Методика проведения наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения наблюдения



Применение метода имеет ограничения, т. к. далеко не все социально-психологические явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Чтобы превратить наблюдение в научный метод, необходимо осуществить ряд следующих исследовательских процедур.

1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

а) объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная его группа, лидеры или что-либо другое);

б) предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

в) категории наблюдения – конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

• они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез;

• выражают понятия, которые определены в программе;

• имеют количественный характер, т. е. могут быть замерены;

г) наблюдаемые ситуации, при которых могут проявиться категории наблюдения;

д) условия наблюдения – требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

е) единицы наблюдения – акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. Разработать инструментарий наблюдения:

а) дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

б) карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

в) протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, два оценочных показателя:

• коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

• коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

– классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

– аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

– программу обработки данных наблюдения.

4. Апробировать инструментарий, внести в него, если это потребуется, должные коррективы, подготовить его в необходимом количестве экземпляров.

5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения.

6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в соответствии с требованиями и рекомендациями (см. табл. 2).

Таблица 2

Протокол ведения стандартизированного систематического
наблюдения за поведением

Объект (субъект, явление, процесс) внимания, поведения, деятельности наблюдаемого субъекта Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) Действие (движение, акт поведения, поступок) Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) Вид, тип, форма (харак-терис-тика) прояв-ляемой эмоции Выражение (проявление) чувственного и/или когнитивного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту)
1 2 3 4 5 6

 

Задание для самостоятельной работы

Задание 1. Диагностика взаимодействия и интерактивной согласованности в малых группах. Методика, предложенная А.С. Чернышевым и С.В. Сарычевым, состоит из 2-х блоков и позволяет экспертам оценить характер и степень внутригрупповой согласованности действий членов группы[7].

Инструкция № 1.

В каждом блоке экспертных оценок обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерных для исследуемой группы.

Бланк экспертных оценок № 1

I. Иерархия и вариативность взаимодействия

7. Высокий уровень иерархии и вариативности взаимодействия проявляется в учете всеми членами группы возможных последствий от изменений взаимодействия, в соотнесении последствий таких изменений с вероятностью достижения лучшего результата.

6. Группа способна варьировать взаимодействие в широких пределах, большинство членов группы ориентировано на поиск оптимального способа взаимодействия.

5. Группа способна преднамеренно изменять взаимодействие, корректировать его в процессе совместной деятельности. В осуществлении изменений участвует большинство членов группы.

4. В группе выражено стремление к изменению взаимодействия в соответствии с условиями совместной деятельности. Но в большинстве ситуаций члены группы ограничиваются лишь намерениями изменить взаимодействие.

3. К осуществлению изменений во взаимодействии оказываются способными небольшое число членов группы, остальные же склонны к сохранению привычного способа взаимодействия, сложившегося стихийно.

2. Изменение взаимодействия в соответствии с ситуацией представляет для членов группы значительную трудность, требует чрезвычайных усилий и больших затрат времени.

1. Изменение взаимодействия для группы практически невозможно, взаимодействие неадекватно ситуации совместной деятельности, не упорядочено.

II. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии

7. Все члены группы готовы сами проявить инициативу и принять инициативное поведение, направленное на внесение изменений во взаимодействие всех других членов группы.

6. Инициативность во взаимодействии характеризует большинство членов группы, группа готова к проявлению и принятию инициативы.

5. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии характерны для небольшого числа членов группы, группа ориентирована на принятие инициативного поведения этого узкого круга лиц.

4. Инициативы во взаимодействии исходят от одного из членов группы.

3. Члены группы осознают необходимость проявления инициативы и самостоятельности в плане внесения изменений во взаимодействие, но активности в этом отношении не проявляют. Используют в основном привычные способы взаимодействия.

2. Инициативы, направленные на изменение взаимодействия, привносятся в группу извне. Члены группы несамостоятельны во взаимодействии.

1. Взаимодействие членов группы побуждается только внешними по отношению к группе обстоятельствами. Члены группы не готовы принять инициативу извне.

III. Включенность во взаимодействие

7. Полная включенность всех членов группы во взаимодействие, подразумевающая осознание собственной позиции во взаимодействии, осознание позиций других членов группы, соотнесение с этим поведения и действий.

6. Полная включенность во взаимодействие большинства членов группы, остальные члены группы включены не полностью.

5. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, полная включенность небольшого числа членов группы (меньшинства).

4. Неполная включенность во взаимодействие всех членов группы, они обращены на себя и свое место во взаимодействии. Разобщенность во взаимодействии.

3. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, часть членов группы – «невключенные».

2. Невключенность во взаимодействие большинства членов группы и неполная включенность остальных членов группы ведут к проявлению соперничества во взаимодействии.

1. Члены групп не включены во взаимодействие, каждый из них стремится занять ведущую позицию во взаимодействии. Соперничество ведет к распаду взаимодействия по типу конфликта.

Инструкция № 2.

Прочтите особенности групповой согласованности, приведенные в трех блоках бланка экспертных оценок: I – наличие и качество плана, II – согласованность и распределение функций, III – соответствие совместной деятельности плану. После этого в каждом блоке обведите кружочком одно из семи проявлений согласованности, характерное для исследуемой группы.

Бланк экспертных оценок № 2

I. Наличие и качество плана

7. «Концептуальное» видение предстоящей совместной деятельности. Все члены группы стремятся найти рациональный вариант плана совместной деятельности, тщательно обсуждают все детали, достигают уровня «сценария».

6. Члены группы стремятся к разработке плана, обсуждают предстоящую совместную деятельность на уровне фрагментов «сценария», включающих основное содержание предстоящей деятельности.

5. Отчетливо выраженное стремление к разработке плана реализуется в выработке основных направлений предстоящей совместной деятельности, план не содержит существенных деталей предстоящей деятельности.

4. При разработке плана совместной деятельности группа ориентируется на создание новых комбинаций из числа имеющихся у группы наработок, стандартных заготовок.

3. Группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями совместной деятельности.

2. Осознавая необходимость плана, члены группы не стремятся к созданию плана.

1. Группа осуществляет совместную деятельность без планирования, деятельность складывается стихийно.

II. Согласованность и распределение функций

7. Согласованность выполняемых функций всех членов группы, каждый знает свои функции и функции других членов группы (в чем они состоят и как осуществляются).

6. При отчетливо выраженном стремлении членов группы к согласованию функций большинство членов группы ориентированы на свои функции, на их содержание и осуществление.

5. При распределении и согласовании функций члены группы акцентируют распределение функций, отчетливо проявляется интерес каждого из членов группы к своим функциям.

4. Согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются.

3. Расхождения между членами группы в процессе распределения и согласования функций и в процессе их реализации.

2. Осознавая необходимость распределения и согласования функций, все члены группы не пытаются осуществить это на деле.

1. Функции не согласованы, у ряда членов группы они дублируются, у других являются взаимоисключающими.

III. Соответствие совместной деятельности плану

7. Группа в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной деятельности. При осуществлении плана группа действует гибко и в соответствии с ситуацией.

6. В процессе совместной деятельности группа незначительно изменяет план, модифицирует отдельные детали плана.

5. Группа следует плану совместной деятельности в основных чертах, изменяя детали.

4. Действия отдельных членов группы не соответствуют плану, его основному содержанию.

3. Действия большинства членов группы не предусмотрены планом совместной деятельности, складываются стихийно, в ходе осуществления деятельности.

2. Действия всех членов группы не соответствуют плану, не предусмотрены планом.

1. Вследствие спонтанных, не предусмотренных планом действий членов группы, совместная деятельность дезорганизуется и распадается.

Обработка и интерпретация результатов

Обведенные кружочком показатели группового взаимодействия являются количественным и качественным критерием интегрального и парциального взаимодействия в исследуемой группе. При этом показатели 5–7 характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповом взаимодействии. Показатели в порядке убывания с 3 до 1 свидетельствуют о прогрессировании негативных тенденций в групповом взаимодействии. Показатель 4 является промежуточным, средним показателем группового взаимодействия. Таким образом, каждая подструктура группового взаимодействия включает семь критериев, из которых три имеют положительный знак (5–7) и три – отрицательный (3–1), а промежуточный (4) – нейтральный, т. е. каждая подструктура оценивается по 7-балльной биполярной шкале.

Для обобщения экспертных оценок необходимо сначала суммировать индивидуальные показатели, а затем определить усредненный результат.

Можно полагать, что высокому уровню группового взаимодействия как на уровне каждой из подструктур, так и на интегративном уровне будут соответствовать показатели в 5,5–7 баллов, среднему уровню 3,6–5,5 балла; о преобладании неблагоприятных тенденций в групповом взаимодействии можно судить по показателям от 3,5 до 2,6 балла; крайнему уровню неблагоприятности в групповом взаимодействии соответствуют показатели от 2,5 до 1 балла.

На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.025 с.)