№
| Название методики
| Цель
| Группа
|
1.
| «Узнай и покажи»
| Выявление понимания речи взрослого, умения узнавать и показывать названный объект и его части.
| 1-я младшая
|
2.
| «»Закрой окошко»
| Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их друг с другом.
| 1-младшая
|
3.
| «Заборчик»
| Выявление умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их друг с другом.
| 1-младшая
|
4.
| «Подбери по цвету»
| Выявление сформированности восприятия цвета, умения называть основные цвета, соотносить предметы по цвету.
| 1-младшая
|
5.
| «Угощения для друзей»
| Выявление уровня общей осведомлённости, понимания речи, умения отвечать на простейшие вопросы.
| 1-младшая
|
6.
| «Подарки для девочки Маши»
| Выявление умения находить предметы по двум признакам — форме и цвету, умения отвечать на вопросы.
| 1-младщая
|
7.
| «Разберем вещи»
| Выявление умения распределять предметы по принадлежности к группе (игрушки, одежда, посуда)
| 1-младшая
|
8.
| «Картинки в подарок»
| Изучение способности к ритмичному воссозданию изобразительных элементов, развитие мелкой моторики рук.
| 1-младшая
|
9.
| «Коробка форм»
| Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности проводить анализ расположения фигур в пространстве.
| 2-младшая, средняя
|
10.
| «Матрёшка 3-составная»
| Выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
| 2-младшая
|
11.
| «Разрезные картинки 2 -3 составные»
| Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом.
| 2-младшая
|
12.
| «Цветные кубики»
| Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
| 2-младшая
|
13.
| «Парные картинки»
| Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах. Наблюдательности, зрительной памяти.
| 2-младшая
|
14.
| «Угадай, чего не стало»
| Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
| 2-младшая
|
15.
| «Покажи и назови»
| Выявление общей осведомлённости ребенка
| Средняя
|
16.
| «Матрёшка 4-составная»
| Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса
| Средняя
|
17.
| «Разрезные картинки 4-составные»
| Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу
| Средняя
|
18.
| «8 предметов»
| Исследование объёма образной памяти
| Средняя
|
19.
| «Лабиринты»
| Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.
| Средняя
|
20.
| «Найди такую же картинку»
| Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаравленности восприятия.
| Средняя, старшая
|
21.
| «Найди домик для картинки»
| Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
| Средняя
|
22.
| «На что это похоже?»
| Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
| Средняя
|
23.
| «Лесенка»
| Выявление самооценки ребенка
| Старшая, подготовительная
|
24.
| «Нелепицы»
| Выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка
| Старшая
|
25.
| «Времена года»
| Выявление уровня сформированности представлений о временах года
| Старшая
|
26.
| «10 предметов»
| Анализ объёма непосредственной образной памяти у ребенка
| Старшая
|
27.
| «Найди «семью»»
| Выявление уровня наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению
| Старшая
|
28.
| «Рыбка»
| Определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
| Старшая
|
29.
| «Рисунок человека»
| Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом
| Старшая, подготовительная.
|
30.
| «Последовательные картинки»
| Выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ
| Старшая, подготовительная
|
31.
| «Разрезные картинки»(4 части), (6 частей)
| Выявление уровня развития восприятия. Умения воспроизводить целостный образ предмета
| Старшая, подготовительная
|
32.
| «На что это похоже?»
| Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальность и гибкость мышления
| Старшая, подготовительная
|
33.
| «Вырежи круг»
| Выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
| Подготовительная
|
34.
| «Домик»
| Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координациии и тонкой моторики руки
| Подготовительная
|
35.
| «10 слов»
| Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти
| Подготовительная
|
36.
| «Закончи предложение»
| Оценка умения вычленять причинно следственные связи в предложении
| Подготовительная
|
37.
| «4-й лишний»
| Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка
| Подготовительная
|
38.
| «Найди недостающий»
| Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор
| Подготовительная
|
39.
| «Запрещенные слова»
| Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника»
| Подготовительная
|
40.
| «Графический диктант»
| Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
| Подготовительная
|
II.6.ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников.
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла;
•зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
II.7. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА