Изучение правового акта рекомендуется начинать с уяснения круга вопросов (общественных отношений), на регулирование которых направлен правовой акт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение правового акта рекомендуется начинать с уяснения круга вопросов (общественных отношений), на регулирование которых направлен правовой акт.



 Круг этих вопросов, как правило, содержится в названии, преамбуле правового акта, а также вытекает из названия его разделов, глав (если имеются) и статей (пунктов).

Некоторые правовые акты в общей (вводной) части содержат понятийный аппарат, являющийся ключом к пониманию их содержания, с которым необходимо внимательно ознакомиться.

Далее, не вникая глубоко в суть, следует просмотреть в целом содержание правового акта и  выбрать в нем основные разделы, главы, статьи или пункты, с которых целесообразно начать изучение.

Основными являются те разделы, главы, статьи и пункты, в которых содержатся конкретные положения, предусматривающие обязательные те или иные действия государственных и муниципальных органов, органов военного управления, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность граждан, в том числе военнослужащих.

Изучая первоисточники (правовые акты), курсанты ставят перед собой конкретную цель – усвоить их основное содержание. Но это немыслимо без анализа прочитанного, который является очередным этапом работы над первоисточником. Под анализом прочитанного следует понимать уяснение главных положений, основной идеи первоисточника, проникновение в глубину его содержания. При анализе разделов, глав, статей и пунктов правового акта в тексте иногда встречаются  ссылки на другие правовые акты или статьи (пункты) этого же изучаемого правового акта, без ознакомления с которыми изучаемый первоисточник остается непонятным. В этом случае необходимо ознакомится с отсылочными правовым актом или статьями (пунктами) изучаемого первоисточника [3].

Конспектирование первоисточников способствует активизации мышления, развивает творческие начала, стремление к поиску истины. Конспект служит своего рода индивидуальным учебным пособием, позволяет быстро восстановить в памяти содержание произведения или правового акта.

Запись является неизменным средством тренировки памяти, формирует навыки правового мышления, умение четко излагать своими словами в письменной форме теоретические и практические вопросы, что имеет большое значение для формирования обладающего высокой правовой культурой офицера – выпускника Военного института физической культуры [4].

Составление конспекта – большое искусство. Практика показывает, что не все курсанты владеют им.

Наиболее распространенными недостатками при конспектировании первоисточников по «Правовым основам профессиональной деятельности» являются следующие: слишком подробная запись источника, сделанная путем механического его переписывания; неумение выделить в прочитанном главное, существенное; бессистемное конспектирование, когда правовые нормы не связаны между собой, что делает такой конспект бессмысленным и бесполезным; конспектирование не доводится до конца; не всегда фиксируются реквизиты правового акта (наименование, дата принятия, номер), что не позволяет использовать конспект для решения конкретной правовой задачи.

Записи по содержанию первоисточника могут быть произведены в нескольких формах. Наиболее распространенными из них являются план, тезисы, выписка и конспекты.

Для составления плана необходимо внимательно прочитать по указанной выше схеме и продумать содержание первоисточника, разделить текст на законченные по смыслу части, выделить из них основное содержание, сформулировать выделенные разделы и записать в конспект. План позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное, предельно сжать его изложение, четко мыслить.

Тезисы представляют собой краткую формулировку основных положений первоисточника. Запись, составленная курсантом в тезисной форме, помогает глубже понять основные положения правового акта, приучает кратко, сжато и точно формулировать свои мысли, способствует выработке активного мышления культуры письменной речи.

Выписки представляют собой выбранные из текста определенные правовые нормы, схемы, таблицы и т.д. Выписки делаются тогда, когда необходимо собрать материал по узкой правовой проблеме из широкого спектра источников для доклада, статьи, реферата и пр. Удобнее всего выписки делать на карточках или отдельных листах, что позволяет их менять местами, раскладывать по проблемам, заменять новыми. Выписки делаются, как правило, путем копирования правовой нормы или части ее с обязательным указанием реквизитов правового акта.

Конспект является наиболее сложной формой записи. Он может полностью себя оправдать только тогда, когда составлен самим курсантом на основе глубокого изучения первоисточника. Но если составление конспекта свелось к бездумному переписыванию в тетрадь выдержек из изучаемого первоисточника, или переписыванию чужих конспектов, то никакой пользы такая работе не принесет.

Конспект – пособие индивидуального пользования. Хороша та запись, которая позволяет восстановить в памяти содержание правового акта, найти нужную правовую информацию, подготовиться к семинару, контрольному опросу или зачету. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать при составлении конспекта.

Конспект должен быть написан разборчиво, чтобы его можно было легко читать. Наиболее важные места в конспекте следует подчеркивать, выделять. Конспект необходимо подразделять на части в соответствии с разделами, главами и статьями (пунктами) изучаемого правового акта. Важнейшие положения, содержащиеся в правовом акте, при конспектировании следует не только выделять, но и давать их аргументацию, раскрывать содержащиеся в них причинно-следственные связи, подкреплять их практическими правовыми примерами из повседневной деятельности воинских частей, спортивных подразделений.

Конспект должен быть кратким, содержательным. Практика показывает, что объем конспекта составляет примерно одну десятую, одну пятнадцатую часть конспектируемого первоисточника.

В тексте конспекта целесообразно ссылаться на статьи (пункты) правового акта, чтобы нужную запись можно было легко восстановить. Целесообразно конспектирование первоисточников вести в отдельной тетради в последовательности, определенной тематическим планом. На страницах рекомендуется оставлять поля, аналогичные конспектам лекций, необходимые для доработки и пополнения конспекта новой информацией.

Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать наименование правового акта (закон, постановление, распоряжение, приказ), государственный орган издавший (принявший) его, дату, номер и заголовок. При конспектировании правовых актов из официальных изданий (Российская газета, Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание постановлений Правительства Российской Федерации и других) необходимо указать в каком журнале, газете и когда этот правовой акт опубликован.

При конспектировании первоисточника из электронных правовых баз данных необходимо убедиться является ли правовой акт действующим или нет. Если правовой акт отменен или утратил силу, то нет необходимости в его конспектировании [4], [5].

Иногда курсанты задают вопрос, где лучше писать конспект: в тетради или на отдельных листах. Здесь однозначного ответа нет. Все зависит от цели конспектирования. Если материал изучается в связи с подготовкой к докладу или выступлению, записи лучше делать на отдельных листах, используя одну сторону. Это позволяет систематизировать материал, обновлять его. Если же конспект составляется для длительного последующего использования, записи целесообразно производить в тетрадях.

Изучение рекомендуемой литературы и правовых актов требует не только внимания и трудолюбия, но и аккуратности. Пользуясь книгами библиотеки или методического кабинета, ни в коем случае недопустимо делать в них пометки, подчеркивания и т.д. Ведь эти книги составляют материальную базу учебного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)