Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.Введение. Особенности исследовательской работы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся» является краткосрочной, составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, направлена на формирование у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века. Актуальность. Проектно-исследовательская деятельность является средством формирования у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века. Развитие у детей критического и креативного мышления способствует развитию важных личностных качеств, успеху обучающихся в разных предметных областях, расширению кругозора. Эти качества станут основой успешности в быстро меняющихся условиях жизни и ускоренном темпе развития российского общества. Проектно-исследовательская деятельность - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции». Эта деятельность включает в себя высокое эмоциональное содержание, затрагивает нравственные и психологические стороны развития, способствует познавательной активности каждого обучающегося. Исследовательские и проектные умения предполагают овладение важнейшими навыками в постановке целей, выдвижении и доказательстве гипотез, анализе и систематизации различных источников информации, написании логически структурированного текста исследования, его презентации и защиты. Программой предусмотрено целенаправленное формирование основ исследовательской культуры обучающихся. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Проектно-исследовательская деятельность является стимулом развития самостоятельности и личной ответственности ребенка. В качестве отличительной особенности программы можно выделить ее универсальность применения. Существующие программы, посвященные проектной и исследовательской деятельности, предназначены для освоения обучающимися начального, среднего и старшего звена школы по конкретной предметной области знаний. Данная программа предназначена для реализации педагогами любой категории: педагоги дополнительного образования различной направленности, тренеры-преподаватели спортивных школ, учителя общеобразовательных школ.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует подготовке обучающихся к мероприятиям различного уровня, связанным с проектной и исследовательской деятельностью, а также защите индивидуальных проектов при окончании основной и средней школы. Возраст обучающихся по программе составляет 11 – 14 лет. Проектно-исследовательская деятельность является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения. Особенности организации образовательного процесса. Программа является краткосрочной, продолжительность одного занятия 2 часа, согласно составленному расписанию учебных занятий. Условия набора. Набор на обучение осуществляется на добровольной основе без предварительного тестирования. Для обучения в программе формируются группы по 15 человек. Форма обучения. Программа реализуется в очной форме,учебные занятия проходят в аудиториях. Предусмотрены традиционные учебные занятия, а также деловые, ролевые игры, образовательные события. Цель программы – формирование у обучающихся базовых представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Задачи: · способствовать развитию навыков коммуникативной, учебно-познавательной, исследовательской деятельности, критического мышления; · способствовать формированию у обучающихся базовых представлений об исследовательской и проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;
· содействовать формированию устойчивого интереса к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; · развивать у обучающихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности, умение планировать организовывать свою деятельность; · способствовать формированию у обучающихся потребности в целенаправленном самообразовании; · развивать навыки презентации результатов своей деятельности.
Планируемые результаты Личностные · развитие личностных качеств: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, независимость мышления, способность к концентрации внимания, наблюдательность; · формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов; · формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные · умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; · формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, использование); · формирование умения работать с разнообразными источниками и литературой; · умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) · способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Предметные Обучающийся будет знать: · понятийный аппарат; · методологию исследовательской и проектной деятельности; · виды источников информации; Обучающийся будет уметь: · формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; · выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; · определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; · применять различные методы исследовательской и проектной деятельности; · составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; · грамотно цитировать источники, оформлять ссылки; · оформлять и презентовать исследовательскую и проектную работу
3. Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов | ||||||||||||||||||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Особенности исследовательской работы. | 1 | 0 | 1 | ||||||||||||||||||||
2 | Актуальность исследования. Тема. Гипотеза. Объект и предмет исследования. | 2 | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||
3 | Постановка цели и задач. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
4 | Методы исследовательской деятельности. | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||
5 | Процесс исследования. | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||
6 | Формулирование выводов и оценка полученных результатов. | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||
7 | Оформление результатов исследования. | 0 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||
8 | Представление результатов исследовательской работы. | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||
9 | Отличия и сходства исследовательской и проектной деятельности. | 1 | 0 | 1 | ||||||||||||||||||||
10 | Виды проектов. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
11 | Этапы создания проекта. | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||
12 | Защита проекта или исследовательской работы. | 0 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||
Итого: | 11 | 25 | 36 |
Содержание обучения
Тема 7. Оформление результатов исследования.
|
Образовательная форма: беседа, ситуационные задания.
Требования к оформлению исследовательской работы. Стиль написания работы. Оформление сносок. Оформление списка литературы. Виды источников. Корректное оформление ссылок на интернет-источники. Оформление приложений. Правила создания презентации.
Термины: источники, сноски.
Тема 10. Виды проектов.
Образовательная форма: беседа, познавательная игра.
Классификация проектов (по продолжительности, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся и др.). Виды проектов: информационный, творческий, исследовательский проект и другие.
Термины: виды проектов.
Список литературы
1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
3. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С. 7-10.
4. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 13-15.
5. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
6. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39-43.
7. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка «Первого сентября»).
8. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
9. Гайфитулин М.С. Проект «Исследователь» / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.
10. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.
11. Громова Т.В. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.
12. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
13. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.
|
14. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.
15. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.
16. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 – 23.
17. Зуев А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.
18. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.
19. Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
20. Игнатьева Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33.
21. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М.: Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).
22. Каримуллина О.В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65.
23. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.
24. Комиссарова О.А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18.
25. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2006. - № 6. - С. 47-52.
26. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с.
27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.
28. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
29. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84.
30. Леонтович А.В. Комплексная исследовательская экспедиция / А. Леонтович // Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 207-214.
31. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.
32. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя).
33. МеняеваИ.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15.
34. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2002.- № 40. - С. 7.
|
35. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.
36. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 148.
37. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47-52.
38. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
39. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.
40. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.
41. Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И. А. Подругина, О. В. Сафонова. — М.: Просвещение, 2013. — 128 с.
42. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей / К. Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
43. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.
44. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.
45. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.
46. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.
47. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - № 1. - С. 6-8.
48. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: научно-методический семинар № 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.
49. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков: ПГПИ, 2001. - 46 с.
50. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации / Е. М. Сыров // Педагогическая мастерская. - 2006. - № 3. - С.13 - 8.
51. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.
52. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.
53. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н. П. Харитонов // Биология в школе. – 2004. - №6. - С. 59.
54. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.
55. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2. - С. 46-54.
56. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 3-5 |
2. Планируемые результаты | 5-6 |
3. Учебно-тематический план | 7 |
4. Содержание | 7-10 |
5. Контрольно-оценочные средства | 10-13 |
6. Условия реализации | 13-14 |
7. Список литературы | 14-20 |
1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся» является краткосрочной, составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, направлена на формирование у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века.
Актуальность. Проектно-исследовательская деятельность является средством формирования у обучающихся ключевых навыков и компетенций XXI века. Развитие у детей критического и креативного мышления способствует развитию важных личностных качеств, успеху обучающихся в разных предметных областях, расширению кругозора. Эти качества станут основой успешности в быстро меняющихся условиях жизни и ускоренном темпе развития российского общества.
Проектно-исследовательская деятельность - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции». Эта деятельность включает в себя высокое эмоциональное содержание, затрагивает нравственные и психологические стороны развития, способствует познавательной активности каждого обучающегося.
Исследовательские и проектные умения предполагают овладение важнейшими навыками в постановке целей, выдвижении и доказательстве гипотез, анализе и систематизации различных источников информации, написании логически структурированного текста исследования, его презентации и защиты. Программой предусмотрено целенаправленное формирование основ исследовательской культуры обучающихся.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Проектно-исследовательская деятельность является стимулом развития самостоятельности и личной ответственности ребенка.
В качестве отличительной особенности программы можно выделить ее универсальность применения. Существующие программы, посвященные проектной и исследовательской деятельности, предназначены для освоения обучающимися начального, среднего и старшего звена школы по конкретной предметной области знаний. Данная программа предназначена для реализации педагогами любой категории: педагоги дополнительного образования различной направленности, тренеры-преподаватели спортивных школ, учителя общеобразовательных школ.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует подготовке обучающихся к мероприятиям различного уровня, связанным с проектной и исследовательской деятельностью, а также защите индивидуальных проектов при окончании основной и средней школы.
Возраст обучающихся по программе составляет 11 – 14 лет. Проектно-исследовательская деятельность является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения.
Особенности организации образовательного процесса. Программа является краткосрочной, продолжительность одного занятия 2 часа, согласно составленному расписанию учебных занятий.
Условия набора. Набор на обучение осуществляется на добровольной основе без предварительного тестирования. Для обучения в программе формируются группы по 15 человек.
Форма обучения. Программа реализуется в очной форме,учебные занятия проходят в аудиториях. Предусмотрены традиционные учебные занятия, а также деловые, ролевые игры, образовательные события.
Цель программы – формирование у обучающихся базовых представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
Задачи:
· способствовать развитию навыков коммуникативной, учебно-познавательной, исследовательской деятельности, критического мышления;
· способствовать формированию у обучающихся базовых представлений об исследовательской и проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;
· содействовать формированию устойчивого интереса к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
· развивать у обучающихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности, умение планировать организовывать свою деятельность;
· способствовать формированию у обучающихся потребности в целенаправленном самообразовании;
· развивать навыки презентации результатов своей деятельности.
Планируемые результаты
Личностные
· развитие личностных качеств: трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, независимость мышления, способность к концентрации внимания, наблюдательность;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные
· умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, использование);
· формирование умения работать с разнообразными источниками и литературой;
· умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
· способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные
Обучающийся будет знать:
· понятийный аппарат;
· методологию исследовательской и проектной деятельности;
· виды источников информации;
Обучающийся будет уметь:
· формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
· выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
· определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
· применять различные методы исследовательской и проектной деятельности;
· составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
· грамотно цитировать источники, оформлять ссылки;
· оформлять и презентовать исследовательскую и проектную работу
3. Учебно-тематический план
№ |
Название темы
Количество часов
Содержание обучения
Тема 1.Введение. Особенности исследовательской работы.
Образовательная форма: проблемообразующая беседа.
Что такое исследование? Понятие исследовательская деятельность, исследовательская культура. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Исследовательские способности, пути их развития. Использование научного метода. Объективность исследования. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Термины: исследовательская деятельность, научный метод, объективность.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.092 с.)