Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Красноярские Епархиальные курсы звонарейСтр 1 из 5Следующая ⇒
Красноярские Епархиальные курсы звонарей Краткий конспект Данное пособие представляет подборку, состоящую из материалов: Новосибирской, Московских и Санкт – Петербургской школ звонарей. В вопросах выбора устава рекомендуется - Н.Завьялов «Об уставных звонах» (доцент кафедры Литургики Сретинской Духовной Семинарии, звонарь Сретинского монастыря г. Москва). Билет№1 Роль звона в богослужении Колокольный звон выполняет следующие функции: Призывает верующих к службе Настраивает на молитву Возвещает о важных моментах службы Являет собой проповедь православной веры Названия колоколов: Праздничный колокол – самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и некоторых других особо торжественных случаях Воскресный – меньший по величине, используемый в воскресные службы. Полиелейный – в дни когда совершается полиелейная служба. Будничный – в обычные, не праздничные дни. Постовой – в период Великого поста. Часовой – перед чтением Великопостных часов.
Символика колокола Нижняя окружность колокола символизирует Бога Отца, верхняя Бога Сына, и звук от колокола исходящий – Духа Святого Балки- Крест Христов Верёвки – знание святого писания Три группы колоколов: Бог(благовестик), подзвонные (переборные)- церковь земная(ныне живущие христиане), зазвонные- церковь небесная т.е. святые и ангелы
Что такое квадрат, такт Квадрат – музыкальный период, состоящий из 4 тактов Такт - единица музыкального метра, начинающаяся с сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Один от другого такты отделяются тактовой чертой(в церковном звоне такты чаще всего четырёхдольного размера)
Билет№2 Била и клепала Семантрон попал на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент здесь был назван "било", а его металлический аналог - "клепало". Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала. Самые ранние упоминания о билах на Руси встречаются в Лаврентьевской летописи, написанной примерно в то же время, когда в Восточной Церкви был утвержден Типикон. В этой летописи говорится о том, что била использовались в Печерском монастыре в окрестностях Киева (позже этот монастырь стал Киево-Печерской Лаврой). Первое упоминание била связано с печальным событием - смертью Св. Феодосия, игумена монастыря (1062 - 1074), который после пасхального богослужения смертельно заболел. "После пяти дней болезни, он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било". В том же году било упоминается ещё раз, но уже в связи с менее печальными обстоятельствами. В повествовании о монахе Матвее Прозорливом сказано, что он, выходя из церкви "седе, опочивая под билами". Различные источники указывают на то, что бронзовые колокола и била или клепала сосуществовали на Руси со второй половины одиннадцатого века. Информация об этих инструментах достаточно скудна, но, относительно того, что касается различий в их использовании, мы можем установить следующее: колокола, как правило, использовались в крупных и богатых городских храмах, а било и клепало преимущественно в монастырях и небольших приходских храмах. Хотя в Печерском монастыре - крупнейшей русской обители на то время - использовалось только било. Что же касается громадного числа приходских храмов и монастырских общин, то они просто не могли позволить себе колокола, и поэтому там ударяли в била или клепала для призыва к богослужениюУпоминания об использовании бил или клепал (иногда вместе с колоколами) встречаются в рукописях конца четырнадцатого века. В летописи, датируемой 1382 годом, автор повествует о том, что во время разорения Москвы войском ордынского хана Тохтамыша в тот же год, "не бе звонения во колоколы ни в била". Несколькими годами позже, Епифаний Премудрый в написанном им "Житии преподобного Сергия Радонежского", говорит о том, что святой Сергий принял решение ударять в било перед тем, как войти вместе с братьями в Свято-Троицкий монастырь.
Даже в конце XVI века, когда колоколов на Руси стало больше, и их размеры стали увеличиваться, била и клепала ещё не полностью исчезли, особенно в деревенских храмах. В новгородском храме Св. Филиппа использовалось железное клепало до тех пор, пока в 1558 г. там не появился первый колокол. В конце 1580-х годов во многих храмах и монастырях в Новгороде всё ещё использовались била и клепала. С XVII века и до революции упоминания о билах носят единичный характер, а их использование находится в тени величайших колокольных событий, которые прославили Россию. Колокол известен на Руси издревле, и за сотни лет российской истории колокола стали символом и олицетворением этой истории. Недаром в музыкальных произведениях русских классиков нет ни намека на бильное клепание, а вот колокольный звон является в русской музыке исключительным выразительным средством. Среди летописных текстов нет ни одного свидетельства, где описывалось бы какое-либо народное неудовольствие или сопротивление повсеместному распространению колокольного звона. В народном сознании колокол является одновременно и билом: даже следуя указаниям Типикона, звонари все свои звоны исполняют все-таки на колоколах - и не находят в этом никакого противоречия. Даже язык колокола в некоторых старинных текстах называется "било", а само происхождение слова "колокол" иногда ведут к греческому слову "калкун" (синоним слова "семантрон"). Известны отдельные эпизоды изготовления бил и в XVIII веке (отливка чугунных досок на Петровском заводе), и в XIX веке (отливка на заводе Чарышникова большого била в форме кольца для Киево-Печерской Лавры). В XIX веке старинное металлическое било находилось в Псково-Печерском монастыре, в это било регулярно стучали... сторожа. В нынешнее время изредка в России предпринимаются успешные попытки восстановления клепания в била. Можно привести, по крайней мере, два примера: клепание ко всенощному бдению в московском подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, а также клепание в малое било в Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбургской епархии. Интересно, что среди старообрядцев повсеместно распространены именно колокола, а не била. Вряд ли использование бил приобретет массовый характер в будущем, ведь современные технологии колокольного литья позволяют теперь даже самым малоимущим приходам обходиться без клепания в древо. Но несомненно, била остаются трогательным и памятным явлением православной культуры.
Текст основан на материале, изложенном в книге
В 5м веке сбор верующих на службу(ударение деревянным «будильным» молотком в дверь) становится специальным средством призыва к богослужению. Позднее молоток трансформировался в доску, от неё звук разносился дальше. Так появилось било . Во времена гонения христиан призыв к богослужению производился через особых лиц из клириков – народособирателей, возглашением перед дверьми келий «аллилуйя» или употребляя молоток, ударяя в двери келий Kloppel - (нем.) колокол. Клепало (русск.) Било - деревянная или металлическая доска любой формы(прямоугольной, круглой, дуго и секирообразной) по которой ударяют колотушкой или деревянным молотком. Различали два била – великое (вешали на башне или столбах) и малое (носили в руке) В Византии греки делали била из дерева явора – особой звучности, у нас – из дерева, меди и железа. В выписках из переписных книг Новгордской области – указание, что даже в первой половине 16в колокола почти совсем не употреблялись, и не только в церквах, но даже в монастырях повсюду были била и клепала. Акцент – ударение на известных тактах или нотах музыкальной фразы, подчеркивание звука или аккорда путём его усиления,ритмического удлинения, смены гармонии,тембра, направления мелодического движения и т.п. Базовая ритмика – набор элементарных исполнительских ритмов: восьмые,ритм дробления,шестнадцатые, а также метрическая сетка звона Остинантность – композиторский приём, основанный на многократном повторении какой- либо мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука Метрическая сетка звона – основу любого звона, его костяк, составляет шаблон-заготовка виде неизменной метрической сетки, на которую накладываются различные ритмические мотивы. Метрической сеткой называют остинантную основу звона, состоящую из совокупности равномерных ударов колоколов педальной и подзвонных групп
Билет№3 История колокола Святой Павлин [Понтий Мероний Павлин милостивый, епископ Ноладский, 353-431 гг.] возвращался в Нолу с обозрения епархии, утомился, прилег отдохнуть на холме. И привиделось, как светлые ангелы сходят с небес, собираются на склонах холма, раскачивают колокольчики за стебельки, и издают те нежные серебряные звуки, сладкие как ангельское пение. Проснувшись, Св.Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру меднику бронзовую копию полевого цветка. Когда заказ был выполнен, епископ схватил молоток и ударил им о бок первого отлитого колокола… Звон полнозвучный и приятный, как глас Божий, раздался окрест…(Пухначев. Загадки звучащаго металла.). Первый колокольный след обнаруживается примерно 4000лет назад в Китае, в эпоху Ся(22-18вв. до Р.Х.) найден бронзовый колокольчик 4,5см, далее колокольчики получают самое разнообразное применение как в быту, так и во всевозможных ритуалах. Древний Египет, Месопотамия, Евразия, Христианство по началу отвергало колокола в основном из-за употребления их язычниками. Как же получилось, что имея многовековую историю, колокольный звон не был осмыслен в России как инструментальная музыка, а звонница с подбором колоколов – как музыкальный инструмент? Звон использовали и используют в качестве инструментального сопровождения службы, что является одной из главных его функций. Напомним – в православной службе, в отличие от католической, инструментальной музыки нет, и звон не считают «музыкой».. В этой связи можно попытаться найти интересные истоки обычая крещения колоколов, наречения их человеческими именами и прозвищами и других проявлений антропоморфизма. В своих «заметках о религии и нравах русского народа» Седерберг пишет: «Всякую инструментальную музыку русские отвергают, потому что, как говорят они, она как и другие бездушные предметы, не может хвалить и воспевать творца, а напротив, только доставляет удовольствие чувствам и мешает благоговению». Ну, а если колокол окрестить с восприемником, дать ему имя, то он уже не будет «бездушным предметом» и музыкальным инструментом, а напротив - «гласом Божьим». И если он провинился, его, как и всякую христианскую душу, надо наказать, сослать в ссылку. Отливка Лишь к 12в. Окончательно установилась технология литья колоколов. На западе литейный способ начал применяться с 4-6вв., ранее их делали с помощью пайки, клепки, ковки из любого металла и выдалбливали, вытесывали из дерева и камня. Стекло, фарфор, отбеленный чугун, серебро, золото, глина – поиск которым наполнена вся история производства колоколов. В книге «Пиротехния» Ванноччо Берингуччо (1540) описал технологию, основанную на литье из бронзы - металлического сплава, где медь составляет 78-80% остальные 20-22% - олово.Эти пропорции используются и сегодня. Язык колокола куется из мягкой стали (СТ3, СТ4) или железа либо льётся из чугуна (в некоторых случаях отливается из той же колокольной бронзы). По форме язык должен постепенно утолщаться а не «вдруг». Вес языка у небольшого колокола (до 40 пудов) должен составлять 1/20 от веса колокола, у крупного (свыше 600 пудов) – 1/30, у остальных - между этими показателями.
Формовка колокола На свободно вращающийся, закрепленный сверху и снизу стержень – веретено устанавливается и закрепляется первая доска, при помощи которой образуется внутренняя форма колокола или болван. Болван формуют на ступе – круглом основании, большем, чем диаметр будущей формы. Болван сначала выкладывается из рядов кирпичей без перевязки на глиняном растворе, затем окончательно из глины постоянно сверяясь с доской. Проводя шаблоном, снимают лишнюю массу глины. При формовке колокола глина наносится слоями. Каждый слой просушивается огнём, для чего внутри стопы оставляется полость, в которой разводят огонь. Высушенный болван смазывается салом, чтобы получить промежуточный слой. После этого, на веретено закрепляется вторая доска – шаблон для фальшивого колокола, который откручивается таким же образом Фальшколокол просушивается, и на его поверхность наносятся выполненные из воска с необходимыми для пластичности добавками рельефные изображения, орнаментальные пояски и надписи. По окончании художественного оформления фальшколокола его внешняя поверхность также смазывается салом, и на неё,слой за слоем, наносится формовочная глина, в которую между слоями вставляются металлические крючья для подъёма формы и обручи для прочности. По достижении необходимой толщины и прочности внешней формы под болваном, в стопе снова разводят огонь, чтобы выплавились восковые детали украшений. Тогда при помощи подъёмника поднимается внешняя форма и мастера осторожно удаляют фальшколокол с болвана.После этого внешняя форма снова опускается на болван и скрепляется с ним. Так между болваном и внешней формой образуется пустота, в которую заливается бронза. Поверх полученной формы колокола устанавливается форма короны колокола, образованная из глиняной массы с пустотами в форме маточника и ушей. Уши колоколов бывают различных форм и рисунков, с украшениями и без них. Русские мастера16в украшали уши колоколов растительным и геометрическим орнаментом. Обычно восковые уши, отлитые в гипсовые формы, обмазываются формовочной глиной. При просушке воск вытекает и остаётся глиняная форма. Таких форм изготавливается по количеству ушей будущего колокола от 2 до 6 или 8 (на колоколах более 2000 пудов). Затем форма ушей приставляется к форме маточника – центральной пирамиде, вся эта конструкция вместе заформовывается и составляет целую форму короны. Вверху короны оставляются два отверстия: литник для заливки металла и выпар для выхода воздуха. Если колокол невелик, то его формуют наверху перед ямой. Большие колокола формуются непосредственно в литейной яме. Литейная яма – принадлежность любого традиционного колокололитейного производства. Она располагается рядом с литейной печью. Отверстие в печи, из которого поступает металл, должно быть чуть выше литника и выпара на форме колокола, чтобы металл стекал в форму свободно, без особого усилия. Размещение литейной формы в яме не только удобно с точки зрения простоты заливки металла, но и необходимо из соображений безопасности, так как были случаи прорыва формы металлом. После заливки должно пройти некоторое время для полного остывания колокола, после чего колокол поднимают из ямы, очищают внутреннюю и расчеканивают внешнюю поверхность.(просмотреть процесс в интернете набрав «литье колоколов») Акустика колокола Звук колокола – промежуточный между музыкальным и (с гармоническим спектром) и шумовым (с негармоническим спектром). Причем наблюдается изменение спектра во времени. Акустические исследования показали, что звук от колокола расходится не во все стороны, а крестом. Это объясняется тем, что нижняя окружность колокола, ударное кольцо колокола, если его понимать как замкнутую струну, то в 4 точках она имеет состояние покоя, амплитуда колебания в этих точках стремится к нулю. А в оставшиеся 4 стороны звук по плоскости расходится крестом. По вертикали звон распространяется тоже неравномерно во все стороны. Звук в колоколе русской формы распространяется(вниз) под углом примерно 70 градусов. А в остальных направлениях амплитуда значительно сбавлена. Преобладающий по силе (основной) тон в основном даёт нижняя окружность (замкнутая струна) Билет№4 Билет№5 Перебор Перебор - погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении. При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Трезвон – звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой Трезвон Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы - Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому: перед Вечерней совершается трезвон в один приём; перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма; перед Литургией - в три. Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые - "Красный звон" и "Звон в двои". О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных” (“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)- В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась. "Красными" в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный". Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских...” в “Типиконе” указано: "Поем со аллилуею красною". Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования. “Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” - указывается в "Учебном уставе" со ссылкой на определение Св. Синода. Звон "в двои" совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят "в двои" ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно. Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
Мелизм – мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии Простая трель – игра шестнадцатыми Быстрая трель – исполняется тридцать вторыми Форшлаг – мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности Короткий фаршлаг – исполняется колоколами одной группы Длинный форшлаг – исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп Билет№6 Виды звона Существует большое количество звонов: Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников Пасхальный – особый праздничный трезвон Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки (за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем - звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4) Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами. 2. Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом. Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям). При погружении креста – праздничный трезвон. Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника. На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант) Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар. Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва. Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев – при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон В уставе Н.Завьялова - Перебор Перебор - погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении. При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Билет№7 Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест(3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах: 3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник 6 час – 6 ударов 9 час – 9 ударов На изобразительных – звона нет Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол. В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону» Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем». На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха. В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные. К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен. В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой. Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения. Краткий обзор Понедельник, вторник, среда (утром и днём): звоны те же, что и в Четыредесятницу. Среда: к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол. Четверг: к часам, вечерни и литургии – благовест в полиелейный колокол. К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12 – го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель). Пятница: к царским часам – редкий благовест в воскресный колокол. К вечерне (выносу Плащаницы) – благовест редким ударением в праздничный колокол. Во время выноса Плащаницы – перезвон по единому удару в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы – краткий трезвон. К утрене благовест в большой колокол. Во время шествия с Плащаницей вокруг церкви – перезвон (такой же, как и днем). По поставлении Плащаницы – краткий трезвон. Суббота: утром и днем, по установившейся традиции, звонов не совершается. К полунощнице (около 23:00-23:30) – редкий благовест в праздничный колокол. Николай Завьялов Билет№8 Звоны в Пасху Пасхальное богослужение начинается обычно с Полунощницы (как правило, в 23ч или в 23.30). Перед Полунощницей совершают благовест в праздничный колокол (непродолжительно - около 5 минут), редким ударением (если праздничный колокол большой (свыше 300 пудов) - в один край или через 1 удар). В начале крестного хода начинают праздничный трезвон “во вся”. После того, как крестный ход, обойдя вокруг храма, станет у западных дверей, для совершения Пасхального начала, трезвон прекращают. По совершении Пасхального начала, когда входят в церковь, трезвон возобновляют; прекращают его к началу пения канона Пасхи (продолжительность трезвона в среднем около 5 минут). На Пасхальной Литургии (если не Хириопасха -то есть совпадение праздника Пасхи с днём Благовещения) во время чтений Евангелий совершают удары в большой колокол; количество ударов соответствует порядковому числу читаемого Евангелия (как в Великий Четверг). На Евхаристическом каноне звонят в обычном порядке (12 ударов в большой колокол). 1 По окончании ночной службы - трезвон "во вся". Звоны Светлой седмицы Благовестят во всю светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят "во вся". На Литургиях благовест непродолжительный. Поскольку Часы в эти дни поются, то время звона перед началом Литургии заметно уменьшается, поэтому в некоторых церквях настоятели благословляют перед Литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста. Звоны на крестных ходах в Светлую седмицу С понедельника по пятницу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками, теми, кто подаёт сигналы о движении крестного хода, чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершения ектений, кроплению св. водой и т.д.). Останавливается крестный ход на всех четырёх сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Напротив алтаря совершают чтение, поэтому пауза между трезвонами в этом месте заметно дольше. Последняя, 4-я остановка, совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон считается заключительным. Билет№9 Билет№10 Звоны воскресные Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днём, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Совершается благовест в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста - трезвон в один приём. Во второй главе “Типикона” об этом сказано: „По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50-й, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны." Следующий звон на всенощной именуется Дву звоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря - два трезвона через небольшой промежуток времени и означает начало Утрени. („По чтении же великом святых апостол, исходит параек-клесиарх и клеплет в великий и прочия кампаны. "“Типикон”, гл. 2.) Как видим из текста “Типикона”, между Вечерней и Утреней совершалось чтение. Вообще-то в это время была трапеза, поскольку предстояло бдение, до утра было далеко, и те, кто собирался причащаться, должны были подкрепиться “Труда ради бденного”. В настоящее время ни чтения, ни трапезы в храмах не происходит, однако звон в этом месте остался и вместо практического значения теперь символически отмечает начало Утрени как начало нового Времени в жизни человечества, Утро жизни вечной. При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее, до возгласа священника в начале Утрени. Звон к Евангелию - это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, на “славу” антифона, в момент выноса из алтаря Евангелия. “Та же степенны гласа, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в колоколы.”(“Типикон”, гл 2.) Поскольку Евангелие символизирует собою самого Господа, то и трезвон в этом месте - приветствие сошедшему к нам в виде учения Сына Божия. Не присутствующим в храме православным - это сообщение, что в храме будет читаться Евангелие. Поэтому не имеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. “Слава, Тебе. Господи, слава Тебе!” - возглашает предстоящий лик. К этому возгласу трезвон следует закончить. Звон “На Честнейшую” именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, перед началом которой поётся песнопение “Величит душа моя Господа..”, в припеве которого поют: “Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...” Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь, конечно же, не случайна - она обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия. Раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола (в зависимости от статуса предстоящего молебна), и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрёл символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол. Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения. В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае - указаний в Типиконе на это счёт нет. Однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей совершать трезвон. К Воскресной Литургии К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и перед Всенощной, с тем только отличием, что трезвон в конце благовеста совершают в три приема. К ранней Литургии совершают благовест в меньший колокол и, кроме того, реже и тише; в конце благовеста трезвона нет.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.104 с.) |