Методические указания по выполнению курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению курсовой работы



Содержание

Содержание (оглавление) включает в себя наименование частей курсовой работы. Против каждого наименования глав, пунктов и подпунктов с правой стороны листа указывается номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Над цифрами слова страница или стр. не ставится. Само слово СОДЕРЖАНИЕ записывается заглавными буквами симметрично тексту в виде заголовка. Все наименования частей работы, включенные в содержание, пишутся строчными буквами.

Разделы (главы) и подразделы (пункты, подпункты), включенные в содержание работы, нумеруются арабскими цифрами, например: раздел 1, 1.1 или 1.3. В ряде работ подразделы могут дробиться на пункты (подпункты), что также должно найти отражение в нумерации, например: 2.1.1, 2.1.2 и т.д. Пример оформления содержания работы смотрите в Приложении 2.

Введение

Написание любой курсовой работы начинается с написания введения к ней. Введение - это основа курсовой работы. Объем введения может колебаться от 2 до 4 страниц.

Согласно общим правилам введение к курсовой работе состоит из вводных предложений, целей и задач исследования.

Вводные предложения – самые важные слова во введении курсовой работы. Они подчеркивают важность темы для расчета судовой энергетической системы. Например, в качестве первого предложения можно использовать фразу «Судовая электроэнергетическая система … представляет собой …».

Далее вводная часть введения должна раскрывать актуальность рассмотрения данного вопроса, значимость проведения расчетов судовой электроэнергетической системы для судов речного флота России.

Заканчивается введение чётко сформулированной целью и перечислением задач изучения темы. Цель расчета – предполагаемый итог работы (то, чего обучающийся хочет добиться в результате изучения темы). Задачи расчета – это шаги, необходимые для достижения цели расчета.

 

Расчет судовой электроэнергетической системы

Расчет мощности СЭЭС.

Нагрузка судовой электростанции зависит от мощности и числа одновременно включенных приемников электроэнергии, от степени их загрузки и режимов работы судна.

Существует два метода расчета мощности СЭЭС – аналитический и табличный. В курсовом проекте используется табличный метод. Строится таблица нагрузок, в которую вносятся все потребители, их номинальные данные и на основании этой таблицы выбирается число и мощность генераторов.

В данной курсовой работе  следует  рассчитать  нагрузку судовой электростанции для двух (из пяти) режимов работы судна (электростанции):

1. стоянка без грузовых операций;

2. стоянка с грузовыми операциями;

3. ходовой режим;

4. маневрирование;

5. аварийный с сохранением работоспособности основной электростанции.

Эти два режима для каждого обучающихся оговариваются в задании на курсовую работу.

Рассмотрим некоторые особенности каждого из режимов применительно к транспортному судну. Эти же особенности характерны  и для остальных типов судов.

 

В ходовом режиме не работают: якорно-швартовные устройства (брашпиль, шпиль, автоматические швартовные лебедки), грузовые устройства (лебедки и грузовые краны), шлюпочные лебедки, главный компрессор, валоповоротное устройство и др.

В работе постоянно находятся: рулевое устройство, насосы, обслуживающие главные и вспомогательные двигатели (топливные, охлаждающие пресной и забортной воды, масляные), вентиляторы машинного отделения, трюмов и общесудовые, насосы питательной воды и циркуляционные  котельной установки, система кондиционирования, камбуз (в течение рабочего дня), рефрижераторная установка, освещение (кроме палубного), радиооборудование, электрорадионавигационные приборы и др.

Нагрузка рулевого устройства невелика (25...30%) вследствие малых кладок пера руля при работе авторулевого.

Периодически (эпизодически) включаются: вспомогательный компрессор (для восполнения утечек воздуха в системе пуска главного двигателя), пожарный насос (для скатки палубы), осушительный (для удаления предварительно очищенной при помощи сепараторов воды, образовавшейся вследствие утечек на деки в машинном отделении и трюмах), насосы общесудовых систем пресной и забортной воды (при понижении давления воды в этих системах) и др.

При необходимости работает электрооборудование мастерских.

 

В режиме маневров,  например, при съемке с якоря (работает главный двигатель), к перечислениям  выше  постоянно  и  эпизодически работающим  приемникам  добавляются

якорно-швартовные устройства, вместо подкачивающего компрессора пускового воздуха работает более мощный компрессор (из-за повышенного расхода воздуха вследствие частых пусков-остановок главного двигателя).

Одновременно повышается нагрузка на рулевую машину вследствие увеличения углов кладки пера руля. Работает пожарный насос для смыва грунта с якоря и якорной цепи.

В зависимости от конкретных условий съемки, может быть включено палубное освещение, необходимое при укладке стрел лебедок и кранов по-походному, зачехлению палубных механизмов, и при очистке палубы после окончания грузовых операций.

 

В аварийном режиме (пожар или пробоина, или иные обстоятельства, влияющие на безопасность мореплавания) судовая электростанция наиболее нагружена при пожаре на судне.

В  этом  случае следует принять,   что  борьба  с  пожаром  происходит  на  ходу судна

(в штормовых условиях остановка главного двигателя всегда приводит к тому, что              неуправляемое судно разворачивается  лагом к  волне и опрокидывается). Поэтому работают

все приемники электроэнергии ходового режима, и дополнительно включаются пожарные насосы, а также насосы осушительной и балластной систем.

Пожарные  насосы  необходимы для  борьбы с пожаром,  а  осушительные насосы -

для удаления забортной воды, поступающей в судовые помещения вследствие тушения пожара, насосы балластной системы – для создания безопасного для судна крена и дифферента, т.е. для сохранения остойчивости судна.

В зависимости от расположения очага пожара, должны выключаться механизмы, продолжение работы которых способствует распространению пожара. Например, при пожаре в машинном отделении должны быть выключены вентиляторы МО.

При пожаре в трюмах должны выключаться трюмные вентиляторы, при пожаре в жилых и служебных помещениях - вентиляторы этих помещений или установка   кондиционирования воздуха,  подающая воздух в эти помещения и т.д.

При необходимости оставления судна используются шлюпочные лебедки.

В данной курсовой работе  следует принять, что пожар случился в одном из трюмов

и борьба с пожаром происходит на ходу судна (работают приемники ходового режима) в темное время суток (включено палубное освещение).

 

В  режиме   стоянки с грузовыми операциями не  работают:  рулевое   и   якорно-швартовное  устройства, насосы, обеспечивающие работу главного двигателя (топливный, охлаждающие пресной  и забортной воды, масляный), радиооборудование, электрорадионавигационные приборы, главный компрессор.

В работе находятся: грузовые устройства, палубное освещение, подкачивающий компрессор, насосы, обеспечивающие работу вспомогательных двигателей (топливный, охлаждающие пресной и забортной воды, масляный), уменьшенное количество вентиляторов машинного отделения, трюмные и общесудовые вентиляторы, насосы питательной воды и циркуляционные котельной установки, система кондиционирования, камбуз (в течение рабочего дня), рефрижераторная установка.

При необходимости может включаться валоповоротное устройство и электрооборудование мастерской.

 

В режиме стоянки без грузовых операций не работают грузовые устройства, а все остальные приемники электроэнергии, перечисленные для режима стоянки с грузовыми операциями, остаются в работе.

 

Для того чтобы рассчитать таблицу нагрузок берем потребители, по данным из справочника выбираем тип электродвигателя определенного потребителя, выписываем его данные – номинальную мощность (Рн); КПД (η), cosφн. далее, определяем коэффициент одновременности. Таблица нагрузок судовой электростанции приведена в Приложении 5.

 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ НАГРУЗОК

Графа 1.

Порядковый номер приёмника электроэнергии.

Графа 2.

В эту графу заносятся все приемники электроэнергии, установленные заданием на курсовую работу.

 

 

Графа 3.

Указывается количество однородных приемников, которые в дальнейших расчетах обозначаются через n (шт).

Графа 4.

В эту графу заносится единичная установленная (номинальная) мощность приемника электроэнергии  (Pн) (из задания).

Графа 5.

Номинальный  КПД  электродвигателя  (ηн) (из задания).

Графа 6.

Номинальный коэффициент мощности электродвигателей (соsφ) (из задания).

Графа 7.

Единичная потребляемая мощность. Определяется по формуле

                                          P п. ед.= P н / η н  (кВт)                                                (1)

Графа 8.

Общая потребляемая мощность. Определяется по формуле

                                       P п. общ.= P п . ед . * n  (кВт)                                           (2)

Первые восемь граф заключают в себе данные, общие для всех режимов. Последующие графы заполняются для различных режимов работы судна.

Графа 9.

Коэффициент одновременности (Ко). Коэффициент одновремен­ности представляет собой отношение числа работающих в данном режиме приемников энергии к общему их числу. Значения коэффициентов одновременности для потребителей определяются на основании опыта работы на судах, а также  из справочной и методической литературы.  

  Например, для единичного потребителя всегда КО = 1 / 1 = 1

  В то же время особо ответственные и ответственные судовые механизмы и устройства резервируются. На каждом судне установлено 2 рулевых электропривода. В ходовом режиме работает один из них, поэтому коэффициент одновременности КО = 1 / 2 = 0,5. В режиме же маневрирования, особенно когда судно проходит узкости, работают оба рулевых электропривода, поэтому коэффициент одновременности для этого режима КО = = 2 / 2 = 1.

  Резервируются насосы главного двигателя – по два топливных, масляных, пресной и забортной воды, поэтому в ходовом режиме работает по одному из них и для этих насосов КО = 1 / 2 = 0,5. Для режимов же маневрирования, аварийного КО = 2 / 2 = 1.

  Сказанное выше справедливо и для насосов вспомогательных двигателей (дизель-генераторов).

Графа 10.

  Коэффициент загрузки (Кз). Коэффициент загрузки представляет собой отношение фактически потребляемой мощности приемником энергии в данном режиме к его номинальной мощности.

Значения коэффициентов загрузки зависят от режима работы судна.

Значения коэффициентов загрузки можно взять из приводимой ниже таблицы 1. В ней приведены обобщенные значения коэффициентов загрузки разных механизмов. Эти значения получены в результате эксплуатации большого числа серий судов разных типов (сухогрузные, нефтеналивные суда, универсальные и др.).

Таблица 1

Приемники

электроэнергии

Режимы

работы судна

Ходовой Маневров Стоянка без грузовых операций Стоянка с грузовыми операциями Аварийный с работой основной ЭС
Рулевое устройство 0,3...0,4 0,5...0,8 - - 0,4...0,7
Брашпиль - 0,7...0,9 - - -
Краны, лебедки - - - 0,5...0,8 -
Насосы главного двигателя:          
- топливные, 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 0,8...0,9
- масляные, 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 0,8...0,9
- охлаждения. 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 0,8...0,9
Насосы вспомогатель-ных двигателей:          
- топливные, 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 0,8...0,9
- масляные, 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 0,8...0,9
- охлаждения. 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 0,8...0,9
Сепараторы 0,6…0,8 - 0,4…0,6 0,4…0,6 -
Насосы котельной установки:          
конденсатный 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9
циркуляционный 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9 0,8...0,9
питательной воды 0,5...0,7 0,5...0,7 0,5...0,7 0,5...0,7 0,5...0,7
Насос пожарный 0,8...0,9 0,8...0,9 - - 1,0
Насос балластно-осушительный   0,7...0,9   0,7...0,9   0,7...0,9   0,7...0,9   0,8...0,9
Компрессор главный - 0,8...0,9 - - -
Компрессор подкачивающий   0,7...0,9   -   0,7...0,9   0,7...0,9   0,7...0,9
Вентиляторы 0,8…1,0 0,8…1,0 0,8…1,0 0,8…1,0 0,6...0,8
Кондиционеры 0,7…0,8 0,7…0,8 0,7…0,8 0,7…0,8 0,7…0,8
Плиты камбуза 0,5...0,9 0,5...0,9 0,5...0,9 0,5...0,9 -
Мастерская 0,3…0,4 0,3…0,4 0,3…0,4 0,3…0,4 0,3…0,4
Навигационное оборудование   0,4...0,6   0,5...0,7   -   -   0,5...0,7
Зарядный агрегат 0,7...0,9 - 0,7...0,9 0,7...0,9 -
Сеть освещения 0,6...0,8 0,7...0,8 0,6...0,8 0,6...0,8 0,8...1,0
Радиооборудование 0,5…0,6 0,5…0,6 0,2...0,3 0,2...0,3 0,7...0,8
Маслоперекачиваю- щий насос 0,7…0,8 0,7…0,8 - - 0,7…0,8
Топливоперекачи- вающий насос 0,7…0,8 0,7…0,8 - - 0,7…0,8
Шлюпочная лебедка - - - - 1,0
Траповая лебедка - - 0,8…0,9 0,8…0,9 -
Гидрофоры 0,8…0,9 0,8…0,9 0,8…0,9 0,8…0,9 0,8…0,9
Валоповоротное устройство - - 1,0 1,0 -

Графа 11.

Коэффициент мощности (Со s φ ). Общеизвестно, что КПД и Со s φ электродвигателя зависят от нагрузки. Эти ориентировочные зависимости КПД и Со s φ от нагрузки электродвигателей мощностью более 10 кВт (кривая 1) и мощностью до 10 кВт (кривая 2) изображены на рис.1 (см. ниже). Как видно из рисунка, кривые КПД в пределах нагрузок от 50% до 100% изменяются мало, поэтому при составлении таблицы величину КПД берут постоянной и отдельно для каждого режима работы не определяют. А вот коэф­фициент мощности (Со s φ ) в зависимости от фактической загрузки электродвигателя изменяется значительно, поэтому его значения для каждого режима работы необходимо определять, пользуясь  графиком.

Рис. 4.1. Зависимость коэффициента полезного действия η (кривые 1) и коэффициента мощности cosφ (кривые 2) асинхронных двигателей от коэффициента его загрузки КЗ (мощности Р , выраженной в относительных единицах о.е.): а) для двигателей мощностью до 10 кВт; б) для двигателей мощностью 10…75 кВт.

 

Графа 12.

Активная потребляемая мощность. Определяется по формуле

                                    Pa = P п.общ * Ko * K з (кВт)                                                   (3)

Графа 13.

Реактивная потребляемая мощность. Определяется по формуле

                                            Q р= P а * tg φ (квар)                                                             (4)

где tgφ - определяется по таблицам тригонометрических функций на основании соsφ режима.

Примечание: при заполнении данной графы необходимо помнить, что дляэлектронагревательных приборов и осветительных приборовсо s φ=1 и они реактивной мощности не имеют.

   На каждый режим работы судна для каждого приемника электро­энергии приходится по пять граф (гр. 9-13), которые заполняются аналогично.

   Для приемников, не работающих в данном режиме в соответствующих графах построчно делается прочерк.

  Заполнив построчно всю таблицу по режимам, приступают к заполне­нию горизонтальных строк итоговой таблицы.

Горизонтальные строки итоговой части таблицы заполняются следующим образом:

   Первая строка(«A») - Суммарная активная и реактивная потребляемые мощности приемников электроэнергии. Определяется путем сложения активных и реактивных мощностей приемников работающих в этих режимах, и заносятся в графы 12 и 13 (а также в соответствующие графы других режимов).

     Вторая строка («В») - Суммарная активная и реактивная потребляемые мощности приемников энергии, но с учетом общего коэффициента одновремен­ности по режиму. Определяется умножением соответствующих мощностей на принятый коэффициент одновременности по режиму.

Общий коэффициент одновременности по режиму (КОР)  учитывает несовпадение максимумов нагрузок приемников энергии во времени, т.к. нельзя считать реальным совершенно одновременную работу всех приемников. Опыт пока­зывает, что величина этого коэффициента колеблется в пределах 0,6-1,0. При этом, в более напряженных режимах он ближе к 1,0, а в менее напряженных - ближе к 0,6.

    Можно рекомендовать следующие средние значения коэффициентов одновременностипо режимам:

Стоянка без грузовых операций ………………….. 0,7 - 0,75;

Стоянка с грузовыми операциями ……………….. 0,8;

Съёмка с якоря (или маневрирование)................. 0,75 - 0,8;

Ходовой режим..................................…………… 0,8 - 0,9;

Аварийный режим................................………..... 0,9 - 1,0.

     Т.е. суммарная мощность (отдельно активная и отдельно реактивная), потребляемая в каждом режиме, умножается на принятый коэффициент одновремен­ности по режиму и заносится в соответствующие графы (12, 13 и им соответствующие по режимам).

Третья строка («С») - Суммарная потребляемая мощность с учётом коэффициента одновременности по режиму (вторая строка В) и с учётом 5% потерь мощности в сети. Определяется умножением соответствующих значений второй строки на коэффициент 1,05.

  Четвертая строка («D») - Полная мощность (S). Определяется по формуле

                                               (кВА)                                            (5)

где  и   - соответствующие значения активной и реактивной мощности четвертой строки.

  Пятая строка («Е») - Средневзвешенный коэффициент мощности (сosφср) по каждому режиму. Определяется по формуле

(6)

 

где Ра - активная мощность приемников, кВт.

        S - полная мощность приемников кВА.

  Шестая строкаF») - Количество и мощность работающих генераторов.

  На основании полученных расчетных величин суммарной потребляемой мощности по всем режимам с учетом коэффициентов одновременности и потерь в сети производится выбор мощности генера­торных агрегатов судовых электростанций.

Номинальные параметры генераторов приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Тип генератора Мощность, кВт Напряжение, В Частота вращения, об/мин КПД, % Соединение фаз

Серия М С С

МСС 82-4 30 400 и 230 1500 85,5

Звездой с выведенной нулевой точкой

МСС 83-4 50 400 и 230 1500 88,5
МСС 91-4 75 400 и 230 1500 89,5
МСС 92-4 100 400 и 230 1500 91
МССФ 92-4 100 400 1500 91
МСС 102-4 160 400 и 230 1500 91,5

400 В – звездой,

230 В – треугол.

МСС 103-4 200 400 и 230 1500 92
МСС 115-8 200 400 750 92

Серия Г С С

ГСС 103-8М 100 400 и 230 750 90

Звездой с выведенной нулевой точкой

ГСС 114-8М 160 400 750 91

Серия Г М С

ГМС 13-26-12 200 400 и 230 500 91

Звездой с выведенной нулевой точкой

ГМС 13-31-12 250 400 500 91,5
ГМС 13-41-12 320 400 500 92,5
ГМС 14-29-12 400 400 500 92,8
ГМС 14-41-12 500 400 500 93

Серия 2 С Н

2СН 42/13-4 30 400 и 230 1500 85,5

Звездой с выведенной нулевой точкой

2СН 42/28-4 60 400 и 230 1500 88,5
2СН 49/21-4 75 400 и 230 1500 89
2СН 49/27-4 100 400 и 230 1500 90,5
2СН 59/26-4 160 400 1500 90,5
2СН 59/31-4 200 400 1500 91,2
2СН 59/39-4 250 400 1500 92,2
2СН 74/31-4 315 400 1500 92,5
2СН 59/29-8 100 400 и 230 750 91
2СН 74/28-8 160 400 750 91,5
2СН 74/35-8 200 400 750 92
2СН 74/44-8 250 400 750 92,5
2СН 85/40-8 315 400 750 93

Серия М С К

МСК 82-4 30 400 и 230 1500 85,5

Звездой с выведенной нулевой точкой

МСК 83-4 50 400 и 230 1500 88,5
МСК 91-4 75 400 и 230 1500 89
МСК 92-4 100 400 и 230 1500 90,5
МСК 102-4 150 400 и 230 1500 90,5
МСК 103-4 200 400 и 230 1500 91,2

 

МСК 113-4 300 400 1500 92,2
МСК 114-4 400 400 1500 92,5
МСК 500-1500 400 400 1500 92
МСК 625-1500 500 400 1500 92,5
МСК 725-1500 600 400 1500 92,5
МСК 940-1500 750 400 1500 92,5
МСК1250-1500 1000 400 1500 93
МСК1560-1500 1250 400 1500 93
МСК1875-1500 1500 400 1500 93

Выбор генераторов.

Эта задача решается после полного оформления таблицы нагрузок.

Обращается внимание на средневзешенный коэффициент мощности cos j ср. Если он окажется больше 0,8, то выбор генератора производят по активной мощности Р, если меньше – по полной S.

Для каждого режима работы судна мощности друг от друга могут существенно отличаться. Но надо стремиться к тому, чтобы электростанция состояла из однотипных генераторов.

При выборе количества генераторов и комплектовании судовой электростанции (СЭС) надо учитывать следующие обстоятельства:

1) неравномерность распределения нагрузок при параллельной работе генераторов достигает 10 %;

2) за время срока службы судна возможно увеличение потребителей и нагрузки на электростанцию до 10 %.

3) по требованиям речного Регистра при выходе из строя одного источника питания оставшиеся должны обеспечить нормальную работу судна в ходовом и аварийном режимах работы.

Поэтому полное количество генераторов вычисляют по следующим формулам:

;                                                                  (7)

,                                                                 (8)

где Pi – нагрузка СЭС в I-ом режиме, кВт;

Рнг – номинальная мощность генератора, кВт;

n г.СЭС – полное количество генераторов СЭС.

Количество вычисленных по формуле генераторов n г округляют до ближайшего большего числа.

 

Выбор трансформаторов.

Выбор производится по мощности. Мощность трансформатора Sн (кВА) определяется через мощность потребителей Р2 (кВт).

                                                    (кВА)                                              (9)

где b - коэффициент нагрузки - для максимального КПД b=0,5…0,7;

cosj2=0,9…1,0.

По найденной мощности Sн выбираем трансформатор из таблицы 3, мощность которого близка Sн.

 

Таблица 3

 

Тип

Номинальная мощность, кВА

Номинальное напряжение обмоток, кВ

Потери мощности, кВт

Напряжение К.З., %

Ток
Х.Х., %
от номинального

ВН НН холостой ход Короткое замыкание
ТМ-25/6-10-65 25 6; 6,3; 10; 10,5 0,23; 0,4 0,125 0,6 4,5 3,2
ТМ-40/6-10-65 40 6; 6,3; 10; 10,5; 0,23; 0,4 0,18 0,88 4,5 3
ТМ-63/6-1М6 63 6; 6,3; 10 0,23; 0,4 0,265 1,28 4,5 2,8
ТМ-100/6-10-66 100 6; 6,3; 10; 10,5 0,23; 0,4 0,365 1,97 4,5 2,6
ТМ-160/6-10-66 160 6; 11 0,23; 0,4 0,54 2,65 4,5 2,4
ТМ-250/6-10-66 250 6; 10 0,23; 0,4 1,05 3,7 4,5 2,3
ТМ-400/6-10-68 400 6; 10 0,23; 0,4 1,45 5,5 4,5 2,1
ТМ-630/6-10-68 630 6; 10 0,23; 0,4 2,27 7,6 5,5 2
ТМ-1000/10 1000 6; 10 0,4 3,8 12,7 5,5 3

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.088 с.)