Проблемы возбуждения уголовных дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы возбуждения уголовных дел



Эффективность борьбы с экономической преступностью зависит от многих факторов, и в первую очередь от своевременного обнаружения признаков противозаконной деятельности и возбуждения уголовного дела. В криминалистической литературе особое внимание уделяется преимущественно расследованию преступления и в меньшей мере вопросам выявления противозаконных деяний.

Между тем низкий уровень раскрываемости экономических преступлений свидетельствует о том, что и практика выявления противозаконной деятельности нуждается во внимании. От обнаружения признаков преступного деяния и возбуждения уголовного дела зависит, в конечном счете, эффективность раскрытия преступления.

Действующая редакция ст.140 УПК РФ следующим образом определяет исчерпывающий перечень общих (т.е. независимых от категорий преступлений) поводов для возбуждения уголовного дела [60]:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное их иных источников;

- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Типичным поводом для возбуждения уголовных дел данной категории преступления является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, например:

- результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные оперативными подразделениями правоохранительных органов, которые анализируются следователем;

- результаты осуществления контрольно-надзорных полномочий уполномоченными государственными органами финансово-хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица. В распоряжение правоохранительных органов поступают материалы различных проверок, ревизий и иных мероприятий. Осуществляется анализ документов, отражающих эти проверочные мероприятия;

- результаты предварительного расследования по факту основного (предикатного) уголовного дела. В распоряжении следователя поступают материалы, полученные из уголовно-процессуальных источников, доказывающие отдельные обстоятельства основного преступления, и вместе с тем свидетельствующие о легализации;

- результаты различных профилактических мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и (или) иными правоохранительными органами. В результате специальных тематических мероприятий профилактического характера сотрудники правоохранительных органов обнаруживают признаки легализации [61].

На стадии возбуждения уголовного дела для принятия законного и обоснованного решения следователем должен быть разрешен ряд вопросов: является ли информация о легализации преступных доходов поводом к возбуждению уголовного дела, содержатся ли в информации сведения о признаках преступления.

    Выделяют общие критерии необычных сделок, а именно:

Поручение клиента перечислить полученные по операции (сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке
Поручение клиента осуществить возврат в наличной форме ранее перечисленных денежных средств в течение короткого промежутка времени с момента их перечисления (либо заключения договора (сделки)), в том числе при досрочном расторжении договора (сделки), клиенту или третьему лицу
Получение денежных средств от клиента - юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и/или фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом
Получение денежных средств от клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент является получателем грантов или иных видов безвозмездной финансовой помощи от иностранных некоммерческих неправительственных организаций и/или их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации
Совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае, если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента)
Немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции (сделки)
Существенное отклонение суммы операции (сделки) относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента
Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом
Совершение операций (сделок) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года
Операция по получению или предоставлению безвозмездной финансовой помощи на сумму, не превышающую 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте
Совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить
Использование клиентом счетов, открытых в различных кредитных организациях, для расчетов в рамках одного договора
Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц
Многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации

 [62].

 
Пренебрежение клиентом (представителем клиента) более выгодными условиями получения услуг (в частности, тарифом комиссионного вознаграждения), а также предложение клиентом (представителем клиента) необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг
Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики
Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента)
Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с некредитной финансовой организацией
Явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) с участием некредитной финансовой организации, общепринятой рыночной практике совершения операций
Отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам
Сложности, возникающие у некредитной финансовой организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить

[63]

Существуют признаки легализации, ставшие типичными для некоторых преступлений данной категории. Например, при легализации похищенных векселей, имеющих большую стоимость, преступники неоднократно обменивают их на более мелкие и совершают с ними различные операции и сделки, переводят на счета подставных фирм, а также контролируемых аффилированных организаций для временной аккумуляции похищенных средств на их счетах или осуществления движения средств через эти счета.

Признаками легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, посредством вложения их в уставной капитал контролируемых коммерческих организаций могут являться: переводы денежных средств от сторонних организаций, причастных к предикатному преступлению или контролируемых лицом, совершившим основное преступление, в счет взноса учредителя; уклонение от идентификации реального владельца средств.

Признаки «отмывания» с использованием договоров поручения или комиссии могут выражаться в поступлении товаров от фирм, контролируемых лицом, причастным к предикатному преступлению, в уклонении от идентификации реального владельца денежных средств или имущества, необычно высоких суммах комиссионных, экономически необоснованном (бесприбыльном) или запутанном характере финансовых операций по договорам комиссии или поручения.

О легализации приобретенных преступным путем денежных средств через страховые организации могут говорить: связь владельцев страховой компании (их зависимость) со страхователем или лицом, причастным к предикатному преступлению, использование подложных идентификационных документов, экономически нецелесообразная сумма страховой премии, завышение стоимости объектов страховки, страхование вымышленных объектов[64].

Следует отметить, что особую роль в выявлении преступной деятельности занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг), так как в ряде случаев признаки легализации устанавливаются в результате использования материалов, представляемых соответствующими межрегиональными управлениями Росфинмониторинга [65]. Помимо этого, данный орган активно взаимодействует с финансовыми разведками иностранных государств с целью получения сведений о сомнительных финансовых операциях и сделках, совершенных гражданами РФ за рубежом [66].

Сущность деятельности Росфинмониторинга заключается в получении информации о подозрительных операциях и операциях, подлежащих обязательному контролю, от финансовых организаций, в том числе кредитных, нефинансовых организаций и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и отдельных категорий лиц (адвокатов, нотариусов и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг) [67].

При выявлении подозрительных финансовых операций и иных сделок, дающих основание полагать, что они связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, Росфинмониторинг направляет соответствующие материалы в правоохранительные органы [68].

При этом проверка на возможные признаки «отмывания» может быть осуществлена также по запросам правоохранительных органов, однако, полученные материалы от Росфинмониторинга носят аналитический характер и могут быть использованы следственными подразделениями только в качестве ориентирующей при выдвижении версий; определении перечня оригиналов банковских и иных документов, подлежащих изъятию; организации деятельности по наложению ареста на денежные вклады и имущество виновных лиц; а также в целом при планировании расследования и производстве отдельных следственных действий.

После получения информации о подозрительных операциях и иных сделках, следователь, дознаватель, в порядке ст. 144 УПК РФ, могут провести проверочные мероприятия, а именно: истребовать от организации, государственных органов копии документов, отражающих сделки и операции организаций, указанных в материале, истребовать данные контролирующих государственных органов о хозяйственной деятельности организации, осмотреть торговые и служебные помещения, склады.

С целью выявления легализации преступных доходов, осуществляемой организацией, участвующей в подозрительных сделках, определяются род ее деятельности, местонахождение, штат сотрудников, наличие бухгалтерской документации. С этой целью запрашивается выписка данных или копии учредительных документов организации из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из органов Федеральной налоговой службы истребуются учредительные документы организации, бухгалтерские отчеты и налоговые декларации. Сведения о коммерческой деятельности организации, осуществляющей подозрительные сделки с имуществом или денежными средствами, можно получить от государственных органов, осуществляющих функции по противодействию легализации преступных доходов, или контролирующих органов (ФНС России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и т.д.).

Документы органов государственного контроля содержат дополнительные сведения о лицах, представляющих организацию, имуществе, принадлежащем фирме. Информация об используемых для отмывания подставных фирмах может быть получена посредством сопоставления сведений баз данных органов внутренних дел, данных ФНС России о юридических лицах. В результате устанавливаются факты регистрации юридических лиц по утраченным паспортам и паспортам умерших лиц. Для определения истинных хозяев фирм анализируются учредительные документы, опрашиваются номинальные учредители, руководители, сотрудники фирм. Необходимо получить информацию об имуществе подозреваемых лиц и членов их семей, имеющихся денежных средствах, определить источник их доходов. При проверке таких лиц следует обращать внимание на случаи внезапного обогащения, наличие постоянного источника дохода при отсутствии официальной работы [69].

В процессе проверки устанавливаются круг лиц и организаций, участвовавших в совершении финансовых операций, сделок. Для получения дополнительной информации опрашиваются работники организаций, причастных к совершению сомнительных операций, об источнике и порядке перечисления на счет организации денежных средств, поступления имущества, лицах, которые распоряжались этими активами. Применяются меры к выявлению их связей с лицами, совершившими предикатное преступление [70].

При поступлении материала из Росфинмониторинга с признаками

легализации преступных доходов, следователь, дознаватель, рассматривая

данный материал в порядке статей 144-145 УПК РФ, в первую очередь

обязан проверить источник происхождения имущества или денежных

средств. Для этого следует истребовать от организаций, государственных

органов копии документов, отражающих сделки и операции организаций,

указанных в   материале Росфинмониторинга, назначить документальную

проверку или ревизию, опросить работников организации об источнике и

порядке перечисления на счет организации денежных средств, поступления

Следователь, при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего хозяйственно-финансовую деятельность организаций, а также в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, может назначить документальную проверку и ревизию.

Суть ревизии состоит в проверке всех операций экономического субъекта (комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с использованием необходимых для этого способов и приёмов, включающих проведение встречных проверок с контрагентами, сверку имеющихся на объекте документов, в результате чего появляется техническая и практическая возможность детального изучения, позволяющая выявить даже незначительные нарушения [71].

Документальная проверка – это система контрольных действий по исследованию документов с целью выявления сомнительных документов (неправильно оформленных, отражающих незаконные по своему содержанию хозяйственные операции, имеющих неправильно сделанные подсчеты, не соответствующих по своему содержанию фактически выполненным хозяйственным операциям), а также выявления несоответствий (противоречий) в содержании отдельного документа, в содержании документов, отражающих одну и ту же, взаимосвязанные либо однородные хозяйственные операции.  

Поэтому полагают, что понятие ревизии значительно шире документальной проверки, так как документальная проверка связана только лишь с проверкой документации, а ревизия – с проверкой финансово-хозяйственной деятельности и документации[72].

Ревизия, назначаемая по инициативе правоохранительных органов, является одним из эффективных средств обнаружения признаков преступлений в экономической сфере, основной задачей которой является проверка: соответствия осуществляемой экономической деятельности учредительным документам; использования бюджетных средств, инвестиций, кредитов и займов по целевому назначению; соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; обоснованности бухгалтерских расчетных и кредитных операций, в том числе с денежными средствами и ценными бумагами; операций с основными средствами и нематериальными активами.

Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, а также могут привлекаться сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.

При проведении выездных проверок и ревизий осуществляются контрольные действия по документальному и фактическому изучению, составлению акта (заключения). Контрольные действия по документальному изучению могут проводиться в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов объекта проверки (ревизии), а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки (ревизии) и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий оформляются соответствующими актами.

Срок проведения проверки (ревизии), состав ревизионной группы определяются с учетом объема проверки (ревизии) и характера деятельности ревизуемого подразделения. Объем проверки (ревизии) - перечень вопросов в сфере финансово-хозяйственной деятельности, подлежащих проверке и отраженных в задании на проведение проверки (ревизии), утвержденном лицом, назначившим проверку (ревизию).

Предельный срок проведения проверки (ревизии) составляет 40 дней. Этот срок может быть увеличен с разрешения руководителя подразделения, назначившего проверку (ревизию).

При проведении проверки (ревизии) ревизор использует первичные документы, регистры бюджетного и статистического учета, материалы инвентаризаций, проверок, проведенных другими контролирующими органами, договоры (контракты), заявки, а также иные финансовые и хозяйственные документы.

Осуществляя проверки (ревизии) финансовых, хозяйственных, иных документов и отчетности, ревизор проверяет:

- Содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их соответствия нормативным правовым актам, целесообразности и достоверности.

- Соответствие записей в регистрах бюджетного учета первичным документам, данных регистров бухгалтерского учета - показателям отчетности и данным электронной учетной базы.

- Документы, относящиеся к взаимосвязанным хозяйственным операциям.

- Соблюдение установленного порядка ведения бюджетного учета, обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах, достоверность отчетных данных.

- Правомерность и целесообразность совершения хозяйственных и финансовых операций, порядок их оформления.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах ревизором проводится сплошным или выборочным способом.:

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бюджетного учета. Кассовые документы и документы по учету операций с безналичными денежными средствами проверяются только сплошным способом. Аналогично проверяются и другие участки деятельности проверяемого органа (подразделения), если это предусмотрено служебным заданием, постановлением следственных органов.

При выборочном способе объем проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, объема и характера проверяемых операций. В акте проверки (ревизии) указывается, какой конкретно объем и какой период проверен выборочно.

Достоверность хозяйственных и финансовых операций устанавливается путем проведения формальной или арифметической проверки, применения других приемов документального и фактического контроля:

- Формальная проверка устанавливает правильность заполнения всех реквизитов документа, придающих ему юридическую силу, наличие неоговоренных исправлений и подчисток в тексте и цифровых данных, наличие визуальных признаков, свидетельствующих о возможности фальсификации документа, подписей в нем материально ответственных и должностных лиц. При возникновении сомнений ревизор проверяет источник поступления документа, получает личное подтверждение подписавшего документ лица, при необходимости вносит предложение о проведении графологической экспертизы в установленном порядке.

- Арифметическая проверка определяет правильность подсчетов в документах. Применяется при проверке кассовых отчетов, определения итогов и выведения остатков в кассовой книге, расчетно-платежных (раздаточных) ведомостях и других документах.

 Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, может быть установлена и путем получения подтверждения совершения хозяйственных и финансовых операций от учреждений и организаций, в том числе кредитных, с которыми ревизуемое подразделение осуществляло хозяйственные операции.

Результаты проверки (ревизии) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверенного органа (подразделения) и начальником его финансового подразделения (главным бухгалтером)[73].

Выявление фактов правонарушений и преступлений экономической направленности возможно при сочетании комплекса методов документальной и фактической проверки. Замаскированные экономические правонарушения и преступления внешне отражаются в учетных данных в трех формах:

-противоречия в содержании отдельного документа;

-противоречия между содержанием нескольких взаимосвязанных документов;

-отклонения от обычного порядка движения ценностей.

К методам исследования отдельного документа относят:

-формальную (проверку документов по форме, внешний осмотр документа);

-нормативную проверку (анализ содержания отраженных в документе фактов хозяйственной жизни с точки зрения соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям и т.п.);

- арифметическую проверку (контроль за правильностью различных подсчетов).

К методам проверки взаимосвязанных документов относят встречную проверку и взаимный контроль документов. К методам проверки документов, отражающих однородные факты хозяйственной жизни, относят: восстановление количественного учета, контрольное сличение и т.п. Методы фактической проверки заключаются в получении путем пересчета, измерения, взвешивания фактических данных и сопоставлении их с содержанием исследуемых учетных документов[74].

Касательно объема предоставляемых документов нельзя однозначно представить перечень бухгалтерской и иной документации, необходимой для проведения документальной ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы. Перечень данных документов зависит от специфики рассматриваемого уголовного дела, отрасли хозяйствования и направленности злоупотребления или злоупотреблений.

Тем не менее, возможно определить группы документов, которые необходимы для исследования специалистом-бухгалтером при производстве указанных действий:

-различные нормативные акты, регламентирующие деятельность субъекта в данной отрасли, а именно положения, указы и приказы министерств, устав предприятия, учредительный договор;

-документация, которая прямо или косвенно фиксирует производственный процесс, или какую-либо операцию, а также движение различных материальных ценностей, денежных средств (наряды, накладные, требования и т.п.);

-документы бухгалтерии, связанные с начислением и выплатой заработной платы (лицевые счета, платежные, расчетно-платежные ведомости, приходно-расходные ордера, карточки депонентов и т.п.). Документация отдела кадров по учету личного состава предприятия (личные дела, карточки личного учета, штатное расписание, приказы – документация, содержащая данные о квалификации сотрудников, уровне их образования, поощрениях, взысканиях, перемещениях по службе и т.п.);

-документация, связанная с контролем деятельности предприятия и отдельных материально ответственных лиц (договоры о материальной ответственности, акты плановых и внеплановых инвентаризаций, документальных ревизий, налоговых, аудиторских проверок, анализа хозяйственной деятельности предприятия);

-возможно предоставление заключений экспертов других отраслей знаний, необходимых для обоснования выводов специалистом бухгалтером. Большое значение могут иметь результаты судебной товароведческой, технологической, почерковедческой экспертиз и др.

Следователь обязан провести следующие мероприятия: в качестве первоочередных действий необходимо изъять бухгалтерские документы, произвести их осмотр (ксерокопировать и т.п.) и обеспечить меры по сохранности (опечатать места хранения). Выемка бухгалтерских документов должна проводиться безотлагательно, так как данная документация содержит важные доказательства (интеллектуальный и материальный подлог) и может быть уничтожена или заменена другими. В ряде случаев, возникает необходимость проведения обыска, с целью обнаружения документов. А также необходимо изучить обстоятельства, в которых совершались злоупотребления[75].

Так, например выявленные в ходе ревизии нарушения правил ведения кассовых операций, отсутствие регистрации приходных и расходных операций, книг регистрации платежных документов, иные действия по запутыванию бухгалтерского учета, а также изъятие и уничтожение бухгалтерских документов в совокупности с другими доказательствами могут подтверждать наличие умысла на приобретение незаконных денежных средств [76].

При этом следователь обращает внимание на следующее: все ли необходимые документы, свидетельствующие о совершенном преступлении, представлены, например - полное официальное наименование предприятия (организации), связанного с «отмыванием» незаконных доходов, его юридический адрес, учредители, кем и когда предприятие было зарегистрировано, номер расчетного счета и наименование банка, а также сведения о фактах нарушения закона, в том числе результаты проведенных финансово-экономических проверок, ревизий и т. д. Имеются ли оригиналы документов или их копии; есть ли в материалах объяснения лиц, подтверждающих факты «отмывания» незаконных доходов, сведения о месте их работы, должностном положении; не совершено ли данное преступление организованной группой (об этом могут свидетельствовать тщательная продуманность, выбранный способ легализации, невозможность осуществления преступления одним лицом); сведения о вероятной связи между коммерческими, государственными и банковскими структурами в рамках преступной деятельности [77].

По результатам документальных проверок и ревизий следователь, дознаватель принимают решение: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче материалов проверки по подследственности [78].

Проведение ревизии может быть не только целесообразным, но и необходимым на первоначальном этапе расследования в целях анализа финансово-хозяйственной деятельности, сбора материалов для последующего назначения судебных экономических экспертиз.

Так, судебно-бухгалтерская экспертиза позволяет установить маскировку легализации преступных доходов путем внесения ложных сведений в бухгалтерскую документацию, отследить перечисление криминальных средств, определить прибыль, полученную от использования преступных доходов законной предпринимательской деятельности. При производстве экспертизы определяются расхождения учетных данных о приходе и расходе денежных средств, материальных ценностей, наличие в организации денежных средств, порядок и время внесения на счета денежных средств, правильность ведения бухгалтерского учета, круг лиц, в ведении которых находились денежные средства и материальные ценности. Существенное отличие между судебно-бухгалтерской экспертизой и ревизией по предмету исследования заключается в том, что ревизия комплексно исследует финансово-хозяйственную деятельность предприятия в целом за определенный период времени, в рамках расследования уголовного дела, а судебно-бухгалтерская экспертиза изучает только отдельные факты хозяйственной деятельности, которые стали объектом расследования или судебного разбирательства, для установления истины по которым требуется использование специальных знаний эксперта-бухгалтера, а также достоверность их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности. Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы характеризуется объектами – это все материалы, которые содержатся в уголовном деле. С помощью них можно детализировать параметры исследования и определить их характеристику[79].

Финансово - экономическая экспертиза позволяет выявить искажение финансовой информации, связанное с деятельностью по легализации преступных доходов. В ходе экспертизы исследуются документально зафиксированные сведения о финансовых операциях и показателях деятельности организации или предпринимателя, а также информация, характеризующая образование, распределение и использование доходов, фондов. Анализ финансовых операций и сделок с имуществом, полученных преступным путем, дает возможность выявить признаки легализации преступных доходов, связанные с запутанностью сделок, проведением операций, маскирующих преступное происхождение доходов, использованием подставных лиц и т.п.

Криминалистические экспертизы (почерковедческие, технического исследования документов) позволяют установить истинного исполнителя сделанных в документе записей, факт подделки, исправления документа [80].

Осуществление ревизии или иной проверки всегда вызывает повышенную активность преступников в плане противодействия расследованию. Вследствие чего могут предприниматься меры по сокрытию документов, вещественных доказательств. Поэтому прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наблюдение, а также проведение иных оперативно-розыскных мероприятия в этот период позволяет получить очень ценную информацию о преступлении, причастных к нему лицах и иных обстоятельствах, охватываемых предметом предварительной проверки, имеющих значение, как для возбуждения уголовного дела, так и для его последующего расследования.

Оперативные органы могут также привлекаться для выяснения способа совершения преступления, изучения личности заподозренного лица, его связей, образа жизни и иных обстоятельств, имеющих значение для расследования. На стадии выявления экономических преступления осуществляются ОРМ, направленные на выявление круга лиц, причастных к совершению преступления, используемых хозяйствующих субъектов. Крайне важным является выявление мест хранения документации, содержащей достоверные сведения о совершаемых финансово-хозяйственных операциях.

Могут быть осуществлены мероприятия:

-Наведение справок в органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — ФНС РФ) с целью получения информации о фактах регистрации проверяемых лиц в качестве учредителей и (или) руководителей исполнительного органа юридических лиц, с последующей проверкой версии легализации преступных доходов с использованием указанных юридических лиц.

-Наведение справок в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в целях получения информации о недвижимом имуществе, собственниками которого являются проверяемые лица.

-Наведение справок в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, в органах Государственной Инспекции по маломерным судам МЧС РФ в целях выявления транспортных средств и маломерных судов, приобретенных лицами, совершившими предикатные преступления, их родственниками или доверенными лицами[81].

В связи с тем, что при совершении экономических преступлений, как правило, используется взаимосвязанная деятельность нескольких хозяйствующих субъектов, без понимания всей схемы взаимоотношений нецелесообразно проводить гласные мероприятия. Поскольку обеспечение полноты и всесторонности расследования невозможно без оперативного сопровождения, следователь должен постоянно взаимодействовать с органами дознания, своевременно давать им поручения, отслеживать своевременность их исполнения.

Следует отметить, что легализация по своей сути представляет собой не что иное, как разновидность противодействия расследованию. Ведь основная цель этого преступного деяния - это сокрытие следов первичного преступления, в рамках которого образовались денежные средства или иное имущество, что само по себе уже представляет значительную трудность не только в расследовании, но и выявлении подобных преступлений. Эти преступные деяния завуалированы под совершение легальных, законных действий, что и окружающими, и правоохранительными органами по первому впечатлению воспринимается как чисто гражданско-правовые отношения [82].

Во всех случаях легализация преступных доходов представляет собой одну или несколько мнимых финансовых операций, внешне имеющих признаки законных. Выявить подобную операцию в местах ее совершения (кредитных учреждениях, регистрирующих учреждениях и т.д.) при отсутствии предварительной информации о том, что указанная операция совершается с целью легализации преступных доходов, практически невозможно [83].

Оценивая информацию Росфинмониторинга, необходимо учитывать, что орган получает данные от подотчетных ему организаций. В связи с чем, осуществляется анализ только тех данных, которые ему самостоятельно предоставляют кредитные учреждения, поэтому имеется определенный риск умышленного сокрытия данной информации организациями, сотрудники которых могут быть причастны к легализации преступных доходов [84]

Так, представители Банка, которые участвуют в преступных схемах по «отмыванию» незаконных доходов, не будут сообщать о подозрительных операциях и иных сделках в Росфинмониторинг, а напротив будут осуществлять действия по сокрытию факта легализации:

- путем «увода» операции (сделки) от обязательных процедур внутреннего контроля посредством маскировки ее содержания в целом, либо отдельных ее деталей;

- сокрытие причастности конкретных лиц к совершению преступления путем неполной или заведомо ложной идентификации участников операции (сделки), направленной на отмывание преступных доходов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.06 с.)