По работе с историческими источниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По работе с историческими источниками



Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России)

медико-фармацевтический колледж

 

Методические рекомендации для студентов

по выполнению учебно-исследовательских работ по дисциплине «История»

Метленко Е.А.

Курск – 201 6


Содержание

1. Пояснительная записка

2. Формы учебно-исследовательской работы студентов в рамках дисциплины «История»

3. Методические рекомендации по работе с историческими источниками

4. Методические рекомендации по подготовке обзора литературы

5. Методические рекомендации по работе с интернет-ресурсами (веб-сайтами)

6. Методические рекомендации по реферированию статей научной периодики

7. Методические рекомендации по составлению отзыва на научную статью

8. Методические рекомендации по подготовке докладов

9. Методические рекомендации по написанию и защите рефератов

10. Методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций

11. Методические рекомендации по написанию эссе

12. Общие требования к оформлению учебно-исследовательских работ по дисциплине «история»

13. Учебно-исследовательские задания по дисциплине «История»

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-исследовательская деятельность – это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность студентов, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приёмов научных методов познания и в результате которой студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.

Для разработки учебно-исследовательских заданий может использоваться не весь учебный материал. Однако почва исторического знания в этом отношении является довольно благодатной. Усвоение материала с помощью исследовательского метода требует от студентов больше времени, но при этом имеются вполне разумные пределы его применения в различных формах организации занятий. Достоинством учебного исследования среди всех типов заданий является возможность исполнителя самостоятельно распределять время самоподготовки, осуществлять поиск и выбор информации, которая в наибольшей степени отвечает его точке зрения.

Главной проблемой при выполнении учебно-исследовательской работы студентами является низкий уровень развития исследовательских навыков. В целях повышения уровня исследовательских умений и способностей, их развития и закрепления разработаны данные методические рекомендации.

В целом, учебно-исследовательская работа студентов проходит по следующему алгоритму:

- постановка учебно-исследовательской задачи;

- выполнение учебно-исследовательских действий и операций;

- презентация учебно-исследовательской работы.


 

ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Основными формами УИРС, используемыми в преподавании дисциплины «История», являются:

- подготовка обзора литературы по предложенной тематике (в целях освещения многообразия точек зрения на проблему);

- описание исторического периода, явления, процесса через критический анализ и сопоставление исторических источников;

- реферирование научной статьи;

- отзыв (рецензия) на научную статью;

- подготовка доклада с сопровождающей мультимедийной презентацией.

 

Критерии оценки учебно-исследовательской работы:

- соответствие учебного исследования изначально поставленным цели и задачам;

- уровень самостоятельности автора при выполнении работы, умение самостоятельно подбирать и анализировать материал;

- соответствие оформления работы установленным требованиям к данному виду УИРС;

- оригинальность представления темы (художественное оформление, соответствие иллюстративного материала теме работы);

- соблюдение временных рамок выполнения и представления работы на проверку (защиту);

- уровень компетентности автора (владение материалом, ответы на вопросы);

- манера изложения, грамотная речь.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ источника включает:

внешнюю критику:

- определение времени и места составления источника;

- вид документа (например, Постановление Верховного Совета СССР, официальное правительственное заявление, статья в газете и пр.);

- установление автора и подлинности документа;

внутреннюю критику:

-  выявление цели написания документа (создания фильма и пр.);

- определение достоверности содержащейся в нем информации путем сравнения и сопоставления с другими источниками по данному предмету исследования.

 

Кроме того, предполагаются такие виды работы, как:

- ответить на вопросы к документу;

- определить о какой исторической личности, историческом событии или периоде идет речь в тексте и пр.

Для успешного выполнения данных заданий сначала рекомендуется внимательно прочитать задание, выделить в тексте источника слова и выражения, которые помогут сориентироваться при ответе на вопросы (ключевые слова). Затем необходимо проанализировать и обобщить их и сформулировать краткий ответ (либо выбрать его из перечня предложенных).
Обычно в документе приводится не одно, а несколько ключевых слов, позволяющих ответить на вопросы, идентифицировать исторический персонаж, событие или время действия, о которых в тексте говорится.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ

 

Библиографический обзор (обзор литературы) – это связный, последовательный, рассказ о произведениях печати и электронных ресурсах определенной тематической направленности. Понятие, «тема» имеет в данном случае широкий смысл. Под ним может подразумеваться и отрасль знания, и раздел науки, и определенная проблема, и конкретный вопрос. Обзор литературы является неотъемлемой частью любой исследовательской работы студента (доклада, реферата, научной статьи и пр.). В то же время его составление может быть предложено студенту в качестве самостоятельной учебно-исследовательской работы.

Цель подготовки библиографического обзора состоит в освещении совокупности печатных и электронных изданий (книг, отдельные их частей, журналов в целом и конкретных статей, сайтов и др.), доступных исследователю определенной темы и представляющих научную и практическую ценность. Причем обзор должен дать четкую и достаточно развернутую характеристику тематической литературы. Исторический обзор литературы по теме должен содержать 20 – 25 изданий (7 – 8 страниц).

 

Этапы подготовки литературного обзора:

- определить тематику обзора;

- сформировать общее представление о рассматриваемой теме;

- осуществить поиск по доступным хранилищам литературных источников (библиотеки, электронные библиотеки, тематические сайты и пр.);

- ознакомиться с литературой;

- разделить литературные источники на группы по видовому принципу (научные монографии, научные статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, учебные издания и пр.) и дать характеристику наличия источников каждого вида по теме;

- разделить литературные источники на группы по тематическому принципу (освещение того или иного аспекта проблемы) и охарактеризовать группы, подробно останавливаясь на наиболее информативных (на ваш взгляд);

- сформулировать общие выводы;

- оформить обзор литературы.

 

Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Главная трудность заключается в умении выбрать самые существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для исследователя.

Обычно произведения объединяются по принципу «от общего – к частному». Такое построение конкретизирует содержание, позволяет заострить внимание на каких-либо аспектах темы, являющихся, по мнению обозревателя, наиболее интересными. При этом текст библиографического обзора должен представлять собой целостное повествование, а не разрозненные характеристики отдельных работ.

Образец структуры обзора литературы:

Титульный лист

2. Вступление указывает на важность, актуальность темы, её специфику.

3. Содержание соответствует назначению, тематике, видам изданий, вошедших в обзор.

4. В основной части обзора дается характеристика самих произведений.

5. В заключении подводятся итоги, еще раз называются произведения, указывается дополнительная литература по данной теме (критические статьи и рецензии, посвященные представленным произведениям).

 

Обзор литературы обязательно сопровождается библиографическими ссылками и библиографией, оформленными согласно общим требованиям.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО РЕФЕРИРОВАНИЮ СТАТЕЙ НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКИ

 

Реферат определяется как письменное изложение научного труда, в частности, статьи, с раскрытием её основного содержания по заданным вопросам, которое сопровождается оценкой и итоговыми выводами референта. Таким образом, по реферату можно составить мнение о содержании, о самой сути излагаемых в оригинале вопросов. По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические, составленные по одному документу, как в случае с научной статьей, и обзорные (или обзоры), составленные по нескольким документам на одну тему.

Различают два основных вида реферирования: реферат-аннотация и реферат-вывод.

Информативный пересказ (реферат-аннотация, реферат-конспект) должен включать в себя всю основную информацию, содержащуюся в оригинале, данные о методах исследования, области применения. Этот вид обработки наиболее распространен и удачен в случае реферирования научной статьи, так как позволяет достаточно полно и в то же время компактно передать её содержание.

В индикативном пересказе (реферат-вывод, реферат-резюме) приводятся только те данные, которые касаются непосредственно темы научного труда. Текст такого реферата состоит из набора ключевых слов и словосочетаний, поэтому он может быть использован читателем только для выяснения вопроса о том, нужно ли ему обращаться к первичному документу.

Особым подвидом реферата является учебный реферат. Методические рекомендации по написанию и защите учебных рефератов изложены в отдельном разделе.

Реферат научной статьи строится в основном на языке оригинала и может включать в себя фрагменты и цитаты из первоисточника. В тексте реферата допускается присутствие основных итогов автора. Материал должен быть представлен точно, кратко, доступно. В целях сжатия обрабатываемого материала допускается наличие сокращений терминов, которые могут быть общепринятыми или типичными для данного первоисточника. В реферате обязательно должна быть использована научная терминология, принятая в данной отрасли науки. Объем реферата зависит от объема и характера первоисточника и должен составлять 10 – 15 процентов от него.

 

Этапы реферирования научной статьи:

- прочитать исходный текст (желательно, несколько раз в целях лучшего усвоения и понимания структуры и смысла оригинала);

- выделить основную и второстепенную информацию;

- определить композиционные элементы текста: количество разделов, абзацев, наличие в тексте вступления и заключения;

- структурно-смысловое свертывание (сжатие смысловых блоков в рамках структурных элементов текста первоисточника; при реферировании статьи допускается и свободное изложение, когда вы ориентируетесь на структуру первоисточника, но не дублируете её полностью);

- оформить итоговый текст реферата.

 

Образец структуры реферата научной статьи:

1. Титульный лист: см. образец оформления приложение …

2. Вводная часть:

* В статье «...», помещенной в журнале «...» №... за... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы и т.д.);

* Автор статьи – известный ученый...;

* Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опубликована в...).

3. Тема статьи, ее общая характеристика:

* Тема статьи -... (Статья на тему..., Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...);

* Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)....

4. Проблема статьи:

* В статье речь идет о..., (говорится о…, рассматривается…, дается оценка…, анализ …, изложение …);

* Сущность проблемы сводится..., заключается в …, состоит...

5. Композиция статьи:

* Статья делится на … части (-ей) (состоит из... частей, начинается с …, заканчивается...).

6. Описание основного содержания статьи:

* Во введении формулируется... (дается определение...);

* В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)...;

* Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи...;

* В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается на.., касается...);

* В основной части излагается..., приводится аргументация (в пользу …, против …), дается обобщение..., научное описание...;

* В статье также затронуты такие вопросы, как...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЗЫВА НА НАУЧНУЮ СТАТЬЮ

 

Написание отзыва на научную статью либо другую форму научного исследования (монографию) является сложной работой, которую обычно выполняют научно-педагогические работники, имеющие квалификацию в определенной отрасли знания. Например, на исследование с названием «Процесс глобализации как фактор нестабильности в современных международных отношениях», скорее всего, будет поручено написать специалисту в сфере политологии, истории или международных отношений, имеющему ученую степень кандидата или доктора наук. Однако опыт написания отзывов в форме учебно-исследовательских заданий полезен и для студентов. В случае с дисциплиной «История» данный метод учебно-исследовательской работы способствует развитию критического мышления, формированию собственной оценки исторических фактов и процессов, развивает умения и навыки в сфере систематизации материала, отделения ключевых сведений от второстепенной информации. Кроме того, необходимость оформления отзыва стимулирует навыки работы с документацией.

На первый взгляд, написание отзыва представляется заданием непонятным и сложным. В действительности, знание общих требований, предъявляемых к такой работе, и следование четкой структуре изложения мыслей позволяет выполнить его на достаточно высоком уровне.

Отзыв на научную статью – это не подробный пересказ текста, содержащий ваше личное отношение к теме исследования и стилю изложения материала. Это, прежде всего, логически обоснованное мнение человека, который является экспертом в определенной сфере знания. Отзыв на статью представляет собой анализ конкретного источника, основной целью которого является предоставление читателям информации об уровне актуальности и научной новизны этого источника. Отображая общее представление о рецензируемом тексте, автор должен выделить позитивные моменты и представить обоснованные критические замечания. Какие именно аспекты будет рассматривать эксперт, он выбирает сам в зависимости от компетентности и сферы научных интересов. Объем отзыва по дисциплине «История» не должен выходить за пределы 1 страницы.

Этапы составления отзыва на научную статью:

- определить предмет анализируемого материала (т.е., что конкретно подвергается рассмотрению в данной работе);

- выяснить, какова степень актуальности предложенного научного исследования;

- проанализировать структуру (логичность построения, соответствие научному стилю изложения) и смысловое наполнение текста;

- выявить степень научной новизны, четко выразить свое мнение касательно оригинальности работы;

- перечислить сильные и слабые стороны работы (рецензент должен указать, в чем конкретно автору удалось справиться с поставленными задачами, а что еще может требовать дополнительной проработки, отметить какие-либо дискуссионные моменты);

- очень коротко и объективно сформулировать мнение по поводу работы и дать общую оценку;

- сформулировать выводы и охарактеризовать, кому может быть интересной работа.

Перед тем, как писать отзыв, необходимо также ознакомиться с основными стилистическими особенностями изложения научной мысли, так как текст отзыва должен быть ясным и точным, легко восприниматься и не содержать лексических оборотов, присущих художественной или разговорной речи.

научное исследование – изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Напомним, что…

 

научный стиль – это стиль речи, используемый в сфере науки и обучения. Основными его чертами являются: обобщенность и отвлеченность, наличие научной терминологии, подчеркнутая логичность, смысловая точность, объективность, краткость, строгость, ясность, безличность.

 

 

актуальность научного исследования – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных научных или практических проблемы, вопроса или задачи. Научное исследование актуально в двух случаях: - избранная автором тема не изучена или изучена не в полной мере, и проведенное исследование направлено на преодоление пробелов. - необходимость решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных в результате его проведения.
Различают 3 уровня научной новизны (см. рис. 1): а) преобразование известных данных, коренное их изменение б) расширение и дополнение известных данных без изменения их сути в) уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных результатов на новый класс объектов или систем .
новый класс объектов
до
после
преобразование
дополнение
конкретизация
Рис. 1 – Уровни научной новизны

 

 


Фразы, рекомендуемые для написания отзыва на научную статью:

Автор в своей работе дает подробный анализ...

Автор грамотно анализирует...

Автор данной статьи акцентирует внимание...

Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...

Автор на конкретных примерах доказывает...

Автор на основе большого фактического материала рассматривает...

Автор обращает внимание на то, что...

Автор справедливо отмечает...

Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...

Автором предложены оригинальные идеи...

Актуальность настоящего исследования заключается в...

В качестве основных моментов используемой автором методологии...

В статье автор рассматривает...

В статье анализируются основные подходы...

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...

Важным в статье является рассмотрение...

Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

Данная статья демонстрирует...

Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...

Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

К положительным сторонам работы можно отнести...

Как положительный факт можно отметить то, что...

Материал статьи основан на детальном анализе...

Особо следует подчеркнуть, что...

Особое внимание в исследовании... уделено...

Особый интерес представляет вывод о...

Отдельного внимания заслуживает...

Практическая значимость данной статьи заключается в...

Предлагаемый подход к изучению проблемы...

Рассмотренная в статье оригинальная концепция...

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...

Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Статья содержит определенную концепцию...

Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

 

Образец структуры отзыва на научную статью:

1. Заглавие: Отзыв на статью Ф.И.О. «название статьи»

2. Пишется о том, что статья посвящена актуальной проблеме:

 * Статья Ф.И.О «название статьи» освещает … проблему, которая актуальна …, поскольку… (далее приводится пара аргументов в доказательство актуальности и обоснованности постановки проблемы)…

 * Актуальность идей, содержащихся в рецензируемой рукописи заключается в…

 * Автором предложены следующие оригинальные идеи…

 * Представленная автором статьи оригинальная концепция…

3. Указывается научная новизна рецензируемых материалов:

 * В рукописи «ХХХ» изложены … положения, касающиеся формулировки…

 * Автор в своей работе осуществил подробный анализ…

 * Автор на основе большого эмпирического материала анализирует…

 * Дана трактовка …

 * Указываются и объясняются такие понятия, как …

 * Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения тем, что …

4. Отмечается теоретическая и практическая ценность рукописи, осуществляется оценка основных результатов исследования:

 * Автор предлагает оригинальный подход к решению вопроса…

 * В данной научной статье раскрывается и конкретизируется ряд новаторских аспектов…

 * Положение статьи о … заслуживает особого внимания, поскольку…

 * Введение … концепций в научный оборот будет способствовать … в … научных дисциплинах…

 * Анализ проблемы… предоставит импульс для дальнейших исследований в области…

5. Отмечается использование правовых актов, литературных и иных источников, а также качество оформления работы:

 * Источники, цитируемые в рецензируемой статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему…

 * Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из авторитетных источников и ссылками на научные исследования…

6. Формулируются краткие выводы и рекомендации, определяется потенциальная читательская аудитория:

 * Рекомендую статью к прочтению…

 * Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает внимания…

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы, согласованной с преподавателем. Объем доклада должен составлять 10 – 15 страниц вместе с титульным листом, содержанием и списком источников и литературы. Продолжительность устного выступления с тезисами доклада зависит от регламента, но обычно при подготовке необходимо ориентироваться на 5 – 7 минут.

Этапы подготовки доклада:

- определить цель и задачи доклада в соответствии с предложенной темой;

- сформировать общее представление о рассматриваемой теме, подобрать подходящий материал для содержания доклада;

- составить план доклада, распределить собранный материал в необходимой логической последовательности;

- ознакомиться с литературой, выделить среди литературных источников основные;

- уточнить план, отобрать материал к каждому пункту плана, составить доклад;

- оформить доклад композиционно и внешне;

- подготовить тезисы выступления и прорепетировать;

- выступить с докладом, обсудить его с аудиторией.

Напомним, что…

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в которой отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.  

 

 


По своей сущности доклад является прообразом научного исследования, для которого характерен определенный стиль изложения, а также соблюдение всех норм русского языка. Стиль изложения должен быть сдержанным, содержать особую лексику (термины) и речевые конструкции. Наиболее приемлемы безличные выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...» и т.п. Текст доклада должен подводить читателя к пониманию сути работы, для чего используют особые слова и речевые обороты, устанавливающие причинно-следственные связи, обобщающие полученные результаты. Весь доклад должен быть написан в едином «авторском» стиле, а не собран из отдельных цитат научной литературы.

 

Образец оформления текста доклада (структурных элементов и пр.) см. в общих требованиях к оформлению учебно-исследовательских работ по дисциплине «История».

При написании доклада целесообразно применять следующие фразы и выражения:

•   «Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются…»;

•   «С другой стороны, следует подчеркнуть, что…»;

•   «Логика рассуждений приводит к следующему…»;

•   «Следует отметить…»;

•   «Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что…»;

•   «Следовательно, можно доказать…» и др.

Выступление с докладом по логике повторяет его письменную структуру и состоит из следующих частей:

1. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

- название доклада;

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- интересную для слушателей форму изложения;

- акцентирование на оригинальности подхода.

2. Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

3. Заключение – это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

4. Вопросы аудитории, наличие которых обозначает,что тема заинтересовала слушателей. Их задача – оценить уровень работы, выступления и знаний докладчика. Вопросы задаются, чтобы уточнить то, что не поняли или не услышали, лучше разобраться в деталях работы, обсудить дискуссионные моменты. Ответы на вопросы показывают «владение материалом» со стороны автора: если участник прекрасно доложил работу, но потом не смог ответить на вопросы, то это ухудшает впечатление. Одно дело – оценка текста и оформления работы, и совсем другое – устный доклад. Поэтому к устному выступлению необходимо тщательно готовиться.

Рекомендации докладчикам и содокладчикам:

Докладчики и содокладчики – основные действующие лица, которые должны знать и уметь следующее:

- сообщать новую информацию;

- использовать технические средства;

- знать и хорошо ориентироваться в теме своего доклада;

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

- четко выполнять установленный регламент: докладчик – 7 мин.; содокладчик – 5 мин.; дискуссия – 5 мин.;

- иметь представление о композиционной структуре доклада (реферата,

презентации).

 

Как подготовить тезисы доклада и вести себя во время устного выступления:

1. Текст выступления надо полностью отрепетировать, но не учить наизусть и не читать текст с листа или слайдов презентации.

2. Обращаться надо к аудитории, а не к преподавателю, тем более не смотреть в пол или в окно.

3. Заранее проверить технические средства, если они потребуются при представлении доклада. На всякий случай лучше иметь дубликаты распечатанного доклада и презентации на разных носителях.

4. Очень важно следить за речью. Необходимо тренироваться, чтобы отработать нужную громкость голоса, выразительные интонации, научиться акцентировать внимание слушателей на самых интересных моментах работы. Монотонный и тихий доклад усыпляет аудиторию.

5. Исключить употребление слов-паразитов: «вот, значит, как бы, у нас» и остального словесного мусора. Необходимо следить за чистотой речи, избегать избыточного употребления иностранных терминов, длинных и сложных по конструкции предложений.

6. Любой слушатель имеет право задавать вопросы докладчику. Ответы должны быть четкими, краткими и состоять из двух-трех предложений.

7. По окончании выступления студенты группы и преподаватель высказывают свои мнения и обсуждают результат, после чего преподаватель принимает решение о выставляемой оценке.

Образец оформления текста доклада: см. приложение…


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

 

Эссе (от франц. «essai», англ. «essay», «assay» – попытка, проба, очерк, от лат. «exagium» – взвешивание) – прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы. Создателем жанра эссе считается французский философ М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Обычно эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.

Эссе студента – это учебно-исследовательская письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с педагогом). Причем тема должна побуждать к размышлению, содержать вопрос, проблему. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать выводы.

Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием известных научных концепций и аналитического инструментария, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме. В содержание эссе по дисциплине «История» может быть включен анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, анализ исторических источников, подбор и детальный анализ исторических примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Необходимым элементом эссе являются доказательства.

Доказательство – это совокупность логических приёмов обоснования истинности суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.  
Напомним, что…

 

 

Структура доказательства:

Тезис – положение (суждение), которое требуется доказать.

Аргументы – категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Аргументы делятся на:

1. Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные).

2. Определения – описание сущности понятий.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы.

4. Вывод – мнение, основанное на анализе фактов.

5. Оценочные суждения – мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

В студенческом эссе лучше использовать прямые доказательства, в которых истинность какого-либо тезиса обосновывается аргументом. Например: «Мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье». Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция – процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например: «Все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки».

Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким признакам, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

 

Образец структуры эссе:

1. Титульный лист: см. образец оформления приложение …

2. Введен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.172 с.)