Научно-педагогической практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-педагогической практике



ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ:

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

обучающегося 2 курса

 

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Артпедагогика

 

Квалификация: магистр

(заочная форма обучения)

 

Мустафина Екатерина Александровна

в 2019-2020 учебном году

с 30 марта 2020 г. по 12 апреля 2020 г.

 

Красноярск, 2020

Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента направленного на выявление актуального уровня сформированности знаний о художественном стиле у учащихся детской школы искусств 12-14 лет в процессе создания школьного архитектурного проекта

Организация исследования была направлена на выявление актуального уровня сформированности знаний о художественном стиле у учащихся ДШИ 12-14 лет в процессе создания школьного архитектурного проекта.

Констатирующий эксперимент проходил на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Новоселовская детская школа искусств» под руководством директора Волынец Е. П. в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Цель: выявить актуальный уровень знаний обучающихся о художественных стилях.

В эксперименте приняли участие 23 учащихся в возрасте 12-14 лет, которые были разделены на две группы: А и Б, по 11 и 12 человек в каждой. Исследование проводилось на занятиях по предмету композиция. Экспериментальное исследование длилось с 20 января 2020 г. по 31 января 2020г.

Этапы исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования

2. Определение критериев и уровней формирования понятия о художественном стиле.

3. Проведение констатирующего эксперимента, выявившего уровни сформированности понятия о художественном стиле у учащихся ДШИ.

4. Планирование уроков, направленных на формирование понятия о художественном стиле у учащихся ДШИ в процессе создания школьного архитектурного проекта.

Вопросами изучения стилей искусства занимались С. А. Полищук, О. И. Воробьева, А. К. Айзенштейн, А. А. Вельфлин. Так же стили искусства рассматриваются на уроках мировой художественной культуры. Этих вопросов касались педагоги-художники, разрабатывающие программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ такие как Кузин В. С, Неменский Б. М., Шпикалова Т. Я.

С целью выявления актуального уровня сформированности знаний о художественном стиле у учащихся ДШИ 12-14 лет после анализа диагностико-педагогической литературы по теме исследования, им были определены следующие критерии:

    1 критерий – Знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе.

    2 критерий – Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю.

    3 критерий – Умение выделять характерные признаки художественного стиля.

 

Таблица № 1 - Проверка уровня знаний учащихся о стилях в искусстве

Критерии

уровни формирования понятия о художественном стиле

высокий средний низкий
Знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе Учащийся знает понятия, определения, виды, жанры, выразительные средства стилей. Активно и правильно отвечает на задаваемые вопросы. Ориентируется в хронологической последовательности возникновения художественных стилей Учащийся частично знает характерные черты художественных стилей и с трудом может определить правильный ответ в ходе выполнения задания. Слабо ориентируется в хронологической последовательности возникновения художественных стилей Учащийся практически не знает характерные черты художественных стилей, большинство заданий выполнены не верно. Не ориентируется в хронологической последовательности возникновения художественных стилей
Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю Учащийся легко определяет принадлежность художественного стиля к предложенным иллюстрациям обосновывая свой ответ перечислением характерных признаков стиля изображенного на представленной карточке Учащийся с трудом определяет принадлежность художественного стиля к представленным иллюстрациям, характерные черты стилей в ходе ответа путает и знает малую часть Учащийся практически не определяет принадлежность художественного стиля к представленным иллюстрациям, характерные черты для определения стиля назвать не может
Умение выделять характерные признаки художественного стиля Учащийся способен правильно и быстро находить элементы иллюстраций с характерными особенностями  художественных стилей и безошибочно составлять орнаменты в стиле барокко, классицизм и готика Учащийся неуверенно находит элементы иллюстраций с характерными особенностями художественных стилей, с ошибками составляет орнаменты в стиле барокко, классицизм и готика Учащийся неспособен правильно и быстро находить элементы иллюстраций с характерными особенностями художественных стилей и практически не может составить орнаменты в стиле барокко, классицизм и готика

Критерий № 1 «Знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе» (Приложение А)

Метод: тестирование.

    Для анализа первого критерия мы будем использовать метод тестирования. Тест – это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, поcредством его высказываний или оценок факторов. Тест «Стили в искусстве» составлен для учащихся 7 класса ДШИ.

    При составлении теста учитывались возрастные особенности детей (самостоятельность, развитые навыки письма, терпеливость к выполнению сложных заданий, преобладание произвольного внимания над непроизвольным). В тесте содержалось 12 вопросов с 4 вариантами ответов. От учащегося требовалось прочитать вопрос, варианты ответов и выбрать правильный. Количество ответов могло быть один и более.

Результаты проведения теста

По результатам тестирования в группе А 2 учащихся выполнили задание на высоком уровне, 6 на среднем и 3 человека выполнили задание на низком уровне «Рис. 1».

В группе Б 1 учащийся выполнили задание на высоком уровне, 7 на среднем и 4 человека выполнили задание на низком уровне «Рис. 1».

 

 

 

Рисунок 1. Результаты методики по выявлению знаний основных художественных стилей в исторической ретроспективе (%)

   

 

Критерий №2 «Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю» (Приложение Б)

Цель – выявить уровень умения учащихся работы с иллюстративным материалом и стилевой принадлежность произведений искусства.

Инструкция:

Учащимся раздаются материалы: таблички с названиями трёх стилей (барокко, классицизм и готика) и 20 иллюстраций (архитектура, живопись, скульптуры, интерьер и т.д.), по 10 иллюстраций на каждый стиль. Задача учащихся разложить карточки на три колонны в соответствии с названием стиля.

Результаты методики:

В ходе проведения методики мы выяснили, что в группе А 4 человека выполнили задание на высоком уровне, 5 на среднем и 2 на низком уровне. 

В группе Б 2 человека выполнили задание на высоком уровне, 4 на среднем и 6 на низком уровне. «Рис. 2».

 

 

    

Рисунок 2. Результаты методики по выявлениюумения определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю (%)

 

Критерий №3 «Умение выделять характерные признаки художественного стиля» (Приложение В)

Цель – проверить готовность учащихся к самостоятельному нахождению способа применения имеющихся навыков.

Инструкция:учащимся предложен набор иллюстраций с элементами художественных стилей. Задача учащихся собрать целостный орнамент, в котором будут содержаться элементы единого стиля.

Критерии оценивания:

1.Грамотно подбирались элементы орнаментальной композиции в соответствии с характерными особенностями стилей. (Элементы орнамента подобраны правильно – 5 баллов, в орнаментальной композиции присутствуют элементы другого стиля – 3 балла, орнаментальная композиция составлена из элементов, не являющимися художественным стилем– 1 балл).

2.Орнаментальная композиция построена гармонично и ритмично. (Грамотное композиционное решение – 5 баллов, есть незначительные ошибки – 3 балла, отсутствует композиционный строй – 1 балл)

3.Художественная выразительность, ритмичность, правильное композиционное построение. (Композиция ритмична и гармонична – 5 баллов, ритм нарушен, орнамент прерывается – 3 балла, отсутствует ритм, композиция построена не грамотно – 1 балл)

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов

Средний уровень – от 9 до 12 баллов

Высокий уровень – от 13 до 15 баллов

Результаты методики:

Из них в группе А – 5 испытуемых получили 0-8 балла – низкий уровень, 4 испытуемых получили 9 – 12 баллов – средний уровень, 2 испытуемых получили 13 – 15 баллов – высокий уровень.

В группе Б – 7 испытуемых получили 0-8 балла – низкий уровень, 3 испытуемых получили 9 – 12 баллов – средний уровень, 2 испытуемых получили 13 – 15 баллов – высокий уровень. Процентное отношение «Рисунок 3».

Рисунок 3. Осознанность практического применения умения выделять характерные признаки художественного стиля (%)

Группа А

Высокий уровень – 8%

Средний уровень – 58%

Низкий уровень – 33%

Группа Б

Высокий уровень – 18%

Средний уровень – 55%

Низкий уровень – 27%

2 методика - Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю.

Группа А

Высокий уровень – 35%

Средний уровень – 46%

Низкий уровень – 19%

Группа Б

Высокий уровень – 16%

Средний уровень – 33%

Низкий уровень – 51%

3 методика – Умение выделять характерные признаки художественного стиля.

Группа А

Высокий уровень – 18%

Средний уровень – 36%

Низкий уровень – 46%

Группа Б

Высокий уровень – 17%

Средний уровень – 25%

Низкий уровень – 58%

Статистика результатов проведенных методик констатирующего эксперимента представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Статистика результатов проведенных методик констатирующего эксперимента (%)

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости проведения формирующего эксперимента, в связи с преобладание среднего и низкого уровней после проведенных методик.

Приложение

Приложение А

1. Стиль – это а) совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления в творчестве б) это исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для произведённого и личного в) систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели
2. Что является стилем в искусстве? а) классицизм б) альтруизм в) кретинизм г) барокко  
3. Выберите прилагательные, которые соответствуют произведениям искусства, созданным в стиле барокко: а) статичный, безжизненный, строгий б) роскошный, пышный, торжественный в) сдержанный, величавый, монументальный г) мрачный, негативный, реалистичный  
4. Выберите прилагательные, которые соответствуют произведениям искусства, созданным в стиле классицизм: а) статичный, безжизненный, строгий б) роскошный, пышный, торжественный в) сдержанный, величавый, монументальный г) мрачный, негативный, реалистичный  
5.На фотографиях залов выберите интерьер, выполненный в стиле барокко: а)                                     б)                            в)                              г)                            
6. Какая линия - доминанта в композиции баpочного здания а) прямая б) кривая в) прерывистая г) спираль  
7. Какая из особенностей является характерной для архитектуры классицизма: а) насыщенный цвет и позолота б) обилие скульптур в) огромные двери и окна г) простота и четкость планировки  
8. Назовите скульптуру, которую изваял в эпоху барокко известный итальянский скульптор Лоренцо Бернини:  
9. Назовите самую известную картину испанского художника Диего Веласкеса: а) «Инфанта Изабелла» б) «Менины» в) «В мастерской художника» г) «При дворе короля Испаниии»  
10. Дайте название произведению представленному на данной репродукции Питера Пауля Рубенса: а) «Снятие с креста» б) «Прибытие в Марсель» в) «Суд Париса» г) «Три грации»  
11. Главные темы искусства барокко: а) превращение жизни в утонченный маскарад и "сады любви" б) обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону в) идеал прекрасного, гармоничного человека, канон г) драматизм, конфликт добра и зла, мистика, преувеличенная детализация, контраст, иллюзии, бурное движение  
12. Кто из художников относится к стилю «классицизм»:  а) Питер Пауль Рубенс б) Караваджо в) Рембрандт г) Карл Брюлов  

 

Приложение Б

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ:

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

обучающегося 2 курса

 

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Артпедагогика

 

Квалификация: магистр

(заочная форма обучения)

 

Мустафина Екатерина Александровна

в 2019-2020 учебном году

с 30 марта 2020 г. по 12 апреля 2020 г.

 

Красноярск, 2020

Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента направленного на выявление актуального уровня сформированности знаний о художественном стиле у учащихся детской школы искусств 12-14 лет в процессе создания школьного архитектурного проекта

Организация исследования была направлена на выявление актуального уровня сформированности знаний о художественном стиле у учащихся ДШИ 12-14 лет в процессе создания школьного архитектурного проекта.

Констатирующий эксперимент проходил на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Новоселовская детская школа искусств» под руководством директора Волынец Е. П. в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Цель: выявить актуальный уровень знаний обучающихся о художественных стилях.

В эксперименте приняли участие 23 учащихся в возрасте 12-14 лет, которые были разделены на две группы: А и Б, по 11 и 12 человек в каждой. Исследование проводилось на занятиях по предмету композиция. Экспериментальное исследование длилось с 20 января 2020 г. по 31 января 2020г.

Этапы исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования

2. Определение критериев и уровней формирования понятия о художественном стиле.

3. Проведение констатирующего эксперимента, выявившего уровни сформированности понятия о художественном стиле у учащихся ДШИ.

4. Планирование уроков, направленных на формирование понятия о художественном стиле у учащихся ДШИ в процессе создания школьного архитектурного проекта.

Вопросами изучения стилей искусства занимались С. А. Полищук, О. И. Воробьева, А. К. Айзенштейн, А. А. Вельфлин. Так же стили искусства рассматриваются на уроках мировой художественной культуры. Этих вопросов касались педагоги-художники, разрабатывающие программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ такие как Кузин В. С, Неменский Б. М., Шпикалова Т. Я.

С целью выявления актуального уровня сформированности знаний о художественном стиле у учащихся ДШИ 12-14 лет после анализа диагностико-педагогической литературы по теме исследования, им были определены следующие критерии:

    1 критерий – Знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе.

    2 критерий – Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю.

    3 критерий – Умение выделять характерные признаки художественного стиля.

 

Таблица № 1 - Проверка уровня знаний учащихся о стилях в искусстве

Критерии

уровни формирования понятия о художественном стиле

высокий средний низкий
Знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе Учащийся знает понятия, определения, виды, жанры, выразительные средства стилей. Активно и правильно отвечает на задаваемые вопросы. Ориентируется в хронологической последовательности возникновения художественных стилей Учащийся частично знает характерные черты художественных стилей и с трудом может определить правильный ответ в ходе выполнения задания. Слабо ориентируется в хронологической последовательности возникновения художественных стилей Учащийся практически не знает характерные черты художественных стилей, большинство заданий выполнены не верно. Не ориентируется в хронологической последовательности возникновения художественных стилей
Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю Учащийся легко определяет принадлежность художественного стиля к предложенным иллюстрациям обосновывая свой ответ перечислением характерных признаков стиля изображенного на представленной карточке Учащийся с трудом определяет принадлежность художественного стиля к представленным иллюстрациям, характерные черты стилей в ходе ответа путает и знает малую часть Учащийся практически не определяет принадлежность художественного стиля к представленным иллюстрациям, характерные черты для определения стиля назвать не может
Умение выделять характерные признаки художественного стиля Учащийся способен правильно и быстро находить элементы иллюстраций с характерными особенностями  художественных стилей и безошибочно составлять орнаменты в стиле барокко, классицизм и готика Учащийся неуверенно находит элементы иллюстраций с характерными особенностями художественных стилей, с ошибками составляет орнаменты в стиле барокко, классицизм и готика Учащийся неспособен правильно и быстро находить элементы иллюстраций с характерными особенностями художественных стилей и практически не может составить орнаменты в стиле барокко, классицизм и готика

Критерий № 1 «Знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе» (Приложение А)

Метод: тестирование.

    Для анализа первого критерия мы будем использовать метод тестирования. Тест – это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, поcредством его высказываний или оценок факторов. Тест «Стили в искусстве» составлен для учащихся 7 класса ДШИ.

    При составлении теста учитывались возрастные особенности детей (самостоятельность, развитые навыки письма, терпеливость к выполнению сложных заданий, преобладание произвольного внимания над непроизвольным). В тесте содержалось 12 вопросов с 4 вариантами ответов. От учащегося требовалось прочитать вопрос, варианты ответов и выбрать правильный. Количество ответов могло быть один и более.

Результаты проведения теста

По результатам тестирования в группе А 2 учащихся выполнили задание на высоком уровне, 6 на среднем и 3 человека выполнили задание на низком уровне «Рис. 1».

В группе Б 1 учащийся выполнили задание на высоком уровне, 7 на среднем и 4 человека выполнили задание на низком уровне «Рис. 1».

 

 

 

Рисунок 1. Результаты методики по выявлению знаний основных художественных стилей в исторической ретроспективе (%)

   

 

Критерий №2 «Умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю» (Приложение Б)

Цель – выявить уровень умения учащихся работы с иллюстративным материалом и стилевой принадлежность произведений искусства.

Инструкция:

Учащимся раздаются материалы: таблички с названиями трёх стилей (барокко, классицизм и готика) и 20 иллюстраций (архитектура, живопись, скульптуры, интерьер и т.д.), по 10 иллюстраций на каждый стиль. Задача учащихся разложить карточки на три колонны в соответствии с названием стиля.

Результаты методики:

В ходе проведения методики мы выяснили, что в группе А 4 человека выполнили задание на высоком уровне, 5 на среднем и 2 на низком уровне. 

В группе Б 2 человека выполнили задание на высоком уровне, 4 на среднем и 6 на низком уровне. «Рис. 2».

 

 

    

Рисунок 2. Результаты методики по выявлениюумения определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю (%)

 

Критерий №3 «Умение выделять характерные признаки художественного стиля» (Приложение В)

Цель – проверить готовность учащихся к самостоятельному нахождению способа применения имеющихся навыков.

Инструкция:учащимся предложен набор иллюстраций с элементами художественных стилей. Задача учащихся собрать целостный орнамент, в котором будут содержаться элементы единого стиля.

Критерии оценивания:

1.Грамотно подбирались элементы орнаментальной композиции в соответствии с характерными особенностями стилей. (Элементы орнамента подобраны правильно – 5 баллов, в орнаментальной композиции присутствуют элементы другого стиля – 3 балла, орнаментальная композиция составлена из элементов, не являющимися художественным стилем– 1 балл).

2.Орнаментальная композиция построена гармонично и ритмично. (Грамотное композиционное решение – 5 баллов, есть незначительные ошибки – 3 балла, отсутствует композиционный строй – 1 балл)

3.Художественная выразительность, ритмичность, правильное композиционное построение. (Композиция ритмична и гармонична – 5 баллов, ритм нарушен, орнамент прерывается – 3 балла, отсутствует ритм, композиция построена не грамотно – 1 балл)

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов

Средний уровень – от 9 до 12 баллов

Высокий уровень – от 13 до 15 баллов

Результаты методики:

Из них в группе А – 5 испытуемых получили 0-8 балла – низкий уровень, 4 испытуемых получили 9 – 12 баллов – средний уровень, 2 испытуемых получили 13 – 15 баллов – высокий уровень.

В группе Б – 7 испытуемых получили 0-8 балла – низкий уровень, 3 испытуемых получили 9 – 12 баллов – средний уровень, 2 испытуемых получили 13 – 15 баллов – высокий уровень. Процентное отношение «Рисунок 3».

Рисунок 3. Осознанность практического применения умения выделять характерные признаки художественного стиля (%)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.074 с.)