Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка валидности и надежности методики спк
Проверка валидности и надежности методики СПК проходила в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся отбор конфликтогенных ситуаций, характерных для детей младшего школьного возраста. Участниками данного этапа были студенты 5 курса факультета психологии (15 человек) и учащиеся (23 школьника). Затем из предложенных ситуаций были отобраны повторяющиеся и представлены в виде рисунков. Рисунки выполнил художник Г. Санников – преподаватель УдГУ, г. Ижевск. Полученный стимульный материал вторично был предложен для анализа студентам и учащимся. На втором этапе составлялись и отбирались варианты ответов на стимульную конфликтную ситуацию. Полученные варианты ответов соотносились со стилями поведения в конфликте по К. Томасу и вносились в методику. Измененный вариант стимульного материала с вариантами ответов прошел апробацию на студентах и школьниках, она предлагалась120 учащимся седьмых классов (56 девочек и 53 мальчиков). Окончательный вариант методики состоит из 30 конфликтных ситуаций (рисунков). На третьем этапе проводилась проверка на валидность и надежность. Валидность по содержанию разрабатываемой методики получена методом экспертных оценок. Экспертами выступали студенты 5 курса факультета психологии и педагогики УдГУ, классные руководители седьмых классов. Первоначально выяснялось понимание экспертами стилей поведения в конфликте, затем осуществлялось знакомство с концепцией К.Томаса. На завершающем этапе эксперты составляли «ключ» к методике СПК, а именно, соотносили варианты ответов со стилями поведения по К.Томаса. Результаты исследования показали, что у экспертов не возникло расхождений при сотнесении вариантов ответов к шкале «соперничество» по шкалам: «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» наблюдались единичные рассогласования. Так, по шкалам «приспособление» и «компромисс» выявлено 9% расхождений с авторским вариантом, «избегание» – 6% и «сотрудничесиво» - 5%. Измерение критериальной валидности использовались методы экспертных оценок учителей школ и метода контрастных групп. Экспертами при оценке учащихся общеобразовательной школы выступали учителя этих же школ, а в качестве контрастной группы – девиантные подростки 12-13 лет, учащиеся, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (18 человек) и учащиеся классов компенсирующего обучения (24 человека), а также учащиеся специализированных школ восьмого типа (21 человек). Учителям предлагалось выделить в классах конфликтных и неконфликтных учащихся, а затем оценить уровень конфликтности первых по пятибалльной системе. В выборке конфликтных средние значения равны 3, а стандартные отклонения 1.5. Испытуемые, получившие от 1.5 до 4.5 баллов, считались нами имеющими средний уровень конфликтности, а, получившие более 4.5 баллов, считались высококонфликтными.
Группы конфликтных учащихся, выделенных классными руководителями, и группы, выделенные по результатам методики СПК частично совпали (51% совпадений). Рассогласование в оценке уровня конфликтности объясняется тем, что одна группа учителей понимали конфликтность, как проявление агрессии, другая - ограничивала зону конфликтов системой негативных отношений в системе «учитель-ученик». Методика контрастных групп состояла в том, что результаты, полученные, на выборке девиантных подростков сравнивались с результатами испытуемых из репрезентативной группы, отобранных в случайном порядке. Результаты сравнительного анализа показали, что наиболее существенные различия выявлены по шкале «соперничество» и «избегание». По остальным шкалам различий не обнаружено. Проверка конструктной валидности осуществлялась путем корреляционного анализа между результатами по шкалам методики СПК, измеряющий стиль поведения в конфликте, с баллами, полученными по каждому фактору 16-ти факторного опросника Р. Кеттелла. Коэффициент корреляции высчитывался по r-Пирсону. Результаты, полученные по методике Р. Кеттелла, переводятся в «стэны», то и в нашем случае первичные данные были переведены Z-единицы, а затем в «стэны». Таблица «стэнов» и коэффициентов корреляции представлены в приложении. В эксперименте участвовало 74 человека (17 девочек и 57 мальчиков). В результате анализа полученных данных обнаружена значимая прямая связь между результатами по фактору E с результатами по шкале соперничество и значимая обратная корреляционная связь по фактору E с результатами по шкале «приспособление» (p<0.01). Обнаружена значимая обратная связь между результатами по фактору Q4 и шкале “приспособление” (p<0.01). Хорошая обратная корреляциия получена между результатами по фактору F со шкалой «избегание» и результатами по фактору G с результатами по шкале “компромисс” (p<0.05). Аналогичные связи обнаружены между фактором Q4 и стилем поведения «компромисс».
Внутритестовая согласованность методики СПК выявлялась через биссериальную корреляцию между результатами каждого задания и суммарным результатом методики. Таблица с результатами биссериальной корреляции находится в приложении. Результаты анализа выявили, что большинство заданий имеют значимый положительный коэффициент корреляции, другие обладают обратной зависимостью. Это свидетельствует о том, что каждая конфликтная ситуация стимульного материала обладает разным весом по отношению к различным стилям поведения. Дальнейший анализ показал, что одни конфликтные ситуации более предрасполагали к выбору стиля «соперничества», другие к выбору «сотрудничества», «компромисса», «избегания» или «приспособления». Таким образом, данная методика может быть использована только со всем набором конфликтных ситуаций. Их разнообразие и стили поведения в них соответствуют многообразию жизненных ситуаций. Ретестовая надежность вычислялась как коэффициент корреляции между результатами дважды примененной методикой СПК на одной и той же выборке с интервалом в два месяца. В эксперименте участвовало 57 человек (27 девочек и 32 мальчика) общеобразовательной школы и 24 человека (10 девочек и 14 мальчиков) из классов компенсирующего обучения. Условия и процедура проведения СПК идентичны. Коэффициент корреляции высчитывался по r-Пирсону. Результаты коэффициентов корреляции приведены в приложении. Коэффициент ретестовой надежности оказался значимым для всех шкал (p<0.01). Следовательно методика «стили поведения в конфликте» устойчива к временным колебаниям состояния испытуемых. Определение внутренней согласованности разрабатываемой методики, через расщепление теста на две части невозможно из-за несопоставимости составляющих ее частей. Разбиение «по четным и нечетным» заданиям невозможно, так как методика содержит три блока взаимосвязанных заданий на конфликтную ситуацию: со сверстниками, взрослыми и родителями. Поэтому расщепление теста производилось поочередно относя каждую группу заданий то к одной, то к другой половине теста. Коэффициент корреляции между результатами двух половин расщепленного теста оказался значимым для всех шкал (p<0.01). Таким образом, предлагаемая методика является внутренне согласованной.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.007 с.) |