Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Македонская Православная Церковь
Первая христианская проповедь на территории современной Македонии относится ко временам апостольским – апостол Павел посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. После издания Миланского эдикта (313 г.) христианство стало распространяться интенсивно по всей Македонии, т. к. эдикт провозглашал свободу христианства, а в г. Скопье была основана христианская епископия во главе с первым епископом Паригорием. В IV – V вв. Македония входила в состав префектуры Восточной Иллирии, а в церковном отношении подчинялась то Риму, то Константинополю. В период правления византийского императора Юстиниана I (527 – 565) Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. Христианизации славян Македонии во многом способствовала миссионерская деятельность учеников святых Кирилла и Мефодия – святых Климента и Наума. Будучи изгнанными из Моравии, они поселились в Болгарии и Македонии, сблизив своей просветительской деятельностью эти два народа. В начале XI в. все македонские и болгарские земли были захвачены византийским императором Василием Болгаробойцей. Центром церковной жизни Болгарии стал г. Охрид, архиепископу которого отныне подчи-нялась Македонская Церковь. Во времена османского господства на Балканах македонский народ разделил общую тяжелую участь славян. Часть из них приняли ислам, но большинство оставались верными Православию и иногда принимали мученический венец от турок. В 1767 г. Охридская архиепископия была подчинена Константинополю, что автоматически повлекло за собой и подчинение Македонской Церкви, в которой, как и везде в этот период на Балканах, начинается засилье греков в иерархии. Когда в 1870 г. был провозглашен Болгарский Экзархат, в Македонии началось движение за объявление самостоятельной Македонской Православной Церкви, закончившееся неудачно, ибо македонцев не поддержали ни Константинополь, ни Болгарский Экзархат, ни русский посол в Турции граф Игнатьев. После окончания русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., по решениям Берлинского конгресса большая часть Македонии оставалась под властью турок. Во второй половине XIX в. на церковную жизнь Македонии влияли и турки, и Константинопольская Патриархия, и Болгарский Экзархат, стремившийся сохранить там свою власть, и, наконец, ставшая в 1879 г. автокефальной Сербская Церковь. В 1880 г. был основан «Просветительный комитет для школ и церквей в Македонии и старой Сербии».
Тем не менее, в македонском народе продолжала крепнуть мысль о церковной самостоятельности. Особенно эти настроения проявили себя после неудачного Ильинденского восстания (июль – август 1903 г.), поднятого македонцами за освобождение от турецкого ига. Ситуация разрешилась в результате Балканских войн (1912 – 1913 гг.), по итогам которых Македония была разделена между Сербией, Болгарией и Турцией. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии устанавливалась юрисдикция соответствующей Церкви – Сербской, Болгарской и Константинопольской. После Первой мировой войны Македония вновь была разделена и в политическом, и в церковном отношении между Сербией, Болгарией и Грецией (соответственно между Сербской, Болгарской и Элладской Церквами). В годы Второй мировой войны большая часть православного македонского духовенства активно сотрудничала с Народно-освободительной армией (Церковь в Западной Македонии была подчинена фашистской Италией Албанской Православной Церкви). В 1943 г. после капитуляции Италии произошло освобождение Македонии от оккупантов силами Народно-освободительной армии, при Генеральном штабе которой было сформировано Религиозное представительство (во главе – священник Веле Манчевский), охватившее ряд приходов. Одним из первых решений Представительства было определение того, что в будущем упраздняется зависимость Македонии от церковных властей, находящихся за пределами Македонии, и вводится в храмах македонский язык. После окончания войны образовалась инициативная группа македонских священников с целью создания независимой Православной Македонской Церкви. В 1959 г. состоялся Собор Сербской Православной Церкви, который постановил, что самостоятельная Македонская Церковь управляется по ранее принятому Уставу в г. Охриде (1958 г.), но и в будущем она остается в каноническом единстве с Сербской Церковью. В итоге между Сербской и Македонской Православными Церквами установилось каноническое единство, а сама Македонская Церковь получила автономию. В июле 1959 г. Патриарх Сербский Герман хиротонисал епископов в епархии Македонии.
Однако в среде македонского духовенства продолжали вынашиваться идеи автокефалии Македонской церковной организации. Неоднократно обращаясь за предоставлением независимости к Сербскому Патриарху, Македонская Церковь получала отказ. Тогда в 1967 г. в Охриде состоялся «Церковно-народный собор», самостоятельно провозгласивший автокефалию Македонской Православной Церкви. Сербская Патриархия не признает эту автокефалию, аргументируя это тем, что в Македонии для автокефалии недостаточное количество пастырей и верующих и самое главное – глава Македонской Церкви, санкционируя автокефалию, нарушил архиерейскую присягу, данную во время возведения на митрополичью кафедру о том, что он будет хранить каноническое единство с Сербской Церковью. В настоящее время Македонская Православная Церковь возглавляется архиепископом и имеет 8 епархий (1996 г.) [62]. Имеет приходы в США, Канаде и Австралии, так как туда эмигрировали македонцы в начале ХХ в. с усилением турецкого террора после подавления Ильинденского восстания. В 1967 г. зарубежные приходы были объединены в новоорганизованную Американо-Канадско-Австралийскую епархию, разделенную затем на: 1) Македонскую епископию Америки и Канады и 2) Македонскую епископию Австралии. Численность верующих Македонской Церкви составляет ок 1 млн человек (1996 г.) [63]. Македонская Церковь имеет свои печатные издания. В 1967 г. была открыта первая в Македонии духовная семинария во имя св. Климента Охридского.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте роль династии Неманичей и святителя Саввы в процессе образования Сербской Православной Церкви. 2. Можно ли проводить параллель, на Ваш взгляд, между условиями принятия христианства и образованием Православной Церкви на территории Сербии с аналогичными процессами на Руси? Почему? 3. Как отразился период османского владычества на сербах и на судьбе Церкви? 4. Как и в связи с чем появились сербские епархии за пределами Сербии – в Австро-Венгрии? 5. В чем состоит особенность развития Черногории и Черногорской Церкви? 6. Какую культурно-просветительскую роль играла Сербская Православная Церковь в XIX веке? 7. Как сложилась история Сербского Патриархата в ХХ веке? 8. Что Вам известно о крупных сербских монастырях и их деятельности? 9. Какую роль сыграла Сербская Православная Церковь в событиях, связанных с Косовским кризисом? Список используемой литературы
Бондарева Е. Балканский кризис: культурно-цивилизационный аспект // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 2002. № 2. Бондарева Е. Под сенью Святой Троицы. История русской церкви в Белграде // ЖМП. 1999. № 7. Бондарева Е. Православие как нравственная основа преодоления идейного и жизненного кризиса. Духовный опыт русской диаспоры в Югославии (1920 – 1941) // ЖМП. 2001. № 2. Визит Святейшего Патриарха Сербского Павла в Москву // ЖМП. 1994. № 11 – 12. Визит Святейшего Патриарха Павла в Русскую Православную Церковь // ЖМП. 2002. № 2. Воззвание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4.
Воззвание Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ситуацией вокруг Косова // ЖМП. 1999. № 5 Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Президентом Югославии Воиславом Коштуницей // ЖМП. 2000. № 12. Жилкина М. Беседа со Святейшим Патриархом Сербским Павлом // ЖМП. 2002. № 2. Жилкина М. Радоница в Белграде // ЖМП. 1999. № 5. История Православной Церкви в XIX в. Репринт издания 1901 г. М., 1998. Т. 2: Славянские церкви. История южных и западных славян. В 2 т. / Под ред. Г. Ф. Матвеева и З. С. Ненашевой. М., 2001. Кабыжакова Л., Архипов А. Под омофором святого Саввы Сербского // ЖМП. 1990. № 10. Кокухин Н. Белый Ангел. Рассказ о паломнических путешествиях в Сербию и Черногорию // ЖМП. 1999. № 4. Очередное заседание Освященного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви // ЖМП. 1998. № 7. Поместные Православные Церкви и их Предстоятели // Православный Церковный календарь. 2000. М., 1999. С. 105 – 112. Прийма И. «Блаженны вы, плачущие сегодня с Россией…» О святителе Николае (Велимировиче) // ЖМП. 1999. № 7. Сербская Православная Церковь // Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 1. Сообщение информационной службы Сербской Православной Церкви // ЖМП. 1999. № 7. Сообщение Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви // ЖМП. 1999. № 4. Тарасьев В., прот. Избрание и интронизация нового Патриарха Сербского // ЖМП. 1991. № 3. Тарасьев В., прот. Святейший Патриарх Сербский Герман (некролог) // ЖМП. 1992. № 1. Тарасьев В., прот. Торжества в Патриаршем подворье в Белграде // ЖМП. 1990. № 4. 725 лет преставления святителя Саввы II, Архиепископа Сербского // ЖМП. 1996. № 2.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.015 с.) |