Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. «Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание»
Вопросы для обсуждения: 1. Семья как социально-психологический феномен: функции, структура, динамика. 2. Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности. 3. Типы семей и особенности их влияния на детей. Стили семейного воспитания.
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность ее сложность, многогранность и проблемность обуславливaют большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью Мотивы создания семьи: - иметь детей, продолжить род; - быть с человеком, способным понять и оказать поддержку; - быть нужным другому человеку; - выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи; - избежать одиночества; - иметь устроенную жизнь; - не расставаться с любимым человеком; - иметь постоянного сексуального партнера. Функции семьи: Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разделяют два основных аспекта семейного функционирования: 1) Актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением; 2) Поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся семье. Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи: · репродуктивную – рождение детей, продолжение человеческого рода; · экономическую – общественное производство средств к жизни, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности; · образовательно-воспитательную – формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей его жизни; · коммуникативную функцию - организации досуга и отдыха. · психотерапевтическую функцию - брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Структура семьи: Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят: 1) состав семьи; 2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы); 3) основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); 4) характер структурных,проблем: (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры) '\ Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: · «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; · «пополненная семья» - увеличенный по' своему составу союз - супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и оставляющие структуру семьи; · «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образававшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; · «семья родителя-одиночки» является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви, 1993). 2.Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности. Семья - это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям: • в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание);
• в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи. С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками; с другой - оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой. Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют в:ваимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка. Семейное воспитание - это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. Условно можно выделить несколько уровней развития сознания родителей: 1) воспитание через уход за ребенком; 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков; 4) воспитание, основанное на общих принципах родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания). Задачи семейного воспитания: · создать благоприятные условия для развития ребенка; · стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка; · передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; · научить детей полезным прикладным и навыкам и умениям направленным на самообслуживание и помощь близким; · воспитать чувство собственного достоинства, ценнocти собственного «Я». Принципы семейного воспитания: · гуманность и внимание к растущему человеку, · вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников; · открытость и доверительность отношении с детьми, · оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье; . · последовательность в своих требованиях и справедливость;. · оказание помощи ребенку, отзывчивость. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы: · наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей; · материально-экономическая обеспеченность семьи; ·.социальное положение и уклад жизни в семье; · структура семьи и ее количественный состав; · место проживания и жилищные условия семьи; · отношения в семье к ребенку и другие факторы. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать: · неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материaльныx потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
· бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; · авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; · безнравственность, наличие аморального стиля и нa отношений в семье; · отсутствие нормального психологического климата в семье; · фанатизм в любых его проявлениях; · безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий); 3.Типы семей и особенности их влияния на детей. 1) В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей: · Простая семья – супружеская пара с детьми, не состоящими в браке. · расширенная, или сложная семья - если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством; · полная семья - в состав которой входят оба супруга; · неполная семья - в которой один из супругов отсутствует. Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспитание усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым 'остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными. 2) Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в н их м еж ду в з рос л ыми и д етьми, а так ж е по степ ени и х н а пр яже ннос т и и посл ед с т в и я м в л ияния н а д ете й: · Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. · Отзывчивые семьи. Отношения между взрослымии детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными.
· Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто единственной целью - поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. · Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям не ладят между собой и со сверстниками, не любят 'школу, могут уходить из семьи. · Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, нe любят, нe приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. В. И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания. Ø Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством. Ø Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Ø Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Литература: Основная и дополнительная литература по курсу «Основы психологии»: А. Основная: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Изд-во «Прогресс», 1986. – 424 с. 3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 4. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005. 5. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф.Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 160 с. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., Юрайт, М., 2001 8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2000. 9. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие. / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников.– М., 2006. 10. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с. 11. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2003. 12. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2004. 13. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2005. 14. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: НТОО «ТетраСистемс», 2001. 15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л., 2005. – 336 с. 16. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. -Москва: Владос - Пресс, 2001. 17. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – Спб.: Питер, 2002. – С. 516 – 517. 18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. 19. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. 20. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2005. – 237 с. 21. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000. 22. Перспективы социальной психологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 23. Психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1/ Под общ ред. И.А.Фурманова, Л.Н.Дичковской, Л.Н.Вайнштейна.– Минск: БГУ, 2002. 24. Психология менеджмента: Учебник / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. – 320 с. 25. Психологический словарь./ Под ред В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с. 26. Розанова В.А. Психология управления: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. 27. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с. 28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 29. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Лидер, 2007. 30. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. 31. Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. 32. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, 2000. Б. Дополнительная: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 307 с. 2. Андреева, Г.А. Социальная психология. – М., 1986. 3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во «Владос», 1999. 4. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Московский психосоциальный институт: Флинта, 1998. – 48 с. 5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - Москва: Академия, 2002. 6. Бодалев, А.А. Личность и общение. – М., 1983. 7. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с. 9. Браим И.Н. Культура делового общения. - Минск: Экоперспектива, 1998. 10. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. - Минск: БГЭУ, 2006. 11.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 12. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2000. – 1007 с. 13. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992. 14. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. – М.: Знание, 1999. – 352 с. 15. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 1997. 16. Гритченок Е.В. Права ребенка, все что нужно знать родителям. – Мн., 2008. 17. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. 18. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с. 19. Зиглар З. Умение добиваться успеха. Пер. сангл. - Москва: Вильямс, 2000. 20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд.УРАО, 1998. 21. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – Мн.: Университетское, 1988. – 160 с. 22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. 23. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 24. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с. 25. Козубовский, В.М. Общая психология: конспект лекций.– Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001. 26. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 27. Кремень, М.А. Психология управления: Учебное пособие. М.А. Кремень, В.Е. Морозов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 210 с. 28. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Мн.: Университеское, 1998. 29. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. – М.: Мысль, 1984. – 335 с. 30. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991. 31. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения, вершин профессионализма. - Москва, 1993. 32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Изд-во «Политиздат», 1975. – 304 с. 33. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск: Беларуская навука, 2002. 34. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 35. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997. – С. 283 – 300. 36. Мерлин В.С. психология индивидуальности/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. – 448 с. 37. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - Москва: Модек, 2002. 38. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3-х кн. – М.: Просвещение, 1994. 39. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. 40. Основы психологии и педа.гогики: учебная программа для высших учебных заведений / сост. АИ. Жук [и др.] - Минск: РИВШ, 2007. 41. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива. / А.В. Петровский, В.В. Шпалинская. – М., 1978. 42. Петровский А,В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 43. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 480 с. 44. Психология: учеб. для техн. вузов / Под общей ред. В.И. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 45. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: Изд-во МГУ, 1982. 46. Психология личности в трудах зарубежных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 47. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 48. Психология и педагогика / под ред. КА Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г., Лаптева, В.А Сластенина. - Москва: Совершенство, 1998. 49. Психология и педагогика / под редакцией Э.В.Островского. - Москва: Вузовский учебник, 2005. 50. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом "Бахрах", 1997. 51. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.:ЧеРо, 1998. 52. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. 53. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СпбУ, 1991. – 152 с. 54. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. 55. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. 56. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с. 57. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной– М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. 58. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: диагностика, генезис, функционирование. – г. Мытищи: Изд-во «Талант» 1994. – 144 с. 59. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии //Сост. и ком. Послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. – СПб: Питер Ком, 1998. 60. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990. 61. Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: Изд-во МГУ, 1984. 62. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. 63. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 64. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л., 1979. 65. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Спб., 2000 66. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – С. 241 – 249. 67. Столяренко ЛД., Самыгин с.и. Психология: 100 экзаменационных ответов. - Москва: Март, 2006. 68. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие. – Мозырь, 2006. 69. Фельдштейн Д.И. Психология взросления (Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности). – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. – 189 с. 70. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с. 71. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456 с. 72. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. [Сб.] / Пер. с англ. Д.Н. Дудинцевой– Мн.: «Харвест», М.: «Попури», 1998. – 677 с. 73. Холл Кэлвен С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с. 74. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Харвест, 2003. – 840 с. 75. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб.: Лань, 1997. – 240 с. 76. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. 77. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. 78. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1976. 79. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. 80. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. 81. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В.Мироненко. Под ред. А.В.Петровского и др. – М.: Просвещение, 1987. 82. Шарухин, А.П. Психология менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005 –352 с. 83. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993. 84. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. Мн., 1996. 85. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер.с англ. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1998. 86. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации детского развития.// Вопросы психологии, 1971. - №4. – С. 18 – 27. 87. Эриксон Э. Детство и общество. – Спб.: «Ленато», АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с. 88. Якиманская Л.Н. Личностно-ориентированное обучение. М., 1997. 89. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М,, 1997. 90. Якунин В.А. История психологии. Учебное пособие. СПб.: Михайлов, Фонд «Международно-правовых экспертиз», Европейский институт экспертов, 1998. Основная и дополнительная литература по курсу «Основы педагогики»: А. Основная: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. 2. Аванесов, В.С. Формы тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное / В.С. Аванесов. – М.: «Центр тестирования», 2005. – 156 с. 3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. / Н. А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с. 4. Березовин, Н.А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений: В 2-х ч. – Ч. 2: Педагогика / Н.А. Березовин, Н.А.Цирельчук, М.И. Чеховских – Минск: МГВРК, 2002. – 336 с. 5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения – Учебник для студентов пед.вузов / В.П. Беспалько. – М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. – 336 с. 6. Битинас Б.П. Введение в философию образования. М.,1996. 7. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с. 8. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.В. Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004. – 375 с. 9. Вульфов, Б.З. Основы педагогики: Учеб. пособие /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 614с. 10. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с. 11. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-метод. комплекс для студентов, получающих пед.специальность / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с. 12. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаўМіністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2007. – 2. – С.9-40. 13. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. М., 1997. 14. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с. 15. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 16. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с. 17. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие / Э.В.Островский, Л.И.Чернышев; Под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с. 18. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. СВ. Смирнова. М., 1999. 19. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Учебное пособие. Мн., 2002 20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585 с. 21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. М., 2000 22. Столяренко, А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. 23. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 3-е изд. – Минск: Высш. школа, 2005. – 272 с. Б. Дополнительная: 1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. 2. Басова Ю.П. Педагогика и практическая психология. М., 1999. 3. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. 5. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л. Вигман. – М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с. 6. Гессен С. Основы педагогики. М., 1995. 7. Джуринский АН. Развитие образования в современном мире. - Москва: Владос, 1999. 8. Закон Республики Беларусь «Об образовании» / / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2/ 844. 9. Закон Республики Беларусь «О высшем образованию>// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №171 (1419), 2007. 10. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с. 11. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальности. М.,1999. 12. Капранова ВА. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом. - Минск: Новое знание, 2004. 13. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: Учебно-методическое пособие / Т.Е. Карпович – Минск: МГЛУ, 2004.– 122 с. 14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Минск: Беларусь, 1997. 15. Концепция воспитания детей и участия молодежи в Республике Беларусь / / Настаунiцкая газета, 22 лютага 2000 г. 16. Кожуховская, Л.С. Формирование социально-ролевой компетентности студентов средствами педагогических игротехник / Л.С. Кожуховская, И.И. Губаревич. – Минск: РИВШ, 2005.– 67с. 17. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск: НИО, 2000. – 215 с. 18. Лишен О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997. 19. Лобанов, А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А.П.Лобанов, Н.В. Дроздова. – Минск: РИВШ, 2005. – 107 с. 20. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. заведений/ В.Г. Маралов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 256 с. 21. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. А.В. Сластенина. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с. 22. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с. 23. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с. 24. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. –432 с. 25. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с. 26. Реан АА, Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. 27. Республика Беларусь. Национальный доклад о професеиональном образовании. - Минск: РИПО, 1998. 28. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998. 29. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика» / В.С. Селиванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 c. 30. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998. 31. Современный словарь по педагогике / сост. Е.с. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. 32. Степанов Е.н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - Москва: Сфера, 2002. 33. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999. 34. Фридман Л.М. Психопедагогика общего развития. М.,1997. 35. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г.Н. Филонова. М., 1993. 36. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. - 541 с. 37. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т.Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с. 38. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогiя, 2000. – 312 с. 39. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - Москва: Академия, 1999. 40. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997. 41. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. –272 с.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Планы семинарских занятий с перечнем тем рефератов
К семинару № 1 по теме: «Биологическая и психологическая подструктуры личности» Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «человек», «индивид», «личность», «субьект деятельности» и «индивидуальность». 2. Современные психологические теории личности в зарубежной психологии: психоанализ (З. Фрейд), психодинамическое направление (Э. Эриксон, К. Хорни) бихевиоризм (Э.Торндайк и Дж. Уотсон), гуманистическая психология (А.Маслоу и К. Роджерс), гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В Келле), аналитическая психология (К.Юнг), индивидуальная психология А.Адлера), когнитивная психология (У. Найссер и А. Павийо). 3. Психологическая структура личности (по К. Платонову). Рефераты 1. Человек как индивид, личность, индивидуальность. 2. Проблема структуры личности. 3. Подходы к решению проблемы развития личности в русле ее различных теорий. 4. Классификация и содержание современных теорий личности в психологии (по выбору). 5. Проблема нормы и патологии в развитии личности. 6. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к изучению личности. 7. Проблема устойчивости и изменчивости отдельных личностных свойств. 8. Личность и личностный рост. 9. Проблема самоактуализации личности. Литература: 1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Московский психосоциальный институт: Флинта, 1998. – 48 с. 2. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с. 4. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005. 5. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф.Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 160 с. 6. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. - Минск: БГЭУ, 2006. 7. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2000. – 1007 с. 8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 9. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2005. 10. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. -Москва: Владос - Пресс, 2001. 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Изд-во «Политиздат», 1975. – 304 с. 12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. 13. Психология: учеб. для техн. вузов / Под общей ред. В.И. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 14. Психология личности в трудах зарубежных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 15. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии //Сост. и ком. Послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. – СПб: Питер Ком, 1998. 17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 18. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Лидер, 2007. 19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. 20. Холл Кэлвен С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с. 21. Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
К семинару № 2 по теме: «Направленность личности» Вопросы для обсуждения: 5. Направленность личности и формы ее проявления. 6. Иерархия потребностей по А.Маслоу. 7. Мотивация человеческой деятельности, ее основные характеристики и механизмы формирования. 8. Психологические теории мотивации. 9. Воля и особенности ее формирования. 10. Классификация ценностных ориентаций. 11. Понятие о структуре и уровнях развития самосознания. Онтогенез самосознания. Нарушения самосознания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.197 с.) |