До мажор (тоника – «до», лад мажор) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

До мажор (тоника – «до», лад мажор)



Нотный стан

(нотоносец)

5 линеек, на которых записывают ноты

(линейки нотного стана считаются снизу вверх).

Ноты

Знаки для записи музыкальных звуков.

Звукоряд

Ноты по порядку.

Регистр

Часть звукоряда, в котором объединяются все похожие по звучанию звуки.

Три регистра: высокий, средний, низкий.

Скрипичный ключ (ключ с оль)

Ключ для записи звуков высокого и среднего регистра.

Ставится в начале нотного стана и показывает, где расположена нота Соль первой октавы.

Басовый ключ

(ключ фа)

Ключ для записи звуков низкого регистра.

Показывает, где расположена нота Фа малой октавы.

Ноты первой октавы

Ноты второй октавы

Гамма

Звукоряд из 7 ступеней

(от тоники до ее повторения через октаву).

Тоника

I ступень гаммы.

Устойчивые ступени

Ступени, на которых можно закончить мелодию.

Это I, III и V. Самая устойчивая – I (Тоника)

Неустойчивые ступени

Ступени, на которых нельзя закончить мелодию. Это II, IV, VI, VII.

Разрешение

Переход  неустойчивой ступени в устойчивую:

II  в I   IV в III   VI в V    VII в I

Вводные ступени

Ступени, которые окружают тонику (вводят в тонику). Это VII и II.

VII – нижняя вводная

II – верхняя вводная

Главные ступени

(T, S, D)

Ступени, на которых в натуральном мажоре получаются мажорные трезвучия, а в натуральном миноре – минорные.

Это I – тоника (T), IV – субдоминанта (S)

V – доминанта (D)

Субдоминанта (S)

IV ступень гаммы (неустойчивая, главная).

«суб»-«под»

Доминанта (D)

V ступень гаммы (устойчивая, главная).

Тетрахорд

Поступенный ход из четырех звуков.

(«тетра» греч.- «четыре»)

Полутон

Самое маленькое расстояние между звуками.

Тон

Расстояние из двух полутонов.

Строение мажорной гаммы

Тон-тон-полутон-три тона (тон, тон, тон ) -полутон.

Строение минорной гаммы

Тон-полутон-два тона (тон-тон)- полутон-два тона.

Трезвучие

1. Три звука через ноту.

2. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

  • Трезвучие обозначается двумя цифрами (индексом) 5 3

Тоническое трезвучие

Трезвучие от тоники (в него входят все устойчивые ступени). Обозначается - Т 5 3   ( в миноре - t 5 3)

Субдоминантовое трезвучие

Трезвучие от IV ступени. Обозначается - S 5 3

Доминантовое трезвучие

Трезвучие от V ступени. Обозначается - D 5 3

Лад

«согласие»

Когда устойчивые и неустойчивые звуки ладят между собой и стремятся к Тонике.

МАЖОР - с ветлый лад, и МИНОРтемный лад.

Мажор

Лад, в котором устойчивые ступени образуют мажорное трезвучие.

Минор

Лад, в котором устойчивые ступени образуют минорное трезвучие.

Переменный лад

Лад, в котором две тоники.

Чаще всего тониками попеременно становятся тоники параллельных тональностей.

Тональность

Высота звучания лада (мажора или минора).

Название тональности: тоника + лад.

Ключевые знаки

Знаки (диезы, бемоли), расположенные у ключа.

Порядок

Диезов у ключа

Фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Порядок

Бемолей у ключа

Си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Параллельные тональности

Это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками.

      Тоники параллельных тональностей расположены на расстоянии малой терции.

Одноименные тональности

Это мажорная и минорная тональности с одинаковыми тониками (но разными ключевыми знаками).

 

Параллельные тональности

До Соль Ре Фа Си- бемоль
     
ля ми си ре соль

C - dur

До мажор

C - moll

До минор

Три вида минора

Натуральный минор

Минор, в котором ступени не изменяются

(в нем только ключевые знаки).

Гармонический минор

Минор, в котором повышается VII ступень

(при движении вверх и вниз).

Мелодический минор

Минор, в котором

при движении вверх повышается VI и VII ступени,

а внизвсё отменяется, как в натуральном виде минора.

ТРИ ВИДА МИНОРА

1. Н (0) 2. Г (+1) 3. М (+2)
ключевые знаки      

# здесь – условное обозначение повышения ноты на полутон (в нотах при повышении может быть «бекар») .

Интервал

Расстояние между двумя звуками.

1. Интервал измеряется числом ступеней, которые он охватывает:

Прима –     1 ступень (до - до)

Секунда2 ступени (до - ре)

Терция –    3 ступени (до -ре- ми)

Кварта –  4 ступени (до -ре-ми- фа)

Квинта –   5 ступеней   (до -ре-ми-фа- соль)

Секста –     6 ступеней (до -ре-ми-фа-соль- ля)

Септима7 ступеней (до -ре-ми-фа-соль-ля- си)

Октава -    8 ступеней (до -ре-ми-фа-соль-ля-си- до)

 

2. Интервал можно измерить числом тонов и полутонов

чистая прима    0 т чистая квинта 3,5т
малая секунда 0,5т малая секста
большая секунда 1 т большая секста 4,5 т
малая терция 1,5т малая септима
большая терция большая септима 5,5т
чистая кварта 2,5т чистая октава

 

Чистые интервалы

Прима (ч.1), кварта (ч.4), квинта (ч.5), октава (ч.8)

Малые и большие

Интервалы

Секунды (м.2, б.2), терции (м.3, б.3), сексты (м.6, б.6), септимы (м.7, б.7)

Узкие интервалы

Интервалы от примы до кварты (от ч.1 до ч.4)

Широкие интервалы

Интервалы от квинты до октавы (от ч.5 до ч.8)

Дорожка узких интервалов: (ч1)-м2-б2-м3-б3-ч4
 


Интервалы

        

                                                  

Консонансы

Мягко звучащие интервалы.

Все чистые интервалы (прима, кварта, квинта, октава), малая и большая терции, малая и большая сексты.

Диссонансы

Резко звучащие интервалы.

1.Малая и большая секунды, малая и большая септимы.

2.Тритоны.

ТРИТОНЫ

МАЖОР                        МИНОР

Ум.5 - б.3                         ум.5 – м.3

                              ув.4 – м.6                         ув.4 – б.6

Обращение интервалов

Перенос нижнего звука на октаву вверх.

В сумме – число «9»

Тритон

Интервал, в котором три тона (6 полутонов).

Это: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшенная квинта (ум. 5).

в натуральном мажоре и гармоническом миноре:

ув 4           ум 5

IV       VII (#)

(«ув четыре на четыре»)

в натуральном миноре:

ув.4         ум5

      VI     II

Разрешение тритонов

Тритоны являются диссонансами, поэтому требуют разрешения.

При разрешении:

Увеличенная кварта (тритон)

Интервал, который охватывает 4 ступени и содержит 3 тона. Диссонанс.

Уменьшенная квинта (тритон)

Интервал, который охватывает 5 ступеней и содержит 3 тона. Диссонанс.

Увеличенная секунда

Интервал, который охватывает 2 ступени и содержит 1,5 тона.

· Встречается в гармоническом миноре между VI и VII ступенями (из-за повышения VII ступени).

· Звучит также, как малая терция, но в ладу является диссонансом и требует разрешения.

                       ув2 →   ч4

                   VI  V

МЕТРОРИТМ

Пульс (метр)

1.Ровные удары, которые слышны в музыке.

2. Равномерное чередование сильных и слабых долей.

Доля

Единица музыкального метра (один удар пульса).

Сильная доля

Первая доля в такте.

Такт

Расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли.

Такты отделяются друг от друга тактовой чертой.

Затакт

1. Неполный такт в начале мелодии.

2. Начало мелодии со слабой доли.

Ритм

   Чередование разных длительностей.

Размер

Это две цифры в начале произведения.

Верхняя цифра означает – сколько долей в такте,

Нижняя цифра означает – какой длительности равна одна доля.

размер

Две доли в такте.

Доля равна четверти (счет: 1и 2и)

 

размер

Три доли в такте.

Доля равна четверти (счет: 1и 2и 3и)

 

размер

Четыре  доли в такте.

Доля равна четверти (счет: 1и 2и 3и 4и)

размер

Три доли в такте.

Доля равна восьмой (счет: 1 2 3)

размер

Шесть долей в такте.

Доля равна восьмой (счет: 1 2 3 4 5 6)

Нота с точкой

 

 


И2и3и 1и2и   3и

1и2     1и      2

Точка около ноты удлиняет ноту на ее половинку.

Половинная с точкой длится столько же, сколько длятся половинная и четверть вместе (три доли, три четверти).

Четверть с точкой длится столько же, сколько длятся четверть и одна восьмая вместе (полторы доли).

Пауза

Знак молчания.

Четвертная

Пауза

Пауза, равная четвертной длительности, то есть она считается, как четверть – «раз и».

1и 1и

Восьмая пауза

 

Пауза, равная восьмой длительности, то есть она считается, как восьмая – «раз» (или - «и»)

1  1

Четверть с точкой и восьмая

Ритмическая группа из четвертной длительности с точкой и одной восьмой.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «четверть с точкой и восьмая» занимает одну долю.

    1и2 и

Пунктирный ритм

Ритмическая группа из восьмой длительности с точкой и шестнадцатой.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «пунктирный ритм» занимает одну долю.

 1и -

Синкопа

Смещение акцента с сильной доли на слабую.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «синкопа» занимает две доли.

                            1 и2 и

Триоль

Ритмическая группа, образующаяся при делении длительности на три равные части вместо двух.

  1 и

Группировка

Вокальная группировка

му-зы- ка

Группировка длительностей в соответствие со слогами текста (один слог – одна нота).

· В случае распева слога длительности меньше четверти объединяются под одно ребро.

Пример группировки

     


ДЛИТЕЛЬНОСТИ

целая половинная половинная с точкой четвертная (четверть)
ТА -А -А -А  1и2и3и4и ТА -А         1и2и ТА -А -А 1и2и3и ТА   1и
восьмые шестнадцатые одна восьмая и две шестнадцатых две шестнадцатых и одна восьмая
ТИ ТИ   1 и ТИ-РИ-ТИ-РИ
 

 

 


1 - и -

       ТИ ТИ-РИ 1 и - ТИ-РИ ТИ 1 - и
четверть с точкой и восьмая пунктирный ритм синкопа триоль
ТА-А ТИ 1и2  и     ТИ-И -РИ 1 и     -   СИН - КО -   ПА  1 и2   и   ТРИ-О-ЛИ   1 и
пауза целая пауза половинная пауза четвертная пауза восьмая
  1и2и3и4и   1и2и ПА С 1

 


АККОРДЫ

Аккорд

Созвучие из трех и более звуков.

Трезвучие

Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Обозначается цифрами (индексом) 53

Вида трезвучий

(вне лада)

1. Большое (устойчивое, мажорное)                Б53

2. Малое (устойчивое, минорное)                   М53

ЧЕТЫРЕ ТРЕЗВУЧИЯ

(ПОСТРОЕНИЕ, ПЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛУХ)

Большое трезвучие (мажорное) Увеличенное трезвучие (удивленное) Малое трезвучие (минорное) Уменьшенное трезвучие (напряженное)
       

  б3+м3              б3+б3               м3+б3             м3+м3

 

Трезвучия в ладу

В тональности трезвучия приобретают принадлежность к какой-либо ступени.

Поэтому в их названии указывается не характер звучания (Б, М, Ув.,Ум.), а ступень, на которой они построены.

 

 

 

Трезвучия в До мажоре
Обращение трезвучия

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх.

У трезвучия два обращения:

1. Секстаккорд ( индекс 6)

2.Квартсекстаккорд (индекс 64)

  • В обращениях появляется интервал кварта.
  • В секстаккорде кварта вверху.
  • В квартсекстаккорде – кварта внизу.
  • Основная нота – на вершине кварты.

              53        6            64

Секстаккорд         Б 6        М 6

1. Первое обращение трезвучия.

2. Аккорд из трех звуков, состоящий из терции (внизу) и кварты (вверху).

  • Между крайними звуками – интервал секста (отсюда название – «секстаккорд»).

Б 6   -мажорный секстаккорд = м3+ч4

М 6   -минорный секстаккорд = б3+ч4

Квартсекстаккорд                 Б 6 4   М 6 4

1. Второе обращение трезвучия.

2. Аккорд из трех звуков, состоящий из кварты (внизу) и терции (вверху).

  • Между крайними звуками – интервал секста, между нижним и средним звуком -кварта (отсюда название – «квартсекстаккорд»).

Б 6 4 -мажорный секстаккорд = ч4+б3

М 6 4 -минорный секстаккорд = ч4+м3

 

Септаккорд

Аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

· Обозначается цифрой (индексом) 7

Между крайними звуками образуется интервал септима– отсюда и название «септаккорд».

· Септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы.

 

 
 
Доминантовый септаккорд (D7)

Септаккордот V ступени (от доминанты).

· Строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре.

· Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой (T 3)

 

 

В секстаккордах

всё наоборот!!!

  Ув53 = б3+б3 D 7 = б3+м3+м3   

 

 

 

Период

Законченное изложение музыкальной мысли. Период обычно делится на предложения. Период бывает:

Предложение

Часть периода (обычно его половина), заканчивающаяся каденцией. Предложение состоит из фраз.

Фраза

Часть предложения – небольшое, относительно законченное музыкальное построение.

Мотив

Небольшой  выразительный мелодический оборот. Обычно группируется вокруг одной сильной доли.

Цезура

Граница между музыкальными построениями (фразами, предложениями). Чаще всего проявляется в виде долгой длительности, паузы или повторения мелодии.

Каденция

Мелодический или гармонический оборот, создающий ощущение завершенности или незавершенности в конце предложения или периода. Каденция бывает: · Серединная (половинная) – в конце первого предложения. В мелодии обычно – любая ступень, кроме I, создает ощущение незавершенности; · Заключительная – в конце периода. В мелодии – I ступень, создает ощущение завершенности.

Секвенция

 

Повторение мотива на другой высоте. Повторяющийся мотив называется «звено». Секвенция бывает: · «восходящая» - второе звено звучит выше, чем первое; · «нисходящая» - второе звено звучит ниже, чем первое.

Канон

Многоголосное музыкальное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Реприза Знак повторения.

Модуляция

Переход из одной тональности в другую и завершение в ней музыкального построения. Чаще всего встречается модуляция в параллельную тональность или тональность Доминанты.

Отклонение

Кратковременный переход из одной тональности в другую с последующим возвращением в основную тональность.

Хроматизм

Изменение основной ступени звукоряда (повышение или понижение на полутон). Бывает: · Ладовый (для большей выразительности мелодии, усиления ладовых тяготений). · Модуляционный (возникает при модуляции, в связи с появлением знаков, характерных для новой тональности).   В мелодическом движении хроматизмы бывают вспомогательными и проходящими.

Вспомогательный хроматизм

Звук, взятый полутоном выше или ниже между основной ступенью звукоряда и ее повторением.

Проходящий хроматизм

Звук, взятый между двумя основными ступенями звукоряда, отстоящими друг от друга на тон.

Транспонирование

Перенос мелодии из одной тональности в другую.

Определение знаков в диезных тональностях

В мажоре: VII ступень (сразу под Тоникой) указывает на последний ключевой диез. В миноре: сначала перейти в параллельную мажорную тональность, а потом определить знаки по VII ступени.

Определение знаков в

Бемольных тональностях

 


В мажоре: В названии мажорной тональности всегда есть слово «бемоль» (искл. Фа мажор). · Идем по ключевым знакам до Тоники и прибавляем следующий бемоль. · Или – по IV ступени, которая указывает на последний бемоль. В миноре: сначала перейти в параллельную мажорную тональность, а потом определить знаки, как в бемольном мажоре.      

Повтор

Одна и та же нота звучит несколько раз.

Поступенно

    вверх / вниз

Ноты идут по порядку.

Трезвучие

    вверх / вниз

Три звука через ноту.

Качелька

   вверх / вниз

Движение на соседнюю ноту и обратно.

Перешагивание

    вверх / вниз

Ход через одну ноту (интервал терция).

Скачок

  вверх / вниз

Ход через две и больше нот

(интервал кварта и шире).

Опевание

Сверху / снизу

Нотный стан

(нотоносец)

5 линеек, на которых записывают ноты

(линейки нотного стана считаются снизу вверх).

Ноты

Знаки для записи музыкальных звуков.

Звукоряд

Ноты по порядку.

Регистр

Часть звукоряда, в котором объединяются все похожие по звучанию звуки.

Три регистра: высокий, средний, низкий.

Скрипичный ключ (ключ с оль)

Ключ для записи звуков высокого и среднего регистра.

Ставится в начале нотного стана и показывает, где расположена нота Соль первой октавы.

Басовый ключ

(ключ фа)

Ключ для записи звуков низкого регистра.

Показывает, где расположена нота Фа малой октавы.

Ноты первой октавы

Ноты второй октавы

Гамма

Звукоряд из 7 ступеней

(от тоники до ее повторения через октаву).

Тоника

I ступень гаммы.

Устойчивые ступени

Ступени, на которых можно закончить мелодию.

Это I, III и V. Самая устойчивая – I (Тоника)

Неустойчивые ступени

Ступени, на которых нельзя закончить мелодию. Это II, IV, VI, VII.

Разрешение

Переход  неустойчивой ступени в устойчивую:

II  в I   IV в III   VI в V    VII в I

Вводные ступени

Ступени, которые окружают тонику (вводят в тонику). Это VII и II.

VII – нижняя вводная

II – верхняя вводная

Главные ступени

(T, S, D)

Ступени, на которых в натуральном мажоре получаются мажорные трезвучия, а в натуральном миноре – минорные.

Это I – тоника (T), IV – субдоминанта (S)

V – доминанта (D)

Субдоминанта (S)

IV ступень гаммы (неустойчивая, главная).

«суб»-«под»

Доминанта (D)

V ступень гаммы (устойчивая, главная).

Тетрахорд

Поступенный ход из четырех звуков.

(«тетра» греч.- «четыре»)

Полутон

Самое маленькое расстояние между звуками.

Тон

Расстояние из двух полутонов.

Строение мажорной гаммы

Тон-тон-полутон-три тона (тон, тон, тон ) -полутон.

Строение минорной гаммы

Тон-полутон-два тона (тон-тон)- полутон-два тона.

Трезвучие

1. Три звука через ноту.

2. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Тоническое трезвучие

Трезвучие от тоники (в него входят все устойчивые ступени). Обозначается - Т 5 3   ( в миноре - t 5 3)

Субдоминантовое трезвучие



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.296 с.)