Основные модели, виды консультативной помощи семне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные модели, виды консультативной помощи семне



 Широко развиты в зарубежных странах Центры семейного воспитания и семейной консультации. Работа в этих центрах имеет преимущественно психолого-педагогический характер и ее основная цель – помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели к нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей и самих родителей.

Основная форма работы с семьей – беседа, причем, она осуществляется только на добровольной основе. Практикуются и относительно новые формы социально-педагогической помощи семье: непосредственное участие социального работника в жизни семьи, когда по добровольному соглашению с клиентом социальные работники наблюдают жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения специалисты обсуждают вместе с членами семьи и вместе ищут выход из создавшейся ситуации. Эта работа довольно сложна, она требует длительного сотрудничества с семьей и возможна лишь при согласии всех членов семьи. Она используется в тех случаях, когда другие формы консультации и социального обслуживания оказались не очень результативными.

В настоящее время консультативная помощь семье и детям становится все более дифференцированной за счет возросшей специализации социальных работников. Например, в Германии помимо центров семейной консультации, работают специальные консультационные центры для молодежи, для матерей и отцов – одиночек, для детей, употребляющих алкоголь и наркотики, а также детей, совершающих правонарушения, суицид.

Контактная модель работы с семьей в Швеции. Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала действовать в Швеции с 1982года. Суть ее в том, что местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении.

Подбираемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать, поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет: 1

- расширить сеть обслуживания клиента;

- предотвратить отчуждение родителей и детей;

- дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и иметь в качестве образца человека мужского или женского пола;

-дать родителям возможность провести выходные по собственному усмотрению;

-поддерживать родителей в их родительской роли.

Контактная модель используется в работе с разными типами семей:

- неполными семьями, находящимися в разводе,

- семьями, употребляющими алкоголь и наркотики,

- семьями,имеющими детей-инвалидов,

- молодыми семьями.

Для работы с семьей по контактной модели готовятся так называемые секретари по контактам, которые являются социальными работниками и выполняют только эту функцию. Исследователи отмечают, что социальные работники, специализирующиеся на этой работе, обычно очень заинтересованы в ней, долгое время остаются на этой работе, поскольку она позволяет увидеть положительную обратную связь со стороны семей для контакта и клиентов. Кроме этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают интересующие темы на основе заранее составленного плана. Обсуждаться могут, например, такие темы как: риск для детей; помощь избиваемым женщинам;. семейные отношения; работа в качестве лиц для контакта.

Опыт шведских специалистов показывает, что очень важно привлекать людей к планированию образовательных программ. Когда принято решение представить, например, одинокой матери семью для контакта, устраивается встреча этой матери с секретарем службы. Это необходимо для осуществления лучшего выбора. Как говорят шведские специалисты, профиль клиента должен быть как можно более ясным и четким. Обычно первая встреча с клиентом, которую секретари называют «печем пироги», посвящена повседневным делам. Родителю необходимо дать возможность разговориться о своих детях, атмосфере в семье. При этом очень важно, чтобы клиент почувствовал заинтересованность специалиста в семейных делах и благополучном разрешении проблемных ситуаций..

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечение возможностей личностного роста.

Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации – «веера решений».

Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время является когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой – рационально-эмотивная терапия, системный направление и эмпирическое.

Принципы и правила семейного консультирования:

1. Установка рапорта (контакта) и присоединение консультанта к пациентам.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета-моделирования и терапевтических метафор.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта.

Эта часть проведения консультирования признается многими специалистами одной из важнейших. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения и т.д. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы (в среднем общее время консультирования – 3-6 г) и продолжительность сеанса. Также стоит обсудить периодичность встреч. В практике семейного консультирования обычно сначала – 1 сессия в неделю, а затем – 1 раз в 2-3 недели.

Основные направления психологической коррекции молодой семьи определяются полем психологических проблем конкретной супружеской пары, пришедшей на прием к психологу. Наиболее частыми причинами обращения молодых супругов в психологическую консультацию есть трудности в установлении границ семьи, выработке семейных норм и правил, распределении семейных ролей и обязанностей, сексуальные дисгармонии. Психологическая коррекция супружеским парам в распределении семейных ролей и обязанностей

Этапы консультативной работы с молодой семьей по проблеме распределения семейных ролей и обязанностей:

1.Сбор конкретных жалоб супругов.

2. Выявление представлений о желаемом распределении ролей и обязанностей в семье.

3. Выявление различий между членами семьи, выяснение представлений партнеров о причинах несоответствия поведения одного партнера ожиданиям другого, степени объективности и адекватности претензий.

4. Заключение нового договора о распределении семейных обязанностей. Психологическая коррекция супружеских пар по проблеме установления границ семьи и оптимального баланса близости / удаленности между супругами.

При нарушении внешних границ семьи задачей консультанта является:

-оказание помощи супругам в осознании данного факта,

-выявление отношения каждого из супругов к факту нарушения внешних границ семьи,

-определение желаемой модели отношений семьи с окружением,

-поддержка выбора супруга.

  При нарушении внутренних границ задачей консультанта является:

-выявление типа нарушения внутренних границ путем определения психологической дистанции между супругами;

- обсуждения с супругами особенностей их эмоциональной близости;

- выявления потребностей супругов в изменении их отношений;

- определение желаемой модели отношений и поиск способов изменения отношений между супругами;

- предоставления необходимой поддержки супругам в этом процессе.

6.3 Семейная психотерапия как самостоятельный вид психологической помощи

Семейная психотерапия как самостоятельный вид психологической помощи возник в 60-ые годы XX века в США. У края ее истоков стояли такие классики психотерапии, как Муррей Боуен, Джей Хейли, Виржиния Сатир, Сальвадор Минухин, Карл Витакер и другие блестящие терапевты. Основная отличительная особенность семейной психотерапии заключается в том, что она ориентирована на семью как группу взаимозависимых индивидов, исполняющих совместный «танец», где частная проблема одного члена семьи представляется одной из ряда в их совместном взаимодействии. Любые изменения в одном из членов семьи неминуемо вызывают реакцию во всех последних, какие иногда поддерживают эти изменения, но чаще стремятся вернуть все в исходную позицию.

Психотерапевтами разных школ и направлений давно был отмечен тот факт, что возвращение в реальную семью после курса индивидуальной терапии может погубить сами обнадеживающие изменения в пациентах, отбросив их к прежним моделям поведения. Парадоксальными последствиями успешной индивидуальной терапии могут быть также резкое ухудшение супружеских взаимоотношений, возникновения новых проблем и заболеваний, у остальных членов семьи. Известно, например, что после лечения человека от алкоголизма, жены в 15 % случаев расстаются на протяжении года. Попытки предотвратить подобные явления дали импульс развитию семейной психотерапии, где как объект терапевтической помощи начала выступать вся семья в целом, а целью работы стало скорее изменение стереотипов взаимоотношений, чем персональных характеристик ее членов.

Состав участников терапии. Поскольку семейный терапевт стремится помочь семье лучше функционировать как команде, он склонен также приглашать на прием нескольких членов семьи. В данное время семейная терапия достаточно гибкий подход и может включать индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами, нуклеарной семьей (родители и дети) или с многопоколенческой, распространенной семьей, которая включает бабушек, дедушек и других родственников, делая при этом акцент на совместной встрече и планируя создание условий для изменения во всей семейной системе.

Обычно, если есть проблемный ребенок, то семейный терапевт постарается задействовать всех членов семьи, которые живут под одной крышей, особенно обоих родителей. Часто конфликт между матерью и ребенком развивается без видимого участия в нем отца, однако часто обостряется именно по причине его пассивной позиции. Каждый член семьи, который даже перебывает на периферии семейной драмы, вносит в нее вклад своим действием или бездеятельностью. Кроме того, члены семьи, что находятся в стороне от конфликта, могут как наблюдатели предоставить терапевту важную информацию о проблеме. Если супруги формально разведены, однако ж испытывают состояние эмоциональной незавершенности развода, семейный терапевт может пригласить на загальну|спільну| консультацию мужчину, который живет отдельно от семьи.

Длительность терапевтического курса. По длительности много школ семейной терапии принадлежат к разряду кратковременных видов терапии и не превышают, как правило, 15-20 встреч. Обычно семейный терапевт видится с семьей раз в неделю по часу-полтора. Иногда, в ситуации острого кризиса, встречи с семьей могут проходить 2-3 раза в неделю. Представители миланской школы семейной терапии (Кикимора Сельвини Палаццоли и др.) считают оптимальными два-три часа сессии раз в месяц, работая с семьей год-полтора. Однако, наиболее типичным является терапевтический курс от двух до шести месяцев с встречами в среднем раз в неделю.

Роль семейного терапевта. Семейный терапевт стремится совмещать контроль над процессом работы с нейтральной позицией по отношению к членам семьи. Обычно семейный терапевт достаточно активно вмешивается в то, которое происходит: ставит вопрос, проверяя свои гипотезы, предлагает упражнения, просит членов семьи выполнить те или другие домашние задания. Режиссируя взаимодействия, он стремится обеспечить безопасность и поддержку всем участникам встречи, выступая в роли посредника. Для него важно, чтобы право голоса имели все члены семьи и каждый смог бы выразить свою точку зрения. Поэтому он часто придерживает разговорчивых и поощряет молчаливых участников обсуждения. Кроме этого, терапевт помогает членам семьи переформулировать их высказывания, чтобы они не носили откровенно обидчивую форму, регулируя тем самым уровень стресса у него в кабинете.

Специфика и цели семейной терапии. Основной отличительный признак семейной терапии от других психотерапевтических направлений заключается не только в присутствии на психотерапевтическом сеансе более одного человека. Семейный терапевт развивает принципиально отличительное понимание, он размышляет о семье в терминах диад и триад, внутрисемейных коалиций, семейных ролей и циклов взаимодействий между людьми. Семейный| терапевт исходит из того, что люди, составляющие семью, находятся так или иначе под воздействием правил функционирования данной системы, а не под воздействием своих потребностей и мотивов. Система определяет порядок существования ее элементов. Терапевт, встречаясь с семьей в разном составе, может заметить, что присутствие других членов семьи существенно меняет поведение клиентов.

Концептуальную основу современной системной семейной терапии составляет общая теория систем, разработанная биологом Людвигом фон Берталанфи, для которой характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей, и б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Семейные терапевты разных направлений отличаются один от другого целями, которых они пытаются достичь в ходе терапии. Однако все сходятся в том, что решение представленных семейных проблем и облегчение симптомов без возникновения новых симптомов у каких-либо членов семьи является минимальным заданием терапии. Другой общепризнанной целью семейной терапии является помощь семьи в разрешении типичных заданий жизненного цикла.

Идея о жизненном цикле семьи достаточно простая. Широко известные представление об индивидуальных периодизациях развития (З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э. Эриксона, Д. Эльконина и др.), кризисах развития ребенка, подростковом кризисе, кризисе среднего возраста и др. Наблюдения за семьями показывают, что развитие семьи также движется по стадиям с четко выраженными кризисными переходными периодами между ними. (Период ухаживания, брак без детей, жены с маленькими детьми, фаза зрелого брака, стадия, когда дети покидают родительский дом, фаза «пустого гнезда» и так далее). Супруги, которые совсем недавно вступили в брачный союз, имеют в целом, другие проблемы по сравнению с парами, женатыми 20 лет. Родители маленьких детей не встречают те трудности, что родители подростков. Известно, что наиболее сильные кризисы в семье возникают, когда в семью кто-то приходит (рождение детей, появление отчима или мачехи) или кто-то уходит по тем или иным причинах (смерть, развод, вступление в брак детей и т.д.).

В переходные периоды между стадиями жизненного цикла перед членами семьи встают новые задачи, что требуют серьезной перестройки их взаимоотношений. Именно в переходный период семья ищет помощи в специалистов, потому что не видит возможностей приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Чтобы перейти на новый уровень своего развития, семье как системе необходимо поработать над качественными изменениями в своей структурной организации, адаптировать к текущей ситуации стиль семейных взаимоотношений и приобрести новое видение своих членов.

Пути достижения перечисленных стратегических целей семейной терапии во многом зависят от уникальных особенностей каждой конкретной семьи, а также от успехов самого семейного терапевта. Психотерапевтическая работа с семейной историей позволяет осознать семейные сценарии и сменить негативные модели поведения, вынесенные с родительских семей. Когда это происходит, супруги получают возможность по-новому строить отношения со своими детьми, друг с другом и своими собственными родителями.

Контрольные вопросы

1. Какие типы семьи характерны для настоящего времени?

2.В чем проявляются особенности оказания психологической реабилитация женщин и детей, пострадавших от насилия в семье?

3.Какая модель работы с семьей получила признание в Швеции и в чем раскрывается ее сущность?

4. Какие виды консультативной помощи оказываются современной семье?

5. Что представляет собой семейная психотерапия как самостоятельный вид психологической помощи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.018 с.)