Мотивация учения и адаптация ребенка в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация учения и адаптация ребенка в школе



Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде все­го активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ре­бенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетво­ренности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мотива­ции учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный*.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

 а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школь­
ной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моти­
вов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные дей­
ствия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с
завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления
к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисо­
вать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и
любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего
это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети
ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имею­
щие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются О
баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мо­
тивации, учебной активности и наличии у школьника познава­
тельных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными ат­
рибутами свойственны детям с положительным отношением к шко­
ле по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи­
тельным отношением к школе, но преобладанием игровой моти­
вации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с по­мощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оце­ниваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, ней­тральный — 1, положительный — 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно
приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

 Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для сред­ней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить ди­намику школьной мотивации. Снижение уровня школьной моти­вации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и раз­витии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятель­ностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части де­тей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в пос­ледние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельнос­ти — затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не рас­пространяются на детей, у которых нарушения учебной деятель­ности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, фи­зическими дефектами. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в фор­ме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, пси­хогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревож­ности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах " связана с характером семейного воспитания. Если ребенок прихо­дит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» ле­жит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в се­мьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где роди­телей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются

 детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ре­бенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно предста­вить следующим образом:

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Форма дезадаптации         Причины             Коррекционные мероприятия Неприспособленность Недостаточное интел- Специальные беседы с к предметной стороне лектуальное и психо- ребенком, в ходе ко-учебной деятельности моторное развитие ре- торых надо установить бенка, отсутствие по- причины нарушений мощи и внимания со учебных навыков и стороны родителей и дать рекомендации ро-учителей                    дителям Неспособность произ- Неправильное воспи- Работа с семьей; ана-вольно управлять сво- тание в семье (отсут- лиз собственного по­им поведением         ствие внешних норм, ведения учителем с ограничений)            целью предотвратить возможное неправиль­ное поведение Неспособность при- Неправильное воспи- Работа с семьей, оп-нять темп школьной тание в семье или иг- ределение оптималь-жизни (чаще встреча- норирование взрослы- ного режима нагрузки ется у соматически ми индивидуальных ученика ослабленных детей, особенностей детей детей с задержками развития, слабым ти­пом нервной систе­мы) Школьный невроз, или Ребенок не может Необходимо подклю-«фобия школы», — не- выйти за границы се- чение школьного пси-умение разрешить про- мейной общности — холога — семейная те-тиворечие между се- семья не выпускает рапия или групповые мейными и школьны- его (чаще это у детей, занятия для детей в ми «мы»                    родители которых бес- сочетании с группо-сознательно исполь- выми занятиями для зуют их для решения их родителей своих проблем)

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дез­адаптации прежде всего должно быть направлено на устранение

 


причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в шко­ле, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его соци­альную отгороженность, отвержение.

Ниже приводится методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка.

Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения).

-      I. Семья

1. Друг.

2. Привязан к родителям.

3. Замкнут, отгорожен.

4. Конфликтен.

5. Примыкает к одному из родных.

6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).

7. Выталкивается из семьи.

II. Коллектив

1. Руководитель.

2. Авторитетный помощник.

3. Формальный помощник.

4. Имеет временные роли.

5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.

6. Не имеет роли и поддержки в коллективе.

7. Изолирован.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.008 с.)