Цели и задачи курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи курсовой работы



И.Х.Баширов, А.А.Кривонос

 

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Методические рекомендации по выполнению

курсовой работы для студентов

направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Маркетинг»

очной и заочной форм обучения

 

 

Утверждено на заседании кафедры

маркетинга и КД

Протокол №11 от 13.01.2017 г.

 

Одобрено Учебно-методическим

Советом ГО ВПО «ДонНУЭТ»

имени Михаила Туган-Барановского»

Протокол № __от ________

 

Донецк

ГО ВПО «ДонНУЭТ»

2017

УДК 658.8:005.31(076.5)

ББК 65.291.31я73

     Б33

Рецензенты:

д.э.н., проф. Возиянова Н.Ю.

к.э.н., доц. Ткаченко А.А.

 

Б 33 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования» для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Маркетинг», всех форм обучения [Текст]: М-во образования и науки ДНР, ГОВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», Каф. маркетинга и коммерч. дела; И.Х. Баширов, А.А. Кривонос. - Донецк: [ДонНУЭТ], 2017. - 54с.

 

 

Методические рекомендации содержат основные требования, предъявляемые студентам профиля «Маркетинг» в ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования». Представлена примерная тематика курсовых работ, структура и содержание, правила оформления, сроки выполнения и порядок защиты курсовых работ.

Методические рекомендации разработаны для бакалавров направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Маркетинг», очной и заочной форм обучения.

 

УДК 658.8:005.31(076.5)

ББК 65.291.31я73

 

 

© Баширов И.Х., Кривонос А.А., 2017

© ГО ВПО «Донецкий национальный

университет экономики и торговли имени

Михаила Туган-Барановского», 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….…… 4
1. Цели и задачи курсовой работы……………………………………….….. 5
2. Структура курсовой работы……………………………………….………. 6
3. График выполнения курсовой работы…………………………….……… 7
4. Требования к оформлению курсовой работы………………………….… 7
5. Содержание курсовой работы……………………………………..……… 13
6. Методические рекомендации по написанию аналитико-исследовательской части курсовой работы…………………………………. 15
6.1 Определение проблемы и формулировка целей………………………... 15
6.2 Отбор источников информации, анализ вторичной информации…….. 17
6.3 Планирование и организация сбора первичной информации…………. 21
6.4 Разработка анкеты………………………………………………………… 28
6.5 Систематизация, анализ и интерпретация собранной информации…... 34
6.6 Подготовка отчета о результатах исследования………………………... 38
7. Подготовка к защите и защита курсовой работы………...…………........ 39
8. Критерии оценки выполнения и защиты курсовой работы …...………... 40
9. Список рекомендуемой литературы…..…………………………...……... 42
Приложения ………..…………………………………………………………. 45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа является одним из видов учебной и научно-исследовательской работы студента и представляет собой исследования, проводимые студентами самостоятельно под руководством преподавателя по определенным темам. В ходе ее выполнения обобщаются и систематизируются теоретические знания, закрепляются практические умения и навыки, проявляются профессиональные компетенции.

Настоящие методические рекомендации определяют общие подходы к содержанию и структуре курсовых работ, устанавливают единые правила их подготовки, оформления и защиты, дают возможность студенту правильно и квалифицированно написать курсовую работу, соблюдая при этом все стандарты по ее оформлению. Хорошо подготовленная курсовая работа дает студенту уверенность в своей подготовленности к выполнению в будущем дипломной работы, качество которой повышается, если она является завершением самостоятельно и качественно выполненных студентом курсовых работ.

Основным назначением методических указаний является обеспечение качества реализации Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся курсовых работ, выполняемых студентами.

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования» разработаны для бакалавров направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Маркетинга», всех форм обучения.

При изучении дисциплины «Маркетинговые исследования» перед студентами ставится ряд задач, главные из которых: обеспечить понимание студентами роли маркетингового подхода и маркетинговых исследований в деятельности предприятия; научить студентов методам и процедурам проведения комплексных маркетинговых исследований; сформировать маркетинговый подход к проблеме изучения внешней среды предприятия; научить студентов приемам изучения внутренней среды предприятия, оценки его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определения слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия.

Курсовая работа завершает изучение дисциплины «Маркетинговые исследования». При написании и защите курсовой работы студент должен показать знание материала, предусмотренной программой, умение работать с источниками информации, умение связать вопросы теории с практикой хозяйствования, умение аргументировать и делать выводы.

Курсовая работа способствует развитию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышение его теоретической и профессиональной подготовки.

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа имеет следующую структуру:

титульный лист - первая страница работы, оформляется по стандартному образцу;

содержание - размещается после титульного листа. В нем содержится название глав (разделов) с указанием страниц. Название главы (раздела) не должно дублировать название темы. Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть главы (раздела). При составлении плана необходимо руководствоваться логикой последовательного «раскрытия» содержания.

введение - составляет примерно 10% от общего объема работы (2-3 страницы), раскрываются: актуальность темы, предмет исследования, объект исследования, формулируется цель и задачи (результаты) работы.

основная часть, в которой даны описание объекта и предмета исследования, различные теоретические концепции, принятые понятия и их классификации, сравнительный анализ проведенного исследования, описание выявленных закономерностей, проблем и тенденций развития объекта и предмета исследования, анализ литературы. Практическая часть может быть представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п. Содержание каждого из разделов должно раскрывать отдельную проблему или одну из ее сторон, а изложение материала логически переходить из раздела в раздел. Разделы должны заканчиваться краткими выводами. Каждая страница текста основной части курсовой работы должна содержать не менее двух ссылок на источники.

выводы и предложения, объем составляет около 10 % всего содержания курсовой работы (2–3 страницы), в котором подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения, содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы;

список использованных источников включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники (законы, постановления, научные труды, статьи и другие источники).

приложения - часть текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. Приложений может быть несколько. В приложения могут быть вынесены копии подлинных документов, отдельные пункты из приказов, инструкций, статистические данные, полная информация об ассортименте и т.д.

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. В правом верхнем углу над заголовком должно быть напечатано слово «Приложение». Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации. В объем курсовой работы приложения не входят.

Требования к Оформлению курсовой работы

Общие требования

Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу в соответствии с требованиями.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный или практический характер. По объему курсовая работа должна быть порядка 35-50 страниц печатного текста.

Курсовая работа должна быть напечатана на листах бумаги формата А4. Размер полей должен составлять: левого – 3 см, правого – 1,5 см, верхнего и нижнего – 2 см.

Текст курсовой работы должен быть подготовлен в редакторе MicrosoftWord. Шрифт – TimesNewRoman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1,5, абзацный отступ («красная строка») – 1,25 см. Шрифт принтера должен быть четким, черного цвета. Выравнивание заголовков – по центру. Выравнивания основного текста - по ширине поля.

Основной текст работы, раскрывающий содержание темы делится на главы (не более 4-х глав), главы и параграфы (в главе не менее 2-х параграфов), посвященные более узким вопросам темы. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Все допущенные опечатки, описки и неточности следует исправлять тщательной подчисткой или закрашиванием белой краской (типа «Штрих»).

Обязательным условием курсовой работы должно быть дословное заимствование из литературных (печатных или электронных) научных источников, оформляться должно в качестве цитат со ссылкой на источник.

Список использованных источников строится по следующему принципу: сначала нормативные документы, затем книги, статьи из периодики, Интернета и т.п. Иностранные источники помещаются в конце списка, после перечня всех источников на языке научной работы.

Введение, главы (разделы) основной части, и заключение нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы.

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Иллюстрации и таблицы включаются в общую нумерацию страниц. Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение Б).

Содержание оформляется по установленному образцу (Приложение В).

Полностью оформленная работа после проверки и написания отзыва научным руководителем, предоставления всех необходимых документов и допуска к защите заведующим кафедрой, переплетается. Титульный лист курсовой работы подписывается студентом.

Текст основной части работы делится на разделы и подразделы согласно плану, утвержденному в задании на выполнение курсовой работы.

Заголовки структурных частей курсовой работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», - печатаются большими буквами симметрично к тексту.

 Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точка в конце заголовка не ставится. Подчеркивание заголовка не допускается.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно двум интервалам в основном тексте.

Нумерация

Нумерацию страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул подают арабскими цифрами без знака №.

Первой страницей работы является титульный лист. Титульный лист не нумеруется, но включаются в общую нумерацию страниц работы. Нумерация производится от центра, внизу страницы, без точки в конце.

Номер раздела ставится после слова «РАЗДЕЛ» без точки. Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы.

Разделы нумеруются в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой. Например: 1.2 (второй раздел первой главы).

Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела и подраздела, разделенных точкой. Например: 1.2.3 (третий подраздел второго раздела первой главы).

Заголовки разделов, подразделов, пунктов приводят после их номеров через пробел.

В конце нумерации разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят. Например: «2.3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия».

Таблицы

Цифровой материал, как правило, подается в виде таблиц.

Пример построения таблицы:

 

Таблица (номер) – Заголовок таблицы

Головка

 

 

 

Заголовки граф
        Подзаголовки граф

 

 

          Строки
          (горизонтальные
          ряды)
  Боковик (графы для заголовков строк)

Графы (колонки)

 

 

Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Заголовки и подзаголовки пишутся, как правило, параллельно строкам. При необходимости допускается располагать их параллельно графам таблицы.

Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту работы.

Графа «№ п/п» в таблицу не включается. При необходимости порядковые номера включенных в таблицу показателей указываются в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием.

Деление головки таблицы по диагонали не допускается. Высота строк в таблице должна обеспечивать четкое воспроизведение включенной в нее информации.

Допускается применять в таблице шрифт на 1–2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы.

Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах главы. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первой главы).

Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Таблица размещается после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указываются один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» в верхнем правом углу листа (страницы). Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывается номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2». В случае прерывания таблицы и переноса ее части на следующую страницу в конце первой части таблицы нижняя, ограничивающая ее черта, не проводится.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы, повторяя в каждой части таблицы боковик. Заголовок помещают над первой частью таблицы, над остальными пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик.

Таблицу с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, отделяя их друг от друга двойной линией и повторяя в каждой части головку таблицы. При большом размере головки допускается не повторять ее во второй и последующих частях, заменяя ее соответствующими номерами граф. При этом графы нумеруются арабскими цифрами.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяется словами «То же», а далее – кавычками.

Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и иных символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк.

                                                   

Иллюстрации

Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст - иллюстрации.

Названия иллюстраций размещают после их номеров. При необходимости иллюстрации дополняют объяснительными данными (подрисуночный текст).

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

• наименование графического сюжета, который обозначается сокращенным словом «Рис.»;

• порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака «№» арабскими цифрами;

• тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с краткой характеристикой изображенного;

• экспликацию (объяснение), которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не меняет общего наименования сюжета, а лишь объясняет его.

Например:

 

Подрисуночный текст

Рисунок 3.1 – Наименование диаграммы (иллюстрации)

Основными видами иллюстративного материала есть: чертежи, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма, график.

 

Формулы и уравнения

При использовании формул и уравнений следует придерживаться определенных правил.

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после того или иного операционного знака (равенства, плюс, минус, умножения, деления), который повторяется в начале следующей строки.

Нумеруют формулы (если их более одной) в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой.

 Номера формул пишутся в круглых скобках у правого поля листа на уровне формулы, например: «3.1» (первая формула третьего раздела).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов необходимо приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, и тем же шрифтом, а значение каждого символа и числового коэффициента давать с новой строки. Первую строку пояснения следует начинать со слова «где» без двоеточия.

Пример оформления в тексте второй формулы первого раздела:

Рентабельность продукции (Р) определяется по формуле

 ,             (1.2)

где П – прибыль от реализации продукции, руб.;

С – себестоимость реализованной продукции, руб.

Ссылки на формулы по тексту дают в скобках.

 Ссылки на использованные источники и цитирование

В курсовой работе автор должен давать ссылки[1]на используемые источники, сведения и материалы. Ссылки в тексте на источники следует указывать порядковым номером по списку использованных источников и выделять двумя квадратными скобками, например: «... в работах [1-7]...».

Цитаты надо передавать точно с сохранением всех особенностей первоисточника. Например, цитата в тексте: «... более 50% готовой продукции предприятие экспортирует в разные страны мира [2]».

 

СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы

 

Основная часть курсовой работы включает три раздела, в которых содержатся подразделы. Каждый раздел начинают с новой страницы.

Первый раздел. В первом разделе работы рассматриваются теоретические вопросы заявленной темы (обозначенной проблемы), степень и качество ее проработанности в специальной литературе, может излагаться собственная позиция автора. Раскрывается сущность основных понятий и категорий, обосновывается выбор методики и методов исследования.

На основе анализа теоретического материала в курсовой работе раскрываются подходы разных авторов к решению проблемы, показывается в чем подобие, а в чем отличие их взглядов, а также обосновываются свои собственные взгляды на проблему.

Заимствованные теоретические положения необходимо использовать со ссылкой на источник.

Объем первого раздела не должен превышать 25% общего объема курсовой работы.

Второй раздел, аналитико-исследовательский. В нем приводятся результаты проведенного исследования. Это самая объёмная часть курсовой работы, в которой содержатся результаты анализа полученной информации. В первую очередь анализируются данные вторичной информации, затем первичная информация, собранная в ходе выполнения курсовой работы. Результаты могут быть изложены в виде статистических заключений, а также в виде умозаключений (гипотез, предположений) исследователя, которые возникли в ходе сравнения и обобщения данных. Материалы исследования должны быть представлены в логической последовательности, содержать авторские интерпретации. Исследователю необходимо найти взаимосвязи между изучаемыми характеристиками объекта исследования, выявить факторы, влияющие на его текущее состояние. Наиболее важные промежуточные выводы следует иллюстрировать графическим или табличным материалом. Исходя из целей, объекта и вида исследования в процессе анализа может быть выявлено определенное состояние объекта исследования, тенденции, зависимости, предпочтения и др.

Все аналитические расчеты, таблицы, графики, диаграммы, должны сопровождаться толкованием и выводами, которые позволяют определить сущность маркетинговых процессов, которые наблюдаются на предприятии, их особенности, тенденции, и должны создать базу для выявления неиспользованных резервов.

Анализ проблемы целесообразно осуществлять с учетом факторов позитивного и негативного действия. Если возможно, текст следует иллюстрировать реальными документами, которые относятся к приложениям и которые обязательно сопровождать сжатым комментарием.

Для выполнения второго раздела студент должен собрать фактические данные в период практики. Источником информации являются плановые и фактические показатели хозяйственной деятельности предприятия, статистическая, бухгалтерская и управленческая отчетность, приказы, распоряжения, результаты наблюдений, опросов, которые использует студент во время практики.

Содержание этого раздела не должно сводиться к статистической обработке ответов на вопросы, задаваемые респондентам. При выполнении этой части курсовой студент должен продемонстрировать навыки проведения аналитической работы и изложения её результатов в русле изучаемой проблемы.

Особенное значение имеет правильное обобщение накопленного фактического материала, группирование и обработка данных, на основе которых осуществляется квалифицированный анализ и обосновываются предложения.

Объем второго раздела в пределах 30-35% общего объема курсовой работы.

Третий раздел, проектно-рекомендательный. Он должен содержать основанные на проведенном исследовании аргументированные выводы и практически реализуемые предложения и рекомендации.

В расчетах для обоснования предложений обязательным является использование ПК. Детально характеризуется программное обеспечение для обработки информации и качественных расчетов согласно целям и заданиям исследования. При использовании стандартного прикладного программного обеспечения раскрываются особенности и условия его применения, особенности подготовки входных данных и интерпретации исходных результатов, и тому подобное.

В случае разработки авторского программного обеспечения подается его общая концепция, информационное и методическое обеспечение, пользование программным обеспечением. В соответствующем параграфе третьего раздел) следует отметить:

· поставленное задание;

· программу, по которой оно будет решаться;

· базу данных (желательно в дополнении навести реальные документы, которые являются источниками первичной информации- баланс, другие формы отчетности):

· формулы расчетов;

· блок-схему алгоритма решения задания:

· результат - в форме итоговой таблицы, диаграмм, графиков и тому подобное;

· аналитическим описание результата.

Объем третьего раздела - до 30% общего объема курсовой работа.

В заключении курсовой работы подводятся итоги исследования, тезисно излагаются его основные положения и результаты. Дается оценка результатов исследования с точки зрения соответствия цели курсовой работы и поставленным во вступлении заданиям, предложения относительно усовершенствования исследуемого направления деятельности организации, которые были детально обоснованы в разделе 3. Объем заключения – не менее 3 страниц.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ АНАЛИТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЧАСТИ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Маркетинговое исследование – творческий процесс, который зависит от того, кто исследует, что и кого исследует, и как это делается. Тем не менее, можно установить некоторый процесс маркетингового исследования, который будет определять структуру и содержание курсовой работы.

Процесс исследования включает следующие этапы:

1. Определение проблемы и формулировка целей.

2. Отбор источников информации, анализ вторичной информации.

3. Планирование и организация сбора первичной информации.

4. Систематизация, анализ и интерпретация собранной информации.

5. Подготовка отчета о результатах исследования.

 

Планирование и организация сбора

Первичной информации

Для сбора первичной информации используют следующие методы:

- опрос;

- наблюдение;

- эксперимент.

Опрос

Опрос – это обращение к респондентам с вопросами, ответы на которые представляют интерес для исследователя.

В зависимости от того, каков характер интересующей исследователя информации, все опросы разделяют на количественные и качественные.

Количественные опросы в большинстве случаев носят структурированный характер, т.е. все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы и основаны на получении информации от большого числа респондентов.

В зависимости от способа связи с респондентами их подразделяют на4вида:

1. Опросы по телефону.

2. Устные или личные опросы.

3. Почтовые опросы (письменные).

4. Электронные опросы.

Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки (табл. 6.3.1).

Таблица 6.3.1 – Сравнительная характеристика количественных опросов

 

 

 

Критерий

   

 

 

 

Почтовый опрос

Телефонный опрос

Личное интервью

Электронный опрос

 
   
1 2 3

4

5

 
Оперативность сбора

+

+/–

+

 

информации

 
   

 

 

 
Стоимость одного контакта + +

+

 
Трудоемкость одного

+

+/–

+

 

контакта

 
   

 

 

 
Широта охвата территории + +/–

+

 
     

 

 

 
Возможность формирования    

 

 

 
направленной выборки (по

+

 
заданным параметрам)    

 

 

 
Возможность контроля    

 

 

 
соблюдения порядка +

+

 
вопросов    

 

 

 
Учет невербальной реакции –   –  

+

 

 

 

Сложность формулировок

вопросов

   

 

 

 
+/–

+

+

 
     

 

 

 
Влияние интервьюеров + +/–

 
Доля ответивших +/–

+

 
(коэффициент ответов)    

 

 

 
Продолжительность опроса +/–

+

+/–

 
Влияние посторонних +/–

+/–

 
Комплектность информации +

+

+/–

 
Гарантии анонимности

+

+/–

 
Возможность использования +

+

+

 
визуального материала    

 

 

 
Возможность контроля работы персонала + +

+

 
                 

+означает, что данный вид опроса имеет привлекательную характеристику по указанному критерию;

означает, что вид опроса имеет непривлекательную характеристику по данному критерию;

+/- означает, что данный вид опроса имеет нейтральную характеристику по данному критерию. 

Количественные методы опроса не исключают друг друга. Часто они используются как взаимодополняющие. Таким образом проявляются одновременно преимущества и компенсируются недостатки каждого из них. Например, при устном опросе интервьюеры распространяли товар, анкету для самостоятельного заполнения и обратные конверты респондентам. Для последующих контактов использовали телефонные опросы. Сочетание этих методов привело к тому, что 97% респондентов дали ответы в ходе телефонного опроса, 82% заполненных анкет были отправлены по почте. Качественные методы опроса предполагают сбор информации по специальной слабо структурированной или неструктурированной, свободной методике (когда интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов) и основаны на малом объеме выборки.     

Качественные методы ориентированы на выявление глубинных мотивов, рациональных и иррациональных причин поведения респондентов, их восприятие отдельных событий или объектов.

Качественные методы опроса делятся на косвенные и прямые в зависимости от того, известна ли респонденту истинная цель исследования. Для формулировки гипотезы применяется качественное исследование, которое может быть проведено одним из методов:

- экспертными методами;

- методом «мозгового штурма»;

- фокус-группы.

Экспертные методы. Можно выделить следующие основные этапы экспертных опросов:

 

1. подбор экспертов и формирование экспертных групп;

2. формирование вопросов и составление анкет;

3. формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов;

 

4. работа с экспертами;

5. анализ и обработка экспертных оценок.

Подбор экспертов и формирование экспертных групп. На первом этапе исходя из целей экспертного опроса решаются вопросы относительно структуры экспертной группы, количества экспертов и их индивидуальных качеств, иными словами, определяются направления, по которым необходимо или желательно привлечь экспертов. Далее по каждому направлению выделяются подгруппы экспертов и устанавливается количество экспертов в каждой подгруппе, которое зависит от конкретной постановки задачи и должно обеспечивать необходимый охват и полноту аспектов по каждому конкретному вопросу.

Затем определяются требования к квалификации экспертов, стажу их работы в данной области опроса и общему стажу.

 

Формирование вопросов и составление анкет. Правила опроса экспертов содержат ряд положений, обязательных к выполнению всеми. Эти правила должны обеспечивать соблюдение условий, благоприятствующих формированию объективного мнения эксперта.

Формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов. Для того чтобы учитывать различие в компетентности экспертов, им может быть приписан различный «вес», который учитывается при определении групповых оценок. Значения весовых коэффициентов могут быть использованы при построении системы стимулирования работы группы экспертов. Например, дополнительная оплата за работу по оценке событий определяется пропорционально «весовому» коэффициенту эксперта.

Оценку следует строить на основе определенной шкалы, каждый балл которой определяется с помощью выбора соответствующих характеристик, оценивающих квалификацию эксперта. При этом должен учитываться уровень квалификации эксперта в узкой области специализации, уровень теоретической подготовки, его практический опыт и широта кругозора. Перечисленные характеристики лучше всего оценивать по десятибалльной шкале, разработанной специально к конкретному экспертному опросу.

 

Работа с экспертами. В зависимости от характера исследуемого объекта, от степени его формализации и возможности привлечения необходимых экспертов порядок работы с ними может быть различным, но в основном он содержит три этапа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.179 с.)