Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар. 1800 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар. 1800 г.



Национальный музей, Версаль.

*Сабины (сабиняне) — древние племена, населяв­шие Центральную Италию; сыграли важную роль в становлении римского народа.

**Ганнибал (247 или 246— 183 до н. э.) — карфагенский полководец в одной из войн Карфагена (древнего города-государства в Северной Аф­рике, на территории совре­менного Туниса) с Древним Римом.

***Карл Великий (742— 814) — король германского племени франков с 768 г, император с 800 г.; создал первую крупную средневеко­вую державу в Западной Европе.

222

ных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами ко­ня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих за­воевателей, прошедших этой доро­гой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона. Провозглашён­ный в 1804 г. императором Наполе­он назначил Давида «первым живо­писцем». Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в ис­тории художников-пропагандистов. В грандиозной картине «Коронова­ние Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Бо­гоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

После поражения Наполеона Да­вид, который в своё время проголо­совал в Конвенте за смертный при­говор Людовику XVI, был вынужден покинуть Францию. Художник уехал в Брюссель (принадлежавший тогда

Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.

Лувр, Париж.

В своих портретах мастер нахо­дил для каждой модели особые выразительные средства. Этот портрет благодаря плавности ли­ний, законченности форм, вели­чию образа отличается классиче­ским совершенством.

Жак Луи Давид.

Портрет Наполеона. 1812 г.

Национальная галерея, Вашингтон.

В 1812 г. Давид писал импера­тора в последний раз. Порт­рет Наполеона в рабочем кабинете замечателен неожи­данной трактовкой образа. Император предстает здесь как рачительный и заботли­вый хозяин Европы: он про­работал всю ночь — свеча над его бумагами догорает, а часы уже напоминают о сле­дующем пункте расписания — пора ехать на военный смотр. Прежде чем пристегнуть шпагу, Наполеон бросает на зрителя значительный взгляд — жизнь вашего императора нелегка...

223

АНТУАН ГРО

(1771—1835)

Жан Антуан Гро, сын парижского миниатюриста, с четырнадцати лет занимался в мастерской Жака Луи Давида, не разделяя, однако, рево­люционных убеждений своего учи­теля. В 1793 г. он уехал в Италию и поселился в Генуе. Здесь Гро про­жил три года и снискал славу заме­чательного портретиста. 1796— 1801 гг. мастер провёл в свите жены Наполеона Жозефины в Ми­лане; там он стал членом комиссии,

которая отбирала художественные ценности для вывоза во Францию, затем был назначен офицером шта­ба наполеоновской армии.

В 1801 г. художник вернулся в Париж и выставил в Салоне карти­ну «Наполеон на Аркольском мос­ту» (1797 г.). Гро запечатлел одну из первых побед Наполеона: в ноябре 1796 г., во время жестоких боёв за мост близ итальянского городка Арколе, молодой генерал лично возглавил атаку и французы овладе­ли переправой. На фоне сумрачно­го неба предстаёт стройная, твёрдо

очерченная фигура полководца, уверенно шагающего навстречу вражескому огню. Эта работа при­несла художнику успех. Давид поч­тил ученика, сказав ему: «Вы ожи­вили мои статуи».

Гро с самого начала отказался от классических сюжетов — его больше привлекала современная история. Работая над серией кар­тин, посвяшённых египетско-си­рийской экспедиции наполеонов­ской армии (1798—1799 гг.), он, в сущности, открыл Восток для евро­пейской живописи XIX столетия. В 1799 г. французские войска в Си­рии сильно пострадали от чумы; го­ворили, что больные солдаты были отравлены по приказу Наполеона. Желая опровергнуть эти обвине­ния, он заказал Гро картину «Бона­парт, посещающий зачумлённых в Яффе» (1804 г.).

Другим вкладом Гро в «наполео­новскую легенду» явилась картина «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808 г.). Здесь император, разбивший соединённую русско-прусскую армию, предстаёт как милосердный победитель, велящий оказать помощь раненым врагам. В этой сиене немало фальши, но трагизм войны передан без при­крас: небо черно от дыма; на пер­вом плане громоздятся замёрзшие трупы, среди которых шевелятся раненые; в глубине картины на снежной равнине проступают гряз­но-жёлтые пятна: тоже груды тел, припорошенные снегом...

После падения Наполеона Да­вид, изгнанный из Франции, оставил Гро своих учеников. Возглавив ма­стерскую учителя, Гро подчинил своё творчество его взглядам и стал насаждать классицизм. Он отрёкся от всего, чему служил в искусстве, когда в 1825 г. закончил роспись ку­пола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII. Король пожаловал Гро баронский титул за эту работу, но художник прекрасно видел её слабости. Вскоре шестидесятичетырёхлетний Гро покончил с собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.)