Понятие конфликт, классификация и его виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конфликт, классификация и его виды



 

Первые публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В настоящее время исследованием конфликта занимаются одиннадцать наук. Лидирующим положением в изучении конфликта сегодня занимают психология, социология и политология. Анцупов А.Я., Шипилов А.И (1999) в истории отечественной конфликтологии выделяют три периода. На первом этапе (до 1924 г.) происходит зарождение и развитие конфликтологических идей в практических знаниях, религиозных учениях, искусстве и культуре, появление первых научных воззрений на конфликт. На втором этапе (1924-1990 г.г.) наблюдается интенсивное становление частных конфликтологических наук. Третий период (после 1990 г.) знаменуется выделением конфликтологии в самостоятельную науку.

В истории исследования конфликтов в педагогике авторы отмечают, что в педагогике основное внимание направлено на изучение следующих вопросов.

- Конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения.

- Сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах, – как между учителями, так и между директором школы и его подчиненными.

- Анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель-родитель».

- Исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов.

Большой интерес представляет исследования конфликтов в психологии. Анцупов А.Я., Шипилов А.И (1999) отмечают, что при содержательном анализе исследований по проблемам конфликта авторы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. В настоящее время выделяют одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.

В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу. 

Среди причин конфликтов выделяют субъективные и объективные. Конкретный конфликт происходит в силу действия тех и других причин.

Проблемы эволюции конфликта совсем недавно появились в психологии. Здесь основное внимание уделяется двум направлениям: эволюция конфликтов в животном мире и общественно-историческая эволюция конфликтов; в антропогенезе и онтогенезе человека; эволюция конкретных конфликтов.

Наличие многих общих и частных классификаций конфликта говорит о том, что их может быть столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К признакам, на основе которых предлагаются различные типологии, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; форма проявления» тип отношений» последствия и т.п.

К структурным компонентам конфликта относят объект и предмет конфликта, личности оппонентов, ситуацию в стране, регионе, месте жительства, условия работы и жизни человека, обстановку социального взаимодействия, а также потребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т.е. стратегию и тактику противодействия).

Большинство авторов в динамике конфликта выделяют следующие этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; её осознание как конфликтной; инцидент или собственно конфликт; разрешение (завершение) конфликта; послеконфликтная ситуация.

Функции конфликтов делят на конструктивные и деструктивные. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

  Информация в конфликте представлена главным образом информационными моделями конфликтной ситуации, которые имеются у каждой из участвующих сторон, информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой протекает конфликт.

 Предупреждение конфликтов – это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.

Разрешение конфликта предполагает конструктивное саморазрешение человеком своих конфликтов, а также умение руководителей разрешать конфликты между подчиненными.

Методы диагностики и исследования конфликтов являются ключевой проблемой, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализ литературы показал, что используются все методы психологии, однако наиболее часто – лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методики и тесты. Перспективы изучения конфликтов связаны с выбором в качестве единицы их анализа конфликтной ситуации.

В психологии исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений: в трудовых и научно-исследовательских коллективах; в деятельности правоохранительных органов и в среде осужденных; в спорте, в педагогических коллективах; конфликтность семейно-брачных отношений.

Изучаются конфликты на различных этапах социализации личности: в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.); в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Славина и др.); в подростковый период (Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева и др.); в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.).

Однако при всем разнообразии исследований по проблеме конфликта в психолого – педагогической литературе в настоящее время нет однозначной трактовки понятия конфликт. Конфликт от латинского conflictus означает столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. В психологическом словаре конфликт определяется как столкновение противоположно направленных тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, С.И. Михайлова и др. рассматривают конфликт как обстоятельства, способствующие возникновению столкновений, борьбы. Конфликт, - по мнению А.Г. Ковалева, - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Я.А. Лупьян определяет конфликт как столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. К конфликтам, по его мнению, приводят лишь те столкновения, в которых встречаются и упорно отстаиваются самые важные, сокровенные потребности и интересы. В.В. Абраменкова, Ф.В. Василюк, М.Ю Кондратьев и др. определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, преследующих взаимоисключающие или недостижимые цели. 

А.А. Ершов расширяет данный подход и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей.

В.П. Захаров, Е.Б. Сидоренко и др. отмечают, что конфликт сопровождается психическим напряжением, сообщающее деловому обсуждению разногласий эмоциональный заряд. Он возникает неизбежно в процессе взаимодействия людей с разными взглядами, позициями, моделями поведения, планами и потребностями. Ф.М. Бородкин, Н.М Коряк разделяют конфликтную ситуацию и собственно конфликт. В конфликтной ситуации определены участники с их несовпадающими целями и объект конфликта, но нет открытого столкновения, осознаваемого участниками как конфликтная ситуация плюс инцидент. Конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.

Логическим продолжением такой трактовки, на наш взгляд, является введение Н.И. Леоновым в определение понятия конфликт факторов «времени» и «сознательное и бессознательное». Под конфликтом он понимает форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей, осознаваемых или неосознаваемых участниками действий, направленных на разрешение или снятие противоречий.

Таким образом, уже в определении понятия «конфликт» мы сталкиваемся с историей, напоминающей историю поиска единого определения понятия «личность». При таком многообразии и разносторонности подходов нам ближе всего утверждение Георга Зиммеля, который утверждает, что конфликт – это форма социализации. Это в частности означает, что ни одна группа не может пребывать в полном согласии, ибо она будет лишена своей структуры и внутренней динамики. Группам требуется как дисгармония, так и согласие, как разобщение, так и объединение. Формирование группы – результат обоих процессов. Конфликт, как и сотрудничество, имеет социальные функции. Некоторая конфликтность не всегда разрушительна и может даже, необходима в формировании группы и её жизни. Идеи Г. Зиммеля интересны тем, что они позволяют по-новому взглянуть на процессы социализации, адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями. Так, Я.В. Коломенский считает, что с того самого момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Процесс социализации, интеграции и социальной адаптации ребенка с проблемами развития зависит не только от контакта этих детей со специалистами - дефектологами, обеспечивающими образовательную деятельность учащихся. В процессе полноценной социализации немаловажное место занимает взаимодействие с «иными» сверстниками и «иными» взрослыми. Без эффективного взаимодействия и познания «иных» невозможна полноценная интеграция и адаптация в общество этих детей.

Любая наука стремится систематизировать знания о явлениях, которые являются объектом и предметом её изучения. Классификация конфликтов позволяет изучить существенные составляющие понятия, связи, функции, отношения. В нашей работе мы остановимся только на характеристике межличностных конфликтов. Самая полная классификация конфликтов приведена в работеАнцупова А.Я., Шипилова А.И. Мы остановимся на классификации приведенной в работе Л.А. Петровской. Анализ межличностных конфликтов осуществляется ею посредством четырех категориальных групп: структура конфликта, его динамика, функции и типология. В структуре конфликта автор выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия. Участниками или сторонами межличностного конфликта могут являться личности или группы людей. Отсюда и конфликты типа: личность - личность; личность - группа; группа – группа. 

Любой конфликт существенно зависит от социально-политической и экономической социально-психологической среды, представленной различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. Типологии конфликтов встречаются практически в каждой работе этого направления. Основанием для классификации обычно выступают источники конфликта, него содержание, предмет, структурно-динамические характеристики(интенсивность, длительность, функциональные последствия и др.). В психологическом словаре, изданном в 1985 г. дается характеристика трем видам конфликтов: 1) внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов у одного и того же человека; 2) межличностный, характеризуется тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели; 3) межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

В литературных источниках в последнее время чаще всего при классификации типов конфликтов исходят из состава участников этого конфликта (А.С. Кармина, Н.В. Гришина, Н.И. Леонов и др.). На этом основании выделятся следующие типы конфликтов:

- внутриличностные; 

- межличностные; 

- групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

- конфликты в организациях (где конфликтными сторонами являются группы-коллективы подразделений организации);

- межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультуральные)

Следующим признаком при классификации конфликта стал предмет конфликта. Я. Штумски выделил следующие типы конфликта:

- экономические конфликты;

- социальные конфликты;

- классовые конфликты;

- политические конфликты;

- идеологические конфликты;

- культурные конфликты;

- аксиологические конфликты;

- позиционные конфликты;

С.Бауэрс, Т.Леймдорфер выделяет два вида конфликтов в зависимости от их разрешимости: 1) конструктивный – разрешенный конфликт, где выясняются позиции обеих сторон без обвинений и упреков путем взаимоуважения и сотрудничества; 2 ) деструктивный  неразрешенный конфликт, где участники не выслушивают друг друга до конца, не идут на сотрудничество при поиске выхода из создавшейся ситуации, скатываются на взаимные упреки и оскорбления при определении сути конфликта (цит. по Н. Руденко).

       В психологической литературе имеются и другие классификации конфликтов:

А) по степени проявления признаков: открытые и скрытые конфликты;

Б) по степени интенсивности: интенсивные и стертые;

В) по временной протяженности: кратковременные и затяжные;

Г) по статусному соотношению участников: вертикальные (между начальником и подчиненным) и горизонтальные (между людьми, не имеющими официальных преимуществ друг перед другом).

При всем многообразии классификаций конфликтов в специальной психологии отсутствуют исследования, наполняющие эти классификации содержанием.

 

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА
 ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: «ВЗРОСЛЫЙ (РОДИТЕЛЬ) –РЕБЕНОК, «УЧИТЕЛЬ –УЧЕНИК» И «РЕБЕНОК СВЕРСТНИК»

 

Конфликты во взаимодействии родителей и детей одни из самых распространенных. В последнее время литературе подымаются проблемы жестокого обращения с детьми в семье, как крайней форме проявления этого рода конфликтов. Эти конфликты, как правило, изучаются в контексте семейных отношений, возрастных кризисов, влияние супружеских конфликтов (развода) на развитие ребенка (И. С. Кон, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и В.Юстицкис и др.).

К причинам возникновения конфликтов исследователи относят психологические факторы во взаимодействии родителей и детей.

1.Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливаются подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формирование семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

     Дисгармония семьи проявляется в негативных супружеских отношениях, выражающихся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно, провоцируют детей совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы десфункциональных, неблагополучных семей:

Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания. 

Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

Аморальная семья, характеризующая алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией;

Криминогенная семья; (Г.Г.Шиханцев).

Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:

1. Родители (отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование «идеального» Я.

2. Частые физические наказания вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему людей, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.

3. Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность. (Г.Г. Шиханцов.)

Таким образом, неблагополучная, дисфункциональная семья отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка снижается школьная успеваемость, уличная компания становится заменой родительского авторитета, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого процесса становится употребление психоактивных веществ, правонарушения.

Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствует их десоциализации. Одним из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувство собственной неполноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью.

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и, начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому – отцу или матери- покой и нормальные условия для воспитания.

Разводу предшествует общее ухудшение семейной жизни. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях ребенок чувствует себя отчужденным в семье и старается, как можно больше времени проводить вне дома, возникает без контрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенность, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней концентрируется различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования проведенные, среди осужденных несовершеннолетних показали, что у них пьянствующих родителей в 6-7 раз больше, чем среди законопослушных ребят.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. Исследователи отмечают, что в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев и выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие всего этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость, что приводит к ожесточению и агрессии, вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья – такая, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз.

Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает её криминогенный потенциал.

В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми, отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности.

Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, усваивают их ценности, поведение, роли, жаргон и пр.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

- противоречивость, непоследовательность и неадекватность;

- опека и запреты во многих сферах жизни детей;

- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные кризы детей рассматриваются как факторы повышенной конфликтности. В кризисные периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.п.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей и детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверх ожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий) (цит. по. Анцупову А.Я., Шипилову А.И.).

 Роль школы в воспитании личности с отклонениями в развитии всегда была велика. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные условия, обеспечивающие психологический комфорт ребенку с отклонениями в развитии.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: учение, учитель, родители и администрация. Субъект деятельности определяет и вид школьных конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор (В. Воронин).

Конфликты в подростковом возрасте в основном рассматриваются в рамках учебного процесса. Выделяются следующие виды педагогических ситуаций и конфликтов (М.М.Рыбакова).

Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках и вне школы.

Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся ми учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Конфликт педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступков. Вместе с тем многие подростки стремятся избежать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление явных конфликтов со взрослыми проявляются сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как дерзость, негативизм в общении.

Одной из основных причин возникновения конфликтов на уроке И.М. Веренкина считает, что у детей 11 - 13 лет изменяется отношение к учебе: мотив получения знаний отходит на второй план, так как главной особенностью подростка становится его ориентация на утверждение своих позиций среди окружающих, стремление приобщиться к другим людям. Учителя причину возникновения конфликтов с учащимися подросткового возраста связывают с отрицательными качествами подростков, в их недисциплинированности, а не в изменяющихся психологических особенностях этих детей, а так же собственной профессиональной некомпетентности и неумением ориентироваться на эти особенности при построении своих взаимоотношений с подростками. Учителя игнорируют новый уровень самосознания подростка, тем самым усугубляют конфликтную ситуацию.

Рассмотрим наиболее распространенные конфликты между учениками. Наиболее распространенными среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В младшем подростковом возрасте, в период половой идентификации, конфликтует группа мальчиков с группой девочек. Возможно противостояние одного (группы) школьников с классом. Путь к лидерству в группе окрашен демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Дети подросткового возраста подвержены немотивированной жестокости, травли себе подобных. Психологи агрессивное поведение подростков связывают с дефектами социализации личности. На ранних этапах социализации агрессия может возникнуть случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. В силу особенностей возраста подростки очень тяжело переносят конфликты со сверстниками. Неблагополучие в отношениях подростка с одноклассниками, практический разрыв деловых и личностных взаимоотношений с ними может иметь значительные негативные последствия не только в плане переживаний и формирования личности, но и в плане формирование девиантного и делинквентного поведения.

Характерной особенностью подростка является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие у них страха быть ими отвергнутыми. Подростки испытывают большое беспокойство, если подвергаются опасности утраты популярности среди сверстников, статуса лидера группы. Значительные переживания подростки испытывают если мнение группы расходится с их собственным и наоборот, положительные эмоции сопровождают при совпадении собственного мнения с мнением группы, учителями и семьей подростка.

Таким образом особенности конфликтного поведения, стили выхода из конфликта детей подросткового возраста зависят от многих факторов. Их изучение и учет позволят выстроить программу оказания помощи подросткам в конфликтной ситуации.


ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ
 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

 

Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Предотвращение и разрешение конфликтов возможно при знании типичных стилей поведения младших подростков в конфликтной ситуации.

В настоящее время психологам, учителям, социальным педагогам и работникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с последствиями межличностных конфликтов (ребенок - взрослые, ребенок - родители, ребенок - сверстники и др.): бродяжничество, беспризорность и пр. Статистика в этом плане неутешительна. Это приводит к хронической неуспеваемости по основным школьным предметам, и как результат – безграмотность, которая не позволяет ребенку правильно ответить на вербальные тесты и опросники. Все это затрудняет профессиональную деятельность психолога.

Специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии хронически испытывают дефицит в методиках, диагносцирующих не только особенности познавательной сферы ребенка, но и целого ряда социально-психологических явлений группы. На наш взгляд методика «Стили поведения в конфликте» (далее СПК) позволит определить преобладающий тип поведения ребенка в конфликте и среду, где частота конфликта наибольшая. Мы надеемся, что СПК поможет специалистам дефектологам в разработке специальных программ по управлению, предупреждению, профилактике конфликтов у детей с отклонениями в развитии.

В предлагаемом руководстве излагается опыт создания и использования методики «Стили поведения в конфликте» младших подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.077 с.)