Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Три течения народничества
Наиболее распространенным в народничестве 70-х годов тактическим направлением было бунтарское, идеологом которого выступал М. А. Бакунин. Бакунин заявил о себе как революционер на всю Европу[67]. В 1868 г. он создал «Альянс социалистической демократии» (международное товарищество анархистов), в начале 70-х гг. пытался организовать народные восстания в Испании и Италии. К началу 70-х гг. Бакунин представлял собой, отмечает А. Н. Троицкий, самую значительную русскую революционную силу, самый подавляющий революционный авторитет[68]. Летом 1873 г. Бакунин написал книгу «Государственность и анархия», в которой была изложена программа данного течения народничества. «В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать, как на необходимые условия социальной революции. Он может похвастаться чрезмерною нищетою, а также рабством примерным»[69]. С точки зрения бакунизма, указывает Н. А. Троицкий, Россия была подготовлена к революции, поскольку «чрезмерная нищета» и «рабство примерное» довели его до столь отчаянного положения, что у него уже нет выхода, кроме как взяться за оружие[70]. Задача же революционеров, по мнению Бакунина, состояла в том, чтобы бросить в народ клич, призыв к восстанию. Он считал, что в России ничего не стоит поднять любую деревню, стоит лишь провести агитацию, чтобы «вдруг» поднялась вся Россия. В то время как Герцен и Лавров звали интеллигенцию в народ для пропаганды в нем социалистических и революционных идей, Бакунин ждал от хождения революционеров в народ непосредственно революционного действия и призывал интеллигенцию не учить народ, а учиться у него. «Скажем только одно: русский народ только тогда признает нашу образованную молодежь своей молодежью, когда он встретится с нею в своей жизни, в своей беде, в своем деле, в своем отчаянном бунте»[71]. Свой призыв Бакунин делал во имя социальной революции, которая уже буквально стучалась в двери в России. Она, по мнению Бакунина, отмечает В. Левицкий, будет направлена не только против гнета, но и против государства, которое не только поддерживает, но в значительной степени создает этот гнет[72]. «…Государственное насилие», одним словом, «государство», потому что «государство» именно и значит «насилие», «господство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае бесцеремонного»[73].
Таким образом, основная идея бакунизма состоит в агитации в народе, возбуждении в нем бунтов, организации народных сил, пропаганде действием. Эта революция разгорится из отдельных стихийных бунтов и разрушит одновременно и старый эксплуататорский социальный строй и государство, место которого займет федерация вольных рабочих как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей[74]. Еще одним течением народничества 70-х гг. является пропагандистское или лавризм. Основателем его является П. Л. Лавров. Лавров, сперва профессор в России, а после побега из вологодской ссылки – эмигрант, оказал очень сильное влияние на выработку миросозерцания революционеров. Впервые Лавров выступил с изложением своей теории в «Исторических письмах», которые первоначально печатались в петербургском демократическом журнале «Дело», а после вышли отдельной книжкой[75]. Философия, изложенная в данной работе, отмечает В. Левицкий, является выражением самосознания интеллигента–отщепенца, стоящего над обществом и считающего себя призванным быть носителем и активным творцом исторического прогресса[76]. Лавров говорит о том, что общество проходит несколько фаз в своем развитии, прежде чем прийти к каким-либо переменам. Все начинается со страдания народа, в результате чего проявляется противоборствующая сила, готовая к действию, и очень важно направить эту силу, выработать мысль, которая выскажется и распространится, когда «страдание становится сознательным»[77]. Поскольку «мысль реальна лишь в личности», то главной движущей силой истории являются критически мыслящие личности, то есть передовая интеллигенция[78]. Также в своей философии Лавров приходит к выводу, что для политического прогресса общества необходимо уменьшить государственный элемент в общественной жизни: «…я говорил о политическом прогрессе общества и пришел к тому результату, что этот прогресс заключается в уменьшении государственного элемента в общественной жизни»[79]. То есть здесь мы видим, что Лавров, в отличие от Бакунина, признает необходимость государственного элемента, но выступает за ограничение его влияния на общество.
Пребывание за границей и соприкосновение с западно–европейским социалистическим движением не могло не оказать влияния на Лаврова, отмечает В. Левицкий; еще большее влияние испытал он со стороны Маркса, взгляды которого он частично воспринял[80]. В заграничном журнале «Вперед», который он начал издавать в 1873 г., он разработал программу революционной деятельности в народе. Лавров признает теперь, что развитие капитализма неизбежно ведет к социальной революции, и что Россия неминуемо пойдет тем же путем. Но особенность этой революции будет в том, что главная роль будет сыграна не пролетариатом, как в Западной Европе, а крестьянством, приобщению которого к социализму поможет община[81]. Лавров слишком большое значение уделял сознанию и слишком хорошо понимал отсталость русского крестьянства, поэтому, с точки зрения лавризма, народ в России еще не готов к революции и не сознает ни потребности в ней, ни ее возможности. Отсюда задача русских революционеров, по мнению Лаврова, отмечает Н. А. Троицкий, пробудить в народных массах революционное сознание, т. е. разъяснить им, «на что они имеют право, к чему обязаны стремиться, и чего могут достигнуть»[82]. Особняком от вышеперечисленных теоретиков народнического лагеря стоял П. Н. Ткачев. Он является основоположником заговорщического течения народничества. В исторической литературе его также называют «русским бланкизмом», поскольку аналогичную тактику во Франции пропагандировал знаменитый Л. О. Бланки. Нужно сказать о том, что русский бланкизм немного отличается от бланкизма европейского, он – явление самобытное, но в то же время связанное с европейским бланкизмом, т. к. революционный процесс в России шел под постоянным воздействием идейных импульсов европейской мысли и революционных уроков Запада[83]. Здесь имеет место идея военной революции, совершаемой во имя народа, но без народа. Впервые идея заговора встречается в прокламации 1862 г. «Молодая Россия», принадлежавшая И. Заичневскому. В ней была высказана мысль о том, что народные массы чувствуют необходимость революции инстинктивно, а осмысленные же действия должны принадлежать революционном образованному меньшинству[84]. Также Заичневский призывал к установлению диктатуры революционной партии после победы революции. Однако идея заговора встретила в это время отпор в революционных кругах, но при этом, отмечает Э. С. Виленская, тенденция, выраженная в «Молодой России» нашла своих сторонников и начала пробивать себе дорогу[85]. Как течение, бланкизм неразрывно связан с именем П. Н. Ткачева. В отличие от Бакунина и Лаврова, он вырос в семье бедного, мелкопоместного дворянина, к тому же рано осиротел и вел жизнь, характерную для его сверстников–разночинцев – в трудах и заботах о хлебе насущном, отмечает Н. А. Троицкий[86]. Со студенческих лет он участвовал в антиправительственных акциях, сотрудничал с С. Г. Нечаевым. Пережив 5 арестов, 2 судебных процесса, 6 лет тюрьмы и 2 года ссылки, он в 1873 г. бежал за границу и там с осени 1875 г. начал издавать журнал «Набат», который стал своего рода центральным органом бланкизма. Революция как ближайшая практическая цель – эта мысль пронизывала всю программу журнала, отмечает Е. Л. Рудницкая[87]. Ткачев, как и Бакунин, говорит о том, что Россия уже давно готова к революции. Свой призыв же к немедленной революции он начинает с принципа общины. Неудержимо наступающий буржуазный прогресс несет в себе, по мнению Ткачева, двойную угрозу. Он разрушает коренные основы народной жизни: «Огонь «экономического прогресса» уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, долженствующий лечь краеугольным камнем будущего общественного строя»[88]. На развалинах же перегорающих форм нарождаются новые формы – «формы буржуазной жизни, развивается кулачество, мироедство»[89].
Ткачев также рассуждал о том, что безгосударственность – это идеал будущего, но нельзя подменять его понятием «анархия», поскольку, делает вывод Ткачев, до тех пор, пока существует неравенство, хотя в какой–нибудь сфере человеческих отношений, до тех пор будет существовать власть. «Анархия, как ближайшая…цель революции – разве все это не фантастические утопии…?»[90]. Следовательно, отмечает Е. Л. Рудницкая, ближайшая цель революции – установить братство и равенство, а это потребует коренного изменения общественных отношений, политической системы, а также перевоспитания самого человека[91]. Как и саму революцию, осуществить эту великую задачу может меньшинство – люди умственно и нравственно развитые. Вместе с тем, чтобы не удаляться от уровня народных потребностей и народного развития, революционное государство должно окружить себя органами народного представительства – «Народной Думой и санктировать их волею свою реформаторскую деятельность»[92]. Модель революции была чисто бланкистской: революция посредством государственного заговора – главного и наиболее целесообразного средства к насильственному перевороту. Ткачев полностью отрицал пропагандистскую модель Лаврова и писал: «Подготовлять революцию – это совсем не дело революционера…Революционер не подготовляет, а «делает» революцию»[93]. Таким образом, мы видим, что Ткачев отказался от основополагающего тезиса народнической доктрины, которого держались и лавристы, и бакунисты – все для народа и через посредство народа. Направление Ткачева было заговорщическим и политическим, оно, как выразился Н. А. Троицкий, грешило революционным авантюризмом, уходившим корнями «в святое нетерпение». Но ряд вполне трезвых идей Ткачев стал ценным вкладом в идеологию народничества. Подводя итог, хочется сказать, что все три течения продолжали основную линию народничества 50-х – 60-х гг. XIX в. – проведение социальной революции с целью коренного изменения внутреннего устройства России. Ни одно из трех направлений не стало господствующим, основным среди революционеров-практиков. В основном они сочетались в деятельности каждой народнической организации. Таким образом, идеологи народничества предложили революционной молодежи три способа действия. Проверка и выбор лучшего из них осуществлялись только в ходе практической деятельности народников.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.008 с.) |