Технико-экономические показатели проекта города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технико-экономические показатели проекта города



- численность населения города - тыс. чел.;

- территория города - га, в том числе селитебная территория - га;

- общий жилой фонд - тыс. м2;

- плотность населения в селитебной территории - чел/га;

- площадь зелёных насаждений - га, в том числе на 1 жителя - м2/чел;

- протяжённость магистральной улично-дорожной сети - км;

- плотность магистральной улично-дорожной сети - км/км2;

- плотность жилого фонда в жилой зоне м2/га;

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. СНиП 2.07.01.89 Строительные нормы и правила. Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений. М., изд-во

Госстрой СССР, 1991.- 56с.

2. Справочник проектировщика "Градостроительство". - М.:

Стройиздат,1978. - 368с.

3. Бутягин В. А. Планировка и благоустройство городов. - М.:

Стройиздат,1974. - 384 с.

4. Богадкий Г. Ф., Бондаренко А. И.. Курсовое проектирование по градостроильству.

- Киев: изд-во Будивельник, 1968. - 283с.

5. Тосунова М. И. Планировка городов и населённых мест. - М.: Высшая школа,

1986. — 207с.

6. Степанов В. К., Великовский Л. Б. Основы планировки населённых мест. - М.:

Высшая школа, 1985. - 326с.

7. Шепелев Н.Л., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки. - М.: Высшая

школа, 2000. — 270с.

8. Хасиев С.А. Архитектура города. - М.: Стройиздат, 2001 - 200с.

9. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб.:

2002. - 295 с

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.-------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Общие положения для выполнения практических занятий.--------------------------3

1.1. Содержание, данные и последовательность выполнения практических        занятий.------------------------------------------------------------------------------3

1.2. Исходные данные для расчёта территории и численности населения населённого пункта.---------------------------------------------------------------4

2. Физико-географическая характеристика природно-климатических условий места размещений города.------------------------------------------------------------------4

3. Расчёт численности населения города.---------------------------------------------------5

4. Составление предварительного баланса городской территории.-------------------6

4.1. Расчёт селитебной территории.--------------------------------------------------6

4.1.1. Расчёт территории жилых районов и микрорайонов.-------------7

4.1.2. Расчёт резервных территорий.-----------------------------------------7

4.1.3. Расчёт учреждений и предприятий обслуживания населённых мест и территорий общественных центров.---------------------------------7

4.1.4. Расчёт территорий зелёных насаждений общего пользования.-8

4.1.5. Расчёт земельных участков для гаражей.---------------------------10

4.2. Расчёт производственной территории.---------------------------------------11

4.2.1. Расчёт городских промышленных районов.-----------------------11

4.2.2. Расчёт территории коммунально-складских зон.-----------------13

4.2.3. Расчёт территории санитарно-защитной зоны.-------------------13

5. Общая организация территории города.-------------------------------------------------13

5.1. Функциональное зонирование территории.---------------------------------13

5.2. Планировочная структура города.---------------------------------------------14

5.3. Формирование улично-дорожной сети.--------------------------------------15

5.4. Система деление города.---------------------------------------------------------15

6. Проектный баланс территории города.--------------------------------------------------15

7. Технико-экономические показатели.---------------------------------------------------17

Библиографический список.-------------------------------------------------------------------17

 

Функционально-планировочная организация города:

 

Методические указания по практическим занятиям для студентов 3 курса специальности 2905 "Городское строительство и хозяйство".

 

Составитель: доц., канд. арх. Татьяна Витальевна Михайлова

 

Редактор - Акритова Е. В.

 

Подписано в печать 13 01 03. Формат 60x80 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Уч.-изд. л. 1,7. Усл.-печ. л. 1,8. Тираж 100 экз. Заказ № _____

 

Отпечатано на участке множительной техники Воронежского архитектурно- строительного университета.

 

394006 г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, ВГАСУ.

 

 

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ГОРОДА

В качестве исходных данных для разработки проекта функцио­нально-планировочной организации территории среднего города предла­гается использовать индивидуальные топографические карты масштаба 1:10 000 в качестве подосновы, а также данные табл. 1. [1] [2]

Таблица 1

Исходные данные для проектирования___________________

№ вар. Проектная численность населения на расчет­ный срок2, тыс.чел. Преобладающее направление ветра Средняя этажность жилой застройки Вид промышленного объекта
1 50 с 4-8 Колбасная фабрика
2 55 ю 9 и более Завод коньячного спирта
3 60 3 4-8 Ликероводочный завод
4 65 в 9 и более Тепличные хозяйст­ва
5 70 сз 4-8 Предприятие по производству майо­неза
6 75 СВ 9 и более Предприятие кофе- обжарочное
7 80 юз 4-8 Производство обоев
8 85 юв 9 и более Производство ковров
9 90 с 4-8 Завод первичного виноделия
10 100 ю 9 и более Макаронная фабрика

 



 

Практическое задание 1

Необходимо внимательно ознакомиться с выданными исходны­ми данными, определить направление господствующих ветров (постро­ить розу ветров, ориентируясь на данные табл.1). Проанализировать рельеф местность (в дальнейшем при размещении, например, промыш­ленных территорий необходимо будет обратить внимание на уклон тер­ритории), определить ландшафтно-географические особенности местно­сти: наличие рек, озер, зеленых массивов, болот и т.д.

Результатом работы должна стать индивидуальная подоснова для дальнейшего проектирования (калька форматом АI), на которой обо­значено следующее:

1. название графического материала проекта «Топографическая подоснова для разработки проекта функционально-планировочной орга­низации территории среднего города»;

2. масштаб 1:10 000;

3. границы территории проектирования (рамка);

4. рельеф местности;

5. гидрография;

6. лесные массивы;

7. роза ветров.

8. внешние транспортные связи с существующей сетью магист­ралей. [3]


- смешанной жилой и общественно-деловой застройки;

- общественно-деловой застройки;

- производственной застройки;

- смешанной застройки;

- инженерной и транспортной инфраструктур;

- рекреационные зоны;

- сельскохозяйственного использования;

- специального назначения, в том числе зоны размещения воен­ных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специаль­ного назначения.

Планировочную структуру городских и сельских поселении сле­дует формировать, предусматривая:

- компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон;

- рациональное зонирование и структурное членение террито­рии в увязке с системой общественных центров, инженерно­-транспортной инфраструктурой;

- эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, разме­ров земельных участков;

- комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;

- охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;

- охрану недр и рациональное использование природных ресур­сов;

- условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объек­там социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

3.1. ЖИЛЫЕ ЗОНЫ

Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания.

В жилых зонах размещаются жилые дома различных типов; от­дельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.

Допускается размещать отдельные объекты общественно- делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило,


не более 0,5 га, а также мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду.

Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озе­лененных территорий общего пользования, а также других объектов.

Территории жилой зоны организуются в виде следующих функ­ционально-планировочных жилых образований:

Квартал (микрорайон) - основной планировочный элемент за­стройки в границах красных линий или других границ, размер террито­рии которого, как правило, от 5 до 60 га.

Район - формируется как группа кварталов (микрорайонов), как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистраля­ми, линиями железных дорог, естественными рубежами. Площадь тер­ритории района не должна превышать 250 га.

Квартал и район являются объектами документов территориаль­ного планирования и документов по планировке территории.

3.2. ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ ЗОНЫ

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предприниматель­ской деятельное™, объектов высшего и среднего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учрежде­ний, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспе­чением жизнедеятельности граждан. Допускается размещение жилых домов, гостиниц, подземных или многоэтажных гаражей.

По типу застройки и составу размещаемых объектов обществен­но-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональ­ные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной об­щественной застройки.

В многофункциональных (общегородских и районных) зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки

9


при минимальных размерах земельных участков, преимущественно раз­мещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями об­служивания, а также места приложения труда и другие объекты, не тре­бующие больших земельных участков (как правило, не более 1 га) и уст­ройства санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м.

В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены ядро общегородского центра и зона исторической за­стройки.

Зоны специализированный общественной застройки формиру­ются как специализированные центры городского значения - админист­ративные, медицинские, научные, учебные, торговые, выставочные, спортивные и др.

Смешанные зоны формируются в сложившихся частях городов, как правило, из кварталов с преобладанием жилой и производственной застройки. В составе этих зон допускается размещать: жилые и общест­венные здания, учреждения науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие про­изводственные объекты с непожароопасными и невзрывоопасными про­изводственными процессами, не создающие шума, вибрации, электро­магнитных и ионизирующих излучений, загрязнений атмосферного воз­духа, поверхностных и подземных вод, превышающих установленных для жилой и общественной застройки норм, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных пу­тей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей.

3.3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ, ЗОНЫ ТРАНСПОРТНОЙ и ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУР

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

- коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объ­ектов транспорта, объектов оптовой торговли;

- производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую сре-


ду, как правило, требующие устройства санитарно-защитных зон шири­ной более 50 метров, а также железнодорожных подъездных путей;

- иные виды производственной (научно-производственные зо­ны), инженерной и транспортной инфраструктур.

В производственных зонах допускается размещать сооружения и помещения объектов аварийно-спасательных служб, обслуживающих расположенные в производственной зоне предприятия и другие объекты.

В пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, обще­жития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные соору­жения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.

Размеры санитарно-защитных зон следует устанавливать с уче­том требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

На территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой промышленности, общетоварные, спе­циализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.

Зоны транспортной и инженерной инфраструктур следует пре­дусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодо­рожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учетом их перспективного развития.

3.4. ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЗОНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участ­ки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное зна­чение.


На территории рекреационных зон и зон особо охраняемых тер­риторий не допускается строительство новых и расширение действую­щих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непо­средственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного, оздоровительного и природоохранного назначения.

Практическое задание 2

Перед непосредственным проектированием населенного пункта, необходимо определить величины отдельных функциональных зон: жи­лой, общественно-деловой, производственной и зоны рекреационного назначения.

Для предварительного определения размеров жилой зоны допус­кается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 человек1: в городах - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участком; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га.

Рекомендуемое процентное соотношение функциональных зон (за исключением промышленности) приведено в табл.2.

Таблица 2

Рекомендуемое соотношение основных функциональных зон

№ п/п Функциональная зона Площадь, %
1 Жилая зона Sж 65
2 Общественно-деловая зона S о-д 20
3 Зона рекреационного назначения Sр 15

 


 

Для целей проектирования площадь производственной зоны 5П рекомендуется принять 150-200 га, в том числе коммунально-складскую зону 20-30%.

В результате вычислений должна быть получена приблизитель­ная площадь проектируемого среднего города 5о6щ:

Sобщ = Sж+Sо-д+Sр+Sп                                                              (1) [4] [5]


4. РАЗМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДОСНОВЕ

После определения ориентировочных размеров планируемых функциональных зон можно приступить к их размещению на топогра­фической подоснове. Каждую функциональную зону города следует проектировать с учетом природно-климатических и ландшафтно­географических условий местности.

Жилые зоны занимают наветренные, наиболее здоровые терри­тории, а при наличии рельефа - южные, восточные и юго-восточные склоны. Естественные уклоны местности жилых районов должны обес­печивать отвод поверхностных вод.

Жилую застройку желательно размещать в одном месте, как можно более компактно, причем необходимо обеспечить удобную ее связь с остальными элементами населенного пункта.

Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой, финансовой и общественной активности в центраьных частях города, на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общест­венно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения.

При размещении указанных зон следует учитывать особенности их функционирования, потребность в территории, необходимость уст­ройства автостоянок большой вместимости, создание развитой транс­портной и инженерной инфраструктур, а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку.

Данные зоны могут быть наиболее интересны в ландшафтном отношении. При высокой плотности застройки можно применять верти­кальную подготовку территории.

Производственные зоны должны размещаться, исходя из сле­дующих основных положений:

1.по отношению к населенному пункту промышленность долж­на занимать окраинное положение и размещаться вне селитебной части с учетом возможности устройства зеленой защитной зоны;

2.населенный пункт и производственная зона должны находить­ся друг от друга не на произвольном расстоянии: разрывы между ними устанавливаются в зависимости от степени вредности предприятия и от местных природных условий;

3. населенный пункт и производственная зона должны быть со­единены короткими и удобными путями сообщения;

4. населенный пункт следует размещать по отношению к про­мышленности с наветренной стороны с учетом господствующих ветров;

5. населенный пункт и производственная зона должны быть рас­положены с учетом их дальнейшего территориального роста;

6. населенный пункт желательно располагать на более возвы­шенном месте, чем производственную зону, с тем, чтобы избежать стока загрязненных производством вод в населенный пункт;

7. населенный пункт, расположенный у реки, должен находиться по ее течению, но выше производственной зоны;

8. для организации производственной зоны требуются относи­тельно ровные площадки с уклоном не более 4%, а при наличии желез­нодорожного ввода - не более 2%;

9. промышленные территории должны располагаться ближе к внешним железнодорожным путям и автомобильным дорогам.

Система зоны рекреационного назначения, зон особо охраняе­мых территорий, как правило, отражает ландшафтные особенности тер­ритории проектирования. При разработке проекта населенного пункта существующие лесные массивы, водоемы или уникальные ландшафты должны, по возможности, сохраняться и получить пространственную и композиционную взаимосвязь с городскими зелеными насаждениями. Сохранение естественных зеленых массивов в городе требует продуман­ных инженерных мероприятий, т.к. формирование искусственной жилой среды приводит к значительным изменениям природного равновесия.

В городских и сельских поселениях необходимо предусматри­вать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий обще­го пользования и других открытых пространств в увязке с природным каркасом.

Суммарная площадь озелененных территорий общего пользова­ния (парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и т.д.) должна быть не менее, кв.м / чел.:

для крупнейших, крупных и больших городов           16;

для средних                                                                           13;

для малых                                                                              8-


Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее: городских парков - 15 га, парков планировочных районов - 10 га, садов жилых районов — 3 га, скверов - 0,5 га.

Различные примеры функционального зонирования территорий представлены в прил.1.

Практическое задание 3

С учетом исходных данных, определенных площадных характе­ристик функциональных зон проектируемого среднего города, а также зная требования к их размещению, необходимо отметить «пятна» функ­циональных зон (жилой, общественно-деловой, производственной, рек­реационной) на индивидуальной топографической подоснове. Задание выполняется на отдельном листе кальки, который накладывается на под­основу. Масштаб 1:10 000. Вариантов размещения функциональных зон и всей структуры города может быть несколько.

Результатом данной работы должна стать клаузура, выражающая основную планировочную идею. На стадии клаузуры необходимо кроме составления схемы функционального зонирования определить направ­ление дальнейшего развития селитебной территории, а также сформиро­вать предварительную схему магистральной уличной сети города в увяз­ке с системой внешних дорог.

5. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ПОСЕЛЕНИЯ

Средством связи в системе функций (функциональных зон) городского организма служат коммуникации, сети которых объеди­няют территорию города. Сюда относят не только дороги, по кото­рым перемещаются люди и грузы, но и инженерные сети, служащие для передачи энергии и информации.

На формирование улично-дорожной сети городских и сель­ских поселений оказывают влияние следующие факторы:

- место города в системе расселения;

- природно-климатическая характеристика территории;

- профиль и мощность градообразующей группы предпри­ятий;

- условия функционального зонирования городских терри­торий;

- организация транспортных связей между жилыми района­ми и местами приложения труда;

- возможность перспективного развития города;

- требования охраны окружающей среды;

- условия инженерного оборудования территории;

- технико-экономические показатели;

- архитектурно-художественные требования.

Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового по­сещения (работа, отдых, культура быта), связанных сетью магист­ральных улиц и площадей.

Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проек­тировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипед­ного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной орга­низации территории и характера застройки. В составе улично-­дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следуют назначать в соответствии с классификацией (табл.З).

Расчетные параметры указанных улиц и дорог (расчетную скорость движения, ширину полосы движения, число полос движе­ния, наименьший радиус кривых в плане, наибольший продольный уклон, ширину пешеходной части тротуара) следует принимать в соответствии с СП 42.13330.2011.

Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принима­ется: магистральных дорог - 50-75 м; магистральных улиц - 40-80 м; улиц и дорог местного значения - 15-25 м.

Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее:

для магистральных улиц и дорог регулируемого движения 8 м;

для улиц и дорог местного значения                                       5 м;

на транспортных площадях                                                       12 м.


 

Таблица 3

Классификация улиц и дорог городов____________________

Категория дорог и улиц Основное назначение дорог и улиц
Магистральные дороги:  
скоростного движения Скоростная транспортная связь между удален­ными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересече­ния с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях.
регулируемого движе­ния Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимуще­ственно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние ав­томобильные дороги. Пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.
Магистральные улицы:  
общегородского назна­чения:  
непрерывного движения Транспортная связь между жилыми, промыш­ленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, го­родскими и внешними автомобильными доро­гами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях.
регулируемого движе­ния Транспортная связь между жилыми, промыш­ленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магист­ральные улицы и дороги и внешние автомо­бильные дороги. Пересечения с магистральны­ми улицами и дорогами, к.п., в одном уровне.
районного значения:  
Транспортно-­ пешеходные Транспортная и пешеходная связи между жи­лыми районами, а также между жилыми и про­мышленными районами, общественными цен­трами, выходы на другие магистральные улицы.

!'

 

 


  Окончание табл.З
Категория дорог и улиц Основное назначение дорог и улиц
пешеходно­- транспортные Пешеходная и транспортная связи (преимуще­ственно общественный пассажирский транс­порт) в пределах планировочного района.
Улицы и дороги мест­ного значения:  
улицы в жилой застрой­ке Транспортная (без пропуска грузового и обще­ственного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги ре­гулируемого движения.
улицы и дороги в науч­но-производственных, промышленных и ком­мунально-складских зонах (районах) Транспортная связь преимущественно легково­го и грузового транспорта в пределах зон (рай­онов), выходы на магистральные городские до­роги. Пересечения с улицами и дорогами уст­раиваются в одном уровне.
пешеходные улицы и дороги Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта.
парковые дороги Транспортная связь в пределах территории пар­ков и лесопарков преимущественно для движе­ния легковых автомобилей.
проезды Подъезд транспортных средств к жилым и об­щественным зданиям, учреждениям и предпри­ятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, макрорайонов, кварталов.
велосипедные дорожки Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к мес­там отдыха, общественным центрам, а в круп­нейших и крупных городах - связь в пределах планировочных районов.

 


 

Практическое задание 4

После оценки и обсуждения клаузуры необходимо приступить к разработке форэскиза. Основное внимание следует обратить на проектирование оптимальной улично-дорожной сети. Основные принципы про­ектирования городских улиц и дорог сводятся к следующему:

- магистрали должны связать по кратчайшим направлениям промышленные зоны с жилыми, а также обеспечить наиболее ко­роткую взаимосвязь основных пассажирообразующих пунктов города (общегородского и районного центров, вокзалов, парков и т.д.);

- плотность транспортной сети должна исходить из оптимально­го расстояния между магистралями 800-1000 м и, следовательно, пеше­ходной доступности остановочных пунктов 400-500 м;

- следует избегать сложных транспортных узлов, снижающих пропускную способность магистральной сети.

В рамках проектирования улично-дорожной сети среднего горо­да необходимо наметить три вида улиц и дорог:

магистральную улицу общегородского значения (одна главная улица проектируемого города);

магистральные улицы районного значения;

улицы и дороги местного значения.

Графическое оформление форэскиза включает более тщатель­ную проработку как селитебной территории, так и промышленных рай­онов города. На данном этапе следует выявить границы жилых районов, проработать улично-дорожную сеть, участки промышленные предпри­ятий с указанием транспортных подъездов, а также прорисовать систему зеленых насаждений общего пользования.

6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗОНЫ ВНЕШНЕГО ТРАНСПОРТА

К внешнему транспорту среднего города можно отнести:

1. узел железнодорожного транспорта в составе пассажирской, сортировочной и грузовой станции, транзитной железнодорожной линии и промышленных подъездных путей;

2. узел внешнего автомобильного транспорта с автовокзалом;

3. морской или речной порт;

4. узел воздушного транспорта, состоящий из аэропорта, верто­летной станции, аэровокзала.

Проектирование перечисленных сооружений и устройств ведет­ся по специальным нормам.


 


 

Практическое задание 5

В рамках проектирования функционально-планировочной орга­низации территории среднего города необходимо условно указать терри­торию под сооружениями автомобильного транспорта и железнодорож­ного транспорта. Задание выполняется в рамках форэскиза.

7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММУНАЛЬНО-СКЛАДСКОЙ ЗОНЫ

Производственная зона включает группу родственных предпри­ятий, имеющих общие вспомогательные объекты, инженерные сооруже­ния и единую систему бытового и общественного обслуживания. В среднем городе можно запроектировать две производственных зоны. Например, зону с предприятиями, требующими железнодорожного вво­да, расположенную около сортировочной и грузовой станции, и зону, обслуживаемую автомобильным транспортом. В непосредственной бли­зости от жилых районов следует размещать предприятия, имеющие са­ни гарный разрыв по вредности не более 50 м. В качестве структурного элемента планировки производственной зоны рекомендуется квартал шириной для, например, машиностроительных предприятий 500-600 м, для предприятий легкой промышленности 200-300 м. Проектируя произ­водственную зону, необходимо предусмотреть полное использование отведенной территории. Следует учесть, что непосредственно промыш­ленные площадки займут около 60-70% территории. Остальная часть производственной зоны отводится для размещения учреждений обслу­живания, промышленных улиц и дорог, защитных зеленых насаждений.

Особая роль отводится объектам общественного центра произ­водственной зоны, в состав которого входят здания административно- хозяйственного назначения и общественных организаций, помещения для промышленных выставок, техническая библиотека, клуб, торгово­-бытовой центр, спортивный комплекс и т.д. Радиус обслуживания обще­ственного центра производственной зоны составляет 1,5 км. Он может располагаться как в глубине производственной зоны, лак и на границе производственной зоны и живых кварталов.

Возможна организация промышленно-селитебных районов или комплексов на базе предприятий, санитарно-защитная зона которых не превышает 50 м, или на базе НИИ.

 

Практическое задание 6

На основании предварительного зонирования территории сред­него города и общепринятых нормативов необходимо сформировать производственную зону, а также общественный центр производственной зоны (если таковой предусматривается проектом). Проектирование вы­полняется на отдельном листе кальки в масштабе 1:10 000. На кальку переносятся также необходимые элементы форэскиза: уточненная улич­но-дорожная сеть, внешний транспорт. Данный этап - выявление осо­бенностей различных функциональных зон города, уточнение их границ и внутренней структуры с учетом действующих нормативов - относится к эскизному проектированию.

Коммунально-складскую зону, предназначенную для обслужива­ния города и его хозяйства, следует размещать вне селитебной террито­рии, на участках, умеющих хорошую связь е автомобильными магистра­лями и допускающих строительство железнодорожных обслуживающих путей. При проектировании коммунально-складской зоны необходимо учитывать следующие виды складов:

- общетоварные (продовольственные и непродовольственные

товары);

- специализированные (холодильники распределительные, фрукте-, овоще-, картофелехранилища).

Рекомендуемые размеры земельных участков.для указанных ви­дов складов в городах приведены в табл.4.

Складское хозяйство для промышленных предприятий рекомен­дуется размещать в производственной зоне и предусматривать объеди­нение складов нескольких предприятий.

Таблица 4

Размеры земельных участков складов для городов

Склады Размеры земельных участков, кв.м
Общетоварные:  
Продовольственных товаров 310* 210
Непродовольственных товаров 740* 490

 

 


Склады Размеры земельных участков, кв.м
Специализированные:  
Холодильники распределительные 190*
  70
Фрукгохранилища 1300*
Овощехранилища 610
Картофелехранилища  

* в числителе приведены нормы для одноэтажных складов, в знамена­теле - для многоэтажных.

 


 

Практическое задание 7

Сформировать коммунально-складские зоны среднего города, уточнить их площади, исходя из заданной численности населения. Зада­ние выполняется в рамках проработки эскиза.

8. ФОРМИРОВАНИЕ жилой ЗОНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.118 с.)