Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль обоняния в формировании ориентировки в окружающем у слепоглухих детей.
Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность). Наблюдения за развитием детей с врожденной слепоглухотой показывают большие возможности осязания и обоняния в освоении окружающего пространства. Если не препятствовать активности такого ребенка и способствовать формированию у него хватания, сидения, прямохождения и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться свободной ориентировки в помещении и развития у него полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ними в соответствии с их назначением. Ребёнку, лишённому зрения и слуха, обоняние доставляет разнообразие ощущений. Они имеют положительный или отрицательный аффективно-эмоциональный фон. Из всех ощущений ни одно не связано так тесно с эмоциональным чувственным фоном, как обонятельное. Обоняние играет роль настройщика в вегетативной нервной системе, оказывая влияние на пороги различных органов чувств Ряд авторов отмечали необыкновенную тонкость обоняния у слепоглухих людей. Описаны случаи, когда слепоглухой человек полностью ориентировался в помещении на основе запахов или мог не только отличить в груде перчаток две, составляющие пару, но и отобрать две пары, принадлежащие двум сестрам. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы. Известны наблюдения О. И. Скороходовой, когда она из запаха букета разных цветов сразу выделяла аромат белой лилии или на фоне запаха чернил вычленяла запах ранее бывших в чернильной бутылочке духо в. На специальных коррекционных занятиях у детей развивают обонятельную чувствительность. В результате дети учатся узнавать знакомый запах, выделяют его среди других (из 2-х, 3-х) и соотносят с предметом. Составляют индивидуально ориентированную программу развития обонятельных ощущений.Сначала выясняют какие запахи не нравятся ребёнку, какие привлекают, вызывают интерес и любопытство.
В процессе обучения развитию обоняния, с целью формирования ориентаций в окружающем пространстве ребёнка учат принюхиваться. Для слепого ребёнка это особенно важно, т.к. этим он открывает для себя дополнительную возможность получения информации о свойствах вещей,возможность узнавания и различения людей и предметов. Нюхание предметов - это освоение (познание) окружающего мир. Затем ребёнок должен научиться сосредотачивать внимание на запахе, его узнавать, запоминать, называть, локализовать (столовая, медицинский кабинет и т.п.) Запахи классифицируем по группам: - запахи продуктов питания (овощи, фрукты, мясные и молочные продукты и др.); - парфюмерные запахи (дезодорант, духи, одеколон и др.); - медицинские запахи (мази, микстура, спирт, капли, корвалол и др.). - запахи приправ и специй (лавровый лист, корица, гвоздика и др.); - запахи растений (цветы, кустарники, лекарственные травы и т.д.); - запахи моющих средств (стиральные порошки, сорта мыла и т.д.); - бытовые запахи (хозяйственное мыло, шампунь, зубная паста и т.д.); Все группы запахов классифицируются на. приятные и неприятные; знакомые и незнакомые; запахи человеческого тела; домашние запахи; «топографические» запахи (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой,запах глины - с мастерской). Затем даются упражнения, на развитие обоняния и дифференциацию запахов.: «Угадай по запаху», «Где пахнет?», «Съедобное - несъедобное». На заключительном этапе коррекционной работы важно направить внимание ребёнка на упражнения по использованию обонятельной чувствительности в различных видах деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке. Приемы работы по развитию обонятельной чувствительности: 1. Рассматривание (обследование) предмета. 2. Определение запаха предмета. 3. Жестовое обозначение. 4. Определение цвета предмета. 5. Соотнесение предмета с предметом. 6. Соотнесение предмета с картинкой.
7. Соотнесение предмета с табличкой. 8. Соотнесение с цветовой карточкой. 9. Работа с инструкциями. Дидактическая игра «Угадай по запаху». 1. Работа в альбоме. Рисование. 2. Работа с трафаретами. В каких случаях можно использовать запахи? 1.При изучении ребёнком своего тела можно использовать предметы с запахами (крем, эфирные масла, глина, тесто с ванилином и т.д.), нанося их ребёнку на разные части тела. Это поможет ему лишний раз обратить внимание на своё тело способом ощупывания, поразглядывания, обнюхивания тела. 2.Запахи можно использовать для как метки в пространстве ослабления страхов ребёнка: знакомый запах поможет снизить уровень страха в незнакомом помещении, на незнакомой территории. В данном случае можно провести игру «Чем пахнет?», брызнув в незнакомом помещении знакомый запах освежителя воздуха. Ребёнок вспомнит запах своего класса, отсека и это его успокоит. 3.Страх можно и «занюхать», накапав несколько капель лимонного, мятного или масла ромашки на носовой платок. Вдыхая эти запахи, ребёнок начнёт успокаиваться, приобретать уверенность. А сладкий и резковатый запах сандалового масла не только успокоит, но и снимет тревоги и улучшит настроение. 4.Тренировать ребёнка в прослеживании «движения» ароматов: провести ароматизированной палочкой вверх и вниз относительно лица, обвести палочкой вокруг головы и т.п., закрепляя заданием типа: «Покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах». На занятиях продуктивной деятельностью надо акцентировать внимание детей на запахах клея, краски, бумаги. На занятиях ознакомления с окружающим - на запахи растений. Во время режимных моментов - на запах мыла, пасты и т. д. Дети на занятиях по развитию обонятельной чувствительности показывают разные поведенческие реакции: успокаиваются, настораживаются, радуются, пугаются. Обоняние - это дистантный анализатор, поэтому его можно применять при ориентировке в пространстве. Для ребёнка, у которого нарушено зрительное и (или) слуховое восприятие, запахи становятся значимыми метками, которые вполне можно использовать при освоении пространства. Благодаря обонянию слепоглухой ребёнок может определить местоположение различных предметов, узнать знакомых людей и т.д. Таким образом, развитие обонятельной чувствительности у детей показали, что они способствуют положительной динамике в способности детей воспринимать, различать и успешно использовать запахи для получения более полной информации о происходящем вокруг, а также помогают лучше ориентироваться в пространстве и быту.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.005 с.) |