Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра городского строительства и хозяйстваСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра городского строительства и хозяйства Функционально – планировочная организация города Методические указания для практических занятий по дисциплинам: «Основы планировки, застройки населенных мест» для студентов специальности 270800.62 «Городское строительство и хозяйство» и «Основы градостроительства и планировка населенных мест» для студентов специальности 120700 «Землеустройство и кадастры» (очной и заочной форм обучения) Воронеж – 2016
Составитель Т.В. Михайлова
УДК 711.434 (122)
Функционально – планировочная организация города. Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Основы планировки, застройки населенных мест» для студентов специальности 270800.62 «Городское строительство и хозяйство» и «Основы градостроительства и планировка населенных мест» для студентов специальности 120700 «Землеустройство и кадастры» (очной и заочной форм обучения)- Воронеж: ВГТУ; Сост.: Т.В.Михайлова. – Воронеж, 2016. – с1. Изложена методика расчёта численности населения и выбора территории для размещения города, даны указания по функциональному зонированию и рассматриваются принципиальные схемы организации отдельных планировочных зон.
Библиогр: 9 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета.
Рецензент - Чернявская Е.М. канд. арх., доц. кафедры архитектурного проектирования и градостроительства Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
Введение Основной жизненной и производственной средой в нашей стране являются города. На данном этапе развития можно считать сложившейся основную градостроительную структуру. В данных методических указаниях излагается методика оценки выбора территории для населенного места, методика расчетов балансов численности населения, основы градостроительного проектирования населенных мест.
В основе градостроительства данного исторического периода стоят, прежде всего, функциональные требования. Реконструкция и расширение сложившихся городов и районов, а также проектирование новых должны планироваться на базе ступенчатой структуры, тесно связанной с организацией жизни населения. Практические занятия по дисциплине "Основы планировки, застройки населенных мест" для студентов специальности 270800.62«Городское строительство и хозяйство» и «Основы градостроительства и планировка населенных мест» для студентов специальности 120700 «Землеустройство и кадастры»" ставят своей целью научить студентов: - самостоятельно разрабатывать планировочную структуру с учётом анализа сложившейся градостроительной ситуации; - решать архитектурно-художественные задачи при застройке населённых мест; - использовать знания, полученные при изучении теоретического курса; - пользоваться нормативно-технической и справочной литературой. Задача, решаемая при выполнении практических занятий, разработка функционально-планировочной организации города. Для решения поставленной задачи необходимо: - проанализировать территории застройки; - разработать планировочную структуру населенного пункта; - рассчитать численность населения поселения; - решить схему улично-транспортной сети в населённом месте; - составить баланс территории населенного пункта; - рассчитать технико-экономические показатели поселения.
1. Общие положения для выполнения практических занятий. 1.1. Содержание, данные и последовательность выполнения практических занятий 1.2. Практические занятия выполняются студентами на основании индивидуальных заданий, выданных кафедрой на малый и средний город по численности населения. На занятиях последовательно рассматриваются: - оценка факторов территории по степени благоприятности для размещения функциональных зон города (М 1:10000); - схема функционального зонирования территории города характеристика территории расположения города (М 1:10000);
- методы расчета численности населения города; - схема генплана города (М 1:10000), включающая а) схема функционального зонирования с выделением жилых районов в жилой зоне (М 1:10000, 1:20000); б) размещение и планировочная организация общегородского и районных центров обслуживания населения; - схема транспортной сети города (М 1:10000, 1:5000); - предварительный баланс территории города; -проектный баланс территории; -технико-экономические показатели (ТЭП)
Расчет жилой территории
Жилые (селитебные) территории включают в себя: жилую застройку, общественные
центры, улично-дорожную сеть, зелёные насаждения общего пользования, безвредные места приложения труда. Каждая из частей селитебной территории рассчитываются отдельно. Предварительная потребность в жилой территории Fc, га, определяют по формуле: Fc=n+N, (4.1) где: n - укрупнённый показатель, согласно (1, п. 2.1), приведённый в табл. 4.1. Таблица 4.1 Потребность жилой территории в соответствии со средней этажностью
Размеры жилой территории устанавливаются исходя из средней жилищной обеспеченности населения общей площадью 20 м2. Для расчёта резервных территорий за пределами расчётного срока - 23 м на чел [1]. Расчет резервной территории Резервную территорию Fpeз., га, для развития города рекомендуется определять из соотношения Fpeз.=Fcпов.-Fc, (4.4) где Fpeз. -резервная территория, га; Fc - селитебная территория (п.4.1),га; Fпов - селитебная территория за пределами расчётного срока с учётом повышенной средней обеспеченности общей площадью до 23 м /чел, определяется по формуле
Fпов.=N/P=N/() где N - численность населения; Р - плотность населения, чел/га, при расчётной жилищной обеспеченности 23 м2/чел; (1, табл1.2.,); ш - расчётная жилищная обеспеченность, м2/чел.; Рц - показатель плотности при жилищной обеспеченности 28 м2 [1., табл. 1, прим. 4]
3.1.3. Расчет учреждений и предприятий обслуживание населения и территории общественных центров Общественные центры для обслуживания населения города подразделяются на общегородской, районные и микрорайонные. Общегородской центр малого и среднего города обычно совмещается с центром одного из центрально расположенных районов.
В зависимости от периодичности пользования все общественн предприятия и учреждения образуют трёхступенчатую систему, первая ступень - повседневное обслуживание (на территории жилых микрорайонов); вторая ступень - периодическое пользование (в центре жилого района); третья ступень - эпизодическое пользование (общегородской центр или в зеленой зоне). Размеры участков общегородских и районных центров обслуживания определяются согласно]), прил. 7]. Перечень административно-управленческих н обслуживающих учреждений и предприятий, размеры их зеленых участков даны в табл. 4.2.
Планировочная структура города Планировочное решение должно обеспечивать размещение города на наиболее благоприятной территории с максимальным использованием благоприятных факторов (водоёмов, рельефов, зелёных насаждений), а также существующих инженерных коммуникаций, дорог, линий и сооружений внешнего транспорта и т. д. Селитебная территория малого, среднего городов состоит из одного или нескольких жилых районов, каждый площадью от 80 до 250 га, в пределах которых размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания менее 1500 м. Ограниченная магистральными улицами территория именуется также "межмагистральной". Жилые районы состоят из двух и более жилых микрорайонов - основных структурных единиц селитебной территории города, каждый площадью 10-60 га., в пределах которых размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания менее 500 м. Как правило, население микрорайона принимается от 6 до 10 тыс. человек, а площадь его в красных линиях составляет 20-30 га. Общегородской центр размещается в геометрическом центре городской территории, предпочтительнее на возвышенностях или вблизи рек и водоёмов. В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро центра [1].
Система озеленения города В процессе проектирования и реконструкции городской застройки необходимо предусматривать непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Уровень озеленённости территории застройки различного назначения в пределах города должен быть не менее 25%. Зелёные насаждения общего пользования — парки, сады, скверы, бульвары — следует распределять равномерно на селитебной территории и в зонах спортивных комплексов. К основным элементам системы озеленения относятся: - парк культуры и отдыха - размешается в центре, на живописных территориях и вблизи водоёмов; - бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать вне транспортных магистралей, в направлении массовых потоков пешеходов. Ширину бульваров с одной продольной аллеей необходимо принимать не менее 10м; - зелёные насаждения вдоль улиц формируются в виде рядовых посадок деревьев и кустарников; - сады жилого района связываются с центром пешеходных аллей.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.-------------------------------------------------------------------------------------------3 1. Общие положения для выполнения практических занятий.--------------------------3 1.1. Содержание, данные и последовательность выполнения практических занятий.------------------------------------------------------------------------------3 1.2. Исходные данные для расчёта территории и численности населения населённого пункта.---------------------------------------------------------------4 2. Физико-географическая характеристика природно-климатических условий места размещений города.------------------------------------------------------------------4 3. Расчёт численности населения города.---------------------------------------------------5 4. Составление предварительного баланса городской территории.-------------------6 4.1. Расчёт селитебной территории.--------------------------------------------------6 4.1.1. Расчёт территории жилых районов и микрорайонов.-------------7 4.1.2. Расчёт резервных территорий.-----------------------------------------7 4.1.3. Расчёт учреждений и предприятий обслуживания населённых мест и территорий общественных центров.---------------------------------7 4.1.4. Расчёт территорий зелёных насаждений общего пользования.-8 4.1.5. Расчёт земельных участков для гаражей.---------------------------10 4.2. Расчёт производственной территории.---------------------------------------11 4.2.1. Расчёт городских промышленных районов.-----------------------11 4.2.2. Расчёт территории коммунально-складских зон.-----------------13 4.2.3. Расчёт территории санитарно-защитной зоны.-------------------13 5. Общая организация территории города.-------------------------------------------------13 5.1. Функциональное зонирование территории.---------------------------------13 5.2. Планировочная структура города.---------------------------------------------14 5.3. Формирование улично-дорожной сети.--------------------------------------15 5.4. Система деление города.---------------------------------------------------------15 6. Проектный баланс территории города.--------------------------------------------------15 7. Технико-экономические показатели.---------------------------------------------------17 Библиографический список.-------------------------------------------------------------------17
Функционально-планировочная организация города:
Методические указания по практическим занятиям для студентов 3 курса специальности 2905 "Городское строительство и хозяйство".
Составитель: доц., канд. арх. Татьяна Витальевна Михайлова
Редактор - Акритова Е. В.
Подписано в печать 13 01 03. Формат 60x80 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Уч.-изд. л. 1,7. Усл.-печ. л. 1,8. Тираж 100 экз. Заказ № _____
Отпечатано на участке множительной техники Воронежского архитектурно- строительного университета.
394006 г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, ВГАСУ.
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ГОРОДА В качестве исходных данных для разработки проекта функционально-планировочной организации территории среднего города предлагается использовать индивидуальные топографические карты масштаба 1:10 000 в качестве подосновы, а также данные табл. 1. [1] [2]
Практическое задание 1 Необходимо внимательно ознакомиться с выданными исходными данными, определить направление господствующих ветров (построить розу ветров, ориентируясь на данные табл.1). Проанализировать рельеф местность (в дальнейшем при размещении, например, промышленных территорий необходимо будет обратить внимание на уклон территории), определить ландшафтно-географические особенности местности: наличие рек, озер, зеленых массивов, болот и т.д. Результатом работы должна стать индивидуальная подоснова для дальнейшего проектирования (калька форматом АI), на которой обозначено следующее: 1. название графического материала проекта «Топографическая подоснова для разработки проекта функционально-планировочной организации территории среднего города»; 2. масштаб 1:10 000; 3. границы территории проектирования (рамка); 4. рельеф местности; 5. гидрография; 6. лесные массивы; 7. роза ветров. 8. внешние транспортные связи с существующей сетью магистралей. [3] - смешанной жилой и общественно-деловой застройки; - общественно-деловой застройки; - производственной застройки; - смешанной застройки; - инженерной и транспортной инфраструктур; - рекреационные зоны; - сельскохозяйственного использования; - специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения. Планировочную структуру городских и сельских поселении следует формировать, предусматривая: - компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; - рациональное зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; - эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков; - комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей; - охрану окружающей среды, памятников истории и культуры; - охрану недр и рациональное использование природных ресурсов; - условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. 3.1. ЖИЛЫЕ ЗОНЫ Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. В жилых зонах размещаются жилые дома различных типов; отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты. Допускается размещать отдельные объекты общественно- делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду. Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов. Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований: Квартал (микрорайон) - основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. Район - формируется как группа кварталов (микрорайонов), как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами. Площадь территории района не должна превышать 250 га. Квартал и район являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории. 3.2. ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ ЗОНЫ Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельное™, объектов высшего и среднего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. Допускается размещение жилых домов, гостиниц, подземных или многоэтажных гаражей. По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной общественной застройки. В многофункциональных (общегородских и районных) зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки 9 при минимальных размерах земельных участков, преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных участков (как правило, не более 1 га) и устройства санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м. В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены ядро общегородского центра и зона исторической застройки. Зоны специализированный общественной застройки формируются как специализированные центры городского значения - административные, медицинские, научные, учебные, торговые, выставочные, спортивные и др. Смешанные зоны формируются в сложившихся частях городов, как правило, из кварталов с преобладанием жилой и производственной застройки. В составе этих зон допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, превышающих установленных для жилой и общественной застройки норм, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей. 3.3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ, ЗОНЫ ТРАНСПОРТНОЙ и ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУР В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: - коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; - производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую сре- ду, как правило, требующие устройства санитарно-защитных зон шириной более 50 метров, а также железнодорожных подъездных путей; - иные виды производственной (научно-производственные зоны), инженерной и транспортной инфраструктур. В производственных зонах допускается размещать сооружения и помещения объектов аварийно-спасательных служб, обслуживающих расположенные в производственной зоне предприятия и другие объекты. В пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства. Размеры санитарно-защитных зон следует устанавливать с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. На территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой промышленности, общетоварные, специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города. Зоны транспортной и инженерной инфраструктур следует предусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учетом их перспективного развития. 3.4. ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЗОНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. На территории рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного, оздоровительного и природоохранного назначения. Практическое задание 2 Перед непосредственным проектированием населенного пункта, необходимо определить величины отдельных функциональных зон: жилой, общественно-деловой, производственной и зоны рекреационного назначения. Для предварительного определения размеров жилой зоны допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 человек1: в городах - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участком; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га. Рекомендуемое процентное соотношение функциональных зон (за исключением промышленности) приведено в табл.2. Таблица 2
Для целей проектирования площадь производственной зоны 5П рекомендуется принять 150-200 га, в том числе коммунально-складскую зону 20-30%. В результате вычислений должна быть получена приблизительная площадь проектируемого среднего города 5о6щ: Sобщ = Sж+Sо-д+Sр+Sп (1) [4] [5] 4. РАЗМЕЩЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДОСНОВЕ После определения ориентировочных размеров планируемых функциональных зон можно приступить к их размещению на топографической подоснове. Каждую функциональную зону города следует проектировать с учетом природно-климатических и ландшафтногеографических условий местности. Жилые зоны занимают наветренные, наиболее здоровые территории, а при наличии рельефа - южные, восточные и юго-восточные склоны. Естественные уклоны местности жилых районов должны обеспечивать отвод поверхностных вод. Жилую застройку желательно размещать в одном месте, как можно более компактно, причем необходимо обеспечить удобную ее связь с остальными элементами населенного пункта. Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой, финансовой и общественной активности в центраьных частях города, на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения. При размещении указанных зон следует учитывать особенности их функционирования, потребность в территории, необходимость устройства автостоянок большой вместимости, создание развитой транспортной и инженерной инфраструктур, а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку. Данные зоны могут быть наиболее интересны в ландшафтном отношении. При высокой плотности застройки можно применять вертикальную подготовку территории. Производственные зоны должны размещаться, исходя из следующих основных положений: 1.по отношению к населенному пункту промышленность должна занимать окраинное положение и размещаться вне селитебной части с учетом возможности устройства зеленой защитной зоны; 2.населенный пункт и производственная зона должны находиться друг от друга не на произвольном расстоянии: разрывы между ними устанавливаются в зависимости от степени вредности предприятия и от местных природных условий; 3. населенный пункт и производственная зона должны быть соединены короткими и удобными путями сообщения; 4. населенный пункт следует размещать по отношению к промышленности с наветренной стороны с учетом господствующих ветров; 5. населенный пункт и производственная зона должны быть расположены с учетом их дальнейшего территориального роста; 6. населенный пункт желательно располагать на более возвышенном месте, чем производственную зону, с тем, чтобы избежать стока загрязненных производством вод в населенный пункт; 7. населенный пункт, расположенный у реки, должен находиться по ее течению, но выше производственной зоны; 8. для организации производственной зоны требуются относительно ровные площадки с уклоном не более 4%, а при наличии железнодорожного ввода - не более 2%; 9. промышленные территории должны располагаться ближе к внешним железнодорожным путям и автомобильным дорогам. Система зоны рекреационного назначения, зон особо охраняемых территорий, как правило, отражает ландшафтные особенности территории проектирования. При разработке проекта населенного пункта существующие лесные массивы, водоемы или уникальные ландшафты должны, по возможности, сохраняться и получить пространственную и композиционную взаимосвязь с городскими зелеными насаждениями. Сохранение естественных зеленых массивов в городе требует продуманных инженерных мероприятий, т.к. формирование искусственной жилой среды приводит к значительным изменениям природного равновесия. В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий общего пользования и других открытых пространств в увязке с природным каркасом. Суммарная площадь озелененных территорий общего пользования (парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и т.д.) должна быть не менее, кв.м / чел.: для крупнейших, крупных и больших городов 16; для средних 13; для малых 8- Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее: городских парков - 15 га, парков планировочных районов - 10 га, садов жилых районов — 3 га, скверов - 0,5 га. Различные примеры функционального зонирования территорий представлены в прил.1. Практическое задание 3 С учетом исходных данных, определенных площадных характеристик функциональных зон проектируемого среднего города, а также зная требования к их размещению, необходимо отметить «пятна» функциональных зон (жилой, общественно-деловой, производственной, рекреационной) на индивидуальной топографической подоснове. Задание выполняется на отдельном листе кальки, который накладывается на подоснову. Масштаб 1:10 000. Вариантов размещения функциональных зон и всей структуры города может быть несколько. Результатом данной работы должна стать клаузура, выражающая основную планировочную идею. На стадии клаузуры необходимо кроме составления схемы функционального зонирования определить направление дальнейшего развития селитебной территории, а также сформировать предварительную схему магистральной уличной сети города в увязке с системой внешних дорог. 5. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ПОСЕЛЕНИЯ Средством связи в системе функций (функциональных зон) городского организма служат коммуникации, сети которых объединяют территорию города. Сюда относят не только дороги, по которым перемещаются люди и грузы, но и инженерные сети, служащие для передачи энергии и информации. На формирование улично-дорожной сети городских и сельских поселений оказывают влияние следующие факторы: - место города в системе расселения; - природно-климатическая характеристика территории; - профиль и мощность градообразующей группы предприятий; - условия функционального зонирования городских территорий; - организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; - возможность перспективного развития города; - требования охраны окружающей среды; - условия инженерного оборудования территории; - технико-экономические показатели; - архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения (работа, отдых, культура быта), связанных сетью магистральных улиц и площадей. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следуют назначать в соответствии с классификацией (табл.З). Расчетные параметры указанных улиц и дорог (расчетную скорость движения, ширину полосы движения, число полос движения, наименьший радиус кривых в плане, наибольший продольный уклон, ширину пешеходной части тротуара) следует принимать в соответствии с СП 42.13330.2011. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: магистральных дорог - 50-75 м; магистральных улиц - 40-80 м; улиц и дорог местного значения - 15-25 м. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее: для магистральных улиц и дорог регулируемого движения 8 м; для улиц и дорог местного значения 5 м; на транспортных площадях 12 м.
|