Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть II . Самодиагностика родительского отношения к детямИнструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям. Я всегда сочувствую моему ребенку. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных Пр0' Обработка данных При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Поскольку при массовом обследовании родителей социально и педагогически запущенных детей в подавляющем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной гиперсоциализации», который коррелирует с «отвержением ребенка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием кооперации», мы модифицировали для экспресс-диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу, добавив ряд суждений, которые не учитываются для снятия ее «прозрачности». Итак, оценивается только сумма ответов № 1, которая сравнивается со шкалой: Сырой балл 0 12 3 4 5 6 7 Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66 ранг При высоких значениях диагностируются три указанные выще типа родительского отношения. Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме: «Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность». Изучив с помощью предложенного метода довольно большое количество проблемных семей младших школьников и обобщив их типичные трудности, мы разработали адресную программу кор рекции недостатков семейного воспитания, которой может воспользоваться каждый учитель. Цель программы: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми. Задачи коррекции: Повышение сензитивности к ребенку. Выработка адекватного представления о детских возможнос Ликвидация психолого-педагогической неграмотности. Продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ре Предметы коррекции: Межличностные отношения в семье. Авторитарное подавление ребенка. Равнодушие родителей к проблемам ребенка. Гиперсоциализация в отношении к ребенку. Объекты коррекции: родители социально и педагогически запущенных детей. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ* БЛОК I. «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ» Занятие 1 Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм.
Психолог знакомит участников с основными правилами функ Родители на круге общения рассказывают о себе и о своих Психологические упражнения (изобразить «бросание мяча», Произнести (ласково, грубо) свое имя и имена своих детей — 5. Выработка ритуала группового прощания (для акцентуации Занятие 2 Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от перво Невербальные психогимнастические приемы («движение в тем Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Роль ро Итог: согласие родителей и психолога в понимании проблемы (боли) семьи, которая является причиной внутриличностного конфликта детей. 4. Ритуал группового прощания. Занятие 3 Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия. Обмен чувствами.. Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Амбива Наши конфликты с детьми. Проигрывание анонимных (груп Ритуал группового прощания. Занятие 4 Цель: закрепление новых способов общения родитель — ребенок, осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия. Обмен внутренними чувствами — впечатлениями от занятий, Упражнение «Просьбы и требования».
Сядьте вместе с вашим партнером, который согласится ис Попросите его о чем-либо в требовательной форме. Что вы ощущаете, когда требуете? Выясните, что чувствует при этом ваш партнер. Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спра
Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего Акцентирование чувств принадлежности к группе — ритуал БЛОК II. «АВТОРИТАРНОЕ ПОДАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА» Занятие 1 Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм. J. Разъяснение задач родительских групп. 2. Представление родителями на круге общения себя и своих труд- Группа выполняет психологические упражнения (передача Произнести свое имя и имена своих детей (ласково, грубо). Выработка ритуала группового прощания. Занятие 2 Цель: направление системы психологических воздействий на изменение межличностных отношений в семье. Основные темы групповых дискуссий: впечатления от пер Психогимнастические приемы (тренировка невербального вза Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Личност Ритуал группового прощания. Занятие 3 Цель: обсуждение и разыгрывание типичных ситуаций (внутрисемейного общения) и обсуждение взаимодействия родителя с ребенком. Основные темы дискуссий: впечатления от проведенных за Ролевые игры: «Стеснительный ребенок», «Приказание», «Рас Анализ ролевых игр, рефлексия. Ритуал группового прощания. Занятие 4 Цель: отработка новой позиции общения с ребенком. Психогимнастическая разминка (напряжение — расслабление), Упражнение «Сидящий и стоящий» (для всех). Один парт Мозговой штурм, где члены группы вместе с психологом ве Ритуал группового общения. БЛОК III. «РАВНОДУШИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМАМ РЕБЕНКА» Занятие 1 Цель: активизация и сближение членов группы, установление контакта психолога с группой. Разъяснение задач родительских групп психологом. Ознаком Представление родителями на круге общения себя, своего Группа выполняет психологические упражнения (изобразить Произнести (ласково, грубо) свое имя и имена своих детей — Дискуссия «Проблемы ребенка, проблемы родителя». Выработка ритуала группового прощания (для акцептуации Занятие 2 Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей. Основные темы групповых дискуссий: впечатления от перво Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Спокойст Ритуал группового прощания. Занятие 3 Цель: повышать сенситивность к ребенку и его проблемам. Материалы: ручка, инструкция к упражнению «Восприятие чувств ребенка», ключ ответов. 1. Впечатление от прошедших занятий. Обмен внутренними чувствами. Игра «Горячий стул».
Рассказ о прошлом. Запомнить самые существенные детали Выполнение упражнения «Восприятие чувств ребенка», оце Ритуал группового прощания. Занятие 4 Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей, закрепление новых способов общения в семье. Обмен внутренними чувствами. Спонтанные высказывания Интерпретация психологом детско-родительских отношений Ролевая игра (у ребенка (в роли родитель) возникла нужда о Упражнение: последняя встреча. Закройте глаза и представьте, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это. 5. Ритуал группового прощания. БЛОК IV. «ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ К РЕБЕНКУ» Занятие 1 Цель: активизация и сближение членов группы, уменьшение напряжения, преодоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм. 1. Разъяснение задач родительских групп психологом. Психо Представление родителями на круге общения себя и своих труд Выполнение психологических упражнений (изобразить «бе Презентация достоинств своего ребенка. Ритуал группового прощания. Занятие 2 Цель: развитие родительской компетентности. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от перво Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Четыре глав Ритуал группового прощания. Занятие 3 Цель: повышение самоценности родителей. Впечатления от прошедших занятий, обман внутренними чув Психогимнастические приемы: выражение своего отноше Беседа-дискуссия «Самоценность, или как мы относимся к Упражнение 1: ощущение своей высокой самоценности (вспомните те случаи из вашей жизни, когда ваше настроение поднималось: день, когда вы сумели помочь вашему ребенку справиться с _ _какими-то трудностями, или же день, когда вы надели новое красивое платье и услышали комплименты). Постарайтесь вспомнить ваши ощущения и переживания. Упражнение 2: что значит ощутить свою малоценность? (Вы допустили какой-то досадный промах или совершили серьезную ошибку.) Постарайтесь вернуться к тем чувствам, которые вы испытали. Упражнение 3: сведения о самоценности ребенка родитель передает через каждое слово, интонацию, тембр голоса, прикосновения родителей (ролевая игра). Рефлексия. 4. Ритуал группового прощания. Занятие 4 Цель: закрепление новых способов общения в семье. Обмен внутренними чувствами. Спонтанные высказывания о Игра «Поводырь и слепец». Обсуждение необходимой эмоциональной сдержанности в Ролевая игра «Жертва». Обсуждение игры. Ритуал группового прощания (упражнения: последняя встреча). Это лишь один из возможных вариантов таких программ. Поняв принцип их составления, вы сможете и сами вести родительские группы. Основной задачей психокоррекции в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, адеквати-зация стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей. Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания. В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать другие аспекты собственной личности и другие способы взаимодействия с родителями. Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознания родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. В группе родителям отводится не пассивная, а активная позиция в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем дет-ско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а также обмен опытом. Позиция педагога (психолога) недирективна. Активность его сводится к убедительному и аргументированному изложению некоторых психологических вопросов, он организует и проводит свободную дискуссию. В родительской группе могут использоваться следующие методы и приемы работы: 1. Беседы для родителей на различные темы: «Карта вашей семьи»; «Ваша семья глазами вашего ребенка» (с элементами комментирования); «Умеем ли мы любить своих детей?»; «Знаем ли мы своего ребенка?» (об особенностях психического развития младшего школьника) и др.; «Типы семейного воспитания» и др. 2. Групповые дискуссии. Главной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников группы в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия может проводиться в двух формах: тематическая дискуссия и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев. Возможные темы дискуссий первого типа: «Что лучше: оставаться с пьющим мужем или одной с ребенком?», «Кто лучше: родной отец или отчим?», «За что ребенка наказывать, а за что поощрять?» и т. д. Темы дискуссий второго типа проводятся по темам, предложенным самими родителями. Целью таких дискуссий является выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. 3. Групповой анализ анонимных трудных ситуаций. Этот прием используется для разрешения знакомых проблемных ситуаций новыми способами и направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Ситуацииг для обсуждения предлагаются анонимно через заранее переданные записки. Например: «Заметила, что ребенок стал брать деньги без моего разрешения. Когда сказала ему об этом, не признался. Недавно были в гостях у моей сестры и специально спровоцировали ситуацию, чтобы поймать его с поличным. Мальчик знал, где лежали деньги, в течение вечера их не трогал. Когда стали собираться домой, денег на месте не оказалось. Обратились к нему, попросили вернуть, он не отказался. Очень переживаю, что происходит с моим мальчиком. Не знаю, что делать, как быть, чтобы избавить его от этой ужасной привычки». В процессе рассмотрения подобных ситуаций происходит обу-чеййе родителей наиболее эффективному способу взаимодействия с ребенком. При этом очень важно найти правильный тон, интонацию обсуждения, чтобы не превратить его в поучение и морализирование. 4. Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных книг. Лучше использовать книги научно-популярного характера, посвященные проблематике семейной жизни и семейного воспитания. В этих целях рекомендую мою книгу «Семейная академия: вопросы и ответы». 1ПО 5. Игровые приемы. Разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, принятия ребенка; отрабатываются некоторые приемы общения с детьми; демонстрируются способы невербального взаимодействия. Родительская группа обычно состоит из 6—8 человек. Говорить о присутствии супружеских пар сложно, так как по данным нашего исследования большинство проблемных детей живет в неполных семьях или в семьях, где есть оба родителя, но отец должного участия в воспитании не принимает. Большее число родителей в группе нежелательно, так как это будет мешать эффективному взаимодействию внутри группы. В процессе работы с родителями вводится необходимая информация о психологии семейных отношений и психологии воспитания наряду с высказываниями участников группы. Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются родителями более осмысленно. В группе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с детьми. После каждого занятия родители получают домашние задания, которые позволяют им сохранять ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Во время и после занятий родителям рекомендуется вести записи. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ* Занятие 1 Педагог (психолог) знакомит с основными правилами функционирования группы: обращаться по имени, если это не затруднит, можно по имени-отчеству, открыто высказывать мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избегать непосредственных оценок. Члены группы представляются друг другу, называя имя, возраст, делается первая попытка обсуждения семейных проблем: родители рассказывают о своей семье, своем ребенке, ради которого они стали участниками группы. Поскольку проблемные родители не привыкли говорить (а часто и слушать) что-то хорошее о себе, своей семье и ребенке, то им предлагается выполнить следующие задания: 1. Рассказать о себе самое хорошее, иными словами, сделать краткое сообщение о себе на тему «Чем я замечательна». Попробуйте «сватать» своего ребенка. То же самое задание в отношении своего мужа, если он есть. ■ Начинается с обмена впечатлениями от первого занятия. Продолжается разговор о семье, семейных отношениях, самооценке. «Зрелая и проблемная семьи. Какие они?» «Что нужно человеку для того, чтобы почувствовать себя счастливым?» Заканчивается занятие декларацией самоценности, которую участники группы повторяют вслед за психологом. Домашнее задание: рассказать о своем дневнике, о чувствах, которые появились по окончании занятия. Занятие 3 Как передать любовь? Контакт глаз. Физический контакт. Пристальное внимание. Дисциплина. 1. Учитель говорит о том, что ребенок использует контакт глаз Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится так же смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции. Задание: посмотреть на ребенка (партнера в группе) любящим взглядом. 2. Физический контакт — замечательная возможность для об Задание: используя любой физический контакт, передайте ребенку свою любовь (работа в парах). 3. Обсуждение появившихся ощущений и обмен опытом по ис Обсуждается следующий момент передачи родительской любви — пристальное внимание. Как обеспечить пристальное внимание своему ребенку? Побыть наедине с ребенком. Тщательное планирование жизни (один ребенок на дне рож Пристальное внимание в присутствии других. Четвертая составляющая родительской любви — дисципли Ситуация. Когда старшая дочь Лена уехала в лагерь, ее девятилетний брат остался в доме за старшего. Ему нравилась эта роль, он стал более серьезным и ответственным. Когда Лена вернулась, то, представьте себе, в этот же день поведение Димы резко изменилось. Без всякой видимой причины настроение у него сразу испортилось, он стал дуться, злиться, помрачнел и замкнулся. Что случилось? Почему у мальчика такая внезапная крутая перемена, такой регресс? Что нужно делать? Наказать за плохое поведение? Сказать, что его младший брат ведет себя лучше? Как поступить? Подведение итогов занятия по составляющим родительской любви. Домашнее задание: прочитать книгу Р.Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей». Занятие 4 Всегда ли мы поступаем правильно? Психолог дает интерпретацию детско-родительских отношений в семьях участников групп. Рекомендации по воспитанию звучат после разыгрывания членами группы психодраматических ситуаций. В процессе обсуждения родители сами выбирают наиболее эффективный способ взаимодействия со своим ребенком. Итак, как правильно поступить, если: Ребенок обижает младших в доме детей. Ребенок разбивает вашу любимую вазу или ломает магни Приходит домой не вовремя. Дружит с мальчишками, которые сквернословят. Не хочет идти в ненавистную школу. Обсуждаются и другие Домашнее задание: проанализировать свое поведение с ребенком в конфликтной ситуации и найти путь эффективного взаимодействия с ним (сделать записи в дневник).
Занятие 5 «Если родители в разводе» и «В семье новый папа». Обсуждается жизнь детей в особых семьях — неполных, где единственный родитель — мать, в смешанных семьях (у детей новые родители). Сначала активную позицию занимает педагог, знакомя участников группы с проблемами особых семей, затем происходит обсуждение предложенных родителями ситуаций. Используются элементы разыгрывания ситуаций, проводится психогимнастическая разминка (напряжение — расслабление), разрабатываются способы эффективного взаимодействия с ребенком в такой семье, даются советы родителям по улучшению их настроения и состояния. Занятие 6 Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супружеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями, в том виде, в каком данная ситуация приемлема для участников). Применяется в качестве вспомогательного приема в ходе групповой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения. Обсуждаются предложенные участниками группы проблемы семейных, в том числе детско-родительских, отношений, поскольку дети являются не только свидетелями конфликта родителей, но и его участниками. Занятие 7 Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением. Особенно обращается внимание на детско-родительские отношения. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я как родитель». Занятие 8 Начинается с обсуждения родительских сочинений, а затем про-" водится дискуссия «Каким должен быть идеальный родитель?». Составляется портрет идеального родителя и используются различные приемы психогимнастики, демонстрируются различные родительские позиции. Участники группы подводятся к мысли, что быть идеальным родителем невозможно, да и не нужно, но быть хорошим родителем своему ребенку — обязательно. После обсуждения с членами группы проводятся упражнения, развивающие их способности видеть, слышать и понимать своего ребенка и других членов семьи: процесс построения зрительного образа, «поиск исходной позиции» и т. д. Домашнее задание: провести свободное время с ребенком, зафиксировать возникшие при этом чувства, сделав записи в дневник. Занятие 9 Свободное время — с детьми. Участники группы обмениваются опытом проведения свободного времени с детьми, делятся своими чувствами. Обсуждается стиль общения с ребенком, происходит психодраматическое разыгрывание конфликтных ситуаций, возникших в период проведения свободного времени с ребенком. Домашнее задание: занести в дневник новые эффективные способы взаимодействия с ребенком, принести на следующее занятие сочинения на тему «Портрет моего ребенка». Занятие 10 Дискуссия: впечатления родителей о пользе занятий в группах. Психолог зачитывает сочинения родителей, написанные в начале занятий, с тем, чтобы родители могли оценить пройденный путь. Подведение итогов работы группы. Адресность и системность работы, вовлеченность самих родителей в процесс обучения, опора на их опыт, в том числе и негативный, хороший психологический фон занятий, уход от стандартных форм и методов работы, несомненно, вызовут у них интерес к семейному воспитанию и желание стать компетентными в этой области. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Гуманизация педагогического процесса — основа развития личности младшего школьника Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей, педагога к ребенку должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Такая гуманистическая ориентация родителей и учителей начальных классов предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с воспитанниками. У ребенка в таких условиях формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости. Такой образ «Я» способствует развитию любого ребенка, постоянно создавая ему ситуацию успеха. Гуманизация как основа общей ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей должна касаться всего воспитательно-образовательного процесса. Гуманизм — это определенное мировоззрение, а гуманность — качество личности, гуманизация — процесс, характеризующий его качество. Гуманизация как процесс есть формирование гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств у педагогов и воспитанников. Основными психолого-педагогическими требованиями к гуманизации педагогического процесса как основе развития личности ребенка в детском возрасте, на наш взгляд, могут быть следующие: — наличие системы воспитательно-образовательной работы в — понимание и принятие всеми участниками педагогического
— личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная — личностно-ориентированные модели, способы и формы об — уважение личности и принятие индивидуальности каждого — рациональная и оптимальная организация целостного педа — взаимодействие воспитателей, учителей начальных классов При соблюдении вышеперечисленных основных требований целостный педагогический процесс становится основой развития личности, поскольку в нем создаются условия для развития субъект-ности ребенка, проявления его разносторонней активности, снимается проблема дезинтегрирующего влияния воспитательного микросоциума, создаются благоприятные условия для самоутверждения каждого ребенка: Приложение 1
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.005 с.) |