На голове, как правило, рисуются органы чувств: уши, рот и глаза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На голове, как правило, рисуются органы чувств: уши, рот и глаза.



 

Уши – указание на заинтересованность человека в получаемой им информации, а также на значимость мнения окружающих его людей о нем.

 

Ро т – указание на целый ряд признаков. Изображение приоткрытого рта с языком, но без губ свидетельствует о болтливости. Такой же рот, но с прорисованными губами говорит о чувственности. Открытый и зачерченный рот без языка и ярко выраженных губ считается признаком недоверия, страхов и частых опасений по поводу чего-либо. Рот с прорисованными зубами является не чем иным как вербальной агрессией в ответ на осуждение и порицание, защитой от критики. Округлая форма зачерченного рта в рисунке ребенка или подростка выдает чувство тревожности и боязливости.

 

Глаза имеют особое значение. Наличие в душе человека страха выдают глаза с тщательной прорисовкой радужки. Ресницы свидетельствуют о истероидно-демонстративной манере поведения, стремлении человека к признанию его окружающими, их восхищению его внешней красотой и манерой одеваться.

 

Также имеет значение размер головы. Если она выглядит больше по сравнению с телом животного, это говорит о том, что человек в себе и других ценит ум и способность принимать рациональные решения.

 

Наличие на голове рогов и других деталей особенно в сочетании с щетиной, когтями и

иглами) является признаком агрессии по отношению к окружающим.

 

Перья – явно выраженная тенденция к демонстративному типу поведения, самооправданию и самоукрашению.

 

Шерсть на голове или грива указывают на чувственность, сексуальность и подчеркивание своей мужественности или женственности.

Лапы, ноги, постамент, на котором изображена фигура

 

При интерпретации таких деталей рисунка, как ноги, лапы или постамент, на котором нередко изображается животное, большое значение имеет их размер по отношению ко всей фигуре.

 

Большие лапы, ноги и постамент

 

Это говорит о:

• стремлении к обдумыванию решений;

• основательности во всем;

• рационализме;

• опоре в выводах на проверенную информацию.

 

Маленькие лапы, ноги и постамент или их отсутствие

Человеку, изобразившему эти детали таким образом или вообще не нарисовавшему их, свойственны:

• поверхностность суждений;

• легкомысленность;

• неосновательность суждений;

• импульсивность в принятии решений.

 

Немаловажное значение имеет и характер соединения лап или ног с корпусом. Однонаправленность и однотипность формы лап или ног говорят о банальности принимаемых решений и стандартности мышления. И наоборот, разнообразие форм и положений конечностей свидетельствует об оригинальности суждений, своеобразии установок, самостоятельности и стремлении к творческому самовыражению.

Детали рисунка, поднимающиеся над фигурой

 

Такие детали могут быть чисто функциональными (крылья, щупальца, дополнительные конечности или части панциря) либо носить украшающий характер (бантики, перья, кудри-завитушки, цветочки и т. д.).

 

Функциональные детали

 

Их наличие на рисунке говорит о том, что у такого человека имеются:

• способность разбираться в различных областях знаний и деятельности;

• склонность к диктату;

• уверенность в себе;

• любознательность;

• активная жизненная позиция;

• стремление к завоеванию своего места под солнцем;

• увлеченность;

• смелость.

 

Украшающие детали

Они свидетельствуют о таких характеристиках личности, как:

• склонность к эпатажу;

• манерность;

• зависимость от мнения окружающих.

Хвост

По хвосту можно судить об отношении человека к самому себе, своим решениям, поведению и словам При этом нужно обращать внимание на то, в какую сторону повернута эта деталь рисунка.

 

Хвост повернут вправо

 

Повернутый вправо хвост выражает отношение к своим поступкам. Если он направлен вверх, это означает, что автор рисунка доволен своим поведением и не допускает критики в свой адрес. Если хвост опущен, то это свидетельствует о низкой самооценке. Если он изображен и не приподнятым и не опущенным, это говорит об объективном отношении к себе

 

Хвост повернут влево

 

По повернутому влево хвосту можно предположить об отношении человека к своим мыслям и речам. Положительная или отрицательная окраска этого отношения также зависит от положения хвоста по вертикали.

Контуры фигуры

 

При анализе несуществующего животного имеют значение и его контуры (отсутствие или наличие шипов, щитов, игл, панцирей и т. п.), а также качество прорисовки контуров. Многочисленные выступы (особенно острые углы) и тщательная прорисовка контуров свидетельствуют о наличии агрессии по отношению к окружающим, а также о том, что человек ощущает угрозу со стороны общества и подсознательно стремится защитить себя от опасности.

 

Так называемые запачканные контуры фигуры говорят о том, что автор рисунка пребывает в страхе и тревоге. А удвоение контурной линии, щиты и всевозможные заслоны подсказывают, что в душе такого «художника» есть место подозрительности и опасениям по поводу чего-либо.

 

Стоит обратить внимание на то, какую направленность имеют выступы: направленные вверх (верхний контур) означают защиту от вышестоящих или старших по возрасту, направленные вниз (нижний контур) – от неуважения со стороны подчиненных, их насмешек и осуждения, направленные в стороны (боковые контуры) – готовность к защите в любой ситуации. Также об этом говорят и детали типа щитов, изображенные внутри основного контура, то есть на теле животного. Причем расположенные справа свидетельствуют о стремлении защитить, отстоять свою деятельность, а расположенные слева – защитить свои убеждения и мысли.

Оценка энергии

 

Количество изображенных деталей (помимо самых необходимых, к которым относятся голова, лапы, хвост и тело) указывает на уровень жизненной энергии в человеке. Чем их больше, тем она выше. Отсутствие дополнительных элементов может говорить о наличии хронических заболеваний, особенно в сочетании с плохо прорисованным, паутинообразным контуром

 

Жирный контур, выполненный с сильным нажимом, при отсутствии дополнительных деталей является признаком тревожности. К чему она привязана, расскажет элемент рисунка, выполненный таким образом

 

Всех изображаемых животных можно разделить на 3 условные группы: угрожающие животные, угрожаемые и нейтральные. Само животное демонстрирует отношение к собственной персоне, дает представление о положении человека в мире и его идентификации себя по значимости (например, со львом или букашкой).

 

Несуществующее животное – это психологический портрет автора рисунка. Характеристику можно начать с того, в каком положении находится животное: оно стоит на 4 или более лапах или же отличается прямохождением, покрыто ли шерстью или облачено в человеческую одежду, похоже ли оно на человека какими-то отдельными частями своего облика. Последние два признака говорят об эмоциональной незрелости и инфантильности автора рисунка. Причем чем больше сходства между животным и человеком, тем сильнее выражены данные качества.

 

Насколько человек агрессивен, можно судить по количеству, характеру и расположению углов на рисунке. Это непосредственные символы агрессии (когти, клювы, иглы и зубы), о которых шла речь выше.

 

Не стоит оставлять без внимания символы, связанные с сексом (вымя, соски, грудь и т. д.), которые расскажут об отношении человека к своему и противоположенному полу, а также о его зацикленности на проблеме секса.

 

Наличие на рисунке фигуры круга (особенно не зарисованного карандашом) говорит о скрытности и замкнутости человека, его нежелании давать информацию о себе окружающим.

 

Особый случай – изображение животного с механическими деталями, которые могут быть в виде постамента, треножника, танковых или тракторных гусениц, винтов, пропеллеров, антенн, клавиш, ламп, рукояток и т. д. Подобные рисунки чаще всего наблюдаются у психически нездоровых людей.

 

Об отсутствии творческих способностей можно судить по сходству несуществующего животного с существующим (например, кошка с ластами, рыба с пятачком, свинья с крыльями и т. д). Чем оно больше, тем творческого потенциала меньше.

Название животного

 

Самое интересное в этом тесте – название несуществующего животного. Оно часто бывает рациональным соединением частей слова (слонолет, свинокот и т. п.) или словом, образованным с помощью латинских, книжно-научных суффиксов и окончаний (турла-метиус и т. п.). Первый вариант указывает на такую черту, как рационализм, второй – на демонстративность собственных знаний и эрудиции.

 

Порой животному дается звуковое название без всякого осмысления (например, лулула, калушара, букатупа и т. п.), означающие легкомысленное отношение ко всему, неспособность распознать сигнал опасности, нерациональность мышления.

 

Ироничные и юмористические названия (гупочурка, тазоленд и т. п.) свидетельствуют о снисходительном отношении к людям. Об инфантильности говорят названия с повторяющимися элементами (зи-зи, бум-бум и т. п.).

 

Мечтателя и неуемного фантазера выдают чересчур длинные названия типа брамкамдун-самозис.


Тест «Дом. Дерево. Человек»

 

 Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

 

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

 

Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

 

Интерпретация признаков

 

 Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

 

Дом

 

Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)

Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт

Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

 

Стены

 

 Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

 Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

 Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

 Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

 Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

 Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза) катастрофы.

 У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.

 Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

 Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

 Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

 

Двери

 

 Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

 Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.

 Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.

 Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

 Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

 Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

 Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

 Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

 

Дым

 

 Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

 Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

 

Окна

 

 Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

 Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

 Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

 Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

 Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

 

Крыша

 

 Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.

 Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

 Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.

 Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

 Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация.

 Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

 

Комната

 

 Ассоциации могут возникнуть в связи с:

 1) человеком, проживающим в комнате;

 2) интерперсональными отношениями в комнате;

 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

 Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

 Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

 Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

 

Труба

 

 Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

 Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

 Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

 Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.

 Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

 

Дополнения

 

 Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

 Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

 Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

 Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

 Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована) — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

 Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

 Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

 Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

 Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

 

Цвет

 

 Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

 1) среда к нему враждебна;

 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

 Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.

 

Выбор цвета

 

 Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

 Цвет черный — застенчивость, пугливость.

 Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

 Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

 Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

 Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

 Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

 Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

 Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

 

Общий вид

 

 Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

 а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

 б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

 в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

 

Перспектива

 

 Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

 Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

 Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

 

Размещение рисунка

 

 Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:

 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

 3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

 Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

 Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом. Импульсивность.

 Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

 Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать наслаждения в интел- лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

 Рисунок выходит за левый край листа. Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

 Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

 Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

 Контуры очень прямые — ригидность.

 Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

 

«Человек»

 

Голова

 

 Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

 Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

 Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

 Нечеткая голова — застенчивость, робость.

 Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт.

 Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

 Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

 Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле.

 Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

 Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

 Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

 Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.

 Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

 Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

 Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.

 Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

 Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

 Туловище — мужественность.

 Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

 Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

 Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

 

Лицо

 

 Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.

 Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

 Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать.

 Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

 Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации.

 Встречаются у особо чувствительных к критике.

 Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

 Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

 Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

 Выпученные глаза — грубость, черствость.

 Глаза маленькие — погруженность в себя.

 Подведенные глаза — грубость, черствость.

 Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

 Полные губы на лице мужчины — женственность.

 Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

 Рот впалый — пассивная значимость.

 Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

 Ноздри — примитивная агрессия.

 Четко нарисованные зубы — агрессивность.

 Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

 Выражение лица подобострастное — незащищенность.

 Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

 Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

 Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

 Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

 Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом управляют враждебные чувства.

 

Конечности

 

 Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

 Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

 Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

 Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

 Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.

 Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

 Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

 Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

 Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

 Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

 Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

 Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

 Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение.

 Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

 Сужающиеся руки и ноги — женственность.

 Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

 Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

 Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязанности.

 Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

 Руки сильные — агрессивность, энергичность.

 Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

 Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.

 Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.

 Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

 Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

 Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.

 Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

 Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.

 Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

 Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.

 Пальцы длинные — скрытая агрессия.

 Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.

 Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.

 Кулаки далеко от тела — открытый протест.

 Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.

 Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

 Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

 Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.

 Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.

 Отсутствие ступней — замкнутость.

 Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

 Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.

 Отсутствие ног — робость, замкнутость.

 Акцентированные ноги — грубость, черствость.

 Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

 Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

 Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

 

Поза

 

 Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.

 Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

 Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение.

 Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

 Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

 Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

 Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

 Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

 Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

 Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

 Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение.

 Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.

 Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

 Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.

 Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.

 Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

 

Фон. Окружение

 

 Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.

 Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

 Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

 Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

 Оружие — агрессивность.

 

Многоплановые критерии

 

 Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

 Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

 

Контур, нажим, штриховка, расположение

 

 Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

 Закругленные (округленные) линии — женственность.

 Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

 Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

 Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.

 Линии неодинаковой яркости — напряжение.

 Тонкие продленные линии — напряжение.

 Необрывающий, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

 Эскизный контур — тревога, робость.

 Разрыв контура — сфера конфликтов.

 Подчеркнутая линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

 Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

 Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

 Яркая линия — грубость.

 Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

 Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

 Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

 Неровный, неодинаковый нажим — циклоти-мичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

 Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

 

Длина штрихов

 

 Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

 Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

 Короткие штрихи — импульсивное поведение.

 Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

 Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

 Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.

 Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

 Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

 Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

 Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

 Штриховка слева направо — наличие мотивации.

 Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

 

Стирания

 

 Стирания — тревожность, опасливость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.227 с.)