Красноярские Епархиальные курсы звонарей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Красноярские Епархиальные курсы звонарей



Красноярские Епархиальные курсы звонарей

Краткий конспект

Данное пособие представляет  подборку, состоящую из материалов: Новосибирской,  Московских и Санкт – Петербургской школ звонарей. В вопросах выбора устава рекомендуется -  Н.Завьялов  «Об уставных звонах» (доцент кафедры Литургики Сретинской Духовной Семинарии, звонарь Сретинского монастыря г. Москва).

Билет№1

Роль звона в богослужении

Колокольный звон выполняет следующие функции:

Призывает верующих к службе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Настраивает на молитву                                                                                                             Возвещает о важных моментах службы                                                                                                                                    Являет собой проповедь православной веры Названия колоколов:

Праздничный колокол – самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и некоторых других особо торжественных случаях

Воскресный – меньший по величине, используемый в воскресные службы.

Полиелейный – в дни когда совершается полиелейная служба.

Будничный – в обычные, не праздничные дни.

Постовой – в период Великого поста.

Часовой – перед чтением Великопостных часов.

 

 

Символика колокола

Нижняя окружность колокола символизирует Бога Отца, верхняя Бога Сына, и звук от колокола исходящий – Духа Святого

Балки- Крест Христов

Верёвки – знание святого писания

Три группы колоколов: Бог(благовестик), подзвонные (переборные)- церковь земная(ныне живущие христиане), зазвонные- церковь небесная т.е. святые и ангелы

 

Что такое квадрат, такт

Квадрат – музыкальный период, состоящий из 4 тактов                                                                                              Такт - единица музыкального метра, начинающаяся с сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Один от другого такты отделяются тактовой чертой(в церковном звоне такты чаще всего четырёхдольного размера)                                                                                                                  

Билет№2

Била и клепала Семантрон попал на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент здесь был назван "било", а его металлический аналог - "клепало". Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала. Самые ранние упоминания о билах на Руси встречаются в Лаврентьевской летописи, написанной примерно в то же время, когда в Восточной Церкви был утвержден Типикон. В этой летописи говорится о том, что била использовались в Печерском монастыре в окрестностях Киева (позже этот монастырь стал Киево-Печерской Лаврой). Первое упоминание била связано с печальным событием - смертью Св. Феодосия, игумена монастыря (1062 - 1074), который после пасхального богослужения смертельно заболел. "После пяти дней болезни, он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било". В том же году било упоминается ещё раз, но уже в связи с менее печальными обстоятельствами. В повествовании о монахе Матвее Прозорливом сказано, что он, выходя из церкви "седе, опочивая под билами".

Различные источники указывают на то, что бронзовые колокола и била или клепала сосуществовали на Руси со второй половины одиннадцатого века. Информация об этих инструментах достаточно скудна, но, относительно того, что касается различий в их использовании, мы можем установить следующее: колокола, как правило, использовались в крупных и богатых городских храмах, а било и клепало преимущественно в монастырях и небольших приходских храмах. Хотя в Печерском монастыре - крупнейшей русской обители на то время - использовалось только било. Что же касается громадного числа приходских храмов и монастырских общин, то они просто не могли позволить себе колокола, и поэтому там ударяли в била или клепала для призыва к богослужениюУпоминания об использовании бил или клепал (иногда вместе с колоколами) встречаются в рукописях конца четырнадцатого века. В летописи, датируемой 1382 годом, автор повествует о том, что во время разорения Москвы войском ордынского хана Тохтамыша в тот же год, "не бе звонения во колоколы ни в била". Несколькими годами позже, Епифаний Премудрый в написанном им "Житии преподобного Сергия Радонежского", говорит о том, что святой Сергий принял решение ударять в било перед тем, как войти вместе с братьями в Свято-Троицкий монастырь.

Даже в конце XVI века, когда колоколов на Руси стало больше, и их размеры стали увеличиваться, била и клепала ещё не полностью исчезли, особенно в деревенских храмах. В новгородском храме Св. Филиппа использовалось железное клепало до тех пор, пока в 1558 г. там не появился первый колокол. В конце 1580-х годов во многих храмах и монастырях в Новгороде всё ещё использовались била и клепала.

С XVII века и до революции упоминания о билах носят единичный характер, а их использование находится в тени величайших колокольных событий, которые прославили Россию. Колокол известен на Руси издревле, и за сотни лет российской истории колокола стали символом и олицетворением этой истории. Недаром в музыкальных произведениях русских классиков нет ни намека на бильное клепание, а вот колокольный звон является в русской музыке исключительным выразительным средством. Среди летописных текстов нет ни одного свидетельства, где описывалось бы какое-либо народное неудовольствие или сопротивление повсеместному распространению колокольного звона. В народном сознании колокол является одновременно и билом: даже следуя указаниям Типикона, звонари все свои звоны исполняют все-таки на колоколах - и не находят в этом никакого противоречия. Даже язык колокола в некоторых старинных текстах называется "било", а само происхождение слова "колокол" иногда ведут к греческому слову "калкун" (синоним слова "семантрон").

Известны отдельные эпизоды изготовления бил и в XVIII веке (отливка чугунных досок на Петровском заводе), и в XIX веке (отливка на заводе Чарышникова большого била в форме кольца для Киево-Печерской Лавры). В XIX веке старинное металлическое било находилось в Псково-Печерском монастыре, в это било регулярно стучали... сторожа.

В нынешнее время изредка в России предпринимаются успешные попытки восстановления клепания в била. Можно привести, по крайней мере, два примера: клепание ко всенощному бдению в московском подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, а также клепание в малое било в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбургской епархии. Интересно, что среди старообрядцев повсеместно распространены именно колокола, а не била. Вряд ли использование бил приобретет массовый характер в будущем, ведь современные технологии колокольного литья позволяют теперь даже самым малоимущим приходам обходиться без клепания в древо. Но несомненно, била остаются трогательным и памятным явлением православной культуры.

 


Текст основан на материале, изложенном в книге
Edward V. Williams // THE BELLS OF RUSSIA
New Jersey. Princeton University - 1985
(перевод Михаила Курникова, сотрудника Общества Церковных Звонарей)

 

     

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

В 5м веке сбор верующих на службу(ударение деревянным «будильным» молотком в дверь) становится специальным средством призыва к богослужению. Позднее молоток трансформировался в доску, от неё звук разносился дальше. Так появилось било .

Во времена гонения христиан призыв к богослужению производился через особых лиц из клириков – народособирателей, возглашением перед дверьми келий «аллилуйя» или употребляя молоток, ударяя в двери келий

Kloppel - (нем.) колокол.  Клепало (русск.)

Било - деревянная или металлическая доска любой формы(прямоугольной, круглой, дуго и секирообразной) по которой ударяют колотушкой или деревянным молотком.

Различали два била – великое (вешали на башне или столбах) и малое (носили в руке)

В Византии греки делали била из дерева явора – особой звучности, у нас – из дерева, меди и железа. В выписках из переписных книг Новгордской области – указание, что даже в первой половине 16в колокола почти совсем не употреблялись, и не только в церквах, но даже в монастырях повсюду были била и клепала.

Акцент – ударение на известных тактах или нотах музыкальной фразы, подчеркивание звука или аккорда путём его усиления,ритмического удлинения, смены гармонии,тембра, направления мелодического движения и т.п.

Базовая ритмика – набор элементарных исполнительских ритмов: восьмые,ритм дробления,шестнадцатые, а также метрическая сетка звона

Остинантность – композиторский приём, основанный на многократном повторении какой- либо мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука

Метрическая сетка звона – основу любого звона, его костяк, составляет шаблон-заготовка виде неизменной метрической сетки, на которую накладываются различные ритмические мотивы. Метрической сеткой называют остинантную основу звона, состоящую из совокупности равномерных ударов колоколов педальной и подзвонных групп

Билет№3

История колокола

Святой Павлин [Понтий Мероний Павлин милостивый, епископ Ноладский, 353-431 гг.] возвращался в Нолу с обозрения епархии, утомился, прилег отдохнуть на холме. И привиделось, как светлые ангелы сходят с небес, собираются на склонах холма, раскачивают колокольчики за стебельки, и издают те нежные серебряные звуки, сладкие как ангельское пение. Проснувшись, Св.Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру меднику бронзовую копию полевого цветка. Когда заказ был выполнен, епископ схватил молоток и ударил им о бок первого отлитого колокола… Звон полнозвучный и приятный, как глас Божий, раздался окрест…(Пухначев. Загадки звучащаго металла.).

Первый колокольный след обнаруживается примерно 4000лет назад в Китае, в эпоху Ся(22-18вв. до Р.Х.) найден бронзовый колокольчик 4,5см, далее колокольчики получают самое разнообразное применение как в быту, так и во всевозможных ритуалах. Древний Египет, Месопотамия, Евразия,

Христианство по началу отвергало колокола в основном из-за употребления их язычниками.

Как же получилось, что имея многовековую историю, колокольный звон не был осмыслен в России как инструментальная музыка, а звонница с подбором колоколов – как музыкальный инструмент? Звон использовали и используют  в качестве инструментального сопровождения службы, что является одной из главных его функций. Напомним – в православной службе, в отличие от католической, инструментальной музыки нет, и звон не считают «музыкой»..

В этой связи можно попытаться найти интересные истоки обычая крещения колоколов, наречения их человеческими именами и прозвищами и других проявлений антропоморфизма. В своих «заметках о религии и нравах русского народа» Седерберг пишет: «Всякую инструментальную музыку русские отвергают, потому что, как говорят они, она как и другие бездушные предметы, не может хвалить и воспевать творца, а напротив, только доставляет удовольствие чувствам и мешает благоговению». Ну, а если колокол окрестить с восприемником, дать ему имя, то он уже не будет «бездушным предметом» и музыкальным инструментом, а напротив -  «гласом Божьим». И если он провинился, его, как и всякую христианскую душу, надо наказать, сослать в ссылку.

Отливка

Лишь к 12в. Окончательно установилась технология литья колоколов. На западе литейный способ начал применяться с 4-6вв., ранее их делали с помощью пайки, клепки, ковки из любого металла и выдалбливали, вытесывали из дерева и камня.

Стекло, фарфор, отбеленный чугун, серебро, золото, глина – поиск которым наполнена вся история производства колоколов.

В книге «Пиротехния» Ванноччо Берингуччо (1540) описал технологию, основанную на литье из бронзы - металлического сплава, где медь составляет 78-80% остальные 20-22% - олово.Эти пропорции используются и сегодня.

Язык колокола куется из мягкой стали (СТ3, СТ4) или железа либо льётся из чугуна (в некоторых случаях отливается из той же колокольной бронзы). По форме язык должен постепенно утолщаться а не «вдруг». Вес языка у небольшого колокола (до 40 пудов) должен составлять 1/20 от веса колокола, у крупного (свыше 600 пудов) – 1/30, у остальных - между этими показателями.

Формовка колокола

На свободно вращающийся, закрепленный сверху и снизу стержень – веретено устанавливается и закрепляется первая доска, при помощи которой образуется внутренняя форма колокола или болван.  Болван формуют на ступе – круглом основании, большем, чем диаметр будущей формы.  Болван сначала выкладывается из рядов кирпичей без перевязки на глиняном растворе, затем окончательно из глины постоянно сверяясь с доской. Проводя шаблоном, снимают лишнюю массу глины. При формовке колокола глина наносится слоями. Каждый слой просушивается огнём, для чего внутри стопы оставляется полость, в которой разводят огонь. Высушенный болван смазывается салом, чтобы получить промежуточный слой. После этого, на веретено закрепляется вторая доска – шаблон для фальшивого колокола, который откручивается таким же образом



Фальшколокол просушивается, и на его поверхность наносятся выполненные из воска с необходимыми для пластичности добавками рельефные изображения, орнаментальные пояски и надписи. По окончании художественного оформления фальшколокола его внешняя поверхность также смазывается салом, и на неё,слой за слоем, наносится формовочная глина, в которую между слоями вставляются металлические крючья для подъёма формы и обручи для прочности. По достижении необходимой толщины и прочности внешней формы под болваном, в стопе снова разводят огонь, чтобы выплавились восковые детали украшений. Тогда при помощи подъёмника поднимается внешняя форма и мастера осторожно удаляют фальшколокол с болвана.После этого внешняя форма снова опускается на болван и скрепляется с ним. Так между болваном и внешней формой образуется пустота, в которую заливается бронза.

Поверх полученной формы колокола устанавливается форма короны колокола, образованная из глиняной массы с пустотами в форме маточника и ушей. Уши колоколов бывают различных форм и рисунков, с украшениями и без них. Русские мастера16в украшали уши колоколов растительным и геометрическим орнаментом. Обычно восковые уши, отлитые в гипсовые формы, обмазываются формовочной глиной. При просушке воск вытекает и остаётся глиняная форма. Таких форм изготавливается по количеству ушей будущего колокола от 2 до 6 или 8 (на колоколах более 2000 пудов). Затем форма ушей приставляется к форме маточника – центральной пирамиде, вся эта конструкция вместе заформовывается и составляет целую форму короны. Вверху короны оставляются два отверстия: литник для заливки металла и выпар для выхода воздуха. Если колокол невелик, то его формуют наверху перед ямой. Большие колокола формуются непосредственно в литейной яме.

Литейная яма – принадлежность любого традиционного колокололитейного производства. Она располагается рядом с литейной печью. Отверстие в печи, из которого поступает металл, должно быть чуть выше литника и выпара на форме колокола, чтобы металл стекал в форму свободно, без особого усилия. Размещение литейной формы в яме не только удобно с точки зрения простоты заливки металла, но и необходимо из соображений безопасности, так как были случаи прорыва формы металлом. После заливки должно пройти некоторое время для полного остывания колокола, после чего колокол поднимают из ямы, очищают внутреннюю и расчеканивают внешнюю поверхность.(просмотреть процесс в интернете набрав «литье колоколов»)

Акустика колокола

Звук колокола – промежуточный между музыкальным и (с гармоническим спектром) и шумовым (с негармоническим спектром). Причем наблюдается изменение спектра во времени.

Акустические исследования показали, что звук от колокола расходится не во все стороны, а крестом. Это объясняется тем, что нижняя окружность колокола, ударное кольцо колокола, если его понимать как замкнутую струну, то в 4 точках она имеет состояние покоя, амплитуда колебания в этих точках стремится к нулю. А в оставшиеся 4 стороны звук по плоскости расходится крестом. По вертикали звон распространяется тоже неравномерно во все стороны. Звук в колоколе русской формы распространяется(вниз) под углом примерно 70 градусов. А в остальных направлениях амплитуда значительно сбавлена.

Преобладающий по силе (основной) тон в основном даёт нижняя окружность (замкнутая струна)                                                                                                                                                

Билет№4

Билет№5

Перебор

Перебор - погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.

При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

 

Трезвон – звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой

Трезвон

Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы - Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому:

перед Вечерней совершается трезвон в один приём;

перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма;

перед Литургией - в три.

Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые - "Красный звон" и "Звон в двои".

О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных” (“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)-

В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась.

"Красными" в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный". Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских...” в “Типиконе” указано: "Поем со аллилуею красною".

Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования.

“Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” - указывается в "Учебном уставе" со ссылкой на определение Св. Синода.

Звон "в двои" совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному.

Звонят "в двои" ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.

Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.

 

Мелизм – мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии

Простая трель – игра шестнадцатыми    

Быстрая трель – исполняется тридцать вторыми

Форшлаг – мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности

Короткий фаршлаг – исполняется колоколами одной группы

Длинный форшлаг – исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп

Билет№6

Виды звона

Существует большое количество звонов:

Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений

Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников

Пасхальный – особый праздничный трезвон

Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы

Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки (за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем - звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4)

Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами. 2. Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом.

Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям). При погружении креста – праздничный трезвон.

Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника.

На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант)

Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар.

Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва.

Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам

Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев – при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон

В уставе Н.Завьялова - Перебор

Перебор - погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.

При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

                                                                                                             

 

Билет№7

Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест(3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах:

3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник

6 час – 6 ударов

9 час – 9 ударов

На изобразительных – звона нет

Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол.

В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»

Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова

В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем».

На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.

В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.

К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен.

В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.

Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.

Краткий обзор

Понедельник, вторник, среда (утром и днём): звоны те же, что и в Четыредесятницу.

Среда: к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол.

Четверг: к часам, вечерни и литургии – благовест в полиелейный колокол.

К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12 – го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель).

Пятница: к царским часам – редкий благовест в воскресный колокол.

К вечерне (выносу Плащаницы) – благовест редким ударением в праздничный колокол. Во время выноса Плащаницы – перезвон по единому удару в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы – краткий трезвон.

К утрене благовест в большой колокол. Во время шествия с Плащаницей вокруг церкви – перезвон (такой же, как и днем). По поставлении Плащаницы – краткий трезвон.

Суббота: утром и днем, по установившейся традиции, звонов не совершается.

К полунощнице (около 23:00-23:30) – редкий благовест в праздничный колокол.

Николай Завьялов

Билет№8

Звоны в Пасху

Пасхальное богослужение начинается обычно с Полунощницы (как правило, в 23ч или в 23.30).

Перед Полунощницей совершают благовест в праздничный колокол (непродолжительно - около 5 минут), редким ударением (если праздничный колокол большой (свыше 300 пудов) - в один край или через 1 удар).

В начале крестного хода начинают праздничный трезвон “во вся”.

После того, как крестный ход, обойдя вокруг храма, станет у западных дверей, для совершения Пасхального начала, трезвон прекращают.

По совершении Пасхального начала, когда входят в церковь, трезвон возобновляют; прекращают его к началу пения канона Пасхи (продолжительность трезвона в среднем около 5 минут).

На Пасхальной Литургии (если не Хириопасха -то есть совпадение праздника Пасхи с днём Благовещения) во время чтений Евангелий совершают удары в большой колокол; количество ударов соответствует порядковому числу читаемого Евангелия (как в Великий Четверг).

На Евхаристическом каноне звонят в обычном порядке (12 ударов в большой колокол). 1 По окончании ночной службы - трезвон "во вся".

Звоны Светлой седмицы

Благовестят во всю светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят "во вся".

На Литургиях благовест непродолжительный. Поскольку Часы в эти дни поются, то время звона перед началом Литургии заметно уменьшается, поэтому в некоторых церквях настоятели благословляют перед Литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.

Звоны на крестных ходах в Светлую седмицу

С понедельника по пятницу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками, теми, кто подаёт сигналы о движении крестного хода, чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершения ектений, кроплению св. водой и т.д.).

Останавливается крестный ход на всех четырёх сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Напротив алтаря совершают чтение, поэтому пауза между трезвонами в этом месте заметно дольше.

Последняя, 4-я остановка, совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон считается заключительным.

Билет№9

Билет№10

Звоны воскресные

Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днём, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Совершается благовест в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста - трезвон в один приём. Во второй главе “Типикона” об этом сказано: „По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50-й, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны."

Следующий звон на всенощной именуется Дву звоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря - два трезвона через небольшой промежуток времени и означает начало Утрени. („По чтении же великом святых апостол, исходит параек-клесиарх и клеплет в великий и прочия кампаны. "“Типикон”, гл. 2.)

Как видим из текста “Типикона”, между Вечерней и Утреней совершалось чтение.

Вообще-то в это время была трапеза, поскольку предстояло бдение, до утра было далеко, и те, кто собирался причащаться, должны были подкрепиться “Труда ради бденного”. В настоящее время ни чтения, ни трапезы в храмах не происходит, однако звон в этом месте остался и вместо практического значения теперь символически отмечает начало Утрени как начало нового Времени в жизни человечества, Утро жизни вечной.

При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее, до возгласа священника в начале Утрени.

Звон к Евангелию - это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, на “славу” антифона, в момент выноса из алтаря Евангелия. “Та же степенны гласа, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в колоколы.”(“Типикон”, гл 2.)

Поскольку Евангелие символизирует собою самого Господа, то и трезвон в этом месте - приветствие сошедшему к нам в виде учения Сына Божия.

Не присутствующим в храме православным - это сообщение, что в храме будет читаться Евангелие. Поэтому не имеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. “Слава, Тебе. Господи, слава Тебе!” - возглашает предстоящий лик. К этому возгласу трезвон следует закончить.

Звон “На Честнейшую” именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, перед началом которой поётся песнопение “Величит душа моя Господа..”, в припеве которого поют: “Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...”

Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь, конечно же, не случайна - она обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия.

Раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола (в зависимости от статуса предстоящего молебна), и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрёл символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол.

Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения.

В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае - указаний в Типиконе на это счёт нет. Однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей совершать трезвон.

К Воскресной Литургии

К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и перед Всенощной, с тем только отличием, что трезвон в конце благовеста совершают в три приема.

К ранней Литургии совершают благовест в меньший колокол и, кроме того, реже и тише; в конце благовеста трезвона нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.104 с.)