Работа по развитию связной речи включает: формирование лексического и грамматического строя, совершенствование фразовой речи, воспитание навыков общения и обучение рассказыванию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа по развитию связной речи включает: формирование лексического и грамматического строя, совершенствование фразовой речи, воспитание навыков общения и обучение рассказыванию.



Навыки диалогической речи, в соответствии с методическими рекомендациями, совершенствуются на логопедических занятиях всех видов и при проведении воспитательской работы с детьми.

Развитие монологической формы речи авторы различных методик рекомендуют осуществлять, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на фронтальных занятиях по речевому развитию, которые проводит воспитатель

Существует несколько методик формирования и развития связной речи, представленные в научно-методической литературе.

Воробьёва В.К. разработала систему формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Состоит система из четырёх взаимосвязанных разделов:

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения (рассказа).

II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

В работе автор широко использует приём наглядного моделирования. Детям предлагаются ориентировочные карточки, наглядно-графические записи, предметно-подстановочные таблицы, сенсорно-графический план, картинно-графические схемы.

Наглядно-графические записи моделируют структуру мысли простого нераспространённого или распространённого второстепенными членами предложения. Предметно-подстановочные таблицы отражают смысловую структуру цепного рассказа – повествования Графические планы и схемы, используемые при формировании навыков описательной речи, дают детям возможность следить «за правильной реализацией содержания рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью».

Ефименкова Л.Н. систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева выделяют следующие разделы в работе над связной речью: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР – III уровня, представленная в научных трудах В.П. Глухова включает 5 этапов: подготовительная работа; занятия по пересказу; обучение рассказыванию по картинам; обучение рассказу-описанию; рассказывание с элементами творчества.

Автор предусматривает постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Глухов В.П. в своих методических разработках для обучения детей рассказыванию по картинам рекомендует проведение нескольких видов занятий с картинным материалом. Это и составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам, и составление коротких рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, события или предметов, определяющих тематику картины.

Во втором и третьем периодах обучения в соответствии с данной методикой планируют занятия по составлению описательных рассказов. Формирование навыков составления описания предметов начинается с простого описания (4-5 фраз), составленного по вопросам. Затем дети составляют рассказы по предваряющему плану или с опорой на данный образец. А на втором году обучения проводится работа по формированию навыков сравнительного описания.

Ткаченко Т.А. при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы: пересказ рассказа по наглядному действию; пересказ рассказа по серии сюжетных картин; составление рассказа по серии сюжетных картин; пересказ рассказа по сюжетной картине; рассказ по сюжетной картине.

Особенностью данной системы работы является то, что, последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. 

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием.

У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

Значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

 

 


 

54.  Принципы организации логопедической работы по формированию навыков и умений связной речи ( В. П. Глухов)

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, определенную структуру учебных занятий и методические приемы.

Общими принципами обучения являются: построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку и подготовки их к школе.

Формир-е у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей (6-го г. ж.) с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по формированию связной речи в соответствии с периодами обучения. Предусматривается постепенное усложнение содержания работы по формированию связной речи, в том числе на специальных занятиях по обучению рассказыванию. В III периоде первого года обучения развитие самостоятельной связной речи детей выдвигается в числе основных задач коррекционного обучения. На 2 г.ж. обучения особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа лит-х произведений; значительное место отводится упр-ям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.

Начиная с III периода первого года обучения рекомендуется включать в занятия доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к действию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.).

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:

-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

-формирование навыков построения связных монологических высказываний;

-развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

-целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формир-м устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

-усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

-формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

-обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Общими особенностями построения занятий для детей с ОНР являются:

- проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета — с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.);

- специальный языковой разбор текстового материала;

- включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие;

- использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.).

Обучение на основе каждого текстового или картинного материала рекомендуется проводить как минимум на двух учебных занятиях.

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и инд. подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей. С этой целью на основании данных логопедического обследования и последующих динамических наблюдений рекомендуется выделять две группы детей — более сильную и слабую. Малогрупповой метод занятий позволяет наиболее полно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от выраженности и особенностей отмечаемых у них речевых и неречевых нарушений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.011 с.)