Общие характеристики методов практической психологии в социальной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие характеристики методов практической психологии в социальной работе.



Психология как наука имеет свой предмет и свои методы. Метод – это путь познания, это способ, с помощью которого познается предмет науки. Согласно классификации Б. Ананьева, выделяют четыре группы методов психологических исследований: организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретации данных.. К организационным методам относятся: сравнительный метод, который реа-лизируется сопоставлением групп испытуемых, которые отличаются по возрасту, виду деятельности и т.д.; лонгитюдный метод, предусматривающий многие разовые обследования тех же лиц на протяжении длительного времени; комплексный метод, когда объект изучают комплексом средств в соответствии с поставленной целью.

К эмпирическим методам относят: наблюдение, самоспосте-дения, психодиагностические методы (анкеты, опросники, тесты, социометрия, референтометрия, беседа, интервью); анализ продуктов действие-ности; биографический метод. Методы обработки данных – это количественные (факторный анализ, определение коэффициентов корреляции и др.) И качественные методы. К интерпретационных методов относятся генетический метод анализа психологических данных в процессе развития с выделением но-воутворень, противоречий и тому подобное; структурный, системный метод, который предусматривает установление связей между структурными составляющими объекта исследования.

Методы психологической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно-обоснованны способы психологически целесообразного взаимодействия, организации и самоорганизации его жизни, психологичного влияния на его сознание и поведение, стимулирования его деятельности и самовоспитания.  Кроме того выделяют методы формирования сознания личности; методы стимулирования деятельности и поведения индивида; методы организации познавательной, практической деятельности и поведения. Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, человек руководствуется в своем поведении

Существуют различные подходы к воспитанию и формированию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В случае, когда модификационная методика используется для воздействия на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития, то использование данной методики крайне полезно. В случае, когда изменение поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежении ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллировать к собственной воле и воле человека, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, способный самостоятельно мыслить и развиваться.

Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему вирозиты мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

Контрольные вопросы

1.В чем состоит специфика психологической практики в социальной работе?

2.Какие виды, функции и психологические составляющие характерны для общения?

3. Какие качества значимы для делового общения?

4.Что представляет собой коммуникативный барьер и его виды?

5.Какие основные визуальные средства используют в общении?

6.Как происходит превращение группы в коллектив?

7.Что представляет собой конфликт и управление им?

 

 


Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

План

5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования

5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования

5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях

5.4 Психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе

5.5 Практическая психология в начальной и средней общеобразовательной школе

5.6 Практическая психология в высшей школе

5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования

 

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. Выделяют два подхода к этой сфере социальной работы: социальные работники либо входят в состав персонала школы, либо объединены в специальные службы обеспечения образования. Первый подход имеет место, например, в Германии, второй – в Великобритании.

Независимо является ли социальный работник штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же. В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом. Социальные работники в Великобритании прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. Особой заботой социальных работников являются дети, подвергающиеся жестокому обращению, страдающие от материнской депривации, и дети-инвалиды. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, врачей, полиции и пр.

В задачи указанной службы в Великобритании входит и оказание помощи детям, которые временно или окончательно исключены из школы. В этом случае социальный работник должен помочь родителям устроить ребенка в другое учебное заведение, наладить детско-родительские отношения. Специалисты этой сферы также осуществляют наблюдение за выполнением правовых норм труда детей, выясняют причины длительного отсутствия детей в школе, осуществляют материальную помощь. Социальные работники школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной. В развитых зарубежных странах социальные работники есть и в высших учебных заведениях. Там они помогают студенческим организациям защищать свои права, организовывать жизнь в общежитиях, помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам инвалидам. Нередко социальные работники преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу.

Развитие практической психологии как научной дисциплины для системы образования обусловлено в значительной степени многоотраслевым развитием самой психологической науки. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности. Развитие практической психологии, по сути, является ответом на социальный заказ общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Развитие практической психологии в настоящее время идет интенсивными темпами. Она стала не только приоритетной областью знания во многих отраслях науки, но и самым востребованным разделом психологии. В настоящее время происходит обобщение накопленного эмпирического материала, методических приемов работы психологов в системе образования, и описание всего множества проблем деятельности психолога с точки зрения реальной практики, возможного внедрения в различные сферы деятельности человека.

Внимание практической психологии направлено на индивида, личность, испытывающую определенные психологические трудности и напряжение в решении конкретных жизненных проблем, переживающую события кризисного или катастрофического характера. К основным результатам профессиональной деятельности практического психолога относят обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жизненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-личностными особенностями.

Психологическая служба в системе образования действует для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, своевременного выявления трудностей, проблем и условий индивидуального развития личности, коррекции межличностных отношений всех участников педагогического процесса, профилактики отклонений в индивидуальном развитии и поведении. Она является системой, которая направлена прежде всего на индивидуальную работу с человеком с целью максимального выявления их творческих способностей и условий их развития, формирования здорового образа жизни, преодоления кризисных жизненных ситуаций.

Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками сущности их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Содержание и система работы обусловливают ряд основных требований к организации психологической службы в системе образования. К ним относятся:

- применение специфических методов и приемов воздействия на поведение человека, требующих высокого профессионализма;

-высокая ответственность специалистов за результаты диагностической и коррекционной работы и за те советы, которые они дают;

-анонимность в работе и необходимость дозированного предоставления информации специалистам разного профиля, родителям, детям;

- работа с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в состоянии депрессии, стресса, внутриличностного или межличностного конфликта, имеют определенные органические или психические заболевания, отличаются от других нестандартными фор мамы поведения.

Такие условия работы предусматривают организацию в структуре ведомства отдельного относительно независимой службы со своей структурой подчинения, ответственности и управления. Каждый сотрудник этой структуры, каждое должностное лицо не суть персональную ответственность за содержание и результаты работы, за компетентность принимаемых решений.

 

5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования

Большинство практических психологов осуществляют свою профессиональную деятельность являясь сотрудниками конкретных организационных структур в системе образования: детских садиков, школ, интернатов, консультаций, агентств и т.д., что влечет за собой необходимость соблюдать нормы и правила, которые приняты в данном учреждении. 

Внутренняя позиция психолога по отношению к организации определяет сам характер приложения сил. При этом в первую очередь подразумевается административная подчиненность психолога руководству организации, которая зачастую переходит рамки должностного соответствия и распространяется на область профессиональной этики (проблемы конфиденциальности получаемой информации, защита интересов клиента, нейтральность участия в конфликтных ситуациях и т.п.). Решение ситуаций, связанных с морально-этическими конфликтами, когда требования данной организации вступают в противоречие с профессиональными и этическими принципами практической психологии. В каждом конкретном случае практический психолог должен подходить к решению подобных вопросов со всей ответственностью. Четкое осознание психологом своего местоположения в структуре организации поможет предотвратить возникновение подобного рода конфликтов и значительно облегчит процедуру их разрешения. Внутри организации психолог, как правило, занимает определенную иерархическую позицию. Психолог «всегда находится в положении подчиненного. В результате руководители относятся к нему без особого трепета, а «низовые» служащие испытывают глубокие сомнения насчет его объективности».

По отношению к субъектам взаимодействия внутри организации психолог может занимать следующие позиции: позиция «под», т.е. находится в подчиненном положении (например, школьный психолог по отношению к директору школы); позиция «рядом», т.е. занимает равную статусную позицию (например, психолог, консультирующий в поликлинике, по отношению к другим специалистам); позиция «над», т.е. психолог может входить в более высокую иерархическую структуру (например, в состав совета директоров). Исследуя особенности этих позиций, некоторые психологи отмечают, что во всех этих случаях на передний план выходят внутриорганизационные, вполне открытые и скрытые тенденции распределения ответственности и борьбы за власть, что иногда довольно сильно осложняет профессиональную деятельность психолога. Не во всех организациях статус психолога, а также уровень его влияния на внутриорганизационные процессы определены должностными инструкциями, во многом это зависит от личности самого психолога и сложившихся отношений в коллективе. Для начинающего психолога определение своего статуса и своей позиции внутри коллектива – одна из основных задач на начальном этапе работы. Неопределенность в этом вопросе и нечеткость профессионального самоопределения создают проблемы и отвлекают внимание от непосредственной работы.

Один из способов решения этих проблем является поиск своей профессиональной и социальной ниши, что предполагает создание своего кабинета, сектора, подразделения в организации, где психологи могли бы работать, следуя нормам собственно психологического профессионализма. Этим они отчерчивают зону своей ответственности, создают себе более или менее комфортную среду обитания и отграничивают себя от прочих служащих организаций, утверждая свою профессиональную позицию в ней. Оборотной стороной такого дистанцирования в рамках организации становится превращение психологического подразделения в своеобразную резервацию, связи которой с «внешней средой» ограничены. Проблема выбора психологом своей профессиональной позиции в системе взаимодействий в организации поднимает вопрос о степени свободы психолога и его независимости от внутриорганизационной динамики социально – психологических процессов. В ситуации внутриорганизационного конфликта психолог не должен занимать сторону ни одной из противоборствующих группировок, он обязан хранить нейтралитет, и уклонятся от участия в конфронтациях и интригах.

Позиция нейтралитета и неучастия в конфликтах способствует беспристрастности психолога, что обеспечивает адекватный анализ ситуации и получение объективной информации. Например, такая отстраненная позиция психолога наиболее предпочтительна в ситуации производственного конфликта между администрацией школы и учительским коллективом. Это относится также к профессиональному отбору при приеме на работу, когда психолог не должен проявлять свои предпочтения по отношению к кому-либо из претендентов на вакантное место в организации. Аналогичным должно быть поведение практического психолога при решении вопросов карьерного роста и продвижения по служебной лестнице кого-либо из сотрудников. Однако не всегда позиция нейтралитета и беспристрастности приемлема. В частности, психолог может занять особую пристрастную позицию с отстаиванием своих собственных интересов (например, корпоративных интересов своего подразделения) и участвовать в социально-психологических процессах наравне с другими. В таком случае отношения психолога с организациями могут быть установлены в процессе переговоров и закреплены официальными и неофициальными соглашениями, хотя на сегодняшний день трудно привести удачные примеры реализации такой стратегии.

Наряду с описанными особенностями работы практического психолога в структуре организации необходимо обратить внимание на специфику изменений взаимодействий психолога с другими участниками профессионального процесса. В случае, когда психолог работает самостоятельно, не является сотрудником какой-либо организации (например, частнопрактикующий специалист), действует наиболее простая схема: психолог – клиент. Однако, эта ситуация лишь на первый взгляд кажется простой. В реальности структура взаимодействия включает в себя более широкий ролевой репертуар, так как каждый из двух участников может совмещать несколько ролей.

Система ролевых взаимоотношений психолога в структуре организации значительно шире и сложнее. В качестве удобной модели, описывающей пространство профессиональной деятельности психолога в организации, можно использовать концепцию ролевого кольца, которое состоит из следующих наиболее важных ролей: клиента, заказчика, спонсора, посредника, подрядчика и исполнителя. Функциональный подход описывает позиции психолога по отношению к Клиенту. Выделяют следующие позиции психолога: эксперт, учитель, консультант.

Позиция эксперта подразумевает наличие какого-то уже готового продукта деятельности и необходимо как-то квалифицировать данное событие, оценить возможные последствия, дать прогноз. Эксперт – носитель специализированных знаний и опыта, поэтому от эксперта ждут заключений в пределах приписываемой ему компетенции. Авторитетность экспертных суждений психолога зависит от: 

- связи между объектом экспертизы и отраслью знаний, представляемых экспертом;

- авторитетности самой отрасли знаний;

- формальных атрибутов профессионализма самого эксперта (научная степень, звания, знания, занимаемая должность);

- доверия, которое возникает у заказчика лично к эксперту;

- согласованности с экспертными оценками специалистов из других областей в случае комплексной экспертизы. Позиция учителя означает не простое изложение каких-то сведений.

Запрос клиента не всегда строится на любознательности. Наиболее типичным является ожидание знаний в особой пригодной к немедленному практическому употреблению, форме. В связи с этим значительную часть профессиональной подготовки психолога должно составлять владение методами активного обучения. Позиция консультанта означает его включение в сам ход деятельности, выполняемой клиентом на момент запроса. Передача консультантом специальных знаний и умений клиенту носит точечный характер в тех объемах и формах, которые необходимы на каждом отдельном этапе осуществляемой деятельности Таким образом, внутриорганизационная позиция психолога оказывает существенное влияние на специфику его работы, принципы деятельности и систему профессиональных взаимодействий. Четкая ориентация, осознание психологом своей позиции внутри организационной структуры и беспристрастность в конфликтных ситуациях предупреждают трудности в решении профессиональных задач.

К основным видам деятельности практического психолога относятся: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая прогностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие.

Психологическая диагностика может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле она сближается с измерением вообще или с психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий и практикой использования психологического знания. В более узком смысле психологическая диагностика понимается как измерение индивидуально-психологических особенностей личности, основу которого составляют классификация и ранжирование людей по психологическим и психофизиологическим признакам.

Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающего надежность и достоверность полученных данных. В психодиагностическом обследовании можно выделить три основные этапа: сбор данных; переработку и интерпретацию данных; вынесение решения (диагноз и прогноз). Таким образом, психодиагностическая работа практического психолога предусматривает выбор метода или конкретной методики исследования, которая максимально отвечала бы целям и задачам исследования.

Психологическая экспертиза направлена на определение психических качеств, способностей и перспектив развития отдельной личности, структуры и содержания общения в коллективе для различных органов управления образованием, оценка психологически-педагогической эффективности новых технологий обучения и воспитания детей, подростков, молодежи, оценка субъективной ценности обучения.

Психологическая прогностика – это разработка, апробация и применения моделей поведения группы и личности в различных условиях жизнедеятельности, проектирование содержания и направлений индивидуального развития ребенка и составление на этой основе жизненных планов, определения тенденций развития групп, межгрупповых отношений и образовательной ситуации в регионе, участие в планировании образовательной политики. Консультативно-методическая помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса по обучению, воспитанию и развитию детей и подростков, помощь органам государственного управления образованием в оценке профессиональной пригодности педагогических и управленческих кадров.

Психопрофилактическая работа связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др., с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции. Это может быть так же работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятии.

Психопрофилактика касается так же превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений. Профилактикадолжна быть систематической работой, направленной на своевременное предупреждение отклонений в развитии личности, возникновения конфликтов и проблем в межличностных отношениях, на предотвращение создания конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога. Оно включает в себя индивидуальное консультирование, профконсультирование, консультирование родителей, преподавателей и многое другое. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.

Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с решением супружеских проблем, детско-родительских отношений, добрачных проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка на разных возрастных этапах, в том числе в периоды возрастных кризисов. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах.

Психологическая коррекция – это осуществление психологических мероприятий для устранения отклонений в индивидуальном развитии и поведении, в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, преодоления различных форм девиантного поведения, алкоголизма, наркомании и т.д. Социально-психологическая реабилитация – это оказание социальной и психологической помощи детям, подросткам, молодежи, взрослым, находящихся в кризисной жизненной ситуации, по страдали от социальных, природных и технических катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы и т.д., с целью адаптации к новым условий жизнедеятельности, обучения, развития.

Коррекционная и развивающая деятельность. Деятельность психолога по устранению отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и работа по развитию его способностей называется коррекционно-развивающей. Психокоррекционная деятельность тесно связана с диагностико-коррекционным воздействием. Практический психолог ставит диагноз, на основе которого разрабатывает коррекционную программу развития, и сам осуществляет значительную часть коррекционной работы. Диагностико-коррекционное воздействие проводится по результатам обследования и предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и как они соотносятся с возрастными особенностями испытуемых.

Диагностико-коррекционная деятельность предполагает выполнение ряда действий: изучение практического запроса, формулировку психологической проблемы, выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор методов исследования, использование этих методов, формулировку психологического диагноза, разработку рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. Рекомендации должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Психолог несет полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов:

1. Принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении.

2. Второй важный принцип – принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели – формирование полноценного члена общества.

3. Третий фундаментальный принцип – принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами. Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога.

Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой – бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности.

Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип – принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества (включенность в профессиональную общность) осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Психологическая служба образования – не просто важная часть целостной системы образования, она – интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов.

 

5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, поскольку, по его мнению, у них разный круг изучаемых проблем. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. В то же время прикладная детская психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки – детской практической психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи. Развитие детской практической психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этой науки, что было сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объективных методов психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественнонаучным (например, антропометрии). Одним из первых поиски таких новых способов измерения психических качеств начал английский ученый Ф. Гальтон. Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку и метода тестов. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в лаборатории Гальтона и в дальнейшем прочно вошел в науку. Статистический подход – применение серии тестов к большому числу индивидов – выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов. Это получило большое практическое применение, а дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование важнейших психологических параметров (память, мышление, личность) по существу изменило общий облик психологической науки.

Прежде всего необходимо было разработать психологические тесты, которые не только по своей объективности не уступали бы способам антропометрической диагностики, но в то же время являлись бы именно психологическими методами, направленными на изучение познавательного развития детей. Одним из первых такие методы, позволяющие быстро и надежно определить уровень интеллекта детей, разработал французский ученый А. Бине.

В истории развития детской психологии и педологии выделяют несколько этапов:

I этап (1900-1907) – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по практической психологии;

II этап (1908-1917) – разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность;

III этап (1918-1924) – период становления советской детской практической психологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Это происходит на фоне общего подъема и многообразия культурной жизни страны. Особенно важны для практической психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого и других педагогов;

IV этап (1925-1928) – период консолидации разных групп и течений в детской психологии и педологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах;

V этап (1929-1931) – период интенсивного развития детской психологии и педологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Однако в этот же период начинаются нападки на практическую психологию, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться;

VI этап (1932-1936) – в этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерархической системой отношений между людьми. Идеологизация науки сказывается и на дальнейшем развитии детской практической психологии. Ликвидация в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу привели к еще большему отрыву психологической теории от практики. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнорировании требований школы. Эта критика как действительных, так и навязанных педологии ошибок привела к постановлению 1936 г., которое практически запретило детскую практическую психологию.

В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Вновь появилась необходимость привлечения психологов к работе в образовательных учреждениях, благодаря усилиям многих ученых.

Во многих странах в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.067 с.)