Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш.



Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: если они услышат звук с, то нужно изобразить умывание, если услышат звук ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки с и ш: то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем называет слова со звуками с и ш. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель. Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с: шампунь, шарф, серёжки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.

Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук ш, надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш.

Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.

«Вообще‑то это стихотворение называется „Жадина“, – говорит воспитатель. – Как вы думаете, угостил пёс щеночка булочкой? Почему вы так считаете?»

Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш. (Шагал, большую, подошёл). Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение ещё раз.

Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала…

А волосы растут.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу решётку из трёх ячеек и одно за другим произносит слова: пёс, кусок, нос. Дети определяют позицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладёт цветной кружок в нужную ячейку решётки.

Далее дети рисуют такие же решётки на листах бумаги (разложены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш: окошечко, ландыш, шмель.

Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук л в этих словах.

Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом ещё быстрее): «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.

Январь 3 неделя.

 

Занятие 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.

Ход занятия.

Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то звук з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх‑вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара).

Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, жёлтый, зелёный, жарко, знойно); затем по подгруппам (желторотый, зверёк, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглёр, злюка). Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают слова знойно, жонглёр.

Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж, затем со звуком з. За каждый правильный ответ даётся фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.

Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».

Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка.

Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.

Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто‑нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это весёлая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)

Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решётки с крупными ячейками.

Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова‑обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т.п.)

Педагог помогает детям запомнить и чётко произнести стихотворение С. Маршака:

Ель на ёжика похожа:

Ель в иголках, ёжик тоже.

 

Февраль 2 неделя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.01 с.)