Лекция 9.  «Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9.  «Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание»



Вопросы для обсуждения:

1. Семья как социально-психологический феномен: функции, структура, динамика.

2. Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности.

3. Типы семей и особенности их влияния на детей. Стили семейного воспитания.

 

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность ее сложность, многогранность и проблемность обуславли­вaют большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Семья - малая социальная группа, основанная на бра­ке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственно­стью

Мотивы создания семьи:

- иметь детей, продолжить род;

- быть с человеком, способным понять и оказать поддержку;

- быть нужным другому человеку;

- выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи;

- избежать одиночества;

- иметь устроенную жизнь;

- не расставаться с любимым человеком;

- иметь постоянного сексуального партнера.

Функции семьи:

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связан­ная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией.

Разделяют два основных аспекта семейного функционирования:

1) Актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением;

2) Поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся семье.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций до­вольно схожа.

И. В. Гребенников относит к функциям семьи:

· репродуктив­ную – рождение детей, продолжение человеческого рода;

·  экономическую – общественное производство средств к жизни, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности;

·  образовательно-воспитательную – формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей его жизни;

·  коммуникативную фун­кцию - организации досуга и отдыха.

· пси­хотерапевтическую функцию - брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

 

Структура семьи:

Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

 В понятие «структура семьи» входят:

1) состав семьи;

 2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсисте­ма, индивидуальные подсистемы);

 3) основные параметры (сплоченность, иерар­хия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая струк­тура семьи);

 4) характер структурных,проблем: (межпоколен­ные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры) '\

 Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

· «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

· «пополненная семья» - увеличенный по' своему составу союз - супружеская пара и их дети плюс родители дру­гих поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и оставляющие структуру семьи;

· «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образававшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и не­родных детей, так как дети от предыдущего брака влива­ются в новую единицу семьи;

· «семья родителя-одиночки» является семьей с одним ро­дителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви, 1993).

2.Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности.

Семья - это важнейший институт социализации лич­ности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья во­обще является для ребенка единственным местом полу­чения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д.

Социализация в семье происходит по двум параллель­ным направлениям:

• в процессе целенаправленного воспитания (семей­ное воспитание);

• в ходе социального научения, то есть непроизволь­ного (стихийного) усвоения социального опыта в усло­виях семьи.

С одной стороны, социальное научение в семье проис­ходит в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями, сестрами и другими род­ственниками; с другой - оно осуществляется за счет на­блюдения особенностей социального взаимодействия  членов семьи между собой.

Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жиз­ни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родите­лей, неправильное воспитание ими детей обостряют в:ваимоот­ношения в семье и негативно влияют на развитие личности ре­бенка.

Семейное воспитание - это сложная система, склады­вающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляе­мая силами родителей и родственников.

Условно можно выделить несколько уровней развития со­знания родителей:

 1) воспитание через уход за ребенком;

 2) ин­туитивный подход к воспитанию (минимальное количество осоз­нанных принципов воспитания у родителей);

3) воспитание у детей привычек и навыков;

 4) воспитание, основанное на общих прин­ципах родители опираются на усвоенные ими принципы вос­питания).

Задачи семейного воспитания:

·  создать благоприятные условия для развития ребенка;

· стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным и навыкам и уме­ниям направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценнocти собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

· гуманность и внимание к растущему человеку,

· вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников;       

· открытость и доверительность отношении с детьми,

· оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье;  .

· последовательность в своих требованиях и справедливость;.

· оказание помощи ребенку, отзывчивость.

На характер семейного воспитания влияют следующие факторы:

· наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

·  материально-экономическая обеспеченность семьи;

·.социальное положение и уклад жизни в семье;

·  структура семьи и ее количественный состав;

·  место проживания и жилищные условия семьи;

·  отношения в семье к ребенку и другие факторы.

Однако семья таит в себе определенные сложности, проти­воречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наибо­лее распространенными негативными факторами семейного вос­питания, которые приходится учитывать в воспитательном про­цессе, следует считать:

· неадекватное воздействие факторов материального по­рядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет ма­териального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония матери­aльныx потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

· бездуховность родителей, отсутствие стремления духов­ного развития детей;

· авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и все­прощенчество;

· безнравственность, наличие аморального стиля и нa отношений в семье;

·  отсутствие нормального психологического климата в се­мье;

·  фанатизм в любых его проявлениях;

·  безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, бесприн­ципность, противоречивость в применении методов вос­питания, физические наказания, причинение детям тя­желых нравственных страданий);

3.Типы семей и особенности их влияния на детей.

1) В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

· Простая семья – супружеская пара с детьми, не состоящими в браке.

· расширенная, или сложная семья - если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяй­ством;

· полная семья - в состав которой входят оба супруга;

· неполная семья - в которой один из супругов отсут­ствует.

Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Напри­мер, в простой семье дети привыкают к большей само­стоятельности, однако здесь быстрее нарушаются тради­ции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспита­ние усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым 'остались дети. Од­нако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к ос­тавшемуся родителю, становятся эмоционально более близ­кими и ответственными.

2) Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в н их м еж ду в з рос л ыми и д етьми, а так ж е по степ ени и х н а пр яже ннос т и и посл ед с т в и я м в л ияния н а д ете й:

· Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядоч­ностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, не­зависимыми, дружелюбными.

· Отзывчивые семьи. Отношения между взрослымии детьми нормальные, но существует определенная дис­танция, которую ни родители, ни дети стараются не пе­реступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не­достаточно инициативными.

· Материально-ориентированные семьи, где главное вни­мание уделяются материальному благополучию. Детей в та­ких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто единственной целью - поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителя­ми, лишенные духовной основы, могут развиваться не­предсказуемо.

· Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутст­вует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные на­казания. Дети в таких семьях растут скрытными, недру­желюбными, плохо относятся к родителям не ладят ме­жду собой и со сверстниками, не любят 'школу, могут уходить из семьи.

· Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, нe любят, нe приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобществен­ным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

В. И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особеннос­тей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

Ø Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвер­жение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязы­ванием ему единственного правильного типа поведения. Тип вос­питания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.

Ø Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражает­ся в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей про­фессиональной деятельности.

Ø Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирова­ние внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иног­да в ущерб другим детям или членам семьи.

Литература:

Основная и дополнительная литература по курсу

«Основы психологии»:

А. Основная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Изд-во «Прогресс», 1986. – 424 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005.

5. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф.Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 160 с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., Юрайт, М., 2001

8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2000.

9. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие. / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников.– М., 2006.

10. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

11. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2003.

12. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2004.

13. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2005.

14. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: НТОО «ТетраСистемс», 2001.

15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л., 2005. – 336 с.

16. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. -Москва: Владос - Пресс, 2001.

17. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – Спб.: Питер, 2002. – С. 516 – 517.

18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

20. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2005. – 237 с.

21. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000.

22. Перспективы социальной психологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

23. Психология. Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1/ Под общ ред. И.А.Фурманова, Л.Н.Дичковской, Л.Н.Вайнштейна.– Минск: БГУ, 2002.

24. Психология менеджмента: Учебник / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. – 320 с.

25. Психологический словарь./ Под ред В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с.

26. Розанова В.А. Психология управления: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008.

27. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.

28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

29. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Лидер, 2007.

30. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.

31. Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

32. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, 2000.

Б. Дополнительная:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 307 с.

2. Андреева, Г.А. Социальная психология. – М., 1986.

3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во «Владос», 1999.

4. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Московский психосоциальный институт: Флинта, 1998. – 48 с.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способ­ностей. - Москва: Академия, 2002.

6. Бодалев, А.А. Личность и общение. – М., 1983.

7. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с.

9. Браим И.Н. Культура делового общения. - Минск: Экоперспектива, 1998.

10. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. - Минск: БГЭУ, 2006.

11.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.

12. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2000. – 1007 с.

13. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

14. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. – М.: Знание, 1999. – 352 с.

15. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 1997.

16. Гритченок Е.В. Права ребенка, все что нужно знать родителям. – Мн., 2008.

17. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

18. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.

19. Зиглар З. Умение добиваться успеха. Пер. сангл. - Москва: Вильямс, 2000.         

20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд.УРАО, 1998.

21. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – Мн.: Университетское, 1988. – 160 с.

22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

23. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

24. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

25. Козубовский, В.М. Общая психология: конспект лекций.– Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001.

26. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

27. Кремень, М.А. Психология управления: Учебное пособие. М.А. Кремень, В.Е. Морозов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 210 с.

28. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Мн.: Университеское, 1998.

29. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. – М.: Мысль, 1984. – 335 с.

30. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

31. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути дос­тижения, вершин профессионализма. - Москва, 1993.

32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Изд-во «Политиздат», 1975. – 304 с.

33. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск: Беларуская навука, 2002.

34. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.

35. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997. – С. 283 – 300.

36. Мерлин В.С. психология индивидуальности/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. – 448 с.

37. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспо­собной личности. - Москва: Модек, 2002.

38. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3-х кн. – М.: Просвещение, 1994.

39. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

40. Основы психологии и педа.гогики: учебная про­грамма для высших учебных заведений / сост. АИ. Жук [и др.] - Минск: РИВШ, 2007.

41. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива. / А.В. Петровский, В.В. Шпалинская. – М., 1978.

42. Петровский А,В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

43. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 480 с.

44. Психология: учеб. для техн. вузов / Под общей ред. В.И. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

45. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: Изд-во МГУ, 1982.

46. Психология личности в трудах зарубежных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

47. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

48. Психология и педагогика / под ред. КА Абульхано­вой, Н.В. Васиной, Л.Г., Лаптева, В.А Сластенина. - Мо­сква: Совершенство, 1998.

49. Психология и педагогика / под редакцией Э.В.Ост­ровского. - Москва: Вузовский учебник, 2005.

50. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд.Дом "Бахрах", 1997.

51. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.:ЧеРо, 1998.

52. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.

53. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СпбУ, 1991. – 152 с.

54. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

55. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000.

56. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.

57. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной– М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

58. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: диагностика, генезис, функционирование. – г. Мытищи: Изд-во «Талант» 1994. – 144 с.

59. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии //Сост. и ком. Послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. – СПб: Питер Ком, 1998.

60. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.

61. Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: Изд-во МГУ, 1984.

62. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.

63. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

64. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л., 1979.

65. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Спб., 2000

66. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – С. 241 – 249.

67. Столяренко ЛД., Самыгин с.и. Психология: 100 экзаменационных ответов. - Москва: Март, 2006.

68. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие. – Мозырь, 2006.

69. Фельдштейн Д.И. Психология взросления (Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности). – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. – 189 с.

70. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с.

71. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456 с.

72. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. [Сб.] / Пер. с англ. Д.Н. Дудинцевой– Мн.: «Харвест», М.: «Попури», 1998. – 677 с.

73. Холл Кэлвен С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.

74. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Харвест, 2003. – 840 с.

75. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб.: Лань, 1997. – 240 с.

76. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975.

77. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979.

78. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

79. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

80. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

81. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В.Мироненко. Под ред. А.В.Петровского и др. – М.: Просвещение, 1987.

82. Шарухин, А.П. Психология менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005 –352 с.

83. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993.

84. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. Мн., 1996.

85. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер.с англ. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1998.

86. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации детского развития.// Вопросы психологии, 1971. - №4. – С. 18 – 27.

87. Эриксон Э. Детство и общество. – Спб.: «Ленато», АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

88. Якиманская Л.Н. Личностно-ориентированное обучение. М., 1997.

89. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М,, 1997.

90. Якунин В.А. История психологии. Учебное пособие. СПб.: Михайлов, Фонд «Международно-правовых экспертиз», Европейский институт экспертов, 1998.

Основная и дополнительная литература по курсу

«Основы педагогики»:

А. Основная:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

2. Аванесов, В.С. Формы тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное / В.С. Аванесов. – М.: «Центр тестирования», 2005. – 156 с.

3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. / Н. А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с.

4. Березовин, Н.А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений: В 2-х ч. – Ч. 2: Педагогика / Н.А. Березовин, Н.А.Цирельчук, М.И. Чеховских – Минск: МГВРК, 2002. – 336 с.

5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения – Учебник для студентов пед.вузов / В.П. Беспалько. – М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. – 336 с.

6. Битинас Б.П. Введение в философию образования. М.,1996.

7. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

8. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.В. Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004. – 375 с.

9. Вульфов, Б.З. Основы педагогики: Учеб. пособие /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 614с.

10. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.

11. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-метод. комплекс для студентов, получающих пед.специальность / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с.

12. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаўМіністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2007. – 2. – С.9-40.

13. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. М., 1997.

14. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

15. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

16. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

17. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие / Э.В.Островский, Л.И.Чернышев; Под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с.

18. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. СВ. Смирнова. М., 1999.

19. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Учебное пособие. Мн., 2002

20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585 с.

21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. М., 2000

22. Столяренко, А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

23. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 3-е изд. – Минск: Высш. школа, 2005. – 272 с.

Б. Дополнительная:

1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

2. Басова Ю.П. Педагогика и практическая психология. М., 1999.

3. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

5. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л. Вигман. – М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с.

6. Гессен С. Основы педагогики. М., 1995.

7. Джуринский АН. Развитие образования в совре­менном мире. - Москва: Владос, 1999.

8. Закон Республики Беларусь «Об образовании» / / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2/ 844.

9. Закон Республики Беларусь «О высшем образова­нию>// Национальный реестр правовых актов Республи­ки Беларусь, №171 (1419), 2007.

10. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.

11. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальности. М.,1999.

12. Капранова ВА. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом. - Минск: Новое знание, 2004.

13. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: Учебно-методическое пособие / Т.Е. Карпович – Минск: МГЛУ, 2004.– 122 с.

14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с из­менениями и дополнениями). Принята на республикан­ском референдуме 24 ноября 1996 года. - Минск: Бела­русь, 1997.

15. Концепция воспитания детей и участия молодежи в Республике Беларусь / / Настаунiцкая газета, 22 лютага 2000 г.

16. Кожуховская, Л.С. Формирование социально-ролевой компетентности студентов средствами педагогических игротехник / Л.С. Кожуховская, И.И. Губаревич. – Минск: РИВШ, 2005.– 67с.

17. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск: НИО, 2000. – 215 с.

18. Лишен О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.

19. Лобанов, А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А.П.Лобанов, Н.В. Дроздова. – Минск: РИВШ, 2005. – 107 с.

20. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. заведений/ В.Г. Маралов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 256 с.

21. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. А.В. Сластенина. – 3-е изд., испр и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

22. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.

23. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

24. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. –432 с.

25. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

26. Реан АА, Бордовская Н.В. Педагогика. - Санкт­-Петербург: Питер, 2000.

27. Республика Беларусь. Национальный доклад о про­фесеиональном образовании. - Минск: РИПО, 1998.

28. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998.

29. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика» / В.С. Селиванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 c.

30. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998.

31. Современный словарь по педагогике / сост. Е.с. Ра­пацевич. - Минск: Современное слово, 2001.

32. Степанов Е.н., Лузина Л.М. Педагогу о современ­ных подходах и концепциях воспитания. - Москва: Сфе­ра, 2002.

33. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.

34. Фридман Л.М. Психопедагогика общего развития. М.,1997.

35. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г.Н. Филонова. М., 1993.

36. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. - 541 с.

37. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т.Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.

38. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогiя, 2000. – 312 с.

39. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - Москва: Академия, 1999.

40. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997.

41. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. –272 с.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

 


Планы семинарских занятий с перечнем тем рефератов

 

К семинару № 1 по теме:

«Биологическая и психологическая подструктуры личности»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «человек», «индивид», «личность», «субьект деятельности» и «индивидуальность».

2. Современные психологические теории личности в зарубежной психологии: психоанализ (З. Фрейд), психодинамическое направление (Э. Эриксон, К. Хорни) бихевиоризм (Э.Торндайк и Дж. Уотсон), гуманистическая психология (А.Маслоу и К. Роджерс), гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В Келле), аналитическая психология (К.Юнг), индивидуальная психология А.Адлера), когнитивная психология (У. Найссер и А. Павийо).

3. Психологическая структура личности (по К. Платонову).

Рефераты

1. Человек как индивид, личность, индивидуальность.

2. Проблема структуры личности.

3. Подходы к решению проблемы развития личности в русле ее различных теорий.

4. Классификация и содержание современных теорий личности в психологии (по выбору).

5. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

6. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к изучению личности.

7. Проблема устойчивости и изменчивости отдельных личностных свойств.

8. Личность и личностный рост.

9. Проблема самоактуализации личности.

Литература:

1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Московский психосоциальный институт: Флинта, 1998. – 48 с.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с.

4. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005.

5. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф.Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 160 с.

6. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. - Минск: БГЭУ, 2006.

7. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2000. – 1007 с.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

9. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2005.

10. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. -Москва: Владос - Пресс, 2001.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Изд-во «Политиздат», 1975. – 304 с.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

13. Психология: учеб. для техн. вузов / Под общей ред. В.И. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

14. Психология личности в трудах зарубежных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

15. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии //Сост. и ком. Послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. – СПб: Питер Ком, 1998.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

18. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Лидер, 2007.

19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.

20. Холл Кэлвен С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.

21. Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

 

К семинару № 2 по теме:

«Направленность личности»

Вопросы для обсуждения:

5. Направленность личности и формы ее проявления.

6. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

7. Мотивация человеческой деятельности, ее основные характеристики и механизмы формирования.

8. Психологические теории мотивации.

9. Воля и особенности ее формирования.

10. Классификация ценностных ориентаций.

11. Понятие о структуре и уровнях развития самосознания. Онтогенез самосознания. Нарушения самосознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.197 с.)