Методы управленческой деятельности органов исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы управленческой деятельности органов исполнительной власти



                  

Методы управления – это приемы, способы, применяемые органами исполнительной власти в целях оказания воздействия на иных участников управленческой деятельности.

Среди методов административно- правового воздействия по содержанию можно выделить:

- нормативно-правовое воздействие;

- оперативно-распорядительную деятельность (учет, контроль, поощрение, структуризация, распределение);

- легализацию (регистрация, нострификация;

- правонаделение (прием на службу, выдача разрешений, лицензирование);

- юрисдикционную деятельность (разрешение споров, принуждение).

В административной практике одновременно используются разные способы. Их выбор зависит от конкретных обстоятельств объективного (например, возникновение чрезвычайной ситуации природного характера) и субъективного характера (например, субъективных качеств руководителя).

 По способу воздействия методы управления можно подразделить на методы косвенного и прямого воздействия.

 

Методы косвенного воздействия применяются главным образом в сфере экономики, им присущи такие признаки:

- руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

- акты органов власти предоставляют право на совершение определенных действий;

- наличие возможности выбора одного из нескольких вариантов поведения;

- наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов.

Среди методов косвенного воздействия выделяют методы экономические (налоги, тарифы, кредитование) и организационные (нормативное регулирование, координация, легализация, регистрация, убеждение).

 

3.Методы прямого воздействия применяются во всех областях и сферах государственного управлениях. Для них характерно:

- прямое воздействие на волю, сознание субъекта;

- директивность, властный характер;

- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют исполнителям возможности выбора вариантов поведения;

- широкое использование актов исполнительной власти;

- наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение.

К методам прямого воздействия относятся: оперативное распорядительство, установление плановых и иных заданий, распределение, административный надзор, принуждение.

Административный надзор, являясь разновидностью государственного контроля, обладает рядом специфических признаков:

- осуществляется специальными органами государства (федеральными службами);

- осуществляется в условиях внеслужебного подчинения;

- характерно широкое использование мер принудительного воздействия.

Надзор осуществляется как в отношении юридических, так и физических лиц. Правовую основу надзора в отношении юридических лиц составляет Федеральный закон от 26 дек. 2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Среди видов надзора, осуществляемого в отношении отдельных граждан, можно выделить административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, за владельцами оружия, лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы и др. 

 

                      

4. Административное принуждение – применение органами исполнительной власти мер принудительного воздействия к субъектам, совершившим противоправные действия. Признаки принуждения:

- это правоприменительная деятельность, которая призвана обеспечить защиту правопорядка;

- реализуется в рамках охранительных правоотношений;

- применяется в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административными проступками), нарушающими нормы многих отраслей права, охраняемые административно-принудительными средствами;

- осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного отношения;

- наличие множественности субъектов, осуществляющих применение админитстративно -  принудительных мер;

- применяется как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам;

- в отдельных случаях может применяться и при отсутствии конкретных противоправных деяний.

 

По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются на четыре группы: предупредительные, пресекательные, наказания и обеспечительные.

Меры административно - предупредительные  применяются с целью предупреждения возможного противоправного деяния либо для предотвращения вредных последствий, которые могут наступить в результате объективных обстоятельств, например, стихийных сил природы. К их числу относятся: проверка документов, досмотр авиапассажиров и их багажа, медицинское освидетельствование, изъятие огнестрельного оружия у лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения по поводу алкоголизма, наркомании либо психического заболевания,

Основания и порядок применения данных мер регулируется правовыми актами федерального, регионального и местного уровня.

Меры административного пресечения применяются с целью пресечения конкретного противоправного деяния. Таковыми являются принудительное лечение, требование прекратить противоправное поведение, запрещение эксплуатации транспортных средств, приостановление деятельности общественных объединений, приостановление действия лицензии, применение специальных средств, применение оружия.

Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта нарушения без составления процессуального документа.

Административные наказания  применяются с целью предупреждения новых правонарушений и наказания правонарушителя. Перечень административных наказаний определен КоАП РФ (гл.3): предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Меры административно - обеспечительные применяются с целью обеспечения своевременного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении и полного исполнения назначенного по делу наказания. Правовую основу данной группы мер составляет КоАП РФ (гл.27). К их числу относятся доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр территорий и помещений, освидетельствование на состояние опьянения водителей транспортных средств, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временное приостановление деятельности.

 Кодексом административного судопроизводства РФ предусмотрены такие меры процессуального принуждения, как предупреждение и удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке и др.


                  Тема. Административная ответственность:

                   материальные и процессуальные аспекты.

       1. Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении органами государства административных наказаний к субъектам, совершившим административные правонарушения.

       Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица, применении к нему санкций правовых норм, осуществляется в процессуальной форме. Вместе с тем их реализация характеризуется определенным своеобразием:

      - административная ответственность наступает, как правило, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение административных норм;

- представляет собой особый вид государственного принуждения в виде применения административных наказаний;

- оказывает воспитательное воздействие на правонарушителя и других лиц, направлена на предупреждение новых правонарушений;

- наступает независимо от наличия вредных последствий, совершенного противоправного деяния;

- субъектами ответственности могут быть физические и юридические лица;

- применяется в основном во внесудебном порядке;

- законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности - производство по делам об административных правонарушениях;

 - правовую основу административной ответственности составляют федеральные законы (КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации.

          Административная ответственность имеет много общего с уголовной ответственностью. Но при этом имеются и существенные различия. Так, во-первых, меры административной ответственности (административные наказания) значительно мягче, чем уголовные наказания. Во-вторых, уголовная ответственность может быть установлена только федеральным законом, административная ответственность – как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ. В третьих, меры уголовной ответственности могут быть применены только судом, меры административной ответственности налагаются как судьями, так и должностными лицами органов исполнительной власти федерального и регионального уровня.

          От дисциплинарной ответственности административная отличается тем, что основанием ее наступления является только административное правонарушение. Дисциплинарная может наступать как в связи с совершением дисциплинарного проступка, так и в отдельных случаях в связи с совершением административного правонарушения. При этом в законодательстве отсутствует не только понятие дисциплинарного проступка. Но и их четкий перечень.      

         Правовую основу дисциплинарной ответственности составляют федеральные законы («О государственной гражданской службе в РФ») и подзаконные акты, например, например, Дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ утв. Указом от 14 окт. 2012г. 

        2. Административное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

       Правонарушение как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими определенные стороны данного явления. Ими являются противоправность, общественная вредность, виновность, наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из них будет означать, что совершенное деяние не является административным правонарушением.

       Состав правонарушения – совокупность установленных правом элементов, при наличии которых общественно вредное деяние признается административным правонарушением. Такими элементами являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения и субъективная сторона.

        В качестве объекта правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления на которые посягает административное правонарушение.

        Объективная сторона характеризует внешнее выражение административного правонарушения. Она включает само противоправное деяние (действие или бездействие), наступление вредных последствий, а также причинную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями. Особенностью объективной стоироны большинства административных правонарушений явлется отсутствие вредных последствий. Достаточно совершения противоправного деяния.

         Субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Это может быть физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и находящееся во вменяемом состоянии, либо юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности).

          Субъективная сторона – характеризует внутреннее проявление противоправного деяния. Она включает вину, в отдельных случаях также мотив и цель. Вина может быть в форме умысла или неосторожности.

      3. Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Кара – сущность, а не цель наказания. Целью является предупреждение новых правонарушений.

      Основания и порядок применения административных наказаний могут быть установлены только законом (федеральным, законом субъекта РФ).

      Административные наказания налагаются широким кругом органов государства и должностных лиц, (разд. 3 КоАП РФ).

      Административное наказание, являясь мерой ответственности, влечет особое состояние административной ответственности, которое продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.

      Административные наказания налагаются, как правило, должностными лицами органов исполнительной власти путем вынесения специального правового акта – постановления.

      Виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни проведения. Необходимо рассмотреть правовую характеристику каждого из них.

      При назначении наказаний необходимо соблюдать общие правила, которые, определены в КоАП РФ. К их числу относятся законность, справедливость и индивидуализация.

      Законность предполагает назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной конкретной статьей КоАП РФ. Необходимо также учитывать, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

      Справедливость наказания заключается в том, что более строгое наказание из числа предусмотренных за совершенное правонарушение назначается только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания недостаточен для достижения целей наказания.

      Индивидуализация наказания - это определение меры наказания с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств смягчающих и отягчающих обстоятельств.

      К обстоятельства, смягчающим ответственность, относятся:

      - раскаяние лица, добровольное сообщение о совершенном правонарушении;

      - предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

      - добровольное возмещение ущерба или устранение последствий причиненного вреда;

   - совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

   - совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;

   - добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

   - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).

     Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве.

      Обстоятельства, отягчающие ответственность:

      - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного лица прекратить его;

      - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

      - вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

      - совершение правонарушения группой лиц;

      - совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

      - совершение правонарушения в состоянии опьянения.

      Важное значение имеют также правила, определяющие порядок назначения наказания при совершении нескольких правонарушений (ст.4.4 КоАП РФ).

      В целях повышения эффективности административной ответственности законом установлены сроки давности назначения наказаний (ст.4.5 КоАП РФ).

      Законодательством установлен также порядок возмещения материального ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения.

 

 

4. Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированный нормами права порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Правовую основу названного производства составляет Кодекс РФ об административных правонарушениях (разд. 4 и 5).

Задачами производства являются всестороннее, объективное выяснение всех обстоятельств дела; разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Существует два вида производства – обычное и упрощенное. Обычное осуществляется по большинству административных правонарушений. Оно характеризуется составлением ряда процессуальных документов, сбором доказательств, применением разнообразных мер процессуального обеспечения, проходит несколько стадий. Упрощенное производство применяется при совершении незначительных правонарушений, при этом вся процедура привлечения к ответственности осуществляется на месте совершения правонарушенияи характеризуется вынесением единственного процессуального документа - постановления. Данное производство применяется лишь в тех случаях, когда правонарушитель не оспаривает привлечение к ответственности и согласен с налагаемым наказанием (ст.28.6 КАП РФ). В противном случае производство осуществляется в обычном порядке.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях – это те основные начала, идеи, которые лежат в основе данного вида поцессуальной деятельности и закреплены в нормах административного права (КоАП РФ). К их числу относятся:

- законность;

- объективной истины;

- презумпции невиновности;

- права на защиту;

- родного языка;

- равенства;

- открытости;

- состязательности;

- оперативности.

 Порядок реализации названных принципов регламентируется различными статьями КоАП РФ.

 

Участников производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить на три группы:

Первую группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями по разрешению дела. К ним относятся судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и их территориальные органы и др. Перечень названных органов и их должностных определен в разд. 3 КоАП РФ. К этой группе можно отнести также прокурора, полномочия которого определены ст. 25.11 КоАП РФ.

Вторую группу составляют субъекты, имеющие личный интерес в деле. Это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физических лиц; законный представитель юридического лица; защитник и представитель. Их правовое положение регулируется ст. 25.1 – 25.5 КоАП РФ. Особенностью их статуса является то, что им в основном предоставлены права для защиты собственных интересов, а какие-либо обязанности не налагаются.

Основным и обязательным участником производства является лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В качестве такового может выступать физическое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), либо юридическое лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное Особенной частью КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Полномочия правонарушителя определены ст. 25.1 КоАП РФ правонарушитель наделен широкими правами, согласно которой он вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять различного рода ходатайства: о назначении экспертизы, вызове и опросе свидетелей, истребовании дополнительных доказательств, имеющих значение для дела, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, пользоваться юридической помощью защитника, который допускается к участию в деле с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе также обжаловать постановление о назначении наказания, применение мер обеспечительного характера, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

Обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу, носят в основном пассивный характер, поскольку их содержанием является только воздержание от совершения определенных действий(например, не препятствовать установлению истины по делу). К числу обязанностей активного характера можно отнести обязанность являться по вызову органа, должностного лица и присутствовать при рассмотрении дела. При невыполнении этой обязанности лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в определенных законом случаях может быть подвергнуто приводу (ст. 27.15 КоАП РФ).

Потерпевший – это лицо, пострадавшее от неправомерных действий, лицо, которому причинен физический, моральный или имущественный вред. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Потерпевший вправе ознакомиться со всеми материалами дела, дать объяснения, представить доказательства, заявить ходатайства и отводы, обжаловать постановление по данному делу, потребовать возмещения причиненного ущерба и т. п. (ст.25.2 КоАП РФ).

Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В этом случае он обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в протоколе правильность данных им показаний.

Законные представители физического лица (потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) участвуют в производстве, если лицо, привлекаемое к ответственности, или потерпевший не достигли совершеннолетия либо в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. Законными представителями являются родители и лица, их заменяющие: усыновители, опекуны и попечители, чьи родственные связи удостоверяются соответствующими документами.

Законные представители совершают все процессуальные действия, право на которые имеют представляемые ими лица.

Законные представители юридического лица защищают его права и интересы, если в отношении юридического лица ведется производство по делу либо если оно является потерпевшим (ст. 25.4 КоАП РФ).Ими могут быть руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Правонарушитель и потерпевший могут воспользоваться квалифицированной юридической помощью соответственно защитника и представителя. В качестве защитника или представителя допускаются адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или иное совершеннолетнее лицо, действующее на основе доверенности.

      Они допускаются к участию в производстве с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Их полномочия аналогичны полномочиям лиц, чьи интересы они представляют (ст. 25.5 КоАП РФ).

Третью группу составляют лица, которые призваны оказать помощь представителям органов государства в осуществлении процессуальных действий. В эту группу входят свидетель, понятой, переводчик, эксперт и специалист. Их правовое положение регулируется статьями 25.6 - 25.10 КоАП РФ.

Свидетель – это лицо, призванное сообщить компетентному органу полученные им путем личного восприятия сведения о фактах, имеющих значение по делу. Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к рассматриваемому правонарушению.

Свидетель обязан явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, и дать правдивые показания. Он не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 25.6 КоАП РФ).

Эксперт призван оказать помошь в получении доказательств, когда требуется проведение специального исследования, например, при наличии сомнений в психической полноценности нарушителя, а также по делам о нарушении правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и др.

Основной обязанностью эксперта является дача объективного заключения по поставленным перед ним вопросам.

От эксперта необходимо отличать специалиста, которого также привлекают к участию в производстве по делам об административных правонарушениях, потому что он обладает специальными знаниями и может помочь в применении специальных технических средств, найти ответы на другие вопросы, возникающие у лица, рассматривающего дело. В отличие от эксперта специалист не проводит экспертных исследований, не дает заключения по делу.

Привлечение специалиста к участию в производстве по делу – право, а не обязанность судьи, должностного лица. Закон не оговаривает право других участников производства привлекать специалиста. Однако лица, имеющие личный интерес, могут заявлять ходатайства, в том числе и о привлечении специалиста.

Переводчик. При рассмотрении административных правонарушений каждому лицу, участвующему в деле, должно быть предоставлено право пользоваться родным языком. Поэтому ему предоставляется пользоваться услугами переводчика. Присутствие переводчика необходимо также при участии в процессе глухого, немого, глухонемого.

Переводчиком может быть любое лицо, обладающее необходимыми познаниями в соответствующих языках или навыками сурдоперевода. Он назначается должностным лицом, в производстве которого находится административное дело.

 Понятой – это постороннее лицо, которому ничего не известно об обстоятельствах дела. Основное назначение его состоит в том, чтобы удостоверить правильность отражения совершения процессуальных действий и их результатов в соответствующем документе.

Участие понятых фиксируется в протоколе об осуществлении соответствующего процессуального действия. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля

Особенностью правового положения участников данной группы является то, что они (кроме понятых) могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение возложенных на них обязанностей.

      Выяснение обстоятельств совершенного правонарушения осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.

Основными обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются следующие: наличие события административного правонарушения (время, способ и другие обстоятельства, имеющие отношение к событию), виновность лица в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В качкстве доказательств используются любые фактические данные, на основе которых устанавливаются наличие и отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства могут быть использованы в административном производстве, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом, и имеют значение для всестороннего, объективного рассмотрения дела. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ источниками доказательств являются: 1) показания различных лиц; 2) заключение эксперта; 3) материальные носители информации; 4) непосредственные наблюдения уполномоченных должностных лиц; 5) показания специальных технических средств.

Показания различных лиц: свидетелей, потерпевшего, правонарушителя. Показания свидетелей – это сообщения об имеющих значение для дела фактах, сделанные лицами, воспринявшими эти факты непосредственно или получившими о них сведения из определенных источников.

Восприятие фактов свидетелем может быть и опосредованным, т. е. сведения могут быть получены им от других лиц или из документов. При этом источники сообщаемых сведений должны быть точно выяснены и проверены. Если свидетель не в состоянии указать конкретный источник своей осведомленности, то его показания теряют значение источника доказательств.

Свидетельские показания могут быть получены различным образом, например, путем опроса во время составления протокола. В этом случае свидетель, подписывая протокол, подтверждает тем самым соответствие излагаемых в нем сведений объективной действительности. При необходимости от свидетеля могут быть получены подробные объяснения, в которых излагаются известные ему факты.

Показания потерпевшего как очевидца совершенного правонарушения, позволяют установить истину по делу, Они могут быть процессуально оформлены также как и показания свидетеля.

 Рассматривая показания лица, привлекаемого к административной ответственности, следует учитывать их роль как источника доказательств и их значение в осуществлении правонарушителем права на защиту.

Правонарушитель вправе отказаться от дачи объяснений вообще или по поводу каких-либо обстоятельств. Однако это не может рассматриваться как прямое или косвенное доказательство его вины.

Показания лица, привлекаемого к административной ответственности, излагаются, как правило, в протоколе о нарушении либо могут быть зафиксированы отдельно и приложены к протоколу.

Заключение эксперта. Решение о назначении экспертизы выносится в виде определения, в котором указываются основания для назначения экспертизы, сведения об экспертизе или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, а также перечень материалов, предоставляемых в его распоряжение.

С данным определением должны быть ознакомлены лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевший. Они вправе ходатайствовать о дополнении или изменении вопросов, поставленных перед экспертом.

Эксперт дает заключение в письменной форме. В заключении описываются проведенные исследования, приводятся сделанные в результате их выводы и даются обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Материальные носители информации – вещественные доказательства и документы. Вещественные доказательства – это различные предметы, которые своими свойствами, внешним видом, изменениями, местом нахождения, принадлежностью способны подтвердить или опровергнуть существование обстоятельств, имеющих значение для дела. Это предметы, служившие орудием совершения проступка, или сохранившие на себе следы противоправных действий, или явившиеся объектом этих действий. К вещественным доказательствам близко примыкают специально созданные носители информации, на которых фиксируется информация с целью ее хранения и передачи (документы).

Информация о событиях, явлениях, фактах объективной действительности может быть зафиксирована посредством письма, рисунка, фотографии, аудио-, видеозаписи и т. д. Следовательно, документами могут быть не только письменные акты, но и материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации.

Основными способами обнаружения и приобщения материальных источников доказательств являются досмотр, изъятие, представление заинтересованными лицами. При этом каждое названное действие оформляется специальным процессуальным документом.

Важное значение имеют непосредственные наблюдения уполномоченных должностных лиц. Например, инспектор государственного пожарного надзора во время обследования объекта обнаружил нарушение правил пожарной безопасности, инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД выявил нарушение правил дорожного движения.

Наблюдения полномочного лица фиксируются непосредственно в протоколе об административном правонарушении, который является самостоятельным источником доказательств.

В некоторых случаях в процессе доказывания используются показания специальных технических средств. Например, они могут применяться для определения уровня радиационного загрязнения, фиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме и т. д.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Их показания отражаются непосредственно в протоколе об административном правонарушении.

Оценка доказательств по делу об административном правонарушении осуществляется судьей, должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом следует исходить из равенства их доказательственного значения. Ни одно доказательство не может иметь большего или меньшего значения, никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

 

5. Производство по делу об административном правонарушении развивается во времени как ряд последовательно совершаемых действий, при этом производство проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий.

Каждая стадия характеризуется наличием собственных задач, вытекающих из общих задач производства, и кругом участников. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности на данном этапе. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Производство включает четыре стадии:

- возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28 КоАП РФ);

- рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29 КоАП РФ);

- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушений (гл.30 КоАП РФ);

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл.31,.32).

Возбуждение дела [1], являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения: их фиксацию и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.096 с.)