Становление государства и права Арабского Халифата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление государства и права Арабского Халифата.



 

1. Особенности развития средневекового Китая. Характеристика его государственного и социального строя. Право феодального Китая.

Распад империи Хань в III в. знаменовал собой начало новой эпохи развития средневекового Китая.

Уже в первых веках новой эры в Китае окончательно утвердились феодальные отношения. Утвердилась крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Условно период средневекового развития Китая можно подразделить на три этапа:

• раннефеодальное государство в Китае (III-VIII вв.);

• централизованная средневековая феодальная империя (VIII-XVI вв.);

• позднефеодальное государство в Китае (XVIII-XIX вв.).

В период правления династии Цзинь (III—V вв.) получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время «системой равных полей». Стало расширяться и церковное землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации.

Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, вследствие которых в 618 г. взошла на престол новая правящая династия - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

Во главе сложного, довольно строго организованного государственного строя на всех этапах существования китайского средневекового государства был легитимный обожествленный император - «сын Неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права.

При императоре действовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера:

 - левый (старший)

- правый (младший),

зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находились традиционные для Китая шесть ведомств (министерств).

Старшему канцлеру подчинялись:

• ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

• ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственности;

• ведомство финансов, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении младшего канцлера находились:

• военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

• ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

• ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты:

- одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами),

- две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе.

Самой крупной административо-территориальной единицей империи с древних времен была провинция.

Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды.

На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

• военная;

административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении, - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство осуществлялось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.

Высшую ступень иерархической судебной лестницы в XIV-XV вв. занимал сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей находился выборный старейшина деревни.

В основном судебные дела решались в уездных управах - ямынях.

 

В общественном строе средневекового Китая выделялись три сословия:

- благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные граждане, освобожденные от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. В средневековом Китае выделялось девять рангов чиновников, сдававших раз в три года экзамен на получение ученой степени; богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почетных званий и ученых степеней. Иногда должность можно было получить в дар;

- добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

- дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен, хотя и чрезвычайно усложнен.

 

Право феодального Китая

Среди источников права средневекового Китая следует специально выделить получившие широкое распространение кодексы. Одним из первых в их ряду был Кодекс Танской династии, составленный в VIIв. и вобравший в себя преимущественно уголовно-наказательные нормы - люй.

Затем, в 963 г., при династии Сун было составлено якобы «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», которое, однако, практически повторяло Танский кодекс.

В XI в. увидел свет «Свод законов из 900 статей», подвергший классификации накопившиеся к тому времени законы.

«Свод законов всекитайской династии Мин» был составлен к концу XIV в. В целом он воспроизводил положения большинства имевшихся на то время кодексов.

В период правления маньчжуров (династия Цин) был составлен новый кодекс - «Татзин-люли»,датированный 1648 г. Однако и он представлял собой компиляцию из предыдущих кодификаций средневекового китайского права, что, впрочем, не препятствовало его применению вплоть до Синьхайской революции 1911 г., свергнувшей династию Цин.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались на принципах конфуцианской морали. Основными формами собственности в праве Китая были:

- государственная

- частная собственность.

Особый вид собственности представляла церковная (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).

Общинное землевладение было отменено в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и под общинные кладбища.

Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

• при закладе земли залогодатель длительное время не утрачивал права собственности на заложенную землю, сохраняя право ее выкупа после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды, с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была предлагаться сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

• при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи.

Китайское право отличало от договора займа договор ссуды -передачу в пользование определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

Договор купли-продаж и занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Отсутствие купчей наказывалось битьем палками.

Наследование имело характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14-15 лет для женщин.

Браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию, запрещались.

Запрещалась полигамия: второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. Но у мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Широко практиковался обычай помолвки еще не родившихся детей.

Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не имел священного, нерасторжимого характера.

Муж мог требовать развода в случаях: бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др.

Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианствавозобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы же утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

При вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол»:

• первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора - заговор о мятеже против государя, непокорность и измена;

• четвертой - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесены убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

• шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены: кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

• седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

Судебный процесс в средневековом Китае носил преимущественно инквизиционный характер.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиск преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Соответственно инквизиционному характеру процесса судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться его признания.

Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к истцу, чтобы уличить его в ложном обвинении. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.027 с.)