Законченное изложение музыкальной мысли.
Период обычно делится на предложения.
Период бывает:
повторного строения (из двух предложений с одинаковым началом, но разными окончаниями).
неповторного строения (из двух разных предложений)
квадратный( число тактов в каждом предложении делится на 4) 8т=4т+4т
неквадратный (число тактов, хотя бы в одном из предложений, не делится на 4)
однотональный (начинается и заканчивается в одной тональности)
модулирующий (начинается в одной тональности, заканчивается в другой).
Предложение
Часть периода (обычно его половина), заканчивающаяся каденцией.
Предложение состоит из фраз.
Фраза
Часть предложения – небольшое, относительно законченное музыкальное построение.
Мотив
Небольшой выразительный мелодический оборот.
Обычно группируется вокруг одной сильной доли.
Цезура
Граница между музыкальными построениями (фразами, предложениями).
Чаще всего проявляется в виде долгой длительности, паузы или повторения мелодии.
Каденция
Мелодический или гармонический оборот, создающий ощущение завершенности или незавершенности в конце предложения или периода.
Каденция бывает:
· Серединная (половинная) – в конце первого предложения.
В мелодии обычно – любая ступень, кроме I, создает ощущение незавершенности;
· Заключительная – в конце периода.
В мелодии – I ступень, создает ощущение завершенности.
Секвенция
Повторение мотива на другой высоте.
Повторяющийся мотив называется «звено».
Секвенция бывает:
· «восходящая» - второе звено звучит выше, чем первое;
· «нисходящая» - второе звено звучит ниже, чем первое.
Канон
Многоголосное музыкальное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием.
Реприза
Знак повторения.
Модуляция
Переход из одной тональности в другую и завершение в ней музыкального построения.
Чаще всего встречается модуляция в параллельную тональность или тональность Доминанты.
Отклонение
Кратковременный переход из одной тональности в другую с последующим возвращением в основную тональность.
Хроматизм
Изменение основной ступени звукоряда (повышение или понижение на полутон).
Бывает:
· Ладовый (для большей выразительности мелодии, усиления ладовых тяготений).
· Модуляционный (возникает при модуляции, в связи с появлением знаков, характерных для новой тональности).
В мелодическом движении хроматизмы бывают вспомогательными и проходящими.
Вспомогательный хроматизм
Звук, взятый полутоном выше или ниже между основной ступенью звукоряда и ее повторением.
Проходящий хроматизм
Звук, взятый между двумя основными ступенями звукоряда, отстоящими друг от друга на тон.
Транспонирование
Перенос мелодии из одной тональности в другую.
Определение знаков в диезных тональностях
В мажоре: VII ступень (сразу под Тоникой) указывает на последний ключевой диез.
В миноре: сначала перейти в параллельную мажорную тональность, а потом определить знаки по VII ступени.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.006 с.)