Часть II . Самодиагностика родительского отношения к детям 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II . Самодиагностика родительского отношения к детям



Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.

Я всегда сочувствую моему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных Пр0'
блем, если они его травмируют.

 Обработка данных

При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Поскольку при массовом обследовании роди­телей социально и педагогически запущенных детей в подавляю­щем большинстве случаев диагностировался тип «авторитарной ги­персоциализации», который коррелирует с «отвержением ребен­ка», «его социальной нежелательностью» и «отсутствием коопера­ции», мы модифицировали для экспресс-диагностики опросник В.В. Столина и А.Я. Варги, выделив только первую шкалу, доба­вив ряд суждений, которые не учитываются для снятия ее «про­зрачности».

Итак, оценивается только сумма ответов № 1, которая сравни­вается со шкалой:

Сырой балл      0   12    3   4   5   6   7

Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66 ранг

 При высоких значениях диагностируются три указанные выще типа родительского отношения. Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:

«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнака­занными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограни­чиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы при­нять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать

как личность».

Изучив с помощью предложенного метода довольно большое количество проблемных семей младших школьников и обобщив их типичные трудности, мы разработали адресную программу кор­ рекции недостатков семейного воспитания, которой может вос­пользоваться каждый учитель.

Цель программы: ликвидация причин неэффективного родитель­ского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родите­лей с детьми.

Задачи коррекции:

Повышение сензитивности к ребенку.

Выработка адекватного представления о детских возможнос­
тях и потребностях.

Ликвидация психолого-педагогической неграмотности.

Продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ре­
бенком.

Предметы коррекции:

Межличностные отношения в семье.

Авторитарное подавление ребенка.

Равнодушие родителей к проблемам ребенка.

Гиперсоциализация в отношении к ребенку.

Объекты коррекции: родители социально и педагогически за­пущенных детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ* БЛОК I. «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

Занятие 1

Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряжения, пре­одоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм.

 

Психолог знакомит участников с основными правилами функ­
ционирования группы (избегать непосредственных оценок друг дру­
га, общаться по имени и на «ты», открыто высказывать мысли и
чувства, возникающие «здесь и теперь»).

Родители на круге общения рассказывают о себе и о своих
трудностях, проблемах, запросах и целях участия в группе. Дела­
ется первая попытка обсуждения семейных проблем.

Психологические упражнения (изобразить «бросание мяча»,
«снежка», «брызгание водой», «передачу по кругу хлопков», «цвет­
ка», «благодарности», «чувства злости», «раздражения»).

Произнести (ласково, грубо) свое имя и имена своих детей —
элемент драматизации.

5. Выработка ритуала группового прощания (для акцентуации
чувства принадлежности к группе).

Занятие 2

Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изме­нение межличностных отношений в семье.

Основные темы групповых дискуссий: впечатление от перво­
го занятия; индивидуальные цели участия в группе; цели группы;
отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «ассо­
циаций», «горячий стул» — доверие к каждому участнику).

Невербальные психогимнастические приемы («движение в тем­
ноте», ролевая игра «Поводырь и слепец»), направленные на спло­
чение группы и знакомство с помощью тактильных контактов.

Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Роль ро­
дительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить
у детей? Как наши страхи становятся страхами детей». Метод груп­
повой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность
родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам,
позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания.

Итог: согласие родителей и психолога в понимании проблемы (боли) семьи, которая является причиной внутриличностного кон­фликта детей.

4. Ритуал группового прощания.

Занятие 3

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия.

Обмен чувствами..

Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Амбива­
лентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в обще­
нии с детьми».

 Наши конфликты с детьми. Проигрывание анонимных (груп­
повых) семейных конфликтов между родителями и детьми. Ис­
пользуется метод видеокоррекции. Ведется запись взаимодейст­
вия родителей с ребенком. Роль ребенка играет родитель, после
проигрывания просматривается видеозапись и делается групповой
анализ.

Ритуал группового прощания.

Занятие 4

Цель: закрепление новых способов общения родитель — ребенок, осо­знание и свободное принятие новых разнообразных способов вза­имодействия.

Обмен внутренними чувствами — впечатлениями от занятий,
об изменениях в отношениях родитель — ребенок.

Упражнение «Просьбы и требования».

 

Сядьте вместе с вашим партнером, который согласится ис­
полнять роль.

Попросите его о чем-либо в требовательной форме.

Что вы ощущаете, когда требуете?

Выясните, что чувствует при этом ваш партнер.

Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спра­
шивая и выслушивая, что чувствует другой (партнер нахо­
дится в роли ребенка).

 

Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего
животного».

Акцентирование чувств принадлежности к группе — ритуал
группового прощания.

БЛОК II. «АВТОРИТАРНОЕ ПОДАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА» Занятие 1

Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряжения, пре­одоление сопротивления отдельных участников, подготовка их к ролевым играм.

J. Разъяснение задач родительских групп.

2. Представление родителями на круге общения себя и своих труд-
костей. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем.

Группа выполняет психологические упражнения (передача
по кругу «рукопожатий», «ободряющей улыбки», «презрения», «чув­
ства помощи»).

Произнести свое имя и имена своих детей (ласково, грубо).

Выработка ритуала группового прощания.

  Занятие 2

Цель: направление системы психологических воздействий на измене­ние межличностных отношений в семье.

Основные темы групповых дискуссий: впечатления от пер­
вого занятия; индивидуальные цели участия в группе; цели груп­
пы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника
«ассоциаций»).

Психогимнастические приемы (тренировка невербального вза­
имодействия): «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутри-
личностных и межличностных проблем).

Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Личност­
ная зависимость детей от родителей».

Ритуал группового прощания.

Занятие 3

Цель: обсуждение и разыгрывание типичных ситуаций (внутрисемейно­го общения) и обсуждение взаимодействия родителя с ребенком.

Основные темы дискуссий: впечатления от проведенных за­
нятий, «ругань», «насмешка», «пристыживание», «обзывание», ро­
дительский «психоанализ» и постановка диагноза, расследование,
допросы, вопросы, обсуждение, «приговор», критическая оценка,
порицание, упреки.

Ролевые игры: «Стеснительный ребенок», «Приказание», «Рас­
поряжение, команда».

Анализ ролевых игр, рефлексия.

Ритуал группового прощания.

Занятие 4

Цель: отработка новой позиции общения с ребенком.

Психогимнастическая разминка (напряжение — расслабление),
игра «Восковая палочка» — укрепление игровой сплоченности.

Упражнение «Сидящий и стоящий» (для всех). Один парт­
нер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести
разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы
каждый из вас испытывал ощущения «сверху» и «снизу». Еще че­
рез несколько минут поделитесь своими чувствами.

Мозговой штурм, где члены группы вместе с психологом ве­
дут поиск самых невероятных способов выхода из сложившейся
ситуации (ситуации готовят сами родители по желанию), соблю­
дая новую позицию общения с ребенком.

Ритуал группового общения.

  БЛОК III. «РАВНОДУШИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМАМ РЕБЕНКА»

Занятие 1

Цель: активизация и сближение членов группы, установление контакта психолога с группой.

Разъяснение задач родительских групп психологом. Ознаком­
ление с основными правилами функционирования группы.

Представление родителями на круге общения себя, своего
имени, ассоциируя его со словом, которое подчеркивает черту ха­
рактера, например: Наталья — надежная (оба слова начинаются на
одну букву).

Группа выполняет психологические упражнения (изобразить
«бросание мяча по кругу», «идет дождь — один зонтик», «гроза,
сильный ветер, река и человек в лодке», «передачу чувств», «бес­
печное равнодушие», «сопереживание», «призыв о помощи»), на­
правленные на активизацию и сближение группы.

Произнести (ласково, грубо) свое имя и имена своих детей —
элемент драматизации.

Дискуссия «Проблемы ребенка, проблемы родителя».

Выработка ритуала группового прощания (для акцептуации
чувства принадлежности к группе).

Занятие 2

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей.

Основные темы групповых дискуссий: впечатления от перво­
го занятия. Отрабатываются первые впечатления друг о друге, груп­
па выполняет психологические упражнения (изобразить «дерево»,
«памятник»).

Обсуждение методом групповой дискуссии темы «Спокойст­
вие против равнодушия». Главное, обратить внимание на то, что
спркойствие есть высшее равновесие всех чувств, равнодушие есть
их отсутствие. Спокойствие есть вера, равнодушие есть безверие.

Ритуал группового прощания.

Занятие 3

Цель: повышать сенситивность к ребенку и его проблемам.

Материалы: ручка, инструкция к упражнению «Восприятие чувств ребенка», ключ ответов.

1. Впечатление от прошедших занятий. Обмен внутренними чув­ствами. Игра «Горячий стул».

 

Рассказ о прошлом. Запомнить самые существенные детали
партнера и повторить.

Выполнение упражнения «Восприятие чувств ребенка», оце­
нивание его результатов и самоанализ.

Ритуал группового прощания.

Занятие 4

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей, за­крепление новых способов общения в семье.

Обмен внутренними чувствами. Спонтанные высказывания
о том, что дала группа.

Интерпретация психологом детско-родительских отношений
в семьях по тесту «Кинетический рисунок семьи» и обсуждение
рекомендации родителям (анонимно).

Ролевая игра (у ребенка (в роли родитель) возникла нужда о
чем-либо поговорить. Родители отмахиваются от него, пытаются
превратить все в шутку). Обсуждение игры. Рефлексия.

Упражнение: последняя встреча.

Закройте глаза и представьте, что занятия в группе закончи­лись. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

5. Ритуал группового прощания.

БЛОК IV. «ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ К РЕБЕНКУ»

Занятие 1

Цель: активизация и сближение членов группы, уменьшение напряже­ния, преодоление сопротивления отдельных участников, подго­товка их к ролевым играм.

1. Разъяснение задач родительских групп психологом. Психо­
лог знакомит участников с основными правилами функциониро­
вания группы.

Представление родителями на круге общения себя и своих труд­
ностей, проблем. Называет свое имя со словом, ассоциирующим черту
характера. (Условие: оба слова начинаются на одну букву.)

Выполнение психологических упражнений (изобразить «бе­
лье на веревке», «резиновую игрушку», «передачу по кругу хлоп­
ков», «чувство радости», «восхищения», «одиночества»).

Презентация достоинств своего ребенка.

Ритуал группового прощания.

  Занятие 2

Цель: развитие родительской компетентности.

Основные темы групповых дискуссий: впечатление от перво­
го занятия, индивидуальные цели участия в группе. Отрабатыва­
ются первые впечатления друг о друге (техника «ассоциаций»).
Невербальные психогимнастические приемы («движение в темно­
те», «восковая палочка»).

Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру
группы, оценка эмоциональной близости).

Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Четыре глав­
ных психологических момента в семейном воспитании».

Ритуал группового прощания.

Занятие 3

Цель: повышение самоценности родителей.

Впечатления от прошедших занятий, обман внутренними чув­
ствами, о целях группы, о роли и тактике психолога.

Психогимнастические приемы: выражение своего отноше­
ния к человеку, сидящему с закрытыми глазами (тренировка не­
вербального взаимодействия).

Беседа-дискуссия «Самоценность, или как мы относимся к
себе?». Главное, обратить внимание на то, что человек, чья само­
ценность высока, ощущает себя необходимым: он доверяет само­
му себе и способен просить в трудную минуту помощи у других.
Тому, кто живет с ощущением низкой самоценности, становится
трудно понимать других и принимать самостоятельные решения,
поэтому он унижается перед другими, слепо им подчиняется или
деспотично подавляет других.

Упражнение 1: ощущение своей высокой самоценности (вспом­ните те случаи из вашей жизни, когда ваше настроение поднима­лось: день, когда вы сумели помочь вашему ребенку справиться с _ _какими-то трудностями, или же день, когда вы надели новое кра­сивое платье и услышали комплименты). Постарайтесь вспомнить ваши ощущения и переживания.

Упражнение 2: что значит ощутить свою малоценность? (Вы до­пустили какой-то досадный промах или совершили серьезную ошибку.) Постарайтесь вернуться к тем чувствам, которые вы ис­пытали.

Упражнение 3: сведения о самоценности ребенка родитель пере­дает через каждое слово, интонацию, тембр голоса, прикоснове­ния родителей (ролевая игра). Рефлексия.

4. Ритуал группового прощания.

  Занятие 4

Цель: закрепление новых способов общения в семье.

Обмен внутренними чувствами. Спонтанные высказывания о
том, что дала группа, о линиях притяжения и отталкивания в группе.

Игра «Поводырь и слепец».

Обсуждение необходимой эмоциональной сдержанности в
присутствии ребенка.

Ролевая игра «Жертва». Обсуждение игры.

Ритуал группового прощания (упражнения: последняя встреча).

Это лишь один из возможных вариантов таких программ. По­няв принцип их составления, вы сможете и сами вести родитель­ские группы.

Основной задачей психокоррекции в родительских группах яв­ляется изменение неадекватных родительских позиций, адеквати-зация стиля воспитания, расширение осознанности мотивов вос­питания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фун­дамента воспитания.

В процессе коррекционной работы предлагается научить роди­телей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы иссле­довать другие аспекты собственной личности и другие способы взаимодействия с родителями.

Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознания родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. В груп­пе родителям отводится не пассивная, а активная позиция в об­суждении и обдумывании их семейных проблем и проблем дет-ско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их раз­решение в ходе группового обсуждения, а также обмен опытом.

Позиция педагога (психолога) недирективна. Активность его сводится к убедительному и аргументированному изложению не­которых психологических вопросов, он организует и проводит сво­бодную дискуссию.

В родительской группе могут использоваться следующие мето­ды и приемы работы:

1. Беседы для родителей на различные темы: «Карта вашей семьи»;

«Ваша семья глазами вашего ребенка» (с элементами ком­ментирования);

 «Умеем ли мы любить своих детей?»;

«Знаем ли мы своего ребенка?» (об особенностях психичес­кого развития младшего школьника) и др.; «Типы семейного воспитания» и др.

2. Групповые дискуссии.

Главной задачей групповой дискуссии является повышение мо­тивации и вовлеченности участников группы в решение обсужда­емых проблем.

Дискуссия может проводиться в двух формах: тематическая дис­куссия и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и слу­чаев. Возможные темы дискуссий первого типа: «Что лучше: оста­ваться с пьющим мужем или одной с ребенком?», «Кто лучше: родной отец или отчим?», «За что ребенка наказывать, а за что поощрять?» и т. д. Темы дискуссий второго типа проводятся по темам, предложенным самими родителями. Целью таких дискус­сий является выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла.

3. Групповой анализ анонимных трудных ситуаций.

Этот прием используется для разрешения знакомых проблем­ных ситуаций новыми способами и направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей.

Ситуацииг для обсуждения предлагаются анонимно через зара­нее переданные записки. Например: «Заметила, что ребенок стал брать деньги без моего разрешения. Когда сказала ему об этом, не признался. Недавно были в гостях у моей сестры и специально спровоцировали ситуацию, чтобы поймать его с поличным. Маль­чик знал, где лежали деньги, в течение вечера их не трогал. Когда стали собираться домой, денег на месте не оказалось. Обратились к нему, попросили вернуть, он не отказался. Очень переживаю, что происходит с моим мальчиком. Не знаю, что делать, как быть, чтобы избавить его от этой ужасной привычки».

В процессе рассмотрения подобных ситуаций происходит обу-чеййе родителей наиболее эффективному способу взаимодейст­вия с ребенком. При этом очень важно найти правильный тон, интонацию обсуждения, чтобы не превратить его в поучение и морализирование.

4. Библиотерапия.

Этот прием состоит в обсуждении содержания специально по­добранных книг. Лучше использовать книги научно-популярного характера, посвященные проблематике семейной жизни и семей­ного воспитания. В этих целях рекомендую мою книгу «Семейная академия: вопросы и ответы».

1ПО

 5. Игровые приемы.

Разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, си­туации поощрения и наказания, принятия ребенка; отрабатыва­ются некоторые приемы общения с детьми; демонстрируются спо­собы невербального взаимодействия.

Родительская группа обычно состоит из 6—8 человек. Говорить о присутствии супружеских пар сложно, так как по данным наше­го исследования большинство проблемных детей живет в непол­ных семьях или в семьях, где есть оба родителя, но отец должного участия в воспитании не принимает. Большее число родителей в группе нежелательно, так как это будет мешать эффективному вза­имодействию внутри группы.

В процессе работы с родителями вводится необходимая инфор­мация о психологии семейных отношений и психологии воспита­ния наряду с высказываниями участников группы.

Такое переплетение учебной информации с проблемами, волну­ющими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются родителями более осмысленно. В группе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с деть­ми. После каждого занятия родители получают домашние зада­ния, которые позволяют им сохранять ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Во время и после занятий родителям рекомендуется вести записи.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ*

Занятие 1

Педагог (психолог) знакомит с основными правилами функци­онирования группы: обращаться по имени, если это не затруднит, можно по имени-отчеству, открыто высказывать мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избегать непосредственных оце­нок. Члены группы представляются друг другу, называя имя, воз­раст, делается первая попытка обсуждения семейных проблем: ро­дители рассказывают о своей семье, своем ребенке, ради которого они стали участниками группы.

Поскольку проблемные родители не привыкли говорить (а час­то и слушать) что-то хорошее о себе, своей семье и ребенке, то им предлагается выполнить следующие задания:

1. Рассказать о себе самое хорошее, иными словами, сделать краткое сообщение о себе на тему «Чем я замечательна».

 Попробуйте «сватать» своего ребенка.

То же самое задание в отношении своего мужа, если он есть.
Домашнее задание: написать сочинение «Портрет моего ребенка».


Занятие 2                                                          г-

Начинается с обмена впечатлениями от первого занятия. Про­должается разговор о семье, семейных отношениях, самооценке.

«Зрелая и проблемная семьи. Какие они?»

«Что нужно человеку для того, чтобы почувствовать себя счас­тливым?»

Заканчивается занятие декларацией самоценности, которую участники группы повторяют вслед за психологом.

Домашнее задание: рассказать о своем дневнике, о чувствах, ко­торые появились по окончании занятия.

Занятие 3

Как передать любовь?

Контакт глаз.

Физический контакт.

Пристальное внимание.

Дисциплина.

1. Учитель говорит о том, что ребенок использует контакт глаз
с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки.
Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему
свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее
его эмоциональный резервуар.

Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелатель­ность, ребенок научится так же смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.

Задание: посмотреть на ребенка (партнера в группе) любящим взглядом.

2. Физический контакт — замечательная возможность для об­
щения. Для этого необязательно целоваться, достаточно прикос­
нуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по
волосам, шутливо потолкаться и т. п. Все это укрепляет эмоцио­
нальное равновесие ребенка.

Задание: используя любой физический контакт, передайте ре­бенку свою любовь (работа в парах).

3. Обсуждение появившихся ощущений и обмен опытом по ис­
пользованию физического контакта в семьях участников группы.

Обсуждается следующий момент передачи родительской люб­ви — пристальное внимание.

 Как обеспечить пристальное внимание своему ребенку?

Побыть наедине с ребенком.

Тщательное планирование жизни (один ребенок на дне рож­
дения, другой — у родственников, уделяем внимание третьему).

Пристальное внимание в присутствии других.

Четвертая составляющая родительской любви — дисципли­
на. Происходит обсуждение ситуации, предложенной психологом
(можно любым участником группы).

Ситуация.

Когда старшая дочь Лена уехала в лагерь, ее девятилетний брат остался в доме за старшего. Ему нравилась эта роль, он стал более серьезным и ответственным. Когда Лена вернулась, то, представь­те себе, в этот же день поведение Димы резко изменилось. Без всякой видимой причины настроение у него сразу испортилось, он стал дуться, злиться, помрачнел и замкнулся.

Что случилось? Почему у мальчика такая внезапная крутая пере­мена, такой регресс? Что нужно делать? Наказать за плохое пове­дение? Сказать, что его младший брат ведет себя лучше? Как по­ступить?

Подведение итогов занятия по составляющим родительской любви.

Домашнее задание: прочитать книгу Р.Кэмпбелла «Как на са­мом деле любить детей».

Занятие 4

Всегда ли мы поступаем правильно?

Психолог дает интерпретацию детско-родительских отношений в семьях участников групп. Рекомендации по воспитанию звучат после разыгрывания членами группы психодраматических ситуа­ций. В процессе обсуждения родители сами выбирают наиболее эффективный способ взаимодействия со своим ребенком.

Итак, как правильно поступить, если:

Ребенок обижает младших в доме детей.

Ребенок разбивает вашу любимую вазу или ломает магни­
тофон.

Приходит домой не вовремя.

Дружит с мальчишками, которые сквернословят.

Не хочет идти в ненавистную школу. Обсуждаются и другие
ситуации, которые предлагают сами родители.

Домашнее задание: проанализировать свое поведение с ребен­ком в конфликтной ситуации и найти путь эффективного взаимо­действия с ним (сделать записи в дневник).

 

Занятие 5

«Если родители в разводе» и «В семье новый папа».

Обсуждается жизнь детей в особых семьях — неполных, где един­ственный родитель — мать, в смешанных семьях (у детей новые родители). Сначала активную позицию занимает педагог, знакомя участников группы с проблемами особых семей, затем происходит обсуждение предложенных родителями ситуаций.

Используются элементы разыгрывания ситуаций, проводится психогимнастическая разминка (напряжение — расслабление), раз­рабатываются способы эффективного взаимодействия с ребенком в такой семье, даются советы родителям по улучшению их настро­ения и состояния.

Занятие 6

Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супру­жеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями, в том виде, в каком данная ситуация приемлема для участников). Применяется в качестве вспомогательного приема в ходе групповой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения. Обсуж­даются предложенные участниками группы проблемы семейных, в том числе детско-родительских, отношений, поскольку дети яв­ляются не только свидетелями конфликта родителей, но и его участ­никами.

Занятие 7

Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением. Осо­бенно обращается внимание на детско-родительские отношения. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я как родитель».

Занятие 8

Начинается с обсуждения родительских сочинений, а затем про-" водится дискуссия «Каким должен быть идеальный родитель?».

Составляется портрет идеального родителя и используются раз­личные приемы психогимнастики, демонстрируются различные ро­дительские позиции. Участники группы подводятся к мысли, что быть идеальным родителем невозможно, да и не нужно, но быть хорошим родителем своему ребенку — обязательно.

После обсуждения с членами группы проводятся упражнения, развивающие их способности видеть, слышать и понимать своего ребенка и других членов семьи: процесс построения зрительного образа, «поиск исходной позиции» и т. д.

  Домашнее задание: провести свободное время с ребенком, зафик­сировать возникшие при этом чувства, сделав записи в дневник.

Занятие 9

Свободное время — с детьми.

Участники группы обмениваются опытом проведения свобод­ного времени с детьми, делятся своими чувствами. Обсуждается стиль общения с ребенком, происходит психодраматическое ра­зыгрывание конфликтных ситуаций, возникших в период прове­дения свободного времени с ребенком.

Домашнее задание: занести в дневник новые эффективные спо­собы взаимодействия с ребенком, принести на следующее занятие сочинения на тему «Портрет моего ребенка».

Занятие 10

Дискуссия: впечатления родителей о пользе занятий в группах. Психолог зачитывает сочинения родителей, написанные в начале занятий, с тем, чтобы родители могли оценить пройденный путь. Подведение итогов работы группы.

Адресность и системность работы, вовлеченность самих роди­телей в процесс обучения, опора на их опыт, в том числе и нега­тивный, хороший психологический фон занятий, уход от стан­дартных форм и методов работы, несомненно, вызовут у них инте­рес к семейному воспитанию и желание стать компетентными в этой области.

  ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Гуманизация педагогического процесса — основа развития личности младшего школьника

Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения ро­дителей, педагога к ребенку должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и сво­бод. Такая гуманистическая ориентация родителей и учителей на­чальных классов предполагает развитие их собственных личност­ных ресурсов, обновление форм общения с воспитанниками.

У ребенка в таких условиях формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значи­мости. Такой образ «Я» способствует развитию любого ребенка, постоянно создавая ему ситуацию успеха. Гуманизация как основа общей ранней профилактики социально-педагогической запущен­ности детей должна касаться всего воспитательно-образовательно­го процесса.

Гуманизм — это определенное мировоззрение, а гуманность — качество личности, гуманизация — процесс, характеризующий его качество. Гуманизация как процесс есть формирование гуманис­тического мировоззрения и гуманистических качеств у педагогов и воспитанников.

Основными психолого-педагогическими требованиями к гума­низации педагогического процесса как основе развития личности ребенка в детском возрасте, на наш взгляд, могут быть следующие:

— наличие системы воспитательно-образовательной работы в
семье и школе, т. е. совокупности гуманных целей, содержания,
форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь,
функционирующей как открытая педагогическая система;

— понимание и принятие всеми участниками педагогического
процесса человека как меры целесообразности и результативности
всей воспитательно-образовательной деятельности;

 

— личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная
на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обес­
печивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взросло­
го, восстановление культурообразующей функции воспитателя;

— личностно-ориентированные модели, способы и формы об­
щения воспитателей и воспитанников, качество которых опреде­
ляется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смысло­
вого взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищен­
ность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение сте­
пени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности
и общения;

— уважение личности и принятие индивидуальности каждого
ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества
целостного педагогического процесса;

— рациональная и оптимальная организация целостного педа­
гогического процесса, основанная на преемственности содержа­
ния, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону
его актуального и ближайшего развития и способствующая сохра­
нению и укреплению его здоровья;

— взаимодействие воспитателей, учителей начальных классов
и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная
ответственность за его результаты, выраженные в развитии лич­
ности ребенка как мере всех вещей.

При соблюдении вышеперечисленных основных требований це­лостный педагогический процесс становится основой развития лич­ности, поскольку в нем создаются условия для развития субъект-ности ребенка, проявления его разносторонней активности, сни­мается проблема дезинтегрирующего влияния воспитательного микросоциума, создаются благоприятные условия для самоутверж­дения каждого ребенка:

 Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.005 с.)