О порядке посещения колоколен в дни Пасхи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О порядке посещения колоколен в дни Пасхи



В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).

Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол не трудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того - неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.

Колокольни являются объектом повышенной опасности и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьём сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.

Не редки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.

Все эти нюансы следует предусмотреть заранее, и по согласованию с настоятелем храма определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.

Звоны на богослужениях с участием архиерея

При ожидании к службе архиерея благовест начинают по указанию настоятеля в праздничный колокол. Как правило, в этот день начинают звонить несколько раньше.

При приближении к храму архиерея (при подъезде к воротам на территорию храма) начинают трезвон.

Если встреча к Всенощной, то звон, по входе архиерея в храм, прекращают через 2-3 минуты, поскольку происходит облачение архиерея в мантию и следование его в алтарь. Если же встреча к Литургии, то после проследования в храм архиерея добавляют, как и положено к Литургии, ещё два трезвона.

В остальных моментах звоны остаются те же, что и в обычных случаях, за исключением Литургии, где звон на Евхаристии совершается через более длинные промежутки между ударами, поскольку при служении архиерейским чином все богослужебные действия совершаются более степенно, в том числе немного дольше читаются евхаристические молитвы.

В тех случаях, когда к службе ожидают не одного архиерея, то по прибытии и прошествии в храм одного из них, после встречного трезвона возобновляют благовест и дожидаются следующего; по прибытии оного, всё повторяется, как было описано выше.

По окончании богослужения дожидаются выхода архиерея из храма и сопровождают трезвоном его шествие в дом причета, в трапезную или отъезд с территории храма. В случае, если архиерей уходит до окончания службы, боковым или служебным выходами (т.е. не торжественно), то проводного трезвона не совершают.

Если архиерей “в гостях” у прихода, то дожидаются его окончательного отбытия с территории храма и сопровождают это трезвоном, а если архиерей находится в “своей” церкви или обители, то по окончании богослужебных звонов отъезды и въезды его на территорию храма звонами не сопровождаются.

При встрече архиерея на обозрение им церкви совершают благовест в праздничный колокол. Так же, как и на встрече к службе, трезвонят при приближении архиерея к территории храма и, так же, как и после богослужения, провожают отъезд его с территории церкви или обители проводным трезвоном.

Билет№10

Звоны воскресные

Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днём, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Совершается благовест в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста - трезвон в один приём. Во второй главе “Типикона” об этом сказано: „По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50-й, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны."

Следующий звон на всенощной именуется Дву звоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря - два трезвона через небольшой промежуток времени и означает начало Утрени. („По чтении же великом святых апостол, исходит параек-клесиарх и клеплет в великий и прочия кампаны. "“Типикон”, гл. 2.)

Как видим из текста “Типикона”, между Вечерней и Утреней совершалось чтение.

Вообще-то в это время была трапеза, поскольку предстояло бдение, до утра было далеко, и те, кто собирался причащаться, должны были подкрепиться “Труда ради бденного”. В настоящее время ни чтения, ни трапезы в храмах не происходит, однако звон в этом месте остался и вместо практического значения теперь символически отмечает начало Утрени как начало нового Времени в жизни человечества, Утро жизни вечной.

При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее, до возгласа священника в начале Утрени.

Звон к Евангелию - это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, на “славу” антифона, в момент выноса из алтаря Евангелия. “Та же степенны гласа, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в колоколы.”(“Типикон”, гл 2.)

Поскольку Евангелие символизирует собою самого Господа, то и трезвон в этом месте - приветствие сошедшему к нам в виде учения Сына Божия.

Не присутствующим в храме православным - это сообщение, что в храме будет читаться Евангелие. Поэтому не имеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. “Слава, Тебе. Господи, слава Тебе!” - возглашает предстоящий лик. К этому возгласу трезвон следует закончить.

Звон “На Честнейшую” именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, перед началом которой поётся песнопение “Величит душа моя Господа..”, в припеве которого поют: “Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...”

Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь, конечно же, не случайна - она обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия.

Раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола (в зависимости от статуса предстоящего молебна), и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрёл символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол.

Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения.

В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае - указаний в Типиконе на это счёт нет. Однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей совершать трезвон.

К Воскресной Литургии

К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и перед Всенощной, с тем только отличием, что трезвон в конце благовеста совершают в три приема.

К ранней Литургии совершают благовест в меньший колокол и, кроме того, реже и тише; в конце благовеста трезвона нет.

Звон к “Достойно...” содержит 12 ударов в праздничный колокол по числу апостолов, присутствующих на Тайной Вечери Господней.

Совершается он во время произнесения священником евхаристических молитв и помогает верующим обратить свои сердца к Богу.

“Горе имеем сердца!” - возглашает священник. “Имамы ко Господу” - отвечает лик предстоящих.

Священник: “Благодарим Господа!” Хор: “Достойно и праведно есть ” С этого момента начинают удары в большой колокол.

Здесь, как и на Всенощной, желательно равномерно распределить удары на время пения и закончить звон к концу прочтения евхаристических молитв, то есть к возгласу: “Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней.

По окончании Воскресной Литургии звонов, как и на Всенощной, совершать Уставом не указав но.

Указом Св. Синода (1886г. 29 марта №4) предписано, чтобы по воскресным и праздничным дням во всех приходских церквах Вечерня отправлялась по уставу со звоном в большой колокол. Трезвон к  службе должен быть без большого колокола (“Типикон”, Храм. гл. 1). Это значит, что в воскресенье вечером благовестят в праздничный колокол, но трезвонят без него

Билет№11

Звоны будничные

В настоящее время будничные звоны - явление не частое. Например, в московских монастырях практика звонов в будничные дни довольно скудна, если вообще существует. Реальная необходимость использования колоколов в наше время не велика. Мы привыкли уже ориентироваться во времени по часам. Расписание служб нам известно. Службы совершаются, в основном, вовремя. Редкий прихожанин не имеет своих часов, но теперь и это не существенно. Колокольные звоны нашего времени - боллее украшение Богослужения, символы, нежели насущная потребность.

Приводимые ниже рекомендации относительно совершения будничных звонов не носят обязательный характер. Звонарям следует обсудить все виды будничных звонов со своими настоятелями и весьма осторожно использовать трезвоны; особенно там, где наборы колоколов небольшие. Нежелательно трезвонить одинаково и в будни, и в праздники.В седмичные дни перед богослужениями благовестят в простодневный колокол.

Трезвон в эти дни бывает без первых четырёх колоколов, то есть без простодневного, но если случится служба с великим славословием, то трезвон бывает и в 4-й колокол, простодевный.

В седмичные дни к Вечерне примыкает 9-й час, поэтому благовестят перед началом 9-го часа, а перед Вечерней трезвонят.

“И по конце 9-го часа знаменует в 2 или 4 по уставу” (“Типикон”, гл. 9)

К Повечерию будничному в 9-й гл. “Типикона” указано звонить только в било. В реальной практике била уже не используют, поэтому в настоящее время следует использовать простодневный колокол.

К Повечерию после Великой Вечерни, если не положено по каким-либо причинам бдение, “Клеплет в малый кампан или в ручное клепало по обычаю” (“Типикон”, гл. 7.) В то время, когда составлялся “Типикон”, ещё было в обычае употребление клепал, которые использовались наряду с колоколами. В настоящее время это просто звон.

К Полунощнице вседневной благовест совершается, как видим из указания Типикона, редкими ударами в малый колокол. "Во утрии же знаменует параекклесиарх в малый кампан, редким ударением, на мног час..." (“Типикон”, гл 9.)

К Утрени звонят недолго, всего около двух минут, а именно - по мере прочтения 50-го псалма. Как указано в “Типиконе”, “по скончании же Полунощницы... параекклесиарх... благословився у предстоятелями клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50-й весь”. В данном случае в “Типиконе” даётся рекомендация звона к Утрени, следующей за Полунощницей. Однако если Утреня совершается отдельно, то после благовеста совершают трезвон.

Таким образом, если Утреня совершается без Вечерни, то вначале, как обычно, совершаем благовест в назначенный колокол и затем - двузвон.

К Литургии - благовест в простодневный колокол, трезвон без большого и воскресного, то есть с простодневным.

 

Список используемой литературы:

Самоучитель игры на русской звоннице «Двойка» часть первая авт. Священник Павел Радин (руководитель епархиальных курсов звонарей при Санкт- Петербургской Духовной Академии).

«Об уставных звонах» авт. Николай Завьялов (доцент кафедры Литургики Сретинской Духовной Семинарии, преподаватель кампанистики, звонарь Сретинского монастыря г. Москва) 

 Устав Минской школы звонарей

Курс лекций Новосибирской школы звонарей 2011г.

Составил священник Алексей Гамолин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.014 с.)