Тест «О чем говорят каракули?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «О чем говорят каракули?»



Тест «Нарисуй дом»

 

Этот простой, но веселый, а главное правдивый с точки зрения психологии тест всегда вызывает массу эмоций. Раздайте всем участникам по листу чистой бумаги и карандашу и дайте задание нарисовать дом. Достаточно будет нескольких росчерков, чтобы можно было судить о характере человека. По окончании теста соберите листы с рисунками и огласите результаты.

Интерпретация рисунков

 

Городской дом

 

Человек, нарисовавший многоэтажное здание, – обладатель весьма сложного характера. Скорее всего, он отличается замкнутостью и склонностью сосредотачиваться на собственных проблемах.

 

Низкий дом

 

Отдых, покой, гармония и приятные воспоминания – вот в чем нуждается человек, нарисовавший низкий домик.

 

Накопленная за годы напряженного труда усталость дает о себе знать, поэтому, чтобы не подорвать собственное здоровье, лучше отправиться в отпуск хотя бы на 2–3 недели.

 

Замок

 

Полная несерьезность, легкомысленность и ребячливость отличают человека, нарисовавшего замок.

 

Конечно, в этом нет ничего плохого, особенно для представительницы слабого пола.

 

Главное – не взваливать на себя груз ответственности в виде семьи или ответственного поста, иначе можно не справиться с обязанностями.

 

Просторный деревенский дом

 

Такой рисунок означает, что у его автора назрела необходимость заняться жилищным вопросом, например покупкой новой квартиры или дома. Холостякам и бездетным особам подобный рисунок должен сказать о затаенной потребности в любви и домашнем очаге, у которого собирается большая и дружная семья.

 

Большой дом за высоким забором

 

О человеке, нарисовавшем дом с высоким забором, можно судить по последнему: чем неприступнее забор, тем замкнутее характер. Если же дом окружает изгородь из живописных кустов, это свидетельствует о доверчивости и общительности.

 


Тест «Выбери фигуру»

 

Для прохождения этого теста также понадобятся чистые листы бумаги и карандаши, 12 которые нужно раздать перед объявлением задания. Заранее нарисуйте на плакате квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг и прикрепите его к стене таким образом, чтобы было видно всем присутствующим.

 

Предложите участникам выбрать и нарисовать ту фигуру, с которой они ассоциируют себя, или фигуру, которая первой привлекла их взгляд. После этого дайте задание нарисовать оставшиеся фигуры в порядке личного предпочтения. Объясните собравшимся, что фигура, выбранная первой, характеризует доминирующие черты человека, особенности его поведения, остальные же дополняют образ, делают его многогранным и сложным. Характеристики, данные ниже, вы можете как зачитать перед собравшимися, так и заранее распечатать на листочке и раздать после прохождения теста.

Психологические характеристики форм личности

 

Квадрат

 

Если на первом месте оказался квадрат, это означает, что человек по своей натуре неисправимый трудоголик. Необыкновенное упорство и усердие, неистребимая потребность доводить любое дело до конца – вот главные качества Квадрата. Методичность, терпение, внимание к деталям, любовь к порядку и прекрасная память позволяют ему стать прекрасным специалистом в своей области.

 

Идеал Квадрата – распланированная, разложенная по полочкам и предсказуемая жизнь. Он не любит нарушения привычного хода вещей, ведь в этом случае придется все рассчитывать и упорядочивать заново.

 

Подобные качества очень полезны в работе, но мешают личной жизни, поэтому Квадрат, как правило, очень одинок. Семейное счастье ему обеспечено, если на своем жизненном пути он встретит такого же одержимого работой и порядком человека.

 

Треугольник

 

Треугольник – символ лидерства. И большинство Треугольников ощущают это на уровне подсознания. Истинные представители этой фигуры имеют способность сосредотачиваься на главной цели, добиться которой им помогают такие качества, как сила воли, склонность к аналитическому анализу, энергичность, уверенность в себе и собственной правоте, а также честолюбие и умение все схватывать налету.

 

Жизнь Треугольников – вечная борьба и соперничество за первое место и право решать все и за всех самому, причем как на работе, так и в личной жизни. Они не любят признавать свои ошибки и менять принятые решения. Их категоричность порой граничит с жестокостью, что, естественно, не может не сказаться на отношениях с окружающими.

 

Прямоугольник

 

Эта фигура, выбранная в качестве основной, символизирует состояние постоянного изменения. Прямоугольник – это человек, всегда не удовлетворенный тем, как он живет сейчас, поэтому он вечно занят поисками лучшей доли. Его наиболее характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость поведения. Несмотря на это, Прямоугольники не одиноки. Смелость, любознательность, живой интерес ко всему, что их окружает и доверчивость привлекают к ним людей. Многие пользуются их наивностью и манипулируют ими в своих интересах.

 

Круг

 

Круг символизирует гармонию. Тот, кто выбирает его в качестве основной фигуры, больше всего в жизни ценит добрые отношения с людьми. Круг – филантроп, благодаря которому любой рабочий коллектив становится дружной командой, а семья – гармоничным союзом Его отличает умение слышать и слушать, высокая чувствительность и способность сопереживать. Кроме того, он прекрасно разбирается в людях и безошибочно распознает лицемера и лгуна.

 

Нет ничего более сложного для Круга, чем принимать участие в межличностном конфликте. Для него худой мир лучше доброй ссоры, поэтому он всеми силами стремится наладить отношения в коллективе. Являясь прирожденным психологом, Круг – никудышный организатор, поэтому ему лучше работать в команде с Квадратами и Треугольниками.

 

Зигзаг

 

Эта фигура отличается от остальных своей разомкнутой формой и символизирует креативность, творчество, инакомыслие, экспрессивность и эксцентричность. Людям, выбравшим ее, свойственны интуитивность, образное мышление, способность видеть прекрасное в обыденном. Зигзаги – непревзойденные эстеты и идеалисты. В работе им необходима полная свобода, но при условии негласного контроля, так как они часто быстро теряют интерес к исследуемому предмету и порой не доводят дело до конца.

 

Непрактичность и наивность зигзагов порой раздражает окружающих, но их остроумие, веселый нрав и легкость в общении компенсируют эти недостатки.

Хвост

По хвосту можно судить об отношении человека к самому себе, своим решениям, поведению и словам При этом нужно обращать внимание на то, в какую сторону повернута эта деталь рисунка.

 

Хвост повернут вправо

 

Повернутый вправо хвост выражает отношение к своим поступкам. Если он направлен вверх, это означает, что автор рисунка доволен своим поведением и не допускает критики в свой адрес. Если хвост опущен, то это свидетельствует о низкой самооценке. Если он изображен и не приподнятым и не опущенным, это говорит об объективном отношении к себе

 

Хвост повернут влево

 

По повернутому влево хвосту можно предположить об отношении человека к своим мыслям и речам. Положительная или отрицательная окраска этого отношения также зависит от положения хвоста по вертикали.

Контуры фигуры

 

При анализе несуществующего животного имеют значение и его контуры (отсутствие или наличие шипов, щитов, игл, панцирей и т. п.), а также качество прорисовки контуров. Многочисленные выступы (особенно острые углы) и тщательная прорисовка контуров свидетельствуют о наличии агрессии по отношению к окружающим, а также о том, что человек ощущает угрозу со стороны общества и подсознательно стремится защитить себя от опасности.

 

Так называемые запачканные контуры фигуры говорят о том, что автор рисунка пребывает в страхе и тревоге. А удвоение контурной линии, щиты и всевозможные заслоны подсказывают, что в душе такого «художника» есть место подозрительности и опасениям по поводу чего-либо.

 

Стоит обратить внимание на то, какую направленность имеют выступы: направленные вверх (верхний контур) означают защиту от вышестоящих или старших по возрасту, направленные вниз (нижний контур) – от неуважения со стороны подчиненных, их насмешек и осуждения, направленные в стороны (боковые контуры) – готовность к защите в любой ситуации. Также об этом говорят и детали типа щитов, изображенные внутри основного контура, то есть на теле животного. Причем расположенные справа свидетельствуют о стремлении защитить, отстоять свою деятельность, а расположенные слева – защитить свои убеждения и мысли.

Оценка энергии

 

Количество изображенных деталей (помимо самых необходимых, к которым относятся голова, лапы, хвост и тело) указывает на уровень жизненной энергии в человеке. Чем их больше, тем она выше. Отсутствие дополнительных элементов может говорить о наличии хронических заболеваний, особенно в сочетании с плохо прорисованным, паутинообразным контуром

 

Жирный контур, выполненный с сильным нажимом, при отсутствии дополнительных деталей является признаком тревожности. К чему она привязана, расскажет элемент рисунка, выполненный таким образом

 

Всех изображаемых животных можно разделить на 3 условные группы: угрожающие животные, угрожаемые и нейтральные. Само животное демонстрирует отношение к собственной персоне, дает представление о положении человека в мире и его идентификации себя по значимости (например, со львом или букашкой).

 

Несуществующее животное – это психологический портрет автора рисунка. Характеристику можно начать с того, в каком положении находится животное: оно стоит на 4 или более лапах или же отличается прямохождением, покрыто ли шерстью или облачено в человеческую одежду, похоже ли оно на человека какими-то отдельными частями своего облика. Последние два признака говорят об эмоциональной незрелости и инфантильности автора рисунка. Причем чем больше сходства между животным и человеком, тем сильнее выражены данные качества.

 

Насколько человек агрессивен, можно судить по количеству, характеру и расположению углов на рисунке. Это непосредственные символы агрессии (когти, клювы, иглы и зубы), о которых шла речь выше.

 

Не стоит оставлять без внимания символы, связанные с сексом (вымя, соски, грудь и т. д.), которые расскажут об отношении человека к своему и противоположенному полу, а также о его зацикленности на проблеме секса.

 

Наличие на рисунке фигуры круга (особенно не зарисованного карандашом) говорит о скрытности и замкнутости человека, его нежелании давать информацию о себе окружающим.

 

Особый случай – изображение животного с механическими деталями, которые могут быть в виде постамента, треножника, танковых или тракторных гусениц, винтов, пропеллеров, антенн, клавиш, ламп, рукояток и т. д. Подобные рисунки чаще всего наблюдаются у психически нездоровых людей.

 

Об отсутствии творческих способностей можно судить по сходству несуществующего животного с существующим (например, кошка с ластами, рыба с пятачком, свинья с крыльями и т. д). Чем оно больше, тем творческого потенциала меньше.

Название животного

 

Самое интересное в этом тесте – название несуществующего животного. Оно часто бывает рациональным соединением частей слова (слонолет, свинокот и т. п.) или словом, образованным с помощью латинских, книжно-научных суффиксов и окончаний (турла-метиус и т. п.). Первый вариант указывает на такую черту, как рационализм, второй – на демонстративность собственных знаний и эрудиции.

 

Порой животному дается звуковое название без всякого осмысления (например, лулула, калушара, букатупа и т. п.), означающие легкомысленное отношение ко всему, неспособность распознать сигнал опасности, нерациональность мышления.

 

Ироничные и юмористические названия (гупочурка, тазоленд и т. п.) свидетельствуют о снисходительном отношении к людям. Об инфантильности говорят названия с повторяющимися элементами (зи-зи, бум-бум и т. п.).

 

Мечтателя и неуемного фантазера выдают чересчур длинные названия типа брамкамдун-самозис.


Тест «Дом. Дерево. Человек»

 

 Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

 

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

 

Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

 

Интерпретация признаков

 

 Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

 

Дом

 

Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)

Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт

Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

 

Стены

 

 Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

 Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

 Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

 Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

 Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

 Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза) катастрофы.

 У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.

 Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

 Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

 Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

 

Двери

 

 Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

 Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.

 Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.

 Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

 Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

 Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

 Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

 Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

 

Дым

 

 Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

 Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

 

Окна

 

 Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

 Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

 Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

 Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

 Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

 

Крыша

 

 Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.

 Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

 Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.

 Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

 Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация.

 Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

 

Комната

 

 Ассоциации могут возникнуть в связи с:

 1) человеком, проживающим в комнате;

 2) интерперсональными отношениями в комнате;

 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

 Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

 Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

 Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

 

Труба

 

 Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

 Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

 Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

 Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.

 Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

 

Дополнения

 

 Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

 Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

 Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

 Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

 Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована) — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

 Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

 Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

 Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

 Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

 

Цвет

 

 Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

 1) среда к нему враждебна;

 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

 Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.

 

Выбор цвета

 

 Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

 Цвет черный — застенчивость, пугливость.

 Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

 Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

 Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

 Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

 Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

 Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

 Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

 

Общий вид

 

 Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

 а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

 б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

 в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

 

Перспектива

 

 Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

 Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

 Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

 

Размещение рисунка

 

 Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:

 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

 3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

 Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

 Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом. Импульсивность.

 Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

 Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать наслаждения в интел- лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

 Рисунок выходит за левый край листа. Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

 Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

 Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

 Контуры очень прямые — ригидность.

 Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

 

«Человек»

 

Голова

 

 Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

 Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

 Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

 Нечеткая голова — застенчивость, робость.

 Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт.

 Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

 Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

 Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле.

 Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

 Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

 Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

 Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.

 Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

 Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

 Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.

 Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

 Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

 Туловище — мужественность.

 Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

 Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

 Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

 

Лицо

 

 Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.

 Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

 Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать.

 Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

 Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации.

 Встречаются у особо чувствительных к критике.

 Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

 Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

 Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

 Выпученные глаза — грубость, черствость.

 Глаза маленькие — погруженность в себя.

 Подведенные глаза — грубость, черствость.

 Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

 Полные губы на лице мужчины — женственность.

 Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

 Рот впалый — пассивная значимость.

 Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

 Ноздри — примитивная агрессия.

 Четко нарисованные зубы — агрессивность.

 Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

 Выражение лица подобострастное — незащищенность.

 Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

 Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

 Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

 Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

 Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом управляют враждебные чувства.

 

Конечности

 

 Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

 Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

 Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

 Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

 Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.

 Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

 Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

 Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

 Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

 Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

 Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

 Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

 Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение.

 Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

 Сужающиеся руки и ноги — женственность.

 Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

 Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

 Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязанности.

 Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

 Руки сильные — агрессивность, энергичность.

 Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

 Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.

 Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.

 Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

 Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

 Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.

 Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

 Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.

 Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

 Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.

 Пальцы длинные — скрытая агрессия.

 Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.

 Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.

 Кулаки далеко от тела — открытый протест.

 Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.

 Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

 Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

 Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.

 Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.

 Отсутствие ступней — замкнутость.

 Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

 Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.

 Отсутствие ног — робость, замкнутость.

 Акцентированные ноги — грубость, черствость.

 Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

 Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

 Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

 

Поза

 

 Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.

 Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

 Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение.

 Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

 Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

 Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

 Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

 Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

 Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

 Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

 Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение.

 Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.

 Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

 Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.

 Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.

 Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

 

Фон. Окружение

 

 Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.

 Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

 Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.335 с.)