Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.



(2011 год.)

Звуковая культура речи.

Перспективный план

Месяц Деятельность.
Сентябрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с Цель. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков зс и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Октябрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. Цель. Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.
Ноябрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Цель. Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки жш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками жш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Декабрь 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.
Январь 3 неделя Занятие 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Февраль 2 неделя Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. Цель. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Март 3 неделя Занятие 7. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба бах». Цель. Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба‑бах» (перевод М. Боровицкой).
Апрель 1 неделя Занятие 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. Цель. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Май 3 неделя Занятие 6. Звуковая культура речи (проверочное). Цель. Проверить, умеют ли дети различать звуки и чётко и правильно произносить их.

 

Сентябрь 2 неделя.

 

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Цель. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков зс и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям известные им песенки‑звуки: з‑з‑з – (песня комара), с‑с‑с – (так течёт из крана вода (выходит воздух из мяча)).

«Давайте условимся, – объясняет задание педагог, – если вы услышите звук з – прогоняйте комара, вот так (делает лёгкое отмахивающее движение рукой), услышите с – умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения».

Педагог проговаривает 3–4 звука, проверяя, как дети поняли задание. Далее произносит вперемешку 9–11 звуков. (Выполняя это и следующие упражнения, воспитатель произносит звуки (слова) с одним и тем же интервалом, считая про себя: «Раз, два, три», и заканчивая счёт заранее оговорённым с детьми жестом, означающим завершение действия.)

Воспитатель даёт детям новое задание: «Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове: слон, зебра, зелёный, синий.

А теперь не называйте звук, а, как при выполнении первого задания, жестами показывайте, что слышите: сахар (педагог проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда».

Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зелёный, суровый, заяц, снегирь). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорник, сутолока).

«Я назвала вам много слов со звуком з, – говорит педагог. – А какие слова назовёте вы?» (За правильный ответ даётся фишка.)

Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями синицы (звук с) и комара (звук). Между подставками располагает мелкие предметы: совок, напёрсток, салфетку, замок, игрушечного зайчонка, значок. Воспитатель объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребёнок ошибся: «Нет‑нет‑нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого ребёнка.

Воспитатель выставляет пять пирамидок и объясняет задание: «Сейчас я расскажу вам про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовёте слово правильно, – получите пирамидку».

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова соро́к, со́рок, срок, съели, сырок.

Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок – скороговорка и поэтому произносить её надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, чётко выговаривая слова, затем быстрее, потом ещё быстрее и очень быстро. После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и чётком самостоятельном произнесении скороговорки.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать, и кто сколько получил фишек и пирамидок.

Октябрь 2 неделя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)