Принципы, методы и приемы логопедической работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, методы и приемы логопедической работы.



Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности, индивидуального подхода и др.

В логопедии используются и специальные принципы. Прежде всего это принципы учета этиологии и механизмов нарушения речи, учета структуры нарушения, дифференцированного подхода, поэтапного подхода.

Важным принципом является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных естественных условиях общения и жизни. При логопедическом воздействии обязательно принимаются во внимание этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально- психологические факторы.

При различных нарушениях речи логопеды могут работать в сотрудничестве с медицинскими работниками. Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например: неправильный прикус предрасполагает к нарушениям произношения и дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т.е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения — от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех же симптомах возможны различные механизмы нарушений.

Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь является наиболее сложным психическим процессом, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

При подборе содержания логопедических занятий для учащихся с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Многие речевые нарушения проявляются в совокупности психических и нервно- психологических заболеваний; речевые и неречевые нарушения связаны между собой, поэтому речь идет о комплексе мер. Таким образом, комплексные принципы осуществляются, когда говорится о совместном воздействии на организм, т. е. не только логопедическом, но и психологическом, педагогическом и медицинском воздействии.

Комплексный принцип воздействия особо важен при таких сложных речевых нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия и заикание. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процессе логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.

Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т.е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему — от более простого к более сложному.

При работе логопед должен придерживаться онтогенетического принципа, т.е. учитывать развитие речи в онтогенезе: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.

Воспитывать личность, учитывая особенности ее формирования, в связи с различными видами нарушения — один из принципов логопедического воздействия. Этот принцип особенно актуален при работе с детьми, у которых имеются сложные дефекты речи.

При коррекционной работе учитывается ведущая деятельность ребенка. В этом заключается смысл деятельностного принципа. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности. В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи, происходит формирование личности ребенка. У детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность, являющаяся основой для коррекционной работы при устранении речевых нарушений.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях при помощи родителей, воспитателей. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедами.

Методы

При исправлении нарушений речи используются различные методы, способствующие приобретению детьми знаний, умений, навыков, воспитанию личности в целом. Применение определенного метода обусловлено характером и степенью нарушения, возрастом ребенка, его личностными качествами. Методы могут быть практическими, наглядными, словесными.

Методы, предложенные М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся. ней выделяются следующие методы:

· объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

· репродуктивный;

· частично поисковый (эвристический);

· проблемное изложение;

· исследовательский.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. Д

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами: используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. Д

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Естественно-научная основа логопедической работы.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей; учение П.К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия), а также современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р. Лурии о принципах работы центральной нервной системы.

А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга. К первому блоку он относит подкор­ковые структуры и структуры лимбической системы, ко­торые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют со­стояние бодрствование-сон.

Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий. Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны. Первичные и вторичные зоны — это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухового и др .). Третичные зоны являются зонами перекры­тия корковых отделов анализаторов, где происходит ин­теграция полученной чувственной информации различных модальностей. Третий блок мозга включает передний отдел боль­ших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регуляцию и контроль социального поведения.

Развитие речи происходит по принципу системогенеза, который является специфической закономерностью развития организма, основная особенность которого заключается в неравномерном развитии функциональных систем, обеспечивающих выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды (П.К. Анохин).

Важной основой развития речи считается формирование интонационной ее стороны в системе речеслухового, а затем речедвигательного анализаторов.

Речевая артикуляция осуществляется в результате сенсомоторной деятельности центральной нервной системы, итогом которой является приведение в готовность и действие оральной, фонаторной и дыхательной мускулатуры, выполнение артикуляторной задачи сообразно программе, интегрированной в мозге.

В настоящее время получены доказательные свидетельства о том, что в функциональной системе экспрессивной речи роль организующего фактора играют кинестетические и слуховые афферентации в процессе устного речепроизводства. Это подтверждает известное высказывание Ивана Петровича Павлова и том, что особое значение для развития речи имеют кинестетические раздражения речевых органов. И.П. Павлов считал кинестезию базисом, или «базальным компонентом речи».

 

2. Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего образования. ШИЛИНА О.А.)

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДОО) меняются цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов. Целью логопедического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является коррекция и развитие устной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребенка специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач. Качественная реализация задач обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в ДОО. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».

Согласно ч. IV ФГОС ДО, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

- ребенок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи;

- ребенок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;

 - ребенок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат;

- ребенок уверен в своих силах, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства;

- ребенок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

Обозначенные планируемые результаты напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений; - логопедическая диагностика;- коррекция речевых дефектов;- формирование всех сторон (компонентов) речи;- развитие невербальных психических функций;- развитие эмоционально-волевой сферы;- формирование нравственных установок ребенка.

Содержание коррекционной работы логопеда направлено на:

-создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, -коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, -их социальную адаптацию,

-оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

1.Диагностическое обследование речи с целью определения индивидуального коррекционного маршрута ребенка. Задачи диагностического направления:

-своевременное выявление речевых нарушений;

-предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных первичными речевыми нарушениями; - определение параметров и критерий логопедического мониторинга.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, воспитателем.

2. Коррекционно-развивающее. К коррекционно-развивающему направлению относятся:

- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

- работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

- проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

Задачи коррекционно-развивающего направления:

А) коррекция и развитие фонетико-фонематическую стороны речи детей с нарушениями речи:- исправление дефектного звукопроизношения, - сформировать звукослоговую структуру слова, - развить фонематические процессы.

Б) формирование лексического компонента речи:- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

В) формирование семантической структуры слов:- развитие лексической системность и семантические поля;- формирование навыков словообразования.

Г) формирование грамматической стороны речи:- устранение имеющихся аграмматизмов; - закрепление категориальных значений различных частей речи; дифференциация категориальных значений различных частей речи; уточнение грамматических значений слов; - формирование грамматических и морфологических обобщений.

Д) формирование синтаксического компонента речи и связной речи:- формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;- расширение фразы до необходимого объема; - развитие навыка построения связного речевого высказывания.

Е) развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи:

- мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации; - свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение); - зрительную и речеслуховую память; - временные и пространственные представления; - мелкую моторику; - динамическую организацию двигательного акта; - сенсомоторные взаимодействия.

Ж) формирование коммуникативных умений и навыков:- самостоятельное планирование речевых высказываний;- умение точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- диалогические и монологические высказывания; - умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

З) формирование темпо-ритмической организации речевой деятельности.

3. Методическое. К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

- консультирование педагогических работников; - консультирование родителей;

- выступления на семинарах логопедов; - проведение открытых логопедических занятий;

- выступления на родительских собраниях;- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах; - работа по теме самообразования; - осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;

- пополнение кабинета новинками методической литературы, обновление наглядных пособий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;- формирование всех сторон (компонентов) речи;

- развитие невербальных психических функций;- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребенка.

Коррекция нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста может осуществляться как в условиях логопедической группы, так и в условиях логопедического пункта в ДОО. Организация коррекционно-речевой работы зависит от количества и возраста детей с речевой патологией, структуры и степени выраженности их речевых дефектов. При достаточно однородных легких нарушений речи (дислалия, стертая дизартрия легкой степени), отсутствии выраженных ФФНР и ОНР логопедическую помощь можно организовать в дошкольном логопедическом пункте. В этих случаях организационная и содержательная стороны деятельности логопедического пункта будут идентичны организации коррекционно-речевого процесса в группах компенсирующей направленности для детей с НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков).

При осуществлении коррекции нарушений речи у детей в условиях логопедического пункта в ДОО учреждениях фронтальные логопедические занятия не проводятся, основными организационными формами являются индивидуальные. При этом возможно проведение подгрупповых занятий с детьми одного возраста, с идентичным речевым заключением.

Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы логопеда логопедической группы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, которые относятся к организованной образовательной деятельности. Продолжительность организованной образовательной деятельности детей регламентируется СаНПиН и зависит от возраста детей. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с планом образовательной деятельности (учебным планом).

Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи. Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Отбор методов и форм организации работы также зависит от особенностей психофизического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применению методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.Так, для детей с системным недоразвитием речи, обусловленным нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

При планировании логопедических занятий необходимо соблюдать требования ФГОС

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, способствовать общению с педагогом и друг с другом.

5. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный для детей.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО)

    Введение ФГОС НОО привело к изменениям функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе обязанностей учителя – логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится ещё более значимой, конкретной и измеримой. Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС, которая находит отражение в переходе: • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН), к определению этой цели как формирование умения учиться;
• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;

• от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент формирование УУД в личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сферах). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) - формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Целью логопедической работы учителя-логопеда в рамках ФГОС НОО является:

- оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.

Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:
• расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
• развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Основным принципом работы учителя – логопеда в образовательном учреждении выступает единство диагностики и коррекции, т. к. эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития. Проведённая диагностика позволяет объединить детей – логопатов в группы в соответствии с речевым нарушением, ведь своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД). Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, ученику необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, но главное — быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современной школе необходимо формировать объективные условия, требующие от ученика способности к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода. Используя этот метод на занятиях, мы помогаем ребенку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности в овладении устной и письменной речью.
Деятельностный метод предусматривает организацию занятий по особой структуре:
— самоопределение к деятельности;— актуализация;— постановка учебной задачи;
— построение проекта выхода из затруднения;—первичное закрепление во внешней речи;— самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;— включение в системe знаний и повторение;— рефлексия деятельности. Использование деятельностного метода изменило обычный ход занятия, тему которого стали определять сами учащиеся. Для постановки учебной задачи широко используется прием создания учебной «коллизии», т.е. проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов. Выполняя задания и отвечая на предложенные вопросы, дети стараются сами «открыть» новое знание. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводят правильные формулировки и находят верные решения.

Организация занятий проводится в форме развернутого конструктивного учебного диалога: чтобы организовывать, направлять поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т. е. включаясь в диалог как один из его участников. В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной остаётся позиция делового партнера в процессе решения учебных задач. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя - логопеда. Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания с ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий - радостная, атмосфера увлеченности и удовлетворенности детей процессом учения. Методы должны апеллировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.051 с.)