Научные, методологические и методические основания программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные, методологические и методические основания программы



Данная программа подтверждает обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержание коррекционно-развивающего процесса, и   построена на основе разноуровневого подхода к пониманию закономерностей развития речи и личности ребенка.

Основными принципами данного подхода являются:

· Принцип развития. Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому), а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

· Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

· Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

· Принцип комплексности. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Все психические процессы у ребенка память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное. поведение — развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

· Принцип деятельностного подхода.  Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Практическая направленность

В данной программе представлены технологии организации логопедического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации.

Цель и задачи

Цель программы – определение направлений коррекционно-развивающей работы в отношении ребенка с ОВЗ в условиях Центра.

       Задачи программы

- выявление речевого уровня развития ребенка;

- проектирование логопедического сопровождения;

- отслеживание динамики развития ребенка в условиях Центра;

- проектирование рекомендаций для организации дальнейшего логопедического сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.

       Цель коррекционно-развивающих занятий

- развитие речи  соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи коррекционно-развивающих занятий

- формирование общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста;

  - развитие всех компонентов устной речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

Реализация данных задач осуществляется через: проведение логопедического обследования детей; оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям и психолого-педагогической поддержки семье на основе партнерских отношений, сотрудничества и доверия; разработку и применение индивидуальных мер коррекции; стимуляцию потенциальных возможностей ребенка; включение родителей в образовательный процесс и обучение их методам игрового взаимодействия с детьми.

Адресат

Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 3 лет, имеющих задержку речевого развития, общее недоразвитие речи (I уровень). Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.

Продолжительность программы

Реализация программы предполагает организацию работы в трех основных направлениях:

- диагностико-аналитическом;

- коррекционно-развивающем;

- проектно-консультативном.

Программа включает 30 коррекционно-развивающих занятий. Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком.

Общая структура занятия

  • мотивационно-ориентировочный этап;
  • поисковый этап: игровые проблемные ситуации, дидактические и развивающие игры, упражнения;
  • динамическая пауза;
  • практический этап;
  • рефлексивно-оценочный этап.

Требования к результату усвоения программы

При условии успешной реализации программы у ребенка отмечается положительная динамика речевого развития, а именно:

- владеет активной подражательной деятельностью;

- сопровождает речью игровые действия;

- проявляет интерес к игровым действиям во взаимодействии со взрослым, со сверстниками;

- может повторять звукоподражания, реже слова из знакомых стихов, сказок.

       При условии соблюдения технологии логопедического сопровождения ребенка учитель-логопед сможет:

- достоверно определить уровень речевого развития ребёнка и выявить резервные возможности ребенка;

- разработать рекомендации для организации дальнейшего логопедического сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.

Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка индивидуального развития детей осуществляется в начале и по окончанию нормативного срока освоения Программы, через проведение логопедической диагностики (первичной, итоговой), а также осуществляется в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной (игровые ситуации) и специально организованной деятельности (на занятиях).

Для проведения первичной и итоговой диагностики используется методические пособия под ред.   Ю.А. Разенковой «Логопедическое обследование детей раннего возраста» 2007г., О.Е. Громовой «Логопедическое обследование детей 2-4 лет» 2009 г. (приложение 1).

 


 

Учебно-тематический план по реализации дополнительной образовательной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.006 с.)