Раздел 7 уход за хирургическими больными в отделении реанимации и интенсивной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7 уход за хирургическими больными в отделении реанимации и интенсивной терапии



РАЗДЕЛ 7 УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Введение

Данный раздел пособия посвящён организации ухода за хирургическими больными в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).

Современные достижения медицинской науки и техники значительно расширили возможности эффективного лечения больных, состояние которых ранее считалось безнадёжным. Борьба за жизнь таких больных становится возможной при условии интенсивного проведения лечебных мероприятий, включающих применение различной аппаратуры и сложных реанимационных приёмов.

Проводится ознакомление студентов со структурой и режимом работы ОРИТ.

Даётся подробное описание особенностей работы медсестры в ОРИТ. Уделяется внимание таким важным элементам ухода, как уход за больным, находящимся на ИВЛ; уход за подключичным катетером у тяжёлых больных; уход за больным в бессознательном и агональном состоянии.

Представленные алгоритмы манипуляций по кормлению тяжёлых больных, подачи им грелки и пузыря со льдом должны способствовать более качественному усвоению материала с точки зрения практического применения.

Примеры ситуационных задач (с подробным их решением), содержат типичные ситуации, в которых может оказаться медицинский работник, и позволяют осуществить самоконтроль знаний.

На вопросы тестовых заданий составлены ответы. Тесты используются не только для контроля знаний студентов, но и как способ обучения. Они содержат минимум информации, позволяющей обосновать ответ, и ставят перед студентами вопросы, способствующие развитию клинического мышления.

Методические рекомендации

На изучение данного раздела пособия отводиться 4 часа - одно практическое занятие.

Основой для успешного изучения и освоения материала являются предшествующие знания студентов по нормальной анатомии и нормальной физиологии человека.

При подготовке к занятию студент должен:

1) самостоятельно изучить и осмыслить теоретический раздел пособия;

2) проверить усвоение материала с помощью контрольных вопросов;

3) решить ситуационные задачи и сверить их с правильными решениями;

4) решить тестовые задания и проверить их по данным ответам;

5) запомнить последовательность действий при выполнении манипуляций.

На практическом занятии студент закрепляет знания, приобретён- ные самостоятельно (с дополнениями и пояснениями со стороны преподавателя) и формирует практические умения под руководством преподавателя.

В итоге занятия студент должен знать:

1) структуру, оснащение и оборудование ОРИТ;

2) режим ОРИТ;

3) практическую деонтологию при уходе за тяжёлыми хирургическими больными, больными в бессознательном и агональном состоянии;

4) личную гигиену медицинского персонала;

5) понятие о внутрибольничной инфекции в ОРИТ и её профилактике;

6) обязанности медсестры ОРИТ.

Студент должен уметь:

1) осуществлять общий уход за больными в зависимости от дефицита самоухода;

2) осуществлять уход за больным, находящимся на ИВЛ;

3) осуществлять уход за подключичным катетером у тяжёлых больных;

4) осуществлять уход за тяжёлыми больными, больными в бессознательном состоянии и безнадёжными больными;

5) подавать грелку и пузырь со льдом тяжёлым больным;

6) кормить тяжёлых больных;

7) проявлять мягкость, чуткость, участие, отзывчивость и доброжелательность при уходе за больными в ОРИТ.

Клиническая гигиена окружающей больного среды

В ОРИТ

В связи с высокой опасностью развития вторичной инфекции у больных ОРИТ отделка помещений и весь режим ОРИТ приближаются к режиму оперблока.

Режим - это определённый порядок, установленный в лечебном учреждении для создания оптимальных условий выздоровления больных.

Выполнение режима обязательно как для больных, так и для персонала.

Режим ОРИТ складывается из следующих элементов: эпидемиологического и санитарного режима, личной гигиены больного и персонала, лечебно-охранительного режима.

 

Требования к расположению и устройству ОРИТ

ОРИТ целесообразно размещать вблизи палат, где находятся больные с потенциальной угрозой опасных для жизни нарушений.

При планировке палат ОРИТ необходимо предусмотреть возможность: √непрерывного наблюдения за каждым больным с поста медсестры; √свободного доступа к койке каждого больного с трёх сторон с учё- том использования передвигающихся прикроватных аппаратов; √зрительной и звуковой изоляции больных друг от друга; √выполнения всех лечебных и диагностических мероприятий; √хорошо налаженной связи между дежурным персоналом и различными подразделениями.

Существует два варианта планировки

ОРИТ.

I. Централизованная, или «открытая», система (рис. 7.1) предусматривает организацию одного большого зала (кровати больных расположены радиарно и отделены друг от друга ширмами или перегородками, не мешающими визуальному контролю медперсонала, пост которого находится в центре).

 

Рис. 7.1. «Открытая» система устройства ПИТ.

Достоинства «открытой» системы:

♦ значительно облегчается зрительный контроль больных,

♦ создаётся наикратчайший путь для подхода дежурного персонала,

♦ до минимума сокращаются ненужные перемещения.

Недостатки этой системы:

♦ обстановка постоянной тревоги, напряжения;

♦ шум работающих аппаратов и хождения в одном помещении;

♦ повышенный риск перекрёстной инфекции.

II. Децентрализованная, или «закрытая», система (рис. 7.2) предусматривает организацию отдельных палат до трёх человек в каждой. При такой системе меньше риск инфицирования, но труднее добиться наблюдения за каждым больным с поста медперсонала.

Согласно ВОЗ, при «открытой» системе планировки ПИТ на одну койку отводится не менее 14 м2 площади, а при «закрытой» - 22 м2.

Требования к внутренней отделке

ОРИТ:

√для стен и пола целесообразно использовать легко моющиеся покрытия из специальных облицовочных пластиков, кафеля;

√важное значение имеет правильная окраска пола, стен и потолка; √неприемлемы зелёный, синий и голубой цвета, которые придают

кожным покровам и слизистым наблюдаемых больных цианотич-

ный оттенок;

√лучше, чтобы в окраске помещений преобладали светло-серые или оранжевые тона.

Требования к меблировке ОРИТ:

√мебель должна быть изготовлена из нержавеющей стали и высокосортных пластических материалов (по возможности может быть встроенной);

√она должна иметь гладкую поверхность, быть легко моющейся.

Рис. 7.2. «Закрытая» система устройства ПИТ.

Требования к освещению ОРИТ:

√отделение должно быть обеспечено аварийным освещением; √иметь достаточное количество источников электропитания (не менее трёх розеток на одну койку), надёжную систему заземления;

 

√при планировании освещения нужно предусмотреть возможность создания как рассеянного общего света (естественное освещение), так и фокусированных лучей для усиления местного освещения (прикроватные лампы);

√в реанимационном зале и в ПИТ при необходимости используют передвижные бестеневые лампы.

Требования к отоплению ОРИТ:

√температура в ПИТ 22 °С;

√температура в реанимационном зале 25 °С;

√радиаторы отопления встроены в стены.

Требования к вентиляции ОРИТ:

√в ОРИТ должна быть установка искусственного климата с совершенной системой вентиляции и фильтрации воздуха (кондиционеры);

√физическая (лучевая) дезинфекция воздуха осуществляется бактерицидными лампами УФО-излучения.

Требования к уборке помещений ОРИТ:

√уборка ОРИТ проводится ежедневно не менее 3 раз в день;

√в палатах и реанимационном зале влажную уборку выполняют 4-

5 раз в сутки с использованием дезсредств согласно действующим

инструкциям;

√один раз в неделю выполняют генеральную уборку, по завершении которой осуществляют обязательный бактериологический контроль стен, оборудования и воздуха.

ОРИТ

Все предметы, соприкасающиеся с кожей и слизистыми больного, должны быть чистыми и обеззараженными. С этой целью стерилизуют ларингоскопы, эндотрахеальные трубки, катетеры, мандрены, маски, иглы.

Стерилизации подвергают патрубки, другие части наркозной и дыхательной аппаратуры, они должны сменяться для каждого больного. Сами аппараты стерилизуют в специальной камере как минимум через день.

После каждого больного кровать подвергают специальной обработке и заправляют её постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку. Постельное бельё меняют каждый день и по мере надобности.

ОРИТ

1. Весь персонал ОРИТ носит спецодежду определённого цвета, желательно брючные костюмы (халат и шапочку меняют ежедневно).

2. На ногах медперсонала должна быть сменная обувь (лучше кожаная или кожзаменитель), которая дезинфицируется после каждой смены.

3. Ношение медицинских шапочек и масок обязательно (маску меняют каждые 4-5 ч).

 

4. Выполнение всех манипуляций медперсоналом проводится в перчатках.

5. Выходя в другое отделение, медперсонал ОРИТ должен переодеваться в другую больничную одежду.

6. Двери в ОРИТ постоянно закрыты, на дверях надпись: «РЕАНИМАЦИЯ! ВХОД ВОСПРЕЩЁН!».

Одним из важнейших требований режима ОРИТ является строгое ограничение доступа посетителей, в том числе медперсонала, не имеющего прямого отношения к реанимации.

Родственники больных ОРИТ допускаются в исключительных случаях (для осуществления контактов больных с родными используется прямая телефонная и телевизионная связь).

Реанимационный зал

В реанимационном зале проводят больным следующие мероприятия:

- круглосуточное наблюдение; - тщательный уход; - мероприятия по оживлению; - длительную ИВЛ;

- катетеризацию магистральных сосудов;

- массивные инфузии в центральные вены; - трахеотомию (при необходимости); - гипотермию мозга; - форсирование диуреза; - сеансы гемосорбции.

В зале может быть от двух до шести больных, изолированных друг от друга специальными лёгкими подвесными ширмами. К каждой кровати должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.

 

В реанимационном зале больной находится до стабилизации функций органов и систем, после чего возможен его перевод в ПИТ.

Обязанности медсестры ОРИТ

Важнейшая обязанность медсестры ОРИТ - интенсивное наблюдение и контроль за состоянием больных (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Мониторное наблюдение за больным.

От медсестры ОРИТ требуются высокое профессиональное мастерство, владение в совершенстве навыками, необходимыми для проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии, выдержка, терпение, решительность, чуткость и человеколюбие.

С помощью мониторной аппаратуры, а также обычных визуальных (зрительных) способов контроля медсестра получает важные сведения на основании оценки:

1) жалоб больного;

2) его внешнего вида;

3) положения в постели и поведения;

4) мониторинга жизненно важных функций;

5) состояния его органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой и желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, медсестра ОРИТ должна:

 

I. Хорошо ориентироваться в медицинской аппаратуре, применяемой в отделении (включать и выключать приборы, контролировать их работу).

II. Своевременно информировать врача о малейших изменениях в состоянии больного или показателях поступивших анализов, данных аппаратов слежения, объёме выделяемых и вводимых жидкостей и регистрации их в листе наблюдения.

III. Проводить медицинские манипуляции, назначенные врачом.

IV. Оказывать квалифицированную помощь врачу в лечении больных.

V. Осуществлять уход за тяжёлыми больными в зависимости от дефицита самоухода.

VI. Владеть навыками реанимационных приёмов - ИВЛ и непрямого массажа сердца.

VII. Осуществлять уход за больным с подключичным катетером.

VIII. Осуществлять уход за больным, находящимся на ИВЛ.

IX. Осуществлять уход за больными, находящимися в бессознательном состоянии, и умирающими больными.

Уход за умирающим больным

Умирающий больной в интенсивной терапии не нуждается, но он нуждается в помощи не меньше, а больше, чем другие больные.

Уход за тяжёлым, умирающим больным требует от ухаживающего персонала много физических и душевных сил, много времени.

Умирающему больному показан комфортный поддерживающий уход, который включает:

- доброе, внимательное, заботливое, милосердное отношение медицинского персонала (рис. 7.23);

- выполнение обоснованных просьб больного;

- достаточное обезболивание (при необходимости);

- выделение отдельной палаты-изолятора (чтобы обеспечить больному покой и не беспокоить других больных);

- организацию индивидуального поста медсестры. Медсестра постоянно находится у постели больного и следит за: - состоянием больного, - характером пульса, - артериальным давлением, - дыханием,

- цветом кожных покровов и слизистых оболочек, - характером выделений;

Рис. 7.23. Врач у постели тяжелобольного.

- устройство удобной постели и содержание её в чистоте (используют функциональную кровать с бортиками, противопролежневым матрацем и двумя подушками);

- создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки в палате:

- ежедневная, влажная уборка, - проветривание, - кварцевание; - гигиеническое содержание больного: - умывание, - причёсывание,

 

- обработка полости рта, носа, ушей,

- уход за глазами,

- подмывание,

- смена нательного белья;

- оказание помощи больному во время приёма пищи, при физиологических отправлениях, болезненных состояниях и др.;

- организация адекватного питания больного;

- выполнение врачебных назначений;

- сокращение диагностических манипуляций;

- обеспечение больному психологического комфорта: - окружением близких людей,

- поддержанием в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением.

Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти Его в своей душе. Не даём Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно, даём стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви.

Януш Корчак

Януш Корчак (1878-1942) -

польский детский врач, педагог, писатель, общественный деятель.

Всю свою жизнь этот замечательный человек посвятил чужим детям. И в самый страшный час, в час казни детей в газовой камере в 1942 г. в Треблинке, он не покинул их.

Януш Корчак оставил после себя большое творческое наследие: мысли, педагогические советы, художественные произведения, а главное - память о себе как о человеке, который признавался: «Никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Жизнь следует измерять не прожитыми годами, а тем, что человек сделал. Многие проходят по земле, как тени, а Корчак говорил: «Побеседуй с землёю, и она научит тебя добру. Каждый миг жизни неповторим. Поле, которое я видел вчера, сегодня кажется мне незнакомым, а завтра я опять увижу его другим».

 

У Корчака первая и последняя любовь - жизнь. Любовь к человеку отвергает всякое насилие над человеком. Никакое насилие не совершается во имя любви. Только любовь изменит мир, сделает его добрым и разумным, считал Корчак.

Трудно миф о Корчаке отделить от правды. Трагический героизм этого мифа нашёл отражение в многочисленных произведениях художников, скульпторов, писателей, вошёл в национальное сознание поляков, стал мерой человеческой чести.

Генрик Иосифович Гольдшмит (Януш Корчак) родился в 1878 г. в семье известного адвоката Юзефа Гольдшмита. Прадед Корчака был стекольщик, дед - врач. Генрик рано научился читать по-французски и по-немецки.

На фотографии он робкий и задумчивый. Мальчик-философ с чутким сердцем и живым воображением. На бледном лице выделялись большие сапфировые глаза, кроткие и немного грустные. Светлые, мягкие, как лён, волосы аккуратно зачёсаны в правую сторону.

Когда Генрику было одиннадцать лет, его отец тяжело заболел и умер. После смерти отца мальчику пришлось заботиться о содержании семьи - бабушки, матери и сестры. Чтобы немного заработать, Генрик занимался репетиторством.

Писать Генрик начал рано. Он писал в школе тайком на уроках.

В 1900 г. в 22 года Генрик стал студентом медицинского факультета Варшавского университета. В это время он влюбился в дочь своего профессора, но не встретил взаимности. После этого случая у Корчака так и не сложилось семейное счастье. Он всего себя посвятил воспитанию чужих детей: «Сыном стала для меня идея служения детям и их делу».

После окончания университета он работал врачом в детской больнице. Однажды Корчака пригласили к генералу, у которого тяжело болела дочь. Лечение, назначенное Корчаком девочке, было эффективно - малышка поправилась. После этого случая у Корчака появилось много богатых пациентов. Несмотря на молодость, он стал известным врачом с богатой практикой. Жизнь улыбалась ему. Врачебная карьера сулила будущность.

 

Кроме занятий медициной он много времени проводил с беспризорными мальчишками. За ним установилась полицейская слежка, а вскоре ему пришлось покинуть Польшу.

Он работал в клиниках Берлина, Парижа, Лондона, ходил в школы для умственно отсталых детей, в тюрьмы для малолетних преступников.

В 1908 г. Корчак вернулся в Польшу. Перед ним открывались двери всех варшавских больниц, у него были рекомендательные письма от известных европейских медиков.

Не менее известным он стал и как писатель. Его книги с интересом читались в домах бедняков и салонах фабрикантов. Главными героями его книг были беспризорные дети. Основные принципы воспитательной системы Корчак изложил в книге «Как любить детей».

Педагогическая деятельность его была основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления.

Януш Корчак разработал множество педагогических программ по воспитанию детей. Среди них знаменитые десять заповедей для родителей:

1) Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2) Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3) Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

4) Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5) Не унижай!

6) Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них: мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

 

7) Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8) Ребёнок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9) Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10) Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой.

В 1911 г. Корчак создал в Варшаве Дом сирот нового типа на средства богатых филантропов, организовал также интернат «Наш дом»,

читал лекции на Высших педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников. Работу прервала Первая мировая война.

Как врач, призванный в русскую армию, Януш Корчак в 1914 г. попал на фронт, работал в трёх полевых госпиталях, где не было ни минуты свободного времени. Но Корчак и здесь оставался собой. В Тернополе он взял на воспитание деревенского мальчика-сироту. В затишье между боями ходил по развалинам, подбирал оставшихся сирот, устраивал их в приюты.

В 1919 г. Корчак возвратился в Польшу, а в 1920 г. Польша начала войну с советской Россией, и Корчака мобилизовали в польскую армию - третий раз пришлось ему надеть мундир военного врача. Будучи в отпуске, он неожиданно заболел тифом. Мама ухаживала за ним, но сама заболела и умерла. Сын узнал об этом уже после выздоровления и был в глубоком отчаянии. В эту горькую минуту он вспомнил о Доме сирот и нашёл в себе силы жить и работать.

 

В 1936 г. его заставили уйти из редакции польского радио, где он выступал с популярными беседами на разные воспитательные темы под псевдонимом Старый Доктор. Эти беседы слушала вся страна. Он был самым знаменитым человеком в Польше. В состоянии одиночества и депрессии он даже думал эмигрировать на Ближний Восток, где бывал в 1934 и 1936 гг., но Родине угрожала опасность, и он остался.

В сентябре 1939 г. после трёх лет молчания, знакомый голос Старого Доктора снова зазвучал в радиоприёмниках. Он звал к сопротивлению, убеждал, успокаивал, внушал надежду и уверенность, учил детей, как вести себя в эти трудные дни, когда враг стоял у ворот столицы. Голос Корчака звучал до последней минуты, пока не заглушили его взрывы снарядов и бомб.

В годы оккупации Польши фашистской Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто.

В эпоху гитлеровского геноцида не только людей, но и смерть делили по национальному признаку. Массовая смерть в газовых камерах называлась еврейской, а смерть в застенках гестапо - польской.

Находясь в гетто, Януш Корчак тяжело болел, ослаб от недоедания. У него был плеврит. Ноги отекали, и он едва мог передвигаться. Несмотря на всё, Корчак жил надеждой на спасение.

С мая по август 1942 г. Корчак писал по ночам свой трагический «Дневник» - драму последних месяцев жизни Старого Доктора.

День гибели в гетто совпал с днём рождения Корчака.

«<5 августа 1942 года. Этот день был ужасный. Он поглотил много жертв: около 15 тысяч человек гитлеровцы вывели на Умшлагплац. Вывели также детей из Дома сирот. Умшлаг-плац заполнила странная детская колонна, дети шли четвёрками, взявшись за руки,

спокойно. Впереди воспитатель нёс зелёное знамя. Пятьдесят четвёрок. Двести детей из Дома сирот. И рядом небольшого роста лысый человек с рыжеватой бородкой, в очках - Януш Корчак Он шел, еле передвигая опухшие ноги, стараясь улыбаться детям, которых вели к товарным вагонам сквозь строй автоматчиков, выстроившихся с овчарками по обеим сторонам дороги. Дети верили своему учителю. В этот же день их погрузили в скотные вагоны и отправили в Треблинку», - писал Абрам Левин в «Репортаже из варшавского гетто».

 

В Треблинке старая, выложенная бу-

лыжником сельская дорога вела от железнодорожной платформы к газовым камерам. По этой дороге прошли сотни тысяч людей, прошел по ней и Януш Корчак с ребятами из Дома сирот.

Варшава многократно пыталась спасти Януша Корчака - освободить его из гетто, но Корчак до конца остался верен детям из Дома сирот.

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Подготовка больного

1. Доброжелательно, вежливо поприветствуйте больного, обратившись к нему по имени и отчеству.

2. Объясните ему смысл манипуляции. Добейтесь понимания и получите согласие на её проведение.

3. Убедитесь, что пища, приготовленная для больного, имеет гомогенную консистенцию.

4. Расскажите больному, какое блюдо для него приготовлено (можете сказать, что «каша в больнице лечебная», тем самым подбадривая его).

5. Если возможно, помогите больному занять полусидячее положение в постели (с помощью подголовника или подушек) или положение сидя с опущенными ногами.

6. Возьмите кувшин с водой и, поливая на руки больного над тазиком, помойте ему руки и вытрите их полотенцем.

7. Установите надкроватный столик на постели перед больным.

Выполнение манипуляции

1. Вымойте руки и наденьте специальный халат для раздачи пищи и кормления больных.

 

2. Поставьте на протёртый столик приготовленную пищу.

3. Шею и грудь больного прикройте салфеткой (нагрудником).

4. Помогите больному установить зубные протезы (при их наличии).

5. Вежливо пожелайте ему приятного аппетита.

6. Кормите с ложечки (рис. 7.24) маленькими порциями и не торопите его (подбадривая и похваливая).

Рис. 7.24. Кормление тяжелобольного.

Рис. 7.25. Подача больному питья из поильника.

7. При кормлении тяжёлых больных проявляйте доброту, заботу, терпение и такт (эти пациенты часто лишены аппетита и отказываются от приёма пищи).

8. Не разрешайте больному разговаривать во время еды (так как при этом пища может попадать в дыхательные пути).

9. Не настаивайте, чтобы больной съел весь объём пищи сразу (после небольшого перерыва, подогрев пищу, можно продолжить кормление).

10. Давайте пить больному по требованию или через каждые 3-5 ложек пищи. Поите его из поильника (рис. 7.25) или с ложечки маленькими порциями.

11. По окончании приёма пищи дайте прополоскать рот больному ки- пячёной водой из поильника или обработайте ротовую полость по протоколу 14.07.002 «Уход за полостью рта тяжелобольного» (обработка полости рта антисептиком).

12. Уберите салфетку с груди больного.

13. Стряхните крошки с постели.

14. По возможности оставьте больного в полусидячем положении на 30 минут после еды.

15. Затем уложите его в удобное положение, поправьте постель и скажите ему несколько добрых слов.

16. Грязную посуду и надкроватный столик отнесите в буфет.

Осложнения: попадание пищи в дыхательные пути больного во время

еды.

Оказание помощи при осложнении: попросите больного покашлять. Наклоните голову больного несколько вперёд и вниз и похлопайте больного по спине на высоте выдоха.

Подготовка больного

1. Если больной в сознании, вежливо, доброжелательно поприветствуйте его, обратившись к нему по имени и отчеству.

2. Объясните ему смысл манипуляции. Добейтесь понимания и получите согласие на её проведение.

3. Предупредите больного о том, что если будут неприятные болезненные ощущения после прикладывания грелки, то он должен будет сообщить медперсоналу об этом.

Выполнение манипуляции

1. Возьмите резиновую грелку и заполните её на 2/3 объёма горячей водой (60-80 °С) (рис. 7.26), контролируя температуру воды градусником.

2. Вытесните воздух из грелки, сжимая грелку у горловины (уровень жидкости должен подняться к горлышку грелки) (рис. 7.27).

3. Завинтите пробку в грелку (рис. 7.28).

Рис. 7.26. Наполнение грелки.

Рис. 7.27. Вытеснение воздуха из грелки.

Рис. 7.28. Завинчивание пробки у грелки.

Рис. 7.29. Проверка герметичности грелки.

Рис. 7.30. Обёрты- вание грелки салфеткой.

Рис. 7.31. Согревание больного с помощью грелки.

4. Проверьте герметичность грелки (переверните грелку пробкой вниз) (рис. 7.29).

 

5. Оберните грелку салфеткой (рис. 7.30).

6. Приложите грелку к ногам больного (рис. 7.31).

7. Через 5 мин обязательно проверьте, нет ли перегревания тканей (яркой гиперемии).

8. Грелку держите на теле больного до её остывания.

Осложнения: при нарушении техники приготовления и прикладывания грелки у ослабленных, тяжёлых больных и у больных в посленаркозном сне могут быть ожоги различной степени.

Профилактика осложнений: необходимо строго соблюдать правила приготовления и прикладывания грелки пациентам с нарушением кожной чувствительности, тяжёлым больным в состоянии комы, в бессознательном состоянии (температура воды в грелке должна быть 37-38 °С).

Оказание помощи при осложнениях: необходимо срочно сообщить врачу о возникшем осложнении в результате применения грелки больному (ожог). Наложить асептическую повязку. В дальнейшем лечить повреждение по законам раневого процесса.

Подготовка больного

1. Если больной в сознании, вежливо и доброжелательно поприветствуйте его, обратившись к нему по имени и отчеству.

2. Объясните ему смысл манипуляции. Добейтесь понимания и получите согласие на её проведение.

 

3. Предупредите больного о том, что если будут неприятные болезненные ощущения после прикладывания пузыря со льдом, то он должен будет сообщить медперсоналу об этом.

Выполнение манипуляции

1. Возьмите пузырь для льда и наполните его водой, закройте пробкой и переверните вниз (проверка герметичности): если вода через пробку не поступает, то пузырь герметичен (рис. 7.32).

2. Вылейте воду из пузыря.

3. Пузырь для льда заполните кусочками льда

(рис. 7.33).

Рис. 7.32. Проверка герметичности пузыря.

Рис. 7.33. Наполнение пузыря льдом.

Рис. 7.34. Завинчивание пробки у пузыря.

Рис. 7.35. Обёртывание пузыря салфеткой.

Рис. 7.36. Пузырь со льдом в области послеоперационной раны.

4. Вытесните воздух из пузыря, положив его на стол (уровень кусочков льда должен подняться к горлышку пузыря).

5. Завинтите пробку в пузыре (рис. 7.34).

6. Оберните пузырь салфеткой (рис. 7.35) и приложите его больному на область послеоперационной раны (рис. 7.36).

7. Держите пузырь по 15-20 мин на теле больного с перерывом 15- 20 мин (во избежание местного переохлаждения).

8. По мере таяния льда воду сливайте и добавляйте кусочки льда.

Осложнения: местное переохлаждение и отморожение участков тела, на которые прикладывали пузырь со льдом, у тяжёлых больных.

Профилактика осложнений: пузырь со льдом нужно снимать через каждые 20-30 мин, во избежание переохлаждения делают перерыв на 10-15 мин. Время постановки пузыря не более 2 ч.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Контрольные вопросы

1.Из чего складывается санитарно-гигиенический режим ОРИТ? 2.Назовите основные структурные подразделения ОРИТ. 3.Какие варианты планировки ОРИТ вы знаете? 4.Устройство и оснащение реанимационного зала ОРИТ. 5.Устройство и оснащение ПИТ ОРИТ. б.Назовите обязанности медсестры ОРИТ. 7. Как организуется наблюдение за больным в ОРИТ? 8.Назовите особенности ухода за больным с подключичным катетером.

 

9. Раскройте особенности клинической гигиены медперсонала

ОРИТ.

10. В чём заключается уход за больным, находящимся на ИВЛ?

11. Как осуществляют уход за больными, находящимися в бессознательном состоянии, и их клиническая гигиена?

12. Как организуются уход за умирающими больными и их клиническая гигиена?

13. Чему вы научились у Януша Корчака?

Ситуационные задачи

? 1

Больную, находящуюся в состоянии посленаркозного сна, доставили из операционной после холецистэктомии в ПИТ. С целью согревания медсестра ПИТ приложила к ногам больной горячую грелку. Через 4 дня больная была переведена из ОРИТ в хирургическое отделение и там пожаловалась врачу на боль в пяточных областях. При осмотре больной хирург поставил диагноз: ожог пяточных областей III степени.

Около полутора месяцев больная лечилась в стационаре по поводу ожога пяточных областей, она не могла ступать на пятки и ездила в туалет на кресле-каталке.

Что послужило причиной такого серьёзного осложнения в послеоперационном периоде у больной? Ваши действия и рекомендации?

? 2

У тяжёлого больного, находящегося в реанимационном зале на ИВЛ, произошла внезапная остановка аппарата вследствие отключения электричества.

Что необходимо предпринять дежурной медсестре ОРИТ?

Тестовые задания

Выберите правильный ответ.

1. Меры при задержке мочеиспускания после операции:

а) струя воды из крана (рефлектор воздействия);

б) применение спазмолитиков;

в) привычное положение (у мужчин - стоя, у женщин - сидя);

г) очистительная клизма;

д) всё вышеперечисленное.

2. Концентрация натрия хлорида для гипертонической клизмы:

а) 5% раствор;

б) 10% раствор;

в) 25% раствор;

г) 30% р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.175 с.)