. «Цветные дорожки». Физкультминутка. Диагностическое задание «Автопортрет». Заключительный этап. Ноябрь
7. Занятие 6 Развитие внимания и произвольности; обучение работе в тетрадях; тренировка тонкой моторики; развитие понятийного мышления. Упр. «Вежливые слова». Упр. «Развитие произвольности». Физкультминутка. Игра «Трутень и пчелы». Упражнение «Классификация». Заключительный этап. ноябрь
8. Занятие 7 Развитие воображения и выразительных движений; развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и восприятия. Упр. «Передаем по кругу». Упр. «Говорит один — говорим хором». Упр. «Фигурный диктант». Физкультминутка». Упр. «Разрезные картинки». Заключительный этап. ноябрь
9. Занятие 8 Развитие выразительных движений; развитие внимания и произвольности; тренировка тонкой моторики; закрепление порядковых числительных; развитие пространственной ориентации на листе бумаги; развитие логического мышления. Игра «Изобразим животных». Упр. «Фигуры». Упр. «Говорит один — говорим хором». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Соединим точки по порядку». Упр. «Фигурный диктант». Физкультминутка. Упр. «Третий лишний» ноябрь
10. Занятие 9 Развитие внимания и произвольности; расширение кругозора и развитие речи; тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности; развитие пространственной ориентации. Игра «Летает — не летает». Упр. «Фигуры». Упр. «Разноцветные фигурки». Физкультминутка. Упр. «Сортировка». Заключительный этап. декабрь
11 Занятие 10 Развитие координации движений; снятие мышечных зажимов; тренировка умений работать по образцу; развитие внимания и зрительно-моторной координации; развитие речи, воображения и мышления. Игра «Дотроньтесь до...». Телесно-ориентированное упражнение «Марионетки». Упр. «Сложим по образцу». Физкультминутка». Сенсомоторное упр. «Лежачая восьмерка» декабрь
12 Занятие 11 Развитие произвольного поведения и координации движений; повышение уровня школьной компетенции; развитие внимания и пространственной ориентации; тренировка тонкой моторики; развитие воображения и мышления. Игра «Робот». Упр. «Правильно — неправильно». Упр. «Клеточный диктант». Физкультминутка. Упр. «Что в мешочке». Рисование «Подарок Деда Мороза». Заключительный этап. декабрь
13 Занятие 12 Развитие внимания и произвольного поведения; знакомство с понятием «симметрия»; Развитие моторики и координации; развитие конструктивного мышления; тренировка зрительной памяти. Игра «Пол-нос-потолок». Упр. «Симметрия». Сенсомоторное упражнение «Ладонь-кулак-ребро». Упр. «Что исчезло?». Физкультминутка. Упр. «Фигурки из треугольников». Заключительный этап. декабрь
14 Занятие 13 Развитие произвольного поведения; повторение букв и цифр; развитие пространственной ориентации; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и зрительной памяти. Игра «Море волнуется». Игра «Отгадай». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Внимание — рисуем!». Физкультминутка. Рисование «Зимняя картинка». Заключительный этап. январь
15 Занятие 14 Развитие сомоконтроля; развитие фонематического восприятия; развитие внимания и зрительной памяти; закрепление понятий «больше», «меньше»; развитие речи и мышления. Игра «Карусели». Упражнение «Звуковые прятки». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Внимание — рисуем!». Упр. «Узоры». Физкультминутка. Закл этап. январь
16 Занятие 15 Развитие словарного запаса и фонематического восприятия; повторение букв и цифр; развитие тонкой моторики; развитие внимания и мышления; тренировка умения работать по правилам. Игра «Скажем наоборот». Упр. «Складываем буквы».Упр. «Угадаем цифры». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Отличительные признаки». Физкультминутка. Упр. «Чужое слово» Упр. «Точечный диктант». Заключительный этап. январь
17 Занятие 16 Развитие внимания и произвольности; тренировка моторики и координации; развитие логического мышления; развитие пространственной ориентировки. Игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем». Игра «Пол-нос-потолок». Игра «Угадаем словечко». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Четвертый — лишний». Физкультминутка. Упр. «Самолеты». Заключительный этап. февраль
18 Занятие 17 Развитие произвольных движений и ориентировки в пространстве; развитие речи и мышления; развитие слухового внимания; развитие слухо-моторной координации. Игра «Броуновское движение». Упражнение «Кто кем был? Кто кем будет?» Упр. «Клеточный диктант». Физкультминутка. Игра «Запретное слово». Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица. Заключительный этап. февраль
19 Занятие 18 Развитие внимания и произвольности; развитие речи и мышления; развитие зрительной памяти; тренировка счетных навыков. Игра «Земля-вода-воздух». Упражнения с карандашом. Упражнение «Внимание — рисуем!». Упражнение «Чем отличаются?». Упражнение «Домики». Физкультминутка. Упражнение «Посчитай-ка!» Заключительный этап. февраль
20 Занятие 19 Развитие произвольности; развитие речи и мышления; тренировка объема внимания и его переключения. Игра «Пар-вода-лед». Сепсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка». Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица, артикуляционные упражнения. Упражнение «Ассоциативные цепочки». Упражнение «Фигурный диктант». Физкультминутка. Упражнение «Сложим квадраты». Заключительный этап. февраль
21 Занятие 20 Развитие внимания и произвольности; развитие речи, мышления и воображения; тренировка тонкой моторики. Игра «Запретное движение». Упражнение «Загадки». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Необычные картинки». Физкультминутка. Упражнение «Незавершенные фигуры». Заключительный этап. март
22 Занятие 21 Развитие внимания и произвольности; развитие координации движений; развитие пространственной ориентации; развитие речи и мышления. Игра «Дотронтесь до...» Упражнение «Божья коровка». Упражнение «Что следующее?». Физкультминутка. Упражнение «Закончим предложения». Упражнение на расслабление. Заключительный этап. март
23 Занятие 22 Развитие внимания и произвольности; развитие логического мышления; тренировка тонкой моторики. Игра «Аист-лягушка-солдат». Упражнение «Сравнение геометрических фигур». Упражнение «Что изменилось». Физкультминутка. Игра «пол-нос-потолок». Упражнение «Отличающаяся картинка». Пальчиковая гимнастика. Заключительный этап. март
24 Занятие 23 Воспитание смелости; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие зрительной памяти; тренировка тонкой моторики; развитие речи и мышления. Игра «Заяц и волки». Сенсорное упражнение «Лежачая восьмерка». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Посмотрим, запомним, нарисуем». Упражнение «Один — много». Физкультминутка. Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 2». Заключительный этап. март
25 Занятие 24 Развитие внимания и самоконтроля; тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации; развитие речи и мышления. Игра «Кто Быстрее?». Упражнение «Кто так говорит?». Упражнение «Слушаем и выполняем». Физкультминутка. Упражнение «Мое-не мое». Заключительный этап. апрель
26 Занятие 25 Развитие внимания и произвольности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие восприятия и мышления; тренировка тонкой моторики. Психогимнастическое упражнение «Незнайка». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Какое слово лишнее?». Задание «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми». Физкультминутка. Упражнение «Угадай букву». Заключительный этап. апрель
27 Занятие 26 Развитие внимания и произвольности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие речи и мышления. Игра «Раз-два-три — фигура замри». Игра «Трутень и пчелы». Упражнение «Хорошо или плохо?». Логические задачи «Домики». Физкультминутка. Упражнение «Скажем ласково». апрель
28 Занятие 27 Развитие внимания и произвольности; диагностика преобладающей мотивации: учебной или игровой; тренировка зрительной памяти; развитие речи и мышления. Игра «Пропускаю только...». Диагностическое задание на выявление преобладания учебной или игровой мотивации. Пальчиковая гимнастика. Игра «Да и нет не говорим». Физкультминутка. Упражнение «Посмотрим, запомним, нарисуем». Логические задачи «Домики». Заключительный этап. апрель
29 Итоговая диагностика. Диагностика личностной, мотивационной, интеллектуальной и волевой готовности к школьному обучению. См. начальную диагностику. Март - апрель

Педагог-психолог оставляет за собой право  менять и  дополнять занятия в зависимости от ситуации в группе истепени усвоения детьми предложенных заданий.

 

II.9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целеноправленно проектируемая дифференцируемая образовательная программа (С.В.Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицина, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).  Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:            - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования;                                                                                                                                                  -для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов.

      Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (октябрь-апрель) результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет рекомендует детей, показавших низкий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотреть на ПМПк ДОУ. ПМПк  формирует список детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.                                                                                              Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется  разработанный  способ  его  реализации  (технология организации образовательного процесса).                                                                                                                                      Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен охарактеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления.                            При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся  на следующие принципы:

· принцип опоры на обучаемость ребенка;

· принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

· принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка»;

· принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

· принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

· принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

   На основе анализа изученной литературы можно выделить несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации.

5. Этап итоговой диагностики.

1.Этап наблюдения. Цель: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников».

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-психологом. Цель: выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины» (на начало и конец сопровождения).

3. Этап конструирования. Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4.Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, все зависит от желания ребенка, от его выбора, самоопределения.

5. Этап завершающей диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же табдица. С учетом данных этапов составляются и реализовываются индивидуальные образовательные маршруты с учетом методов педагогической поддержки, содержания работы. Для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин, способствующих их возникновению.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребенок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на на его личностный потенциал.

                           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.03 с.)