Японское право, его важнейшие отрасли и источники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японское право, его важнейшие отрасли и источники.



Что касается источников права средневековой Японии, то первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (Конституция Сётоку-тайси 604 г.). Право в то время еще не отделялось от религиозных и этических но рм, если не считать некоторых понятий о наказаниях, связанных с представлениями о «грехе», «каре», «божьем суде» и с концепцией «справедливости».

Нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае, назывались гири: в Японии выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего.

Гири отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В целом обычное право того времени содержало главным образом предписания, которые давались высшими чинами низшим. Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого уточнялись в сборниках рицу-рё, где репрессивно-наказательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - термином «рё».

В числе наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья можно назвать: Тайхо-рё (701 г.) и Ёро-рё (718 г.). Тайхо посвящен в основном регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро - уголовным и административным предписаниям. Естественно, что ни в одном, ни в другом сборнике не содержится деления права на публичное и частное, как и вообще нет деления на отрасли права.

Японское феодальное право не проводило достаточно четкого разграничения (как и китайское право) между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом и даже просто неисполнением обязательства.

Японский феодальный свод «ста законов» (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения.

Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (три человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне.

Государственной идеологией, как и в Китае, было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии. Подчинение вассала сюзерену, жены — мужу, детей — родителям было доведено до крайней меры: вассал, убивший сюзерена, жена — мужа, дети — родителя, предавались казни независимо от обстоятельств.

В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. Не удивительно, что, столкнувшись с европейским правом, японцы с трудом переводили французские или немецкие правовые термины. «Обязательство» стало толковаться как «право делать» что-либо, или «воздерживаться от действий».

Становление государства и права Арабского Халифата.

Возникновение Халифата

В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины) захватили лучшие земли оазисов. В их собственность перешло, большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Возникновение новой религии — ислама — связано с именем Мухаммеда (около 570—632). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк — «посланник бога на земле». Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

Халифат в VII—X вв.

Общественный строй. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках, на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка»).

Под их руководством в VII—VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат.

Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны.

Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

2) диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.007 с.)