Шкала II — со (свойства общения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала II — со (свойства общения)



Любит, когда к нему проявляют симпатию.

Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.

Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

У него мало друзей.

Редко подходит к учителю по собственной инициативе.

Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнори­
рует).

Часто жалуется на детей в группе.

Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.

 

Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».

Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними,
любит пугать.

Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них
внимания.

Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.

Надоедает детям, пристает к ним.

Находится в плохих отношениях со сверстниками.

Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, пор­
тит вещи, игрушки.

Подражает хулиганским проделкам.

Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает
«козлом отпущения».

Избегает контактов с учителем.

Часто ведет себя невпопад.

  Шкала IIIСУД (свойство учебной деятельности)

А. Мотивация учения

Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.

В школу ходит потому, что там много детей.

Особой любознательности не проявляет.

К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.

Ходит в школу без особого желания.

Не любит учиться.

Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или
наказывают.

Не любит учиться, потому что его редко хвалят.

В школе не нравится, потому что там не любят плохих уче­
ников.

Б. Учебно-познавательная активность

10. Не отличается прилежанием к учению.

Особого интереса к определенному предмету не проявляет.

На уроках часто пассивен.

 

Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.

Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).

Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если де­
лает сам, то не очень качественно.

Мало читает.

В. Целенаправленность и осознанность учения

С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его
выполнить.

Быстро забывает условие и вопрос.

Чаще выполняет задание по стандарту.

Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с тру­
дом.

Неуверен в правильности своих действий.

Недоволен результатами своей учебной деятельности.

Шкала IVОТ (общая тревожность)

О1С (семья)

Часто просит прощения у родителей или чувствует себя вино­
ватым.

Ведет себя дома беспомощно.

Ведет себя дома неуклюже.

Чувствует себя в семье бестолковым.

Чрезмерно привязан к матери.

Держится обособленно от всех близких.

 Слишком боится жалоб педагогов родителям.

Часто обманывает родителей.

Слишком часто вспоминает о семье.
10. Часто бывает в плохом настроении.

ОТУ (школа)

Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.

Часто приносит и показывает ему различные предметы.

«Подлизывается», старается понравиться учителю.

Постоянно нуждается в помощи и поддержке.

Добивается монополии на педагога, но безуспешно.

Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.

Легко устраняется в случаях неудачи.

Играет «героя», когда ему делают замечание.

 

Рискует без надобности.

Играет исключительно с детьми старше или младше себя.

Неадекватно относится к оценкам окружающих.

Шкала VВМ (воспитательный микросоциум)

ВМС (семья)

Родители согласны, что частые наказания формируют силь­
ный характер.

Родители считают, что их поведение должно быть непре­
клонным.

Работа родителей связана с командировками.

У родителей очень ответственные должности.

Ребенок часто пропускает занятия.

Он растет довольно неряшливым.

Ребенок «портит нервы» родителям.

Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.

Родители завидуют тем, у кого способные дети.

 

Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.

Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, вос­
питанными детьми.

Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем
ребенке и реже с ними встречаться.

Родителям редко удается посещать родительские собрания.

ВIV!У (школа)

1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпа-

тию.

2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих

сверстников.

 

Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не
подводил класс.

Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она
соответствует целям обучения и воспитания.

Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который
этого заслуживает.

Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и
дисциплинированными, — в этом залог воспитания.

Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делить­
ся с ним своими мыслями и переживаниями.

Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая
по четкому плану, строго его придерживаясь.

Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего
с его семейным воспитанием.

 

Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.

Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед
знакомыми.

Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем
достоинств.

Шкала ДР (достоинства ребенка)

(в произвольном порядке ответьте на вопросы в маленьком бланке)

Что он любит?        Что он умеет?        Чего он хочет?

Какой он?

Обработка результатов

Шкала I — СС показывает уровень развитости свойств субъек­та самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о не­приятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие иден­тификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о Неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количест-во совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень Нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

 Шкала II — СО определяет уровень сформированное™ свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о соци­альной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-ком­пенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала Ш — СУД показывает уровень развития свойств субъ­екта деятельности.

По шкале СУД суждения 1—9 демонстрируют дисгармонии мо­тивации учения, 10—16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17—22 характеризуют несфор-мированность осознанности и целенаправленности обучения, опи­рающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).

Шкала IV — ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризу­ют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение за-, пущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.

Шкала V — ВМ имеет два варианта:

ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ — воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений). В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагога­ми и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип от­ношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыра­жение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностиру­ет неблагоприятность социально-педагогической ситуации разви­тия ребенка.

Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), ко­торая в опроснике не зашифрована.

Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые каса­ются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он? Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвер­жении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей....-

 Противоречивые данные могут уточняться путем непосредст­венного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребен­ке обобщаются.

Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности чис­ло совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25—50%, при высокой — 50% и более. При легкой степени запу­щенности совпадения суждений опросника и ответов респонден­тов группируются в первой трети утверждений.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Имя, фамилия ребенка________________________________________

Возраст____________________________________________________

Класс._____________________________________________________

- СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

- СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

- СУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

- ОТС 123456789 10

ОТУ 1 234567 8 9 10 11 12

V - ВМС 1 234567 89 10 11 12 13

ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Дата заполнения_____________________

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.013 с.)