Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные виды и свойства внимания.
Внимание человека обладает 5ю основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Устойчивость внимания – проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Зависит от индивидуальных физиологических особенностей человека, психического состояния (возбужденность, тормознутость и т.п.), от мотивации и от внешних обстоятельств. Сосредоточенность внимания (противоположное – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность иногда называют концентрацией. Переключаемость понимается как перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. Распределение внимания – характеристика внимания, состоящая в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Объем внимания – такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться сфере повышенного внимания (сознания) человека. Составляет в среднем 5 – 7 единиц информации. Отвлекаемость – это явление непроизвольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутренних и внешних раздражителей, несовместимых с выполняемой в данный момент деятельностью. Из перечисленных выше свойств формируются свойства личности такие как внимательность и наблюдательность. Внимательность – это свойство личности, обусловленное как организацией процесса деятельности, так и индивидуально-типологическими особенностями самой личности. Наблюдательность – способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой то цели детали, признаки или свойства. И. Павлов в свое время распорядился высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» - он высоко ценил это свойство личности.
Виды внимания. По виду контакта с объектом: - привычное внимание – обусловлено постоянной сферой интересов человека - произвольное внимание – находится под контролем человека. Для его включения необходимо приложить некоторые волевые усилия. В произвольном внимании выделяют: - волевое – включается в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и тенденцией сползания внимания в сторону непроизвольного - выжидательное – вызывается сознательно ожидаемым объектом или явлением - спонтанное – первоначально вызывается объектом из-за интереса к нему, нов последствии удерживается в поле внимания усилием воли - послепроизвольное – включается вначале волевым усилием, но растущий интерес к объекту впоследствии снижает уровень требуемых волевых усилий. - Опосредованное внимание к объекту при отсутствии непосредственного контакта с ним, порождается с помощью специальных средств, приемов, знаков - Непосредственное – порождается и удерживается самим объектом
55. Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Он очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и др. анализаторы. Что у данной фигуры три угла или что потолок белый доказывать не надо. Это человек воспринимает непосредственно. А вот что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов – этого никто не способен видеть непосредственно. Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Таким образом, мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно позволяет выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Кроме того мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
Мышление – обобщенный и опосредованный процесс отражения действительности. Целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней. Необходимость в мышлении возникает тогда когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Такие ситуации называются проблемными. Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что то непонятное неизвестное. Например летчик ведет самолет и вдруг замечает посторонний неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление необходимое для того, чтобы раскрыть смысл случившегося. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую задачу. Проблемная ситуация – это смутное неявное мало осознанное впечатление сигнализирующее что «что то не так»… она запускает процесс мышления. Возникновение задачи означает что удалось хотя бы приблизительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.
56. Основные теоретические подходы к анализу мышления. Механистический подход (Г. Мюллер, Э. Торндайк, А. Ньюэлл, Г. Саймон, …) Подход может быть представлен тремя теориями: теорией ассоцианизма, бихевиоризмом и информационной теорией мышления. В этих теориях мышление определяется как сочетание чувственных представлений, научение и процесс переработки информации. Мышление как сочетание чувст.представлений. Исходными элементами психического опыта являются отдельные чувственные представления, выявленные на материале сенсорно-перцептивных и мнемических процессов. Между отдельными элементами устанавливаются связи (ассоциации) по сходству, контрасту, совпадению и др. мышление выступает как ассоциирование чувственных представлений. Мышление как научение. Исходный элемент анализа – двигательная реакция и закономерности их сочетания, установление новых стимульно-реактивных связей, механизмы обуславливания. Мышление выступает как научение, образование навыка интеллектуальной практической задачи. Бихевиористы представляют мыслительный процесс как результат реакции человека на входные стимулы в ходе повседневной жизни. Мышление как процесс переработки информации. Исходный элемент – операции с условными символами (знаками) – опознание, сличение и т.п., называемыми информационными процессами. Сочетания таких операций, та или иная их последовательность составляют алгоритмы решения задач, в том числе мыслительных. В основе отечественной психологии лежит деятельностная теория мышления: - мышление есть специфический вид познавательной деятельности; - способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.) |